Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе на тему: «Зима. Дикие животные зимой».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ачаева Светлана Владимировна

Конспект с элементами нейро-гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_s_neyro.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе на тему: «Зима. Дикие животные зимой».

Цель: развитие лексико-грамматических представлений по лексической теме «Зима. Дикие животные зимой».

Коррекционно – образовательные задачи: 

- закреплять знания детей о зиме, зимних приметах;

-закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках;

- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, лось, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, логово; дикий, хищное, травоядное, голодный, злой, менять, линять, спать, добывать, охотиться);

- закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных;

- закреплять зрительно-пространственные представления при употреблении предлогов;

 - развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове);

- совершенствование навыка слогового анализа слов;

- обучение составлению рассказа с использованием мнемотаблицы, являющейся зрительным планом изложения.

Коррекционно – развивающие задачи:

развивать познавательные интересы у детей, развитие связной речи, слухового и зрительного внимания, логического мышления, общей и мелкой моторики.

Коррекционно – воспитательные задачи: 

-формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;

-воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: макеты деревьев, пенёк, ноутбук, проектор, экран, указка, колокольчик, предметные картинки диких животных, контейнер с квадратиками жёлтого, голубого и зелёного цвета, костюм сороки, конверт, мнемотаблица для составления рассказа, магнитная доска, комплекты магнитов, дидактическая игра «Кто где живёт?», карточки с изображением зайца и волка.

Ход занятия

І. Организационный момент.

Игра «снежок»

Цель: настроить детей на доброжелательный лад.

-Ребята, давайте поприветствуем наших гостей!

А теперь я вам предлагаю поприветствовать друг друга с помощью игры в «снежок». Дети стоят в кругу, называя имя соседа, передают друг другу «снежок» держа его указательным и большим пальцами. пока «Снежок» не обойдет весь круг. Называя имя соседа с права. Например: Здравствуй, Ваня!

Садятся на стульчики.

ІІ. Основная часть.

 Д/у «Отгадай загадку».

Цель: учить детей отгадывать загадку, анализируя все названные в ней признаки предмета, понимать смысл образных выражений.

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал?  (зима)

Беседа о зиме.

Какие же перемены принесла зима в нашу жизнь? (стало холодно, дети и взрослые одеваются теплее, земля твердая, замёрзшая, замёрзли лужи, выпал снег, дети катаются на санках, лыжах).

Дети повторяют движения за логопедом «Зимние забавы» (развитие межполушарных связей)

Путешествие в зимний лес.

Интересно, что же происходит сейчас в лесу? Хотите узнать? Я предлагаю вам совершить воображаемое путешествие в лес. 

 Для этого нужно выполнить со мной следующие движения: (под музыку)

- Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись, руку правую вперед, ногу левую назад, а теперь остановись и немножко покружись! 

Мы попали в дивный лес!

«Зимний лес» (дети выполняют упражнения на песко столе,с использованием манки, повторяя их за логопедом)

В зимний лес мы все пришли

И следы зверей нашли

Вот зайчишка в шубке белой

По полянке проскакал

И за кустик забежал

Ну а вот лиса-плутовка,

Не найдя пока еды

Тихо-тихо по снежочку

Ходит у норы

По сугробам серый волк

Пробежал и был таков

Из дупла, как из окошка

Выглянула белочка

Распушила серый хвост

Белочка-умелочка

 Скажите, кто мы в лесу? (гости) Как себя нужно вести в гостях?

Ответы детей.

 Ребята, кого мы можем встретить в лесу? Как мы их всех называем? (дикие животные) Почему мы их называем дикими(сами о себе заботятся)

- Молодцы

 Дидактическая игра «Чей хвост?»

Цель: образование и употребление притяжательных прилагательных;  упражнение детей в правильном употреблении предлогов.

-Ой, ребята, посмотрите!

Все звери испугались и спрятались от нас, только хвостики одни торчат. Чьи хвосты вы видите? (заячий, лисий, волчий, беличий).

Где спряталась лиса? (Лиса спряталась под елкой).

А где волк? (Волк спрятался за дерево).

Где находится белка? (Белка сидит в дупле).

Где спрятался заяц? (Заяц спрятался под кустом).

