Планирование учителя-логопеда
рабочая программа по логопедии

Мусагалиева Татьяна Валентиновна

Планирование образовательной деятельности учителя-логопеда в рамках образовательной области «Речевое развитие» в группах компенсирующей и  комбинированной направленности на 2024-2025 учебный год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_2024-25.docx93.51 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО:        

На педагогическом совете

МДОУ  «Детский сад №70»

Протокол № ____от __________

УТВЕРЖДЕНО:                                           Заведующий МДОУ                                                «Детский сад №70»                              

___________/Н.С. Дмитриева_                Приказ № ___ от  ___________

Планирование                                                                                                             образовательной деятельности

 учителя-логопеда                                                                                                                                                                                             в рамках образовательной области                                                                               «Речевое развитие»

 в группах компенсирующей и

комбинированной направленности                                                                                                                                                                                                                                      на 2024-2025 учебный год

Составил: учитель-логопед

Мусагалиева Татьяна Валентиновна

г. Энгельс

2024 год

Оглавление

Наименование раздела

№ стр.

1

Целевой раздел

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цель,   Цели, задачи  и принципы Планирования

5

1.3

Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников групп компенсирующей и комбинированной направленности

7

1.4

Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

13

1.5

Развивающее оценивание качества коррекционно- развивающей деятельности учителя-логопеда

15

2

Содержательный раздел

 16

2.1

Организация образовательной деятельности

16

2.2

Комплексно-тематическое планирование

20

2.3

Система взаимодействия учителя-логопеда  с родителями (законными представителями) воспитанников

26

2.4

Система взаимодействия педагогов дошкольного    образовательного  учреждения

26

3

Организационный раздел

34

3.1

Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

34

3.2

Циклограмма  учета рабочего времени  учителя-логопеда

36

3.3

Организация предметно-пространственной развивающей среды и материально-техническое оснащение кабинета учителя-логопеда

36

4

Приложения

  1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

     Планирование  учителя-логопеда (далее Программа) составлено  в соответствии с АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), в основе которой лежит ФАОП ДО (Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приказ № 1022 от 24 ноября 2022 г., зарегистрирована 27 января 2023 г.)

     Пункт 4 главы 1 ФАОП ДО регламентирует рамочный и модульный характер содержания адаптированных программ. Структура  Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела — целевой, содержательный и организационный.

     При написании  Программы парциально использовалась Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищевой Н. В., размещенная в «Навигаторе программ».

    Содержание работы учителя-логопеда определяется программой коррекционно-развивающей работы (далее – ПКРР) АООП ДО.

     Программа рассчитана на один учебный год, который длится с 1 сентября по 31 мая  в         условиях        дошкольных образовательных групп компенсирующей и комбинированной  направленности для детей с ТНР с 4-7 лет.

     Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются следующие нормативно-правовые документы:

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»

- Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. №999-р

«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом  Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);

- Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N1022, зарегистировано в Минюсте России 27 января 2023 г. регистрационный N 72149)

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);

- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573);

- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N62296), действующим до 1 марта2027г.,

- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 06 августа 2020 г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» (ред. от 06.04.2021)

- Семейный кодекс Российской Федерации;

- Устав МДОУ «Детский сад № 70»;

- Программа развития МДОУ «Детский сад№70»;

- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01279-64/00197420 от 23.04.2018.

1.2 Цели, задачи  и принципы Планирования

    Целью данной Программы является построение системы образовательной и коррекционной работы в группах компенсирующей и комбинированной  направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группах  и родителей дошкольников.

    Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Основными задачами Программы в соответствии с ФАОП являются следующие задачи:

  • коррекция недостатков психофизического недоразвития обучающихся с ОВЗ;
  • обеспечение равных возможностей для детей с ОВЗ;
  • создание благоприятных условий для развития детей с ОВЗ;
  • объединение обучения и воспитания в единый процесс;
  • формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семей с детьми с ОВЗ;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ОВЗ;
  • овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

     Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

Коррекционные задачи Программы

1. Работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификаций.

2. Развивать общую, ручную и артикуляционную моторику.

3. Осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций.

4. Расширять объем импрессивной и экспрессивной речи и уточнять предметный, предикативный и адъективный компоненты словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей.

5. Совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.

6. Совершенствовать навыки связной речи детей.

7. Вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов.

8. Формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить основам грамоты.

     В Программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

      Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

       Основной формой работы является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

    В соответствии с Программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

     Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с Программой педагоги под руководством учителя-логопеда решают следующие задачи:

• охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;

• осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;

• создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;

• обеспечение познавательного, речевого, социально- коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;

• воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  •  взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;

• воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;

• развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;

• пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;

В основу приоритетов деятельности групп  положены следующие факторы:

• учет государственной политики;

• особенности контингента детей и кадрового состава групп;

• учет запроса родителей;

• особенности региона.

Принципы и подходы к формированию Программы

     Программа строится на основе принципов дошкольного образования:

Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Сотрудничество с семьями воспитанников.

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития ребенка.

 

1.3 Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников групп компенсирующей и комбинированной направленности

      Группу компенсирующей направленности посещают дети с 4-7 лет с ФФНР, ОНР (I-III уровня) и с нарушением темпо-ритмической организации речи (заикание). Группу комбинированной направленности посещают дети с 4-5 лет с ОНР (I-II уровня) и один ребенок с ОНР I уровня при ЗПР.

     Фонетико-фонематическое недоразвитие речи  (ФФНР)– это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

     Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико–фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

      Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

- заменой звуков более простыми по артикуляции;

- трудностями различения звуков;

- особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

    Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечет за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.    

    Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т.п.

  Общее недоразвитие речи (ОНР)  у  детей   с нормальным   слухом  и  первично сохранным интеллектом – сложное речевое расстройство, при котором страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи.

