Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Дифференциация звуков [Ш] – [Ж]»
план-конспект занятия по логопедии
Конспект логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_fonematich._vospriyatiya_-_kopiya.docx | 38.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Конспект НОД по образовательной области
«Речевое развитие» на тему: «Дифференциация звуков [Ш] – [Ж]»
Возраст детей: 6 лет
Область: речевое развитие
Интеграция областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная
Вид занятия: комплексное
Форма образовательной деятельности: подгрупповая форма
Цель: развитие фонематического восприятия
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять правильное произношение звуков [Ш], [Ж];
- учить дифференцировать их по звонкости-глухости на уровне слогов, слов;
- закреплять умение определять первый звук в слове;
- закреплять навык чтения и письма отдельных слов.
Коррекционно-развивающие:
- развивать мышление, внимание, память воображение, развивать мелкую моторику;
- развивать фонематическое восприятие и связную речь.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, инициативность, фактор взаимопомощи, взаимовыручки, желание помогать.
Оборудование и материалы: презентация к занятию; картинки со звуками [Ш], [Ж] в названиях; картинки раздаточные «Колокольчик», «Наушники»; доска с кроссвордом; конверт, листы бумаги, трафареты, карандаши.
Методические приемы: словесные – вопросы, объяснение, ответы, поощрение; наглядные – рассматривание картинок; игровые – создание игровой ситуации; практические – игра: «Колокольчик и наушники», игра: «Подари картинку».
Предварительная работа: рассматривание картинок, иллюстраций, подбор дидактических игр в соответствии с темой.
Планируемый результат: у детей закреплено правильное произношение звуков [Ш], [Ж] и дифференцирование звуков [Ш], [Ж] по звонкости-глухости на уровне слогов, слов.
Содержание НОД: организационный момент, вводная часть, основная часть, практический опыт, подведение итогов НОД, заключительная часть.
Ход занятия
Этап занятия | Деятельность логопеда | Деятельность ребенка | Время | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент | – Логопед загадывает загадки: – К нам пришли гости-персонажи из страны «Смешариков». Угадайте их: Красотка, звезда, И совсем не свинюша! Узнали кто это? Конечно же… Колючки, очки, Пара ручек и ножек. Узнали кто это? Конечно же... На доске появляются Нюша и Ёжик. – Нюше и Ёжику пришли письмо от их друга Звуковичка. (Логопед достаёт конверт). Звуковичок пишет, что у него пропало два звука, и он просит Смешариков помочь ему их найти. Давайте вместе с Нюшей и Ёжиком поможем Звуковичку? Тогда отправляемся в добрый путь! | Дети стоят в кругу. – Нюша – Ёжик – Да, давайте! | 3 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Вводная часть | – Логопед: Прежде всего, Нюше и Ёжику нужно узнать, какие же звуки потерялись? Но сначала давайте поговорим – что такое звук и что такое буква. Чем отличается звук от буквы? Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем. Нам стало известно, что один из этих звуков живёт в начале слов: шапка, шуба, шоколад. Какой же это звук? (Звук [Ш]). - Действительно, этот звук один из любимых звуков Нюши, потому что в её имени есть звук [Ш]. Поэтому Нюша решила, что будет искать именно этот звук. - Второй же звук живёт в начале слов: жук, жёлудь, жилет. Какой это звук? (Звук [Ж]). - Этот звук - один из любимых звуков Ёжика, потому что в его имени есть звук [Ж]. Поэтому Ёжик будет искать именно его. | – Это звук [Ш].
– Это звук [Ж]). | 2 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Основная часть | – Решили Нюша и Ёжик вспомнить, как эти звуки произносятся, начали их звать. Нюша позвала: «Ш-ш-ш». Губки её округлились в форме окошка, язычок поднялся вверх в форме чашечки. «Я поняла», - сказала Нюша, – «Это согласный твёрдый звук! Он обозначается синим цветом». Ёжик тоже начал звать свой любимый звук: «Ж-ж-ж». Губки его тоже округлились, а язычок стал похож на чашечку. «И я понял!» - воскликнул Ёжик, - «Мой звук тоже согласный, и тоже твёрдый! Он, как и твой, обозначатся синим цветом!» «Ой, а ведь эти звуки так похожи! Как же мы их отличим?» - сказала Нюша. – Ребята, давайте подскажем Смешарикам, как отличить эти звуки. Произнесем звук [Ш] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ш]? Звук [Ш] звонкий или глухой? (Горлышко не дрожит, звук [Ш] - глухой). Давайте вместе произнесем звук [Ж] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ж]? Звук [Ж] звонкий или глухой? (Горлышко дрожит, звук [Ж] - звонкий). – Правильно! Теперь Ёжик знает, что звук [Ж] - звонкий, поэтому он взял с собой колокольчик. А Нюша взяла наушники, потому что звук [Ш] – глухой. | Дети повторяют за логопедом.