- Молодцы. Всех диких животных мы с вами нашли и кажется, они уже нас не боятся.

 Беседа о диких животных

-Скажите, а каких животных мы не увидим в зимнем лесу? (ёж, медведь, барсук, суслик, енот, сурок). Почему? (Осенью они усиленно питаются, накапливают жир и с наступлением холодов засыпают в своём жилище)

Скажите, а есть ли такие животные, которые меняют цвет шубки зимой. Назовите (заяц, белка). А для чего они это делают? (так они защищают себя от хищников и людей)

 - А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?:

 - Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.

-Молодцы ребята, животные предлагают вам поиграть с ними.

Игра «Закончи предложение»

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.

— Заяц летом серый, а зимой

— Медведь летом гуляет, а зимой.   

— Белка живет в дупле, а лиса

— Заяц добрый, а волк

— У белки хвост длинный, а у зайца

— Лиса пушистая, а ежик.   

Нейрогимнастика

Цель:автоматизация звуков,развитие межполушарных связей.

СА-СА-СА  хитрая лиса

ЖА-ЖА-ЖА есть иголки у ежа

ВУ-ВУ-ВУ мы видели сову

Залетает сорока.

- Посмотрите. К нам в гости пожаловала

  Самая болтливая птица.Это-Сорока

Сорока: Всех за день навещу,

Все, что знаю, растрещу.

                    Вот нашла в  лесу письмо

Но не знаю для кого

Помогите прочитать

И про всех всем рассказать.

- Ребята, давайте поможем сороке. Да это же схемы, которые помогут составить целый рассказ.

Если правильно картинку назвать,

То рассказ можно запомнить и прочитать.

 Составление рассказов – описаний о диком животном по схеме.

Логопед, используя мнемотаблицу, дает первый образец рассказа. Дети по аналогии, опираясь на мнемотаблицу, составляют рассказ.

Примерный рассказ о Зиме.

1.Это волк.

2.У волка есть острые зубы, длинный хвост, сильные лапы, острые уши.

3.Тело волка покрыто серой густой шерстью.

4. Волк устраивает свое жилище в логове.

5. Волк – хищное животное. Он питается мясом.

6. Волк – санитар леса. Он уничтожает слабых, больных животных.

Сорока: Вы такие молодцы.

Письмо прочитали

Все рассказали

По лесу я полечу

Всем животным расскажу, как много вы о них знаете!

Дидактическая игра «Кто, где живет?».

Цель: формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное.

-Ой, ребята, посмотрите

Звери грустные стоят,замела их  всех пурга
           В дом попасть они хотят,
           Но не знают – как, куда?
           Помогите, детвора!

Дети по одному выходят к «бассейну» и достают из фасоли фигурку животного спрятанную в фольге «заселяют» животное в свой дом.

А где живет лиса? (Лиса живет в норе.)

Где спит медведь? (Медведь спит в берлоге.)

Где спряталась белка?  (Белка спряталась в дупле.)

А где зайчик? (Заяц сидит под кустом.)

-Молодцы. С помощью вас все лесные звери нашли свои дома.

А теперь и нам пора возвращаться в детский сад. (звучит музыка)

Вы сначала  улыбнитесь и немного покружитесь.

А теперь остановитесь, на носочки поднимитесь!

Оглянитесь все назад:

Вы попали в детский сад!

ІІІ. Итог занятия

Рефлексия:

-Скажите, где мы сегодня побывали?

 Кого мы там встретили?

Как их назвать одним словом?

Почему их так называют?

 Какие задания нам приготовили животные?

Логопед просит пройти детей к столику, где лежат изображения весёлого зайца и злого волка.

-Ребята, кому понравилось наше путешествие, возьмите картинку зайчика, а кому наше путешествие не понравилось, возьмите картинку волка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНРдля учителей-логопедов Советского районаЛексическая тема: Тр...

Конспект логопедического занятия по формированию лекико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе на тему: ЗИМА

1. Активизация словаря имён существительных, прилагательных, глаголов по теме «Зима». 2. Учить составлять творческий рассказ, используя в речи предложения разных типов. 3. Обучение связности и логично...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"

Конспект занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Мой город - Саранск"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических  средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: " Мой город - Саранск"...

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель»....