Дети    с   ОНР    отличаются    от    своих    нормально    развивающихся

сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно – логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок. Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение

мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

     У детей с первым уровнем речевого развития активный словарь находится в зачаточном состоянии, он включает звукоподражания, лепетные слова и небольшое количество общеупотребительных слов. Звуковые комплексы непонятны окружающим и часто сопровождаются жестами. Небольшой словарный запас отражает непосредственно воспринимаемые предметы и явления. Слова, обозначающие отвлеченные понятия, дети не используют. Наблюдается преобладание корневых слов, лишенных флексий, или неизменяемых звуковых комплексов. Пассивный словарь шире активного, однако, понимание речи вне ситуации ограничено. Для детей с первым уровнем речевого развития характерно непонимание значение грамматических изменений слова в роде, падеже и числе. Фразовая речь полностью отсутствует. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова не сформирована. Бедность словаря не позволяет определить состояние звукопроизношения. Звуковой анализ слова детям недоступен, они не могут выделить отдельные звуки в слове.

  У детей со вторым уровнем речевого развития активный словарь расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и за счет при- лагательных и наречий. Наблюдаются попытки изменять слова по родам, числам и падежам. Существительные употребляются в именительном паде- же, а глаголы – в инфинитиве или в форме 3 лица настоящего времени. У де- тей начинает формироваться фразовая речь. Фраза, как правило, бывает аграмматичной. Также аграмматично изменение существительных и глаголов по числам. Прилагательные используются значительно реже, они могут не согласовываться с другими словами в предложении. Предлоги в речи часто заменяются или опускаются, союзы и частицы не используются. Способами словообразования дети не пользуются. Понимание речи улучшается, расши- ряется их пассивный словарь. Звукопроизношение нарушено значительно. Между изолированным воспроизведением звуков и их употреблением речи существует резкое расхождение. Но отмечается более точная дифференциа- ция звуковой стороны речи. Детям доступно воспроизведение слоговой структуры слова. Наибольшие затруднения вызывает произнесение одно- сложных и двусложных слов со стечением согласных, а так же трех- и четы- рехсложных слов. Недостаточное усвоение звукового состава слова задержи- вает формирование словаря детей и овладение ими грамматическим строем.

      Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико–грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы; недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия. Страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из–под, из–за, между и т.д.; в согласовании различных частей речи; построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются существенные признаки, причинно – следственные отношения.

      Дети с  четвертым  уровнем речевого развития не имеют грубых нарушений звукопроизношения, но у них наблюдается недостаточно четкая дифференциация звуков. Нарушения звукослоговой структуры слов проявляются у детей в различных вариантах искажения звуконаполняемости, поскольку детям трудно удерживать в памяти грамматический образ слова. У них отмечаются персеверации, перестановки звуков и слогов, сокращение согласных при стечении, замены слогов, реже - опускание слогов.

     Среди нарушений фонетико-фонематического характера, наряду с неполной сформированностью звукослоговой структуры слова, у детей отмечаются недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, что свидетельствует о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и является важным показателем незавершенного процесса фонемообразования.

      Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.

     Отличительной особенностью детей четвертого уровня речевого развития являются недостатки связной речи: нарушения логической последовательности, застревание на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повторы отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картине, по серии сюжетных картин.

       Стертая форма дизартрии – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата вследствие органического поражения головного мозга.

       Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У детей – дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий;      ритм   дыхания     нарушен; речь теряет    свою          плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

       Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

        По мнению большинства учёных, заикание - это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания еще обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся, их физического здоровья, общей моторики, наличие психологических особенностей. Перечисленные отклонения в психофизическом состоянии заикающихся детей в разных случаях проявляются по-разному, но, тем не менее, одно тесно связано с другим, усложнение одного неизбежно усугубляет другое.

     Заикание - это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребенка. Кроме того, заикание лишает ребенка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учебе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребенка в школу. Но необходимо воздействовать не только на речь ребенка с заиканием, но и на его личность и моторику в целом. 

     По степени проявления заикание может быть легким (слабым), средним и тяжелым (сильным). Легкая степень характеризуется едва заметным проявлением судорог, которые не мешают речевому общению. При тяжелой степени, в результате длительных судорог, речевое общение становится невозможным. Чем чаще и длительнее судороги, тем тяжелее заикание.

     У заикающихся  детей  отмечается  специфические  особенности  общего  и  речевого  поведения: повышенная  импульсивность  высказывания  и  в  связи  с  этим  недоучёт  точного  содержания  речи  собеседника, слабость  волевого  напряжения, замедленное  или  опережающее  включение  в  деятельность, неустойчивость  внимания, несобранность, неумение  вовремя  переключиться  с  одного  объекта  на  другой.

      Всё  это  проявляется  на  фоне  быстрой  утомляемости, повышенной  истощаемости  и  ведёт  к  различным  ошибкам  при  выполнении  заданий.

     Довольно  часто  заикание  осложняется  другими  речевыми  нарушениями, а  именно: общее  недоразвитие  речи, фонетико-фонематическое  недоразвитие, дизартрия.

  Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это нарушение нормального темпа психического развития. Термин «задержка» подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка.

   Можно дать обобщенную характеристику задержки психического развития:

- поведение этих детей соответствует более младшему возрасту (менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы, проявляющиеся в бесконечных вопросах нормально развивающихся дошкольников);

- значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии;

- ведущая деятельность (игровая) у них тоже еще недостаточно сформирована;

- отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот;

- отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности.

       Особенностью детей с задержкой психического развития является неравномерность (мозаичность) нарушений различных психических функций. Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития характеризуются недостаточным развитием восприятия, неспособностью концентрировать внимание на существенных (главных) признаках объектов. Логическое мышление у таких детей может быть более сохранным по сравнению с памятью.

        Отмечается отставание в речевом развитии.  Для детей с ЗПР характерно запоздалое появление первых слов и первых фраз. Затем отмечается замедленное расширение словаря и овладение грамматическим строем, в результате отстает формирование эмпирических языковых обобщений. Нередко имеются недостатки произношения и различения отдельных звуков. Нельзя не отметить недостаточную отчетливость, «смазанность» речи большинства этих дошкольников. Имея в виду их крайне низкую речевую активность, можно предположить, что эта нечеткость речи связана с малой подвижностью артикуляционного аппарата вследствие недостаточной речевой практики.

    Для этих детей очень резко выражено расхождение между объемом активного и пассивного словаря, особенно в отношении прилагательных, отсутствие в их речи многих слов, обозначающих свойства предметов и явлений окружающего мира, неточное употребление слов, часто с расширенным значением, крайняя ограниченность слов, обозначающих общие понятия, трудности активизации словарного запаса. К старшему дошкольному возрасту бытовая речь этих детей почти не отличается от характерной для нормально развивающихся сверстников.

    Еще одна особенность - отсутствие познавательного отношения к речи, характерное для нормально развивающихся старших дошкольников. Речевой поток выступает как нечто целое, они не умеют членить его на слова, тем более они не в состоянии вычленять отдельные звуки в слове.

    Есть дети, отставание в речевом развитии которых проявляется незначительно, но есть и такие, у которых оно выражено особенно сильно, и их речь приближается к характерной для умственно отсталых, которым такие задания, как рассказ по сюжетной картинке или на заданную тему, вообще недоступны.

     Указанные речевые нарушения детей  дошкольного возраста спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

  1. Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

     В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с ТНР, планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры освоения Программы детьми среднего дошкольного возраста с ТНР (с 4-5 лет).

К концу данного возрастного этапа ребенок:

  • проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью педагогического работника) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;
  • понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств;
  • использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
  • различает разные формы слов (словообразовательные модели и грамматические формы);
  • использует в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами;
  • пересказывает (с помощью педагогического работника) небольшую сказку, рассказ, с помощью педагогического работника рассказывает по картинке;
  • составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью педагогического работника), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;
  • владеет простыми формами фонематического анализа;
  • использует различные виды интонационных конструкций.

Целевые ориентиры освоения Программы детьми старшего  дошкольного возраста с ТНР (с 5-7 лет).

К концу данного возрастного этапа ребенок:

  • ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми; эмоциональные реакции адекватны и устойчивы, ребенок эмоционально стабилен;
  • пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме; ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия; показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами;
  • понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками;
  • хорошо понимает связную речь;
  • без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении;
  • уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту; ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов;
  • употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные.
  • обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках; называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов;
  • уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме; ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных;
  • уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме; умеет строить простые распространенные предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, в том числе с использованием подчинительных союзов; без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану; составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному плану; составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану;
  • знает и умеет выразительно рассказывать стихи;
  • не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов;
  • объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации;
  • ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений.

1.4 Развивающее оценивание качества коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

      Необходимость педагогической диагностики достижений воспитанников и оценки качества образования регламентированы в п.10.5 ФАОП ДО для детей с ТНР.

     Необходимым условием реализации образовательной программы для детей с ТНР является проведение комплексного психолого-педагогического обследования.

     Направление обследования раскрывает целостную картину речевого, физического и психического развития ребенка.

      Содержание обследования связано с содержанием логопедической работы и работы по образовательным областям, что позволяет видеть уровень актуального развития ребенка и прогнозировать расширение зоны ближайшего развития.

    Организация обследования позволяет получить наиболее точные, полные и объективные сведения об имеющихся на момент проведения обследования особенностях и возможностях развития каждого воспитанника.  Обследование строится на основе широкого использования диагностических возможностей игры и других видов детской деятельности, тесно связанных с игрой.

      Оценка результатов обследования отражает динамику овладения программным содержанием, количественные и качественные характеристики происходящих изменений.

     Фиксирование результатов обследования осуществляется в индивидуальной речевой карте ребенка и является удобным, относительно простым, не требует от педагога большого количества сил и времени; форма фиксирования результатов обеспечивает их конфиденциальность.

Для отслеживания динамики развития и уточнения направлений коррекци- онно-развивающей работы проводятся два среза:

- первый (в начале учебного года – в сентябре) позволяет разработать оптимальную для всей группы и для каждого ребенка программу логопедической работы;

- второй (в конце года – в мае) позволяет получить полное представление о  динамике развития ребенка в течение года и на этой основе наметить общие перспективы дальнейшей логопедической работы.

     Комплексное психолого-педагогическое обследование является основным средством мониторинга его достижений, необходимым условием успешной логопедической работы и важнейшим условием создания и реализации индивидуальных коррекционно-образовательных программ.

   Для проведения педагогической диагностики индивидуального развития ребенка используется «Карта развития ребенка дошкольного возраста с тяже- лым нарушением речи (ОНР) с 4 до 7 лет», «Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Нищевой Н.В. и

«Речевая карта» Крупенчук О.И., а также стимульный материал для проведения обследования.

     Задачами углубленной педагогической диагностики являются выявление особенностей общего и речевого развития детей: состояние компонентов       речевой системы, соотношения развития различных компонентов речи,  сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности).

     Углубленное педагогическое обследование позволяет выявить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития.

     Диагностика позволяет решать задачи развивающего обучения и адаптировать программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка. Речевая карта разработана для детей от 4 до 7 лет, что позволяет проследить динамику речевого развития ребенка на протяжении нескольких лет.

    В уточненном логопедическом заключении определяется уровень сформированности речи ребенка в соответствии с психолого- педагогической  классификацией:  общее недоразвитие речи (1,2,3,4 уровня речевого развития) или фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нарушение темпо-ритмической организации речи. Затем отражается специфика речевого нарушения в соответствии с этиопатогенетической классификацией (алалия, ринолалия, дизартрия и др.), указываются синдромы, выявленные неврологом.

