Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения Тема: « Дифференциация звуков [к] - [т]»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Абрамова Елена Анатольевна

Коррекция нарушений звукопроизношения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_differentsiatsiya_zvukov_k_-_t.odt22.67 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности

                                      по коррекции звукопроизношения

             

Тема: « Дифференциация звуков [к] - [т]»  

         

Цель: закрепить навыки правильного произношения и дифференциации

              звуков  [к],  [т].   

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

1) закрепить навыки четкого произнесения и различения звуков [к]-[т]          

слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;

2) закреплять умение определять наличие и место звука в слове;

3) совершенствовать лексико- грамматический строй речи: упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением,  существительных с суффиксами  -ата,  -ята;

4) закреплять умение составлять предложение по заданным словам;                   5) закреплять умение заучивать стихотворение по мнемотаблице;

6) формировать умение делать звуковой анализ односложного слова.

Корекционно- развивающие:

1) развивать артикуляционную моторику;

2) развивать общую и мелкую моторику;

3) развивать фонематическое восприятие;

4) развивать просодические компоненты речи;

5) развивать зрительную и слуховую память, внимание, мышление, восприятие, воображение.

Коррекционно- воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность, инициативность, доброжелательность;     

2) воспитывать навыки самоконтроля;                                                                      3) воспитывать усидчивость.

 Средства реализации:                                                                                                    

игрушка — кот, индивидуальные зеркала (по количеству детей), схемы характеристики звуков, учебное пособие « Поезд» ( 2 шт.), мяч, предметные картинки, пеналы и карточки для звукового анализа ( по количеству детей) , коврограф, компьютер,  презентация, мнемотаблица, разрезные буквы  

Лингвистический материал:

слова, словосочетания, предложения, текст стихотворения, насыщенные звуками [к], [т]

Интеграция образовательных областей:

« Познавательное развитие», « Социально- коммуникативное развитие»,

« Речевое развитие», « Художественно- эстетическое развитие», « Физическое развитие»

1. Организационный момент.

Я держу в ладонях солнце.
И дарю его друзьям.

Улыбнитесь - это просто!
Лучик солнца – это вам!

Своим теплом  солнце излучает добро и передает людям  ,   которые держат его в руках.

2. Основная коррекционно- логопедическая работа.

1) Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Логопед: « Угадайте, кого я нашла сегодня утром в своем кабинете, когда пришла на работу?»                                                          Загадка:  Караулит мышку в норке,

                Молоко из блюдца пьёт

                Чисто лапой моет шёрстку.

                Угадали? Это...( кот)  

У нас в гостях сегодня кот Том.

Пододвиньте зеркала и покажите, как кот умывается? ( самомассаж мышц лба, щек)  Как спинку выгибает? ( артикуляционное упражнение «Киска сердится») Спинку прогибает? ( упражнение « Парус») В прятки играет?( язык — к зубам, затем убрать вглубь рта) . А как молоко лакает? ( артикуляционное упражнение « Вкусное варенье).  Как кот крадется?

 ( упражнение пальчиковой гимнастики « Кулачок — ладошка, я иду как кошка»)

2) Сообщение темы. 

Назовите первый  звук  в слове « кот». ( Звук [к].) Назовите последний звук в этом слове. ( Звук [т].) Сегодня мы будем  учиться различать звуки [к] и [т].

3) Уточнение артикуляции, характеристика звуков [к], [т]. ( по схемам)

Как мы произносим звук [к] ? ( Губы разомкнуты, зубы не сжимаются, язык — в форме « горки» , отодвигается от зубов вглубь рта,  стучит в « потолок» - нёбо,  голос « спит», воздушная струя выходит изо рта толчком - « ветерок» резкий,  сильный. ) Звук [к ]— согласный( во рту есть преграда - язык), твёрдый, глухой( голос « спит»).

Как произносим звук [т] ? ( Губы разомкнуты, зубы не сжимаются, кончик языка  поднимается вверх и стучит  за верхними зубами, голос « спит», воздушная струя выходит изо рта  толчком— ветерок резкий, « сильный». ) Звук [т] — согласный( во рту есть преграда - язык) твердый,  глухой ( голос « спит»).

Чем похожи эти звуки? ( оба согласные, твёрдые, глухие). Чем отличаются? (  Когда произносим звук [к] кончик языка  внизу, язык в форме «горки»  стучит в « потолок» - небо. При произнесении звука [т] кончик языка вверху, стучит за верхними зубами)

 Какой буквой мы обозначим звук [к]? ( буквой К)  Какой буквой мы обозначим звук [т]?  ( буквой Т).  В чем различие между звуком и буквой? ( Звуки мы произносим и слышим , а буквы видим и пишем.)

4) Формирование фонематического восприятия.                                                                    Кот предлагает поиграть. Покажите « коготки », если услышите звук [к] , стукните                 « лапкой» , если услышите звук [т].

Лингвистический материал:  к, т, т, к, т и т.д

                                                  ка, та, то, ут, кмы, тво и т. д

                                                 тополь, кабина, вата, стул,  кабан, топор, работа, лук, мука  и т. д.                                                                                                           5) Дифференциация звуков в слогах.

Кот Том приехал к нам на поезде. Давайте покажем , как стучат колёса поезда, когда он едет.

Слушайте внимательно, повторите, точно так же, как я :

ка — та           та — ка — та                 тка — тко — тку

ко — то           то — ко — то                 тко — тку — тка  и т.д.

ук — ут           тук — ток — тык          

ик — ит           тык — так — тук    

( произнесение слогов со сменой ударного слога)  

6) Дифференциация звуков в словах.

Игра « Помоги пассажирам» ( определение наличия звуков [т] и  [к] в словах, определение места звука в слове)                                                                                                                   Поезда не могут отправиться  со станции, пока все пассажиры не займут свои места. Давайте им поможем ( логопед выставляет картинки с изображением различных героев). В одном поезде поедут пассажиры со звуком [к] в названии, в другом — со звуком [т]. Вагон выбираем в соответствии с местом звука в слове. В первых вагонах поедут те, в названии которых звук слышится в начале слова, во вторых — в середине слова, в третьих вагонах — со звуком в конце слова. ( В слове «енот» я слышу звук [т] в конце слова , поэтому он поедет в поезде с буквой Т, в последнем вагоне.) Почему гусь  остался на перроне? ( В этом слове нет звуков [к] и [т])

Лингвистический  материал:

конь, курица, собака, паук, бык, енот, бегемот ,  петух, гусь

Игра « Доскажи слово»                                                                                                                    Любимая игра шалуна Тома - прятки. Он спрятал слоги в словах . А мы  вернём их на место и произнесем слова правильно. Доскажите слово, добавив  слог КА или ТА.  

Лингвистический  материал:    

                                  пли...(та)

                                  меч...( та)

                                  щу...( ка)

                                  охо...( та)

                                  соба...( ка)

                                  невес ...( та)

                                  стоян...( ка)

                                  коф... (  та)

                                  коме ...( та)

                                  комна...( та)

                                  точ...(ка)

Игра  « Назови ласково»  

У кота Тома есть мяч.  Мячик маленький поймайте и словечком приласкайте :  

Речевой материал: нитка — ниточка, капуста — капустка, туфля — туфелька, тыква — тыковка, готовая котлета — готовенькая котлетка, тонкий платок — тоненький платочек, старая кофта — старенькая кофточка, светлая комната — светленькая комнатка, вкусная конфета — вкусненькая конфетка).

7) Дифференциация звуков в словосочетании.                                                                                    Слышите, кто-то плачет . Потерялись детеныши. Помогите найти им родителей.  

Игра- презентация  « У кого — кто?»

У коровы — телята,

у козы — козлята,

у курицы — цыплята,

у индюка — индюшата,

у утки — утята,

у кролика — крольчата,

у собаки — щенята,

у волка — волчата.

Физкультминутка.

Покажем , как кот Том делает зарядку.

