Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Дифференциация звуков [Ш] – [Ж]»
план-конспект занятия по логопедии

Бадарчы Дан-Хаяа Мендиевна

Конспект логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_fonematich._vospriyatiya_-_kopiya.docx38.47 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Конспект НОД по образовательной области

«Речевое развитие» на тему: «Дифференциация звуков [Ш] – [Ж]»

Возраст детей: 6 лет

Область: речевое развитие

Интеграция областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная

Вид занятия: комплексное

Форма образовательной деятельности: подгрупповая форма

Цель: развитие фонематического восприятия

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закреплять правильное произношение звуков [Ш], [Ж];

- учить дифференцировать их по звонкости-глухости на уровне слогов, слов;

- закреплять умение определять первый звук в слове;

- закреплять навык чтения и письма отдельных слов.

Коррекционно-развивающие:

- развивать мышление, внимание, память воображение, развивать мелкую моторику;

- развивать фонематическое восприятие и связную речь.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать доброжелательность, инициативность, фактор взаимопомощи, взаимовыручки, желание помогать.

Оборудование и материалы: презентация к занятию; картинки со звуками [Ш], [Ж] в названиях; картинки раздаточные «Колокольчик», «Наушники»; доска с кроссвордом; конверт, листы бумаги, трафареты, карандаши.

Методические приемы: словесные – вопросы, объяснение, ответы, поощрение; наглядные – рассматривание картинок; игровые – создание игровой ситуации; практические – игра: «Колокольчик и наушники», игра: «Подари картинку».

Предварительная работа: рассматривание картинок, иллюстраций, подбор дидактических игр в соответствии с темой.

Планируемый результат: у детей закреплено правильное произношение звуков [Ш], [Ж] и дифференцирование звуков [Ш], [Ж] по звонкости-глухости на уровне слогов, слов.

Содержание НОД: организационный момент, вводная часть, основная часть, практический опыт, подведение итогов НОД, заключительная часть.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность  логопеда

Деятельность ребенка

Время

1. Организационный

момент

– Логопед загадывает загадки:

К нам пришли гости-персонажи из страны «Смешариков». Угадайте их:  

             Красотка, звезда,

             И совсем не свинюша!

             Узнали кто это?

             Конечно же…

             Колючки, очки,

             Пара ручек и ножек.

             Узнали кто это?

             Конечно же...

На доске появляются Нюша и Ёжик.

– Нюше и Ёжику пришли письмо от их друга Звуковичка. (Логопед достаёт конверт). Звуковичок пишет, что у него пропало два звука, и он просит Смешариков помочь ему их найти. Давайте вместе с Нюшей и Ёжиком поможем Звуковичку? Тогда отправляемся в добрый путь!

Дети стоят в кругу.

– Нюша

– Ёжик

– Да, давайте!

    3 мин

2. Вводная часть

–  Логопед: Прежде всего, Нюше и Ёжику нужно узнать, какие же звуки потерялись? Но сначала давайте поговорим – что такое звук и что такое буква. Чем отличается звук от буквы? Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем. Нам стало известно, что один из этих звуков живёт в начале слов: шапка, шуба, шоколад. Какой же это звук? (Звук [Ш]).

- Действительно, этот звук один из любимых звуков Нюши, потому что в её имени есть звук [Ш]. Поэтому Нюша решила, что будет искать именно этот звук.

- Второй же звук живёт в начале слов: жук, жёлудь, жилет. Какой это звук? (Звук [Ж]).

- Этот звук - один из любимых звуков Ёжика, потому что в его имени есть звук [Ж]. Поэтому Ёжик будет искать именно его.

Это звук [Ш].

 

Это звук [Ж]).

  2 мин

3. Основная часть

– Решили Нюша и Ёжик вспомнить, как эти звуки произносятся, начали их звать. Нюша позвала: «Ш-ш-ш». Губки её округлились в форме окошка, язычок поднялся вверх в форме чашечки. «Я поняла», - сказала Нюша, – «Это согласный твёрдый звук! Он обозначается синим цветом». Ёжик тоже начал звать свой любимый звук: «Ж-ж-ж». Губки его тоже округлились, а язычок стал похож на чашечку. «И я понял!» - воскликнул Ёжик, - «Мой звук тоже согласный, и тоже твёрдый! Он, как и твой, обозначатся синим цветом!»

«Ой, а ведь эти звуки так похожи! Как же мы их отличим?» - сказала Нюша.

– Ребята, давайте подскажем Смешарикам, как отличить эти звуки. Произнесем звук [Ш] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ш]? Звук [Ш] звонкий или глухой? (Горлышко не дрожит, звук [Ш] - глухой). Давайте вместе произнесем звук [Ж] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ж]? Звук [Ж] звонкий или глухой? (Горлышко дрожит, звук [Ж] - звонкий).

– Правильно! Теперь Ёжик знает, что звук [Ж] - звонкий, поэтому он взял с собой колокольчик. А Нюша взяла наушники, потому что звук [Ш] – глухой.

Дети повторяют за логопедом.

 

– Горлышко не дрожит.

– Горлышко дрожит.

  8 мин

4. Практический этап

Дидактическая игра «Колокольчик и наушники»

– Ребята, перед вами лежат две карточки. На первой карточке нарисован колокольчик, а на второй наушники.  Давайте поиграем в такую игру:  Нюша и Ёжик называют слоги, и если в слоге вы услышите звук [Ш], то поднимите карточку с наушниками. Если же услышите звук [Ж], то поднимите карточку с колокольчиком.

Включается  запись слогов, или логопед произносит сам: ша, жа, шо, жё, жи, ши, аш, жна, шка, каш, жла, што, ажд.

Дидактическая игра «Подари картинку»

На доске дерево с картинками. У детей на столах лежат аналогичные картинки со звуками [Ш], [Ж] в названиях.

– Шли Нюша и Ёжик по волшебному лесу и увидели там необычное дерево. На этом дереве росли не яблоки, не груши, а картинки. Давайте снимем их с дерева и подарим их Ёжику и Нюше. Но помните: Нюше мы отдадим картинки, в названии которых есть звук [Ш], а Ёжику – в названии которых есть звук [Ж].

Словарный материал: шары, жук, ракушка, пижама, жёлудь, шоколад, машина, ежи.

Дети прикрепляют картинки к наборному полотну, где изображены Ёжик и Нюша.

Физкульминутка

Будем прыгать и скакать!

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

«Собери слово».

На столах лежат листы бумаги, карандаши, трафареты.

– Сейчас Нюша будет говорить слова, а вы должны записать первую букву того слова, в названии которого есть звук [Ш]. Если же в слове вы услышите звук [Ж], то вы ничего не пишите, а просто его пропускаете.

Слова: вышка, жаба, Ёжик, Женя, Иванушка, шапка, Нюша, ужин, живот, Яша.

ВЫШКА

ИВАНУШКА

ШАПКА

НЮША

ЯША

– Теперь прочитайте, какое слово у вас получилось?

– В И Ш Н Я.

– Посмотрите, так вот где прятался звук [Ш]. Перед вами буква «Ш», она обозначает звук [Ш]. (На доске появляется вишня, на которой расположена, буква «Ш»).

– Нюша дарит звуку [Ш] – наушники.

– Вот мы и помогли Нюше, мы нашли её любимый звук!

– Теперь поможем Ёжику: разгадаем вот этот кроссворд.

На доске кроссворд. Дети отгадывают загадки, собирая разрезные картинки.

Есть копытный великан.                               

Шея как подъемный кран,                           

С рожками, пятнистый,                                

Но не очень быстрый. (Жираф)  

              

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, кур в деревне крадёт. (Лиса)

Это что за чудо-птица?!

Не сова и не синица,

Не журавль и не дрозд…

Как раскрытый веер хвост…

Голубой, зеленый, красный –

Сколько же на перьях красок?

Точно важный господин,

Ходит по двору … (Павлин)

Всех прилётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица … (грач)

В омуте речном живет,

У него огромный рот,

Вы слыхали о таком?

Ну конечно, это … (сом)

Днем молчит,

Ночью кричит,

По лесу летает,

Прохожих пугает. (Филин).

– Посмотрите на доску и скажите, кто же здесь лишний? Почему? (Лиса, грач, павлин, филин).

– Лишняя лиса, потому что это – животное, а все остальные – птицы.

 

 

 

 

ж

и

р

а

ф

 

 

г

р

а

ч

 

 

 

 

 

л

и

с

а

 

 

 

 

 

с

о

м

 

 

 

 

п

а

в

л

и

н

 

 

 

ф

и

л

и

н

 

 

 

 

– Молодцы, ребята! Теперь давайте прочитаем по вертикали, какое слово у нас получилось?

– Ж А С М И Н.

На доске появляется картинка «Цветок жасмина».

– Смотрите, так вот где прятался наш звук [Ж]! Сейчас Ёжик подарит ему колокольчик, потому что он согласный, звонкий!

Дети садятся за столы.

 

   14 мин

5. Актуализация уже имеющихся знаний, представлений

– Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? Что вы нового узнали? В какие игры играли?

   2 мин

6. Заключительная часть

- Вот и подошли к концу наши приключения. Ёжик и Нюша помогли своему другу Звуковичку найти потерявшиеся звуки! Звуковичок сердечно благодарит своих друзей, а Ёжик и Нюша от всей души благодарят вас, ребята, потому что вы им сегодня очень помогли, без вас бы они не справились!

   1 мин

      30 мин



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе по теме "Звуковая культура речи. Автоматизация звука [ш]"

Цель занятия: автоматизировать звук [ш] в слогах, словах.Основные задачи занятия:§  уточнить артикуляцию и правильное про­изнесение звука [ш];§  учить правильно произносить зву...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» Раздел «Обучение грамоте» на тему: «Звуки [р], [р’], буква «Р» в подготовительной группе»

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, физическая культура, здоровье, чтение художественной литературы, социализация, музыка.Виды детской деятельности: коммуникативная, познавате...