  1. Содержательный раздел

2.1 Организация образовательной деятельности

    Коррекционно-образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка.

     В группе для детей с тяжелыми нарушениями речи коррекционное направление работы является приоритетным. Основным предметом коррекционной деятельности логопеда является ОО «Речевое развитие». Работа в рамках данной образовательной области подразделяется на два этапа.

Подготовительный этап

  •  Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений. За- крепление усвоенных и освоение новых (прямоугольник, куб, шар, пи- рамида) геометрических форм. Закрепление усвоенных величин пред- метов. Закрепление усвоенных и освоение новых цветов и цветовых оттенков. Обучение определению пространственного расположения предметов относительно друг другу и обозначение его словом. Обуче- ние узнаванию контурных, перечеркнутых, наложенных друг на друга изображений. Расширение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти.
  •  Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики. Развитие кинестетической организации движений пальцев рук по           подражанию и самостоятельно. Формирование кинестетического анализа и синтеза. Продолжение подготовки артикуляторного аппарата с помощью специальных методов. Формирование нормативных артикуляторных укладов. Совершенствование движений мимической мускулатуры по подражанию и словесной инструкции.
  • Формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Обучение решению задач в уме, опираясь на образные представления о предметах. Формирование основы словесно-логического мышления. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости, делать обобщения.
  • Совершенствование основных компонентов мыслительной деятельности, формирование логического мышления, обучение планированию деятельности и контролю ее при участии речи. Обучение детей пони- манию иносказательного смысла загадок без использования наглядной опоры.
  • Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия

в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур. Обучение восприятию, оценке ритмов и их воспроизведению по речевой инструкции.

  • Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия (в работе с детьми, страдающими дизартрией).
  • Обучение распознаванию звуков речи, умению правильно слушать и слышать речевой материал.

Основной этап

  • Развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций. Расширение пассивного словаря.
  • Расширение объема и уточнение словаря импрессивной речи. Обучение различению возвратных и невозвратных глаголов, предлогов, обозначающих пространственное отношение. Формирование понимания значения непродуктивных суффиксов, суффиксов со значением очень большой, различных приставок.
  • Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи.
  • Совершенствование словаря экспрессивной речи, семантизация лексики. Обучение умению подбирать слова с противоположным значением, использовать слова, обозначающие материал; обучение осмыслению образных выражений; формирование умения употреблять слова, обозначающие личностные характеристики, слова с эмотивным значением и многозначные слова.
  • Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи.
  • Совершенствование навыков употребления существительных в косвенных падежах, глаголов в форме изъявительного наклонения, совершенного и несовершенного вида, возвратных и невозвратных глаголов. Совершенствование навыка употребления предлогов со значением местоположения и направления действия. Обучение правильному употреблению существительных, образованных с помощью непродуктивных суффиксов, уменьшительно-ласкательных суффиксов и со значением "очень большой". Совершенствование навыков употребления притяжательных, относительных и качественных прилагательных, а также прилагательных в сравнительной и превосходной степени. Обучение подбору однокоренных и образованию сложных слов. Совершенствование навыков употребления глаголов с приставками.
  •  Формирование синтаксической структуры предложений.
  • Обучение употреблению сложноподчиненных предложений с некоторыми подчинительными союзами.
  • Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
  • Формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении согласных звуков позднего онтогенеза, их автоматизация и дифференциация. Формирование способности осуществлять простые формы фонематического анализа и синтеза. Знакомство с понятиями «слог», «слово». Формирование осознания принципа слогового строения слова, умения слышать гласные звуки, называть количество слогов и составлять слова из заданных слогов. Совершенствовать навыки воспроизведения слов различной слоговой структуры.
  • Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений. Отработка объема, силы, точности и координации артикуляторных движений.
  •  Знакомство с понятием «предложение». Знакомство с печатными буквами.
  • Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций. Отработка объема, силы, точности, координации произвольных артикуляторных движений. Формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического и речевого дыхания. Развитие основных акустических характеристик голоса в специальных голосовых упражнениях.
  • Обучение грамоте.
  •  Подготовка к школе.

Учебный план

        В группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 11 детей с общим недоразвитием речи, один ребенок с ФФНР и нарушением темпо-ритмической организацией речи. Занятия проводятся   с 16 сентября по май (включительно) : 4 подгрупповых  занятия в неделю, продолжительностью 30  минут для подгруппы детей 6-7 лет, 25 минут для подгруппы детей 5-6 лет, что не превышает рекомендованную СанПиН  недельную нагрузку.

       В группе комбинированной направленности трое детей с ОНР I-II уровня, и один ребенок с ОНР I уровня при ЗПР. Занятия  проводятся с 16 сентября по май (включительно): подгрупповые занятия микро-группами (по 2 детей) с 4-5 лет  не более 20 минут.

      Каждый ребенок не менее двух  раз в неделю занимается индивидуально с учителем-логопедом. Во второй половине дня воспитатели  закрепляют с детьми полученные знания по заданию учителя-логопеда (логопедический час). Индивидуальные занятия со специалистами не включаются в сетку занятий.  Продолжительность индивидуальной образовательной деятельности - 10-15 минут.

    В середине каждого коррекционно-развивающего занятия проводится физкультминутка и/или релаксационная пауза в зависимости от общего состояния детей. Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями

не менее 10 минут. В середине фронтального или интегрированного занятия

обязательно проводится релаксационная пауза.

В середине учебного года (январь) и в начале мая для воспитанников организуются недельные каникулы, во время которых проводят образовательную деятельность только художественно-эстетического и оздоровительного циклов и индивидуальные занятия со специалистами.

В июне образовательная деятельность не организуется. Предпочтение отдается спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, музыкальным занятиям на свежем воздухе, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок, на которых учитель-логопед организует индивидуальные занятия с детьми.

Модель организации коррекционно-развивающей работы в группе

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями воспитанников, социальными партнерами (детской библиотекой, школой).

Коррекционно- развивающие индивидуальные, подгрупповые, фронтальные, интегрированные занятия.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

2.2 Комплексно-тематическое планирование

     Комплексно-тематическое планирование для детей среднего и старшего дошкольного возраста разработано на основе «Современной системы коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности    для    детей с тяжелыми   нарушениями речи с 3-7 лет»    Н.В. Нищевой, Санкт-Петербург, 2024 г.

     Календарно-тематическое планирование (лексические темы) для детей  среднего и старшего дошкольного возраста групп компенсирующей и комбинированной направленности представлено в Приложении 1.

1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Грамматический строй речи:

 − Отработка падежных окончаний имен существительных.

− Преобразование имен существительных в именительном падеже един- ственного числа во множественное число.

− Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.

− Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

− Согласование существительных с притяжательными местоимениями.

− Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по лексическим темам.

− Согласование числительных "2" и "5" с существительными.

Развитие связной речи:

− Составление простых распространенных предложений.

− Обучение умению детей задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

− Обучение составлению описательных рассказов по лексическим темам.

− Работа над диалогической речью.

− Обучение пересказу небольших рассказов и сказок.

Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений:

− Знакомство со звуками А, У, О, Э, И, Ы, М, МЬ, П, ПЬ, Т, ТЬ, К, Х.

− Закрепление представлений о пройденных звуках, формирование представлений о шипящих звуках.

− Различение изученных гласных и согласных.

− Выделение ударного гласного в начале, середине и конце слова.

− Выделение согласного из слова в начале, середине и конце слова.

− Закрепление понятий «гласный», «согласный», «звук», «буква», «твердый согласный», «мягкий согласный».

− Анализ обратных и прямых слогов, слов с ними.

− Знакомство с новыми буквами, закрепление представлений о пройденных буквах.

− Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов, слов с ними.

− Подбор слов на заданный звук.

− Анализ слов различной звукослоговой структуры.

Развитие общих речевых навыков:

− Выработка четких, координированных движений органов речевого аппарата.

− Обучение короткому и бесшумному выдоху.

− Работа над постановкой диафрагмального дыхания.

− Работа над мягкой атакой голоса.

Работа над слоговой структурой слова: 

− Работа над односложными словами со стечением согласных звуков в начале и конце слова.

− Над 2-хсложными словами без стечения согласных звуков.

− Над 3-хсложными словами без стечения согласных звуков.

 Звукопроизношение:

− Уточнение произношения гласных и простых согласных звуков.

− Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.

− Постановка и первоначальное закрепление отсутствующих или неправильно произносимых звуков.

Развитие мелкой моторики пальцев рук:

− Обводка, штриховка, закрашивание.

− Составление фигур и узоров по образцу.

− Работа со шнуровкой и мозаикой.

− Письмо в тетради элементов букв, палочек, точек.

− Печатание в тетради букв, слогов и слов.

2 период (декабрь, январь, февраль)

Грамматический строй речи:

− Закрепление употребления падежных окончаний имен существительных единственного числа.

− Закрепление употребления окончаний существительных в именительном падеже множественного числа.

− Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

− Практическое употребление простых предлогов.

− Образование притяжательных и относительных прилагательных по лексическим темам.

− Образование существительных единственного и множественного числа по лексическим темам.

− Согласование числительных "2" и "5" с существительными по лексическим темам.

 Развитие связной речи: − Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы.

− Обучение составлению рассказов по картине и пересказу небольших текстов.

 Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений:

− Обучение различению на слух твердых и мягких согласных и их символов.

− Обучение делению слова на слоги, понятие «слово», «слог».

− Знакомство с понятием «предложение», схема предложения без предлогов и с предлогами.

− Знакомство со звуками Г, Б, Д, Н, В, Ф, С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж.

− Дифференциация изученных звонких и глухих согласных.

− Продолжение знакомства с буквами, обучение составлению слов.

− Обучение послоговому чтению слов.

− Обучение полному звуковому анализу слов типа: мука, кошка.

Развитие общих речевых навыков:

− Продолжение работы над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи.

− Знакомство с различными видами интонаций.

 Работа над слоговой структурой слов:

− Со стечением согласных звуков в начале, середине и конце слова.

− Над слоговой структурой 3-х сложных слов со стечением согласных в начале слова.

Звукопроизношение:

− Продолжение работы по постановке неправильно произносимых или отсутствующих звуков в речи детей.

− Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. 6.Мелкая моторика пальцев рук:

− Пальчиковые упражнения и стихи.

− Развитие конструктивного праксиса.

− Пальчиковая азбука.

− Продолжение штриховки и обводки картинок.

− Усложнение работы с карандашом.

− Составление букв из различных элементов и материалов.

− Печатание в тетради букв, слогов и слов.

3 период (март, апрель, май).

Грамматический строй речи: 

− Закрепление употребления падежных окончаний существительных единственного и множественного числа.

− Согласование числительных с существительными.

− Закрепление употребления простых предлогов, а также сложных предлогов.

− Образование сравнительной степени прилагательных.

− Образование наречий от прилагательных.

− Закрепление образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.

Развитие связной речи: − Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, по сюжетной картине и по серии сюжетных картинок.

− Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзом.

− Составление рассказов из опыта.

Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений: 

− Знакомство со звуками Щ, Ч, Л, Р, Й

− Дифференциация изученных звуков.

− Анализ слов из 4-6 звуков, составление схемы слова, подбор слов к моделям.

− Закрепление навыков слогового анализа и анализа предложений.

− Знакомство с йотированными гласными (буквами), чтение слогов и слов с ними.

− Обучение навыкам послогового слитного чтения слов, предложений. Развитие общих речевых навыков: 

− Продолжение работы над речевым дыханием.

− Продолжение работы над темпом, ритмом и выразительностью речи. Развитие мелкой моторики: 

− Выполнение упражнений для пальчиков.

− Усложнение работы с карандашом.

− Усложнение работы над конструктивным праксисом.

− Составление букв из разных элементов и материалов.

− Печатание букв, слогов, слов и предложений.

Работа над слоговой структурой слова:

 − Закрепление слоговой структуры 2-хсложных слов со стечением согласных.

− Закрепление слоговой структуры 3-4-хсложных слов со стечением согласных.

Звукопроизношение:

- Постановка и закрепление отсутствующих или неправильно произносимых звуков.

2.3 Система взаимодействия учителя-логопеда  с родителями (законными представителями) воспитанников

       Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в соответствии с ФАОП ДО уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно- воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер- классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы в каждой группе ДОУ.

     В группе компенсирующей и комбинированной  направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи учитель-логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам  в письменной форме в индивидуальных  тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей как в речевом, так и в общем развитии. В методический комплект к программе входит серия домашних тетрадей «Занимаемся вместе» с методическими рекомендациями для родителей. Эти пособия позволяют объединить усилия педагогов и родителей в воспитании гармонично развитой личности.

       Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят ребенку возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают  стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же, богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими.

        Задания пособий подобраны в соответствии с изучаемыми в группах детского сада лексическими темами и требованиями программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста. Для детей родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы в предыдущей возрастной группе, должна стать одной из основ домашней совместной деятельности с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.

        Особенности организации домашних занятий родителей с детьми каждой возрастной группы должны нацеливать специалисты на своих консультативных приемах, в материалах на стендах и в папках «Специалисты советуют».

   Специально для родителей детей, посещающих группы компенсирующей и комбинированной направленности, в методический комплект к Комплексной программе включены материалы для стенда «Родителям о речи ребенка» и материалы для оформления родительских уголков в групповой раздевалке. Материалы родительских уголков помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.

План консультативной работы с родителями

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Родительское собрание: «Знакомство родителей с содержанием логопедической работы в течение учебного года».

Индивидуальные беседы-консультации: «Знакомство с результатами обследования речи детей».

Консультация: «Особенности развития речи у детей с ОНР».

Октябрь

Консультация: «Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста».

Семинар-практикум: «Как помочь ребенку в формировании навыков звукового анализа и синтеза».

Оформление стенда «Уголоклогопеда»

Ноябрь

Консультация: «Приемы автоматизации звуков и введение их в речь ребенка».

Индивидуальные беседы-консультации: «Значение сформированности грамматических категорий у дошкольников».

Семинар-практикум: «Развитие связной речи детей  путем знакомства их с художественной литературой».

Декабрь

Консультация: «Проблемы организации домашних занятий». Индивидуальные беседы: «Спроси у логопеда».

Оформление стенда «Уголок логопеда»

Январь

Консультация: «Роль семьи в становлении речи ребенка». Консультация-практикум: «Играем и развиваем речь «между делом»».

Индивидуальные беседы: «Систематичность - залог положительного результата».

Анкетирование: «Динамика коррекционной работы учителя-

логопеда».

Февраль

Школа для родителей: «Значение речи взрослых в формировании грамматически правильной речи у дошкольников. Игры для развития грамматического строя речи».

Индивидуальные беседы: «Достижения детей по преодолению

речевых недостатков».

Оформление стенда «Уголок логопеда»

Март

Консультация: «Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у будущих школьников».

Индивидуальные беседы: «Если ваш ребенок левша».

Семинар-практикум: «Подготовка руки ребенка к письму в школе».

Апрель

Консультация: «Речевая готовность ребенка к школе». Беседа: «Польза чтения».

Оформление стенда «Уголок логопеда»

Май

Консультация: «Правильная речь – залог успеха первоклассника!».

Родительское собрание: «Подведение итогов коррекционного обучения».

Июнь

Индивидуальные беседы: «Рекомендации родителям на летний период».

Анкетирование: «Подведение итогов коррекционной работы перед школьным обучением».

  1. Система взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения

    Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с нарушением речи с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально–личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому.

Образовательная область

Задачи

Вид деятельности

Физическая культура

Развивать координированность и точность действий.

Формировать правильную осанку при посадке за столом.

Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании

- пальчиковая гимнастика;

- биоэнергопластика;

- речь с движениями;

- физкультминутки;

- беседа.

Познавательное развитие

Учить сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку.

Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков.

Развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов.

Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами.

Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику.

- составление описательных рассказов;

- автоматизация поставленных звуков в словах;

- дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия;

- игры с мозаикой, пазлами и мелкими предметами;

- пальчиковая гимнастика.

Социально – коммуникативное развитие

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи.

Совершенствовать умение оречевлять игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

Прививать желание поддерживать порядок на своем рабочем месте.

Учить соблюдать технику безопасности.

Совершенствовать навыки игры в настольно – печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение декламировать стихотворения, разыгрывать сценки.

- игровые ситуации;

- мини инсценировки;

- беседа;

- поручения;

- игры с мелкими предметами;

- автоматизация звуков в связной речи (пересказ или составление рассказов), стихах, рассказах, спонтанной речи;

- настольно – печатные дидактические игры;

- театрализованные игры.

Художественно – эстетическое развитие

Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать свое отношение к прочитанному.

Учить выразительно читать стихотворения, участвовать в инсценировках.

Развивать умение слышать ритмический рисунок.

Развивать графомоторные навыки.

- автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, стихотворных текстах, рассказах;

- дидактические игры и упражнения.

Речевое развитие

Обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Развитие речевого творчества.

Развитие звуковой и интонационной стороны речи, фонематического слуха.

Знакомство с книжной культурой.

Формирование аналитико – синтетической активности как предпосылке обучения грамоте.

- автоматизация поставленных звуков в стихотворных текстах, рассказах;

- речевые игры и упражнения.

      В работе по образовательным областям  «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» при ведущей роли других специалистов (воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре), учитель - логопед является консультантом и помощником. Он помогает педагогам выбирать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с нарушениями речи  и этапа коррекционной работы.

     Работа по речевому развитию детей проводится не только учителем – логопедом, но и воспитателями:  в регламентированной деятельности (во время НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте), а также и в нерегламентированной деятельности (режимные моменты: в утренние и вечерние часы, на прогулках).

Учитель – логопед

- индивидуальные, подгрупповые  занятия по коррекции звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, совершенствованию грамматического строя речи,   развитию связной речи;

- наблюдение за детьми с целью профилактики речевых нарушений.

     Консультативно-методическая работа с педагогическим персоналом ДОУ и родителями планируется учителем-логопедом в начале каждого учебного года.

Воспитатель

- фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи, подготовке к обучению грамоте с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;

- экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;

- беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы;

- игры и упражнения на восприятие цвета и формы;

- упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

- комментирование своей деятельности (проговаривание вслух последующего действия);

- обсуждение характерных признаков и пропорций предметов, явлений.

Содержание коррекционно – развивающей работы воспитателя с детьми в ходе режимных моментов

Формы коррекционной работы

   

Содержание коррекционной работы

Утренняя коррекционная гимнастика

Коррекция дыхания.

Развитие слухового внимания, мелкой моторики рук, двигательной активности, ориентировки в пространстве.

Коррекционная бодрящая гимнастика

Развитие общей и мелкой моторики.

Коррекция дыхания.

Формирование умения ориентироваться в пространстве.

Дидактическая игра

Закрепление навыков и умений детей, полученных на коррекционных занятиях.

Сюжетно – ролевая игра

Формирование умения поддерживать игровую деятельность.

Формирование умения организовывать игровую деятельность.

Обогащение лексики.

Формирование связной речи.

Развитие коммуникативной стороны речи.

Индивидуальная коррекционная работа по заданию   учителя - логопеда

Развитие познавательной деятельности.

Артикуляционная гимнастика.

Развитие мелкой моторики.

Формирование фонематического восприятия.

Выполнение упражнений по преодолению фонетических нарушений.

Совершенствование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Коррекция и развитие психических процессов.

Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы.

Досуги, праздники, театрализованная деятельность

Формирование адекватных эмоционально – волевых реакций.

Выравнивание эмоционально – волевой сферы.

Работа над интонационной выразительностью речи.

Развитие мелкой и общей моторики.

Прогулка (подвижные игры)

Коррекция психических процессов.

Развитие познавательной и двигательной активности, коммуникативной стороны речи.

Ориентировка в пространстве.

Коррекция эмоционально – волевой сферы.

Культурно – гигиенические навыки

Развитие мелкой моторики.

Развитие навыков самообслуживания.

Развитие внимания, мышления.

Трудовая деятельность

Развитие мелкой моторики, коммуникативной стороны речи.

Обогащение и активизация словарного запаса.

Выравнивание психических процессов: анализа, синтеза, внимания, мышления, памяти.

        

       Воспитатели групп контролируют речь детей во время своих занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте и во время режимных моментов, способствуют автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, развивают мелкую и артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, формируют первоначальные навыки звукового анализа и синтеза,  расширяют словарный запас, совершенствуют грамматический строй и связную речь. Выполняя эти должностные обязанности в процессе реализации общеобразовательной программы, они ориентируются на рекомендации, индивидуальные и групповые консультации и задания учителя-логопеда  и т. д.

Музыкальный руководитель

- музыкально – ритмические игры, логоритмика;

- упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

- этюды на развитие выразительности мимики, жеста;

- игры – драматизации.

     Музыкальный руководитель  развивает чувство ритма и темпа, акустические и тембральные свойства голоса, речевое дыхание, слуховое внимание, способствует автоматизации звуков при разучивании и  исполнении песен.

Инструктор по физкультуре

- игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики;

- упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;

- подвижные спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление правильного произношения звуков;

- игры на развитие пространственной ориентировки.

      Инструктор по физкультуре развивает общую моторику и координацию движений,  развивает умения по мышечной релаксации, диафрагмально-реберному и речевому дыханию. 

Педагог – психолог

- игры и упражнения на развитие всех психических и речевых процессов.                   Педагог-психолог   корректирует основные психические функции, развивает произвольность и навыки самоконтроля, снимает тревожность детей при негативном настрое на логопедические занятия, активизирует отработанную лексику, развивает зрительно-моторную координацию, создает среду психологической поддержки детям с нарушениями речи.  

План работы учителя-логопеда с педагогами дошкольного образовательного учреждения

Период

Содержание работы

Цель

Участники

Сентябрь

Ознакомление с результатами обследования

Познакомить с уровнем развития речи воспитанников группы, зачисленных на логопункт и ходом дальнейшей логопедической работы

Логопед Воспитатели

Консультация: «Систематический контроль за речью детей»

Отразить важность  контроля за речью детей в течение дня и в режимных моментах

Логопед Воспитатели

Октябрь

Консультация: «Подготовка к обучению грамоте»

Разъяснить разницу между звуком и буквой, способом и местом образования звуков

Логопед Воспитатели

Взаимосвязь логопедической и психо-коррекционной работы с детьми в условиях ДОУ

Отразить важность комплексного воздействия в процессе коррекционного обучения

Логопед                 Психолог

Ноябрь

Логоритмика в системе коррекции речи детей

Отразить важность развития речевых навыков совместно с моторикой, координацией и дыханием с музыкальным сопровождением

Логопед                    Музыкальный руководитель

Декабрь

Фоноритмика в системе коррекции речи детей

Подобрать игры и упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи, совместно с моторикой, координацией и дыханием на занятиях физкультурой

Логопед                                                       Инструктор по физической культуре

Январь

Консультация: «Логопедические игры»

Использование логопедических игр в течение дня и в режимных моментах

Логопед Воспитатели

Февраль

Консультация: «Играем пальчиками-развиваем речь»

Разъяснить взаимосвязь мелкой моторики и речевого развития детей

Логопед Воспитатели

Март

Психогимнастика, как средство снятия психологического напряжения  и сохранения эмоционального благополучия ребенка

Отразить значимость проведения психогимнастики  на занятиях музыкой и физической культурой

Логопед                                                       Инструктор по физической культуре   Музыкальный руководитель        

Апрель

Готов ли ребенок к школе

Совместно выявить уровень готовности ребенка к обучению в школе

Логопед                                         Воспитатели подготовительных групп

Май

Подведение итогов коррекционной работы

Ознакомить педагогов ДОУ с результатами коррекционно-логопедической работы за учебный год

Логопед                   Воспитатели            Специалисты

Программа воспитания МДОУ «Детский сад № 70» https://ds70-engels-r64.gosweb.gosuslugi.ru/

3.Организационный раздел                                                                                                               3.1 Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

1. Нищева Н. В. «Современная система коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» Н.В.Нищевой, Санкт-Петербург, 2024 г.

2. Нищева Н. В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) в соответствии с ФАОП ДО. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.

3. Нищева Н. В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 3 до 4 и с 4 до 5 лет). – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.

4. Нищева Н. В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до 6 и с 6 до 7лет). – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.

1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе для детей с ОНР — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.

2. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.

3. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.

4. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.

5. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.

6. Нищева Н. В. Мой букварь. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.

7. Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.

8. Нищева Н. В. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.

9. Нищева Н. В. Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада — СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2022.

10. Нищева Н. В. Тетрадь для средней логопедической группы детского сада. — СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2023.

11. Нищева Н. В. Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада. — СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2023.

12. Нищева Н. В. Тетрадь для подготовительной к школе логопедической группы детского сада — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 20123.

13. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста № 1. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.

14. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста № 2. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.

15. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста № 3. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.

16. Нищева Н. В. Новые разноцветные сказки. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.

17. Нищева Н. В. Развивающие сказки — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.

18. Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.

19. Нищева Н. В. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков. Выпуски 1, 2, 3, 4. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.

20. Нищева Н. В. Тексты и картинки для автоматизации звуков. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.

21. Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [Р], [Р’]— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.

22. Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [Л], [Л’], дифференциации сонорных звуков и звука [J]— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.

23. Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [Ш], [Ж]— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.

24. Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [С], [З], дифференциации свистящих и шипящих звуков — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.

25. Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [Ц], [Ч], [Ц] — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.

26. Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для уточнения произношения звуков раннего онтогенеза — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.

3.2 Циклограмма  учета рабочего времени  учителя-логопеда

    Циклограмма учета деятельности учителя-логопеда в группах компенсирующей и комбинированной направленности в 2024-2025 учебном году представлена в Приложении 2.

3.3 Организация предметно-пространственной развивающей среды и материально-техническое оснащение кабинета учителя-логопеда

    Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с планированием должны обеспечивать:

  • Принципы создания коррекционно-развивающей среды.
  • Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»).
  • Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением, возможностями.
  • Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
  • Принцип сочетания привычных и неординарных элементов, т.е. эстетическая организация среды.
  • Принцип свободы достижения ребенком своего права.
  • Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития ребенка».

    В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда представлена специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья детей, учета особенностей их развития.

Основные зоны кабинета учителя-логопеда

  • Учебная зона для проведения подгрупповых коррекционных занятий, где имеются столы, стулья, магнито-маркерная доска.
  • Звуко-коррекционная зона или зона для индивидуальной работы. В ней находятся зеркало с подсветкой, стол, стулья, компьютер с речевым тренажером.
  • Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена шкафами и стеллажами и содержит следующие разделы:

- материалы по обследованию речи детей;

- методическая литература по коррекции речи детей;

- учебно-методическая литература по обучению грамоте детей;

- пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса.

  • Рабочая зона учителя-логопеда оборудована столом, стулом, канцелярскими принадлежностями.
  • Консультативная зона включает  в себя стенды с материалами для родителей воспитанников. Стенды для консультаций родителей находятся в приемных групп.
  • Зона хранения наглядно-дидактических пособий и документации:

- дидактический материал для логопедического обследования;

- дыхательные тренажеры;

- дидактический материал для развития тонкой моторики;

- фотографии и картинки-символы для обучения артикуляционной гимнастике;

- картинки, профили для постановки звуков;

- картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп;

- настольно-печатные  и дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп;

- дидактический материал для развития фонематического слуха;

- материал по формированию навыков звукового анализа и синтеза;

- картотека материалов по всем лексическим темам;

- дидактический материал по формированию грамматического строя речи;

- картотека материалов по развитию связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование учителя-логопеда

Планирование по лексическим темам для работы в подготовительной группе детей с ОНР...

Перспективное планирование учителя-логопеда

перспективный план работы учителя-логопеда на 2013-2014 учебный год в подготовительной логопедической группе...

Перспективное планирование учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности на 2013-2014 учебный год

  Настоящий план составлен в соответствии с  «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т. В.. Логопед...

Перспективное планирование учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности (1-й год обучения) на 2014 – 2015 учебный год

Методическая работа  Цели:  предупреждение, своевременное выявление и устранение речевых нарушений.Задачи:организовать  работу по диагностике уровня развития речевой деятельн...

Каленарно-тематическое планирование учителя-логопеда старшая группа

Планирование подготовила учитель-логопед ГБОУ СОШ №7 Маркина Кира Сергеевна...