Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения Тема: « Дифференциация звуков [к] - [т]»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Коррекция нарушений звукопроизношения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_differentsiatsiya_zvukov_k_-_t.odt | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности
по коррекции звукопроизношения
Тема: « Дифференциация звуков [к] - [т]»
Цель: закрепить навыки правильного произношения и дифференциации
звуков [к], [т].
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
1) закрепить навыки четкого произнесения и различения звуков [к]-[т]
слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;
2) закреплять умение определять наличие и место звука в слове;
3) совершенствовать лексико- грамматический строй речи: упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением, существительных с суффиксами -ата, -ята;
4) закреплять умение составлять предложение по заданным словам; 5) закреплять умение заучивать стихотворение по мнемотаблице;
6) формировать умение делать звуковой анализ односложного слова.
Корекционно- развивающие:
1) развивать артикуляционную моторику;
2) развивать общую и мелкую моторику;
3) развивать фонематическое восприятие;
4) развивать просодические компоненты речи;
5) развивать зрительную и слуховую память, внимание, мышление, восприятие, воображение.
Коррекционно- воспитательные:
1) воспитывать самостоятельность, инициативность, доброжелательность;
2) воспитывать навыки самоконтроля; 3) воспитывать усидчивость.
Средства реализации:
игрушка — кот, индивидуальные зеркала (по количеству детей), схемы характеристики звуков, учебное пособие « Поезд» ( 2 шт.), мяч, предметные картинки, пеналