Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».
Цель: развитие лексико-грамматических представлений по лексической теме «Зима. Дикие животные зимой».
Коррекционно – образовательные задачи:
- закреплять знания детей о зиме, зимних приметах;
-закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках;
- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, лось, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, логово; дикий, хищное, травоядное, голодный, злой, менять, линять, спать, добывать, охотиться);
- закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных;
- закреплять зрительно-пространственные представления при употреблении предлогов;
- развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове);
- совершенствование навыка слогового анализа слов;
- обучение составлению рассказа с использованием мнемотаблицы, являющейся зрительным планом изложения.
Коррекционно – развивающие задачи:
- развивать познавательные интересы у детей, развитие связной речи, слухового и зрительного внимания, логического мышления, общей и мелкой моторики.
Коррекционно – воспитательные задачи:
-формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
-воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: макеты деревьев, пенёк, ноутбук, проектор, экран, указка, колокольчик, предметные картинки диких животных, контейнер с квадратиками жёлтого, голубого и зелёного цвета, костюм сороки, конверт, мнемотаблица для составления рассказа, магнитная доска, комплекты магнитов, дидактическая игра «Кто где живёт?», карточки с изображением зайца и волка.
Ход занятия
І. Организационный момент.
Игра «Колокольчик»
Цель: настроить детей на доброжелательный лад.
-Ребята, давайте поприветствуем наших гостей!
А теперь я вам предлагаю поприветствовать друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:
– Здравствуй, Аллочка! Динь-дон!
– Здравствуй, Линарчик! Динь-дон!
И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.
ІІ. Основная часть.
Д/у «Отгадай загадку».
Цель: учить детей отгадывать загадку, анализируя все названные в ней признаки предмета, понимать смысл образных выражений.
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)
Беседа о зиме.
Какие же перемены принесла зима в нашу жизнь? (стало холодно, дети и взрослые одеваются теплее, земля твердая, замёрзшая, замёрзли лужи, выпал снег). Как греет солнышко зимой? (Греет слабо)
По календарю у нас подходит к концу 2-й месяц зимы. Как он называется?
Путешествие в зимний лес.
Интересно, что же происходит сейчас в лесу? Хотите узнать? Я предлагаю вам совершить воображаемое путешествие в лес.
Для этого нужно закрыть глаза и выполнить со мной следующие движения: (под музыку)
- Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись, руку правую вперед, ногу левую назад, а теперь остановись и немножко покружись! (Дети открывают глаза.) (презентация слайд 1)
С помощью ее чудес мы попали в дивный лес!
Скажите, кто мы в лесу? (гости) Как себя нужно вести в гостях?
Ответы детей.
Ребята, кого мы можем встретить в лесу? Как мы их всех называем?(дикие животные) Почему мы их называем дикими? (сами о себе заботятся)
- Молодцы
Дидактическая игра «Чей хвост?»
Цель: образование и употребление притяжательных прилагательных; упражнение детей в правильном употреблении предлогов.
(презентация слайд 2).
-Ой, ребята, посмотрите!
Все звери испугались и спрятались от нас, только хвостики одни торчат. Чьи хвосты вы видите? (заячий, лисий, волчий, беличий).
Где спряталась лиса? (Лиса спряталась под елкой).
А где волк? (Волк спрятался за деревом).
Где находится белка? (Белка сидит на дереве).
Где спрятался заяц? (Заяц спрятался за пеньком).
- Молодцы. Всех диких животных мы с вами нашли и кажется, они уже нас не боятся.
Беседа о диких животных
-Скажите, а каких животных мы не увидим в зимнем лесу? (ёж, медведь, барсук, суслик, енот, сурок). Почему? (Осенью они усиленно питаются, накапливают жир и с наступлением холодов засыпают в своём жилище)
Скажите, а есть ли такие животные, которые меняют цвет шубки зимой. Назовите (заяц, белка). А для чего они это делают? (так они защищают себя от хищников и людей)
- А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?:
- Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.
-Молодцы ребята, животные предлагают вам поиграть с ними.
Игра «Закончи предложение» (показ слайдов)
Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.
— Заяц летом серый, а зимой. (слайд 3,4)
— Медведь летом гуляет, а зимой. (слайд 5,6)
— Белка живет в дупле, а лиса . (слайд 7,8)
— Заяц добрый, а волк. (слайд 9,10)
— У белки хвост длинный, а у зайца. (слайд 11,12)
— Лиса пушистая, а ежик. (слайд 13,14)
Упражнение «Самый внимательный».
Цель: развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове). Развитие зрительного восприятия.