– Горлышко не дрожит. – Горлышко дрожит. | 8 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Практический этап | Дидактическая игра «Колокольчик и наушники» – Ребята, перед вами лежат две карточки. На первой карточке нарисован колокольчик, а на второй наушники. Давайте поиграем в такую игру: Нюша и Ёжик называют слоги, и если в слоге вы услышите звук [Ш], то поднимите карточку с наушниками. Если же услышите звук [Ж], то поднимите карточку с колокольчиком. Включается запись слогов, или логопед произносит сам: ша, жа, шо, жё, жи, ши, аш, жна, шка, каш, жла, што, ажд. Дидактическая игра «Подари картинку» На доске дерево с картинками. У детей на столах лежат аналогичные картинки со звуками [Ш], [Ж] в названиях. – Шли Нюша и Ёжик по волшебному лесу и увидели там необычное дерево. На этом дереве росли не яблоки, не груши, а картинки. Давайте снимем их с дерева и подарим их Ёжику и Нюше. Но помните: Нюше мы отдадим картинки, в названии которых есть звук [Ш], а Ёжику – в названии которых есть звук [Ж]. Словарный материал: шары, жук, ракушка, пижама, жёлудь, шоколад, машина, ежи. Дети прикрепляют картинки к наборному полотну, где изображены Ёжик и Нюша. Физкульминутка Будем прыгать и скакать! Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.) Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.) Раз, два, три. Наклонился левый бок. Раз, два, три. А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) И дотянемся до тучки. Сядем на дорожку, (Присели на пол.) Разомнем мы ножки. Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.) Раз, два, три! Согнем левую ножку, Раз, два, три. Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.) И немного подержали. Головою покачали (Движения головой.) И все дружно вместе встали. (Встали.) «Собери слово». На столах лежат листы бумаги, карандаши, трафареты. – Сейчас Нюша будет говорить слова, а вы должны записать первую букву того слова, в названии которого есть звук [Ш]. Если же в слове вы услышите звук [Ж], то вы ничего не пишите, а просто его пропускаете. Слова: вышка, жаба, Ёжик, Женя, Иванушка, шапка, Нюша, ужин, живот, Яша. ВЫШКА ИВАНУШКА ШАПКА НЮША ЯША – Теперь прочитайте, какое слово у вас получилось? – В И Ш Н Я. – Посмотрите, так вот где прятался звук [Ш]. Перед вами буква «Ш», она обозначает звук [Ш]. (На доске появляется вишня, на которой расположена, буква «Ш»). – Нюша дарит звуку [Ш] – наушники. – Вот мы и помогли Нюше, мы нашли её любимый звук! – Теперь поможем Ёжику: разгадаем вот этот кроссворд. На доске кроссворд. Дети отгадывают загадки, собирая разрезные картинки. Есть копытный великан. Шея как подъемный кран, С рожками, пятнистый, Но не очень быстрый. (Жираф)
Хвост пушистый, мех золотистый, В лесу живёт, кур в деревне крадёт. (Лиса) Это что за чудо-птица?! Не сова и не синица, Не журавль и не дрозд… Как раскрытый веер хвост… Голубой, зеленый, красный – Сколько же на перьях красок? Точно важный господин, Ходит по двору … (Павлин) Всех прилётных птиц черней, Чистит пашню от червей. Взад-вперёд по пашне вскачь, А зовётся птица … (грач) В омуте речном живет, У него огромный рот, Вы слыхали о таком? Ну конечно, это … (сом) Днем молчит, Ночью кричит, По лесу летает, Прохожих пугает. (Филин). – Посмотрите на доску и скажите, кто же здесь лишний? Почему? (Лиса, грач, павлин, филин). – Лишняя лиса, потому что это – животное, а все остальные – птицы.
– Молодцы, ребята! Теперь давайте прочитаем по вертикали, какое слово у нас получилось? – Ж А С М И Н. На доске появляется картинка «Цветок жасмина». – Смотрите, так вот где прятался наш звук [Ж]! Сейчас Ёжик подарит ему колокольчик, потому что он согласный, звонкий! | Дети садятся за столы.
| 14 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Актуализация уже имеющихся знаний, представлений | – Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? Что вы нового узнали? В какие игры играли? | 2 мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Заключительная часть | - Вот и подошли к концу наши приключения. Ёжик и Нюша помогли своему другу Звуковичку найти потерявшиеся звуки! Звуковичок сердечно благодарит своих друзей, а Ёжик и Нюша от всей души благодарят вас, ребята, потому что вы им сегодня очень помогли, без вас бы они не справились! | 1 мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по развитию речи: Тема: «Дифференциация звуков Ж-Ш»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе...
Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе по теме "Звуковая культура речи. Автоматизация звука [ш]"
Цель занятия: автоматизировать звук [ш] в слогах, словах.Основные задачи занятия:§ уточнить артикуляцию и правильное произнесение звука [ш];§ учить правильно произносить зву...
Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения Тема: « Дифференциация звуков [к] - [т]»
Коррекция нарушений звукопроизношения...
Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие», тема: «Звуковая культура речи: звук «Ц»
Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие"...
Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие" для детей с ОНР (старшая группа) Тема: "Звук [М]. Деление слов на слоги"
конспект по подготовке к овладению элементами грамоты...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» Раздел «Обучение грамоте» на тему: «Звуки [р], [р’], буква «Р» в подготовительной группе»
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, физическая культура, здоровье, чтение художественной литературы, социализация, музыка.Виды детской деятельности: коммуникативная, познавате...