То прогнет, то выгнет спинку,

Лапки вытянет вперед -

Это делает зарядку

Умный Том — пушистый кот.

Чешет он себя за ушком,

Жмурит глазки и урчит

Ведь у Тома все в порядке:

Когти, шерсть и аппетит.  

 ( Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

8) Дифференциация звуков в предложении.

Игра « Исправь ошибки»                                                                                                            Том решил вас развеселить. Послушайте, какие предложения он придумал . Исправьте ошибки.  

Речевой материал:  Компот пьет Таню.

                                  Копыто бьет конем.

                                  Ямка копает енота.

                                  Калитка толкает улитку.

                                  Кость грызет собаку.

                                  Обои клеят Антона на потолок.

                                  Клубок ниток катает кота.

Упражнение  « Придумай предложение».                                                                                   Хотел кот с клубками поиграть. А они все к вам прикатились. У кого картинки со звуком [Т] в названии ? У кого со звуком [К]? Придумайте предложения про кота Тома по своим картинкам. ( Кот Том лакает  молоко. Кот Том любит колбасу. Кот Том сидит на стуле. И т.д.)

9) Дифференциация звуков в связной речи.                                                                                   Кот Том очень талантлив. Послушайте стихотворение, которое кот сочинил сам.

 -Тук! Тук! Тук!
- Это кто тут?
- Это я, коток,
- Тонкий коготок.

О ком этот стих? Давайте порадуем Тома, выучим его стихотворение. А помогут нам картинки. ( Заучивание стихотворения с помощью приемов мнемотехники).

10) Звуковой анализ.                                                                                                                   Сколько звуков в слове кот? Сделаем звуковой анализ слова « кот ». Какой первый звук в слове?  ( Звук [к].) Какой он? ( Согласный, твердый.) Какой фишкой обозначим этот звук?  И т.д  Проверьте, правильно ли вы сделали ( логопед выкладывает схему слова на доске). Сколько согласных в слове «кот»? Назовите их. На каком месте звук [к] ([т])? Сколько гласных?

Сколько в этом слове слогов?

3. Итог занятия.

Какие звуки сегодня мы учились различать? Какие они?( Согласные, твердые, глухие.)

Что интересного было на занятии?  С чем вы справились легко? Какие задания были трудными для вас? Кот Том благодарит вас и дарит веселые разрезные буквы  Т и К, которые вы можете собрать в группе или дома.

 

 

       

   

   

   

   

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по теме: Дифференциация звуков [ р - л ]. «Смешарики в зоопарке».

Разработка по дифференциации звуков (р-л) участники персонажи Крош и Лосяш, они отправляются на экскурсию в зоопарк....

Методическая разработка организованной образовательной деятельностипо правилам дорожного движения «Путешествие в страну правила дорожного движения»

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ПДД "Путешествие в страну правила дорожного движения"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме: «Дифференциация звуков С-Ш в словах и предложениях»

Тема: Дифференциация звуков [С] – [Ш] в словах и предложениях.Цель: различение звуков [с] – [ш]  на слух и в произношении в словах, фразах.Задачи:обучающие: вырабатывание подвижности ...

Конспект коррекционно- образовательной деятельности с детьми "Дифференциация звуков Ш – Ж в связной речи".

Конспект коррекционно- образовательной деятельности с детьми "Дифференциация звуков Ш – Ж в связной речи"....

Конспект организованно образовательной деятельностипо познавательномуи художественно-эстетическомуразвитиюв разновозврастной группе. Тема: «Весна, весна пришла, маме праздник принесла»

Улыбнемся солнышку :Здравствуй золотое!Улыбнемся небу:Здравствуй голубое!Улыбнемся дождику:Лейся словно из ведра!Улыбнемся мы гостям,Пожелаем им добра!...

Конспект непосредственно образовательной деятельности логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Р]-[Р’], [Л]-[Л’] Путешествие по Северу»

Данная методическая разработка представлена в форме   конспекта логопедического занятия. Занятие спланировано в едином сюжете «Путешествие по ЯМАЛУ»В ходе проведения заняти...