-А теперь я проверю, кто из вас самый внимательный. Найдите на картине животное, в названии которого есть звук [ в]. (Волк)
-Верно _______ты сегодня самый внимательный. А теперь определите место звука [ в] в слове волк.
Игра «Разноцветные квадраты».
Цель: совершенствование навыка слогового анализа слов; развитие зрительного восприятия и внимания.
Логопед помещает на магнитную доску картинки с изображениями диких животных, ставит на стол контейнер с картонными квадратами трех цветов и магнитами.
-Посмотрите на картину и перечислите изображенных на ней животных.
Дети. Лиса, заяц, белка, еж, волк, лось, медведь.
-Сейчас вы разделите названия этих животных на слоги и закроете их изображения: один слог – желтыми квадратами, два слога – зелеными, если в слове три слога – синими.
Дети выполняют задание. Логопед следит за правильностью выполнения и останавливает ребенка, если тот допускает ошибку, предлагает подумать и исправить ошибку.
-Вы закрыли все изображения. А почему на доске нет синих квадратов?
Дети. Не было слов, в которых три слога.
-Верно. Отлично.
Самомассаж.
Ах, какой в лесу мороз!
Ну-ка, все потрите нос!
Трут кончик носа.
Ни к чему нам бить баклуши,
Грозят правым указательным
пальцем.
Ну-ка, взялись все за уши:
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели!
Указательным и большим
пальцами держатся за мочки
ушей и вращают их вперёд,
затем назад.
По коленкам постучали,
Стучат ладонями по коленям.
По плечам похлопали,
Руки скрестить на уровне груди,
хлопают ладонями по плечам.
Ножками затопали!
Топают нога
Залетает сорока.
- Посмотрите. К нам в гости пожаловала
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Сорока: Всех за день навещу,
Все, что знаю, растрещу.
Вот нашла в лесу письмо
Но не знаю для кого
Помогите прочитать
И про всех всем рассказать.
- Ребята, давайте поможем сороке. Да это же схемы, которые помогут составить целый рассказ.
Если правильно картинку назвать,
То рассказ можно запомнить и прочитать.
Составление рассказов – описаний о диком животном по схеме. (слайд 15)
Цель: актуализация словаря по теме: «Дикие животные»; развитие связной речи, творческого воображения.
Логопед, используя мнемотаблицу, дает первый образец рассказа. Дети по аналогии, опираясь на мнемотаблицу, составляют рассказ о диком животном.
Примерный рассказ о волке:
1.Это волк.
2.У волка есть острые зубы, длинный хвост, сильные лапы, острые уши.
3.Тело волка покрыто серой густой шерстью.
4. Волк устраивает свое жилище в логове.
5. Волк – хищное животное. Он питается мясом.
6. Волк – санитар леса. Он уничтожает слабых, больных животных.
Сорока: Вы такие молодцы.
Письмо прочитали
Все рассказали
По лесу я полечу
Всем животным расскажу, как много вы о них знаете!
Дидактическая игра «Кто, где живет?».
Цель: формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное.
-Ой, ребята, посмотрите
Звери грустные стоят,
В дом попасть они хотят,
Но не знают – как, куда?
Помогите, детвора!
Дети по одному выходят к доске и «заселяют» животное в свой дом.
А где живет лиса? (Лиса живет в норе.)
Где спит медведь? (Медведь спит в берлоге.)
Где спряталась белка? (Белка спряталась в дупле.)
А где зайчик? (Заяц сидит под кустом.)
-Молодцы. С помощью вас все лесные звери нашли свои дома.
А теперь и нам пора возвращаться в детский сад. (звучит музыка)
Вы сначала улыбнитесь и немного покружитесь.
А теперь остановитесь, на носочки поднимитесь!
Оглянитесь все назад:
Вы попали в детский сад!
ІІІ. Итог занятия
Рефлексия:
-Скажите, где мы сегодня побывали?
Кого мы там встретили?
Как их назвать одним словом?
Почему их так называют?
Какие задания нам приготовили животные?
Логопед просит пройти детей к столику, где лежат изображения весёлого зайца и злого волка.
-Ребята, кому понравилось наше путешествие, возьмите картинку зайчика, а кому наше путешествие не понравилось, возьмите картинку волка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_formirovaniyu_leksiko.docx | 26.11 КБ |
prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».
Цель: развитие лексико-грамматических представлений по лексической теме «Зима. Дикие животные зимой».
Коррекционно – образовательные задачи:
- закреплять знания детей о зиме, зимних приметах;
-закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках;
- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, лось, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, логово; дикий, хищное, травоядное, голодный, злой, менять, линять, спать, добывать, охотиться);
- закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных;
- закреплять зрительно-пространственные представления при употреблении предлогов;
- развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове);
- совершенствование навыка слогового анализа слов;
- обучение составлению рассказа с использованием мнемотаблицы, являющейся зрительным планом изложения.
Коррекционно – развивающие задачи:
- развивать познавательные интересы у детей, развитие связной речи, слухового и зрительного внимания, логического мышления, общей и мелкой моторики.
Коррекционно – воспитательные задачи:
-формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
-воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: макеты деревьев, пенёк, ноутбук, проектор, экран, указка, колокольчик, предметные картинки диких животных, контейнер с квадратиками жёлтого, голубого и зелёного цвета, костюм сороки, конверт, мнемотаблица для составления рассказа, магнитная доска, комплекты магнитов, дидактическая игра «Кто где живёт?», карточки с изображением зайца и волка.
Ход занятия
І. Организационный момент.
Игра «Колокольчик»
Цель: настроить детей на доброжелательный лад.
-Ребята, давайте поприветствуем наших гостей!
А теперь я вам предлагаю поприветствовать друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:
– Здравствуй, Аллочка! Динь-дон!
– Здравствуй, Линарчик! Динь-дон!
И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.
ІІ. Основная часть.
Д/у «Отгадай загадку».
Цель: учить детей отгадывать загадку, анализируя все названные в ней признаки предмета, понимать смысл образных выражений.
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)
Беседа о зиме.
Какие же перемены принесла зима в нашу жизнь? (стало холодно, дети и взрослые одеваются теплее, земля твердая, замёрзшая, замёрзли лужи, выпал снег). Как греет солнышко зимой? (Греет слабо)
По календарю у нас подходит к концу 2-й месяц зимы. Как он называется?
Путешествие в зимний лес.
Интересно, что же происходит сейчас в лесу? Хотите узнать? Я предлагаю вам совершить воображаемое путешествие в лес.
Для этого нужно закрыть глаза и выполнить со мной следующие движения: (под музыку)
- Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись, руку правую вперед, ногу левую назад, а теперь остановись и немножко покружись! (Дети открывают глаза.) (презентация слайд 1)
С помощью ее чудес мы попали в дивный лес!
Скажите, кто мы в лесу? (гости) Как себя нужно вести в гостях?
Ответы детей.
Ребята, кого мы можем встретить в лесу? Как мы их всех называем?(дикие животные) Почему мы их называем дикими? (сами о себе заботятся)
- Молодцы
Дидактическая игра «Чей хвост?»
Цель: образование и употребление притяжательных прилагательных; упражнение детей в правильном употреблении предлогов.
(презентация слайд 2).
-Ой, ребята, посмотрите!
Все звери испугались и спрятались от нас, только хвостики одни торчат. Чьи хвосты вы видите? (заячий, лисий, волчий, беличий).
Где спряталась лиса? (Лиса спряталась под елкой).
А где волк? (Волк спрятался за деревом).
Где находится белка? (Белка сидит на дереве).
Где спрятался заяц? (Заяц спрятался за пеньком).
- Молодцы. Всех диких животных мы с вами нашли и кажется, они уже нас не боятся.
Беседа о диких животных
-Скажите, а каких животных мы не увидим в зимнем лесу? (ёж, медведь, барсук, суслик, енот, сурок). Почему? (Осенью они усиленно питаются, накапливают жир и с наступлением холодов засыпают в своём жилище)
Скажите, а есть ли такие животные, которые меняют цвет шубки зимой. Назовите (заяц, белка). А для чего они это делают? (так они защищают себя от хищников и людей)
- А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?:
- Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.
-Молодцы ребята, животные предлагают вам поиграть с ними.
Игра «Закончи предложение» (показ слайдов)
Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.
— Заяц летом серый, а зимой. (слайд 3,4)
— Медведь летом гуляет, а зимой. (слайд 5,6)
— Белка живет в дупле, а лиса . (слайд 7,8)
— Заяц добрый, а волк. (слайд 9,10)
— У белки хвост длинный, а у зайца. (слайд 11,12)
— Лиса пушистая, а ежик. (слайд 13,14)
Упражнение «Самый внимательный».
Цель: развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове). Развитие зрительного восприятия.
-А теперь я проверю, кто из вас самый внимательный. Найдите на картине животное, в названии которого есть звук [ в]. (Волк)
-Верно _______ты сегодня самый внимательный. А теперь определите место звука [ в] в слове волк.
Игра «Разноцветные квадраты».
Цель: совершенствование навыка слогового анализа слов; развитие зрительного восприятия и внимания.
Логопед помещает на магнитную доску картинки с изображениями диких животных, ставит на стол контейнер с картонными квадратами трех цветов и магнитами.
-Посмотрите на картину и перечислите изображенных на ней животных.
Дети. Лиса, заяц, белка, еж, волк, лось, медведь.
-Сейчас вы разделите названия этих животных на слоги и закроете их изображения: один слог – желтыми квадратами, два слога – зелеными, если в слове три слога – синими.
Дети выполняют задание. Логопед следит за правильностью выполнения и останавливает ребенка, если тот допускает ошибку, предлагает подумать и исправить ошибку.
-Вы закрыли все изображения. А почему на доске нет синих квадратов?
Дети. Не было слов, в которых три слога.
-Верно. Отлично.
Самомассаж.
Ах, какой в лесу мороз!
Ну-ка, все потрите нос!
Трут кончик носа.
Ни к чему нам бить баклуши,
Грозят правым указательным
пальцем.
Ну-ка, взялись все за уши:
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели!
Указательным и большим
пальцами держатся за мочки
ушей и вращают их вперёд,
затем назад.
По коленкам постучали,
Стучат ладонями по коленям.
По плечам похлопали,
Руки скрестить на уровне груди,
хлопают ладонями по плечам.
Ножками затопали!
Топают нога
Залетает сорока.
- Посмотрите. К нам в гости пожаловала
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Сорока: Всех за день навещу,
Все, что знаю, растрещу.
Вот нашла в лесу письмо
Но не знаю для кого
Помогите прочитать
И про всех всем рассказать.
- Ребята, давайте поможем сороке. Да это же схемы, которые помогут составить целый рассказ.
Если правильно картинку назвать,
То рассказ можно запомнить и прочитать.
Составление рассказов – описаний о диком животном по схеме. (слайд 15)
Цель: актуализация словаря по теме: «Дикие животные»; развитие связной речи, творческого воображения.
Логопед, используя мнемотаблицу, дает первый образец рассказа. Дети по аналогии, опираясь на мнемотаблицу, составляют рассказ о диком животном.
Примерный рассказ о волке:
1.Это волк.
2.У волка есть острые зубы, длинный хвост, сильные лапы, острые уши.
3.Тело волка покрыто серой густой шерстью.
4. Волк устраивает свое жилище в логове.
5. Волк – хищное животное. Он питается мясом.
6. Волк – санитар леса. Он уничтожает слабых, больных животных.
Сорока: Вы такие молодцы.
Письмо прочитали
Все рассказали
По лесу я полечу
Всем животным расскажу, как много вы о них знаете!
Дидактическая игра «Кто, где живет?».
Цель: формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное.
-Ой, ребята, посмотрите
Звери грустные стоят,
В дом попасть они хотят,
Но не знают – как, куда?
Помогите, детвора!
Дети по одному выходят к доске и «заселяют» животное в свой дом.
А где живет лиса? (Лиса живет в норе.)
Где спит медведь? (Медведь спит в берлоге.)
Где спряталась белка? (Белка спряталась в дупле.)
А где зайчик? (Заяц сидит под кустом.)
-Молодцы. С помощью вас все лесные звери нашли свои дома.
А теперь и нам пора возвращаться в детский сад. (звучит музыка)
Вы сначала улыбнитесь и немного покружитесь.
А теперь остановитесь, на носочки поднимитесь!
Оглянитесь все назад:
Вы попали в детский сад!
ІІІ. Итог занятия
Рефлексия:
-Скажите, где мы сегодня побывали?
Кого мы там встретили?
Как их назвать одним словом?
Почему их так называют?
Какие задания нам приготовили животные?
Логопед просит пройти детей к столику, где лежат изображения весёлого зайца и злого волка.
-Ребята, кому понравилось наше путешествие, возьмите картинку зайчика, а кому наше путешествие не понравилось, возьмите картинку волка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНРдля учителей-логопедов Советского районаЛексическая тема: Тр...
Конспект логопедического занятия по формированию лекико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе на тему: ЗИМА
1. Активизация словаря имён существительных, прилагательных, глаголов по теме «Зима». 2. Учить составлять творческий рассказ, используя в речи предложения разных типов. 3. Обучение связности и логично...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»
Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно - ласк...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»
Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"
Конспект занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Мой город - Саранск"
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: " Мой город - Саранск"...
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».
Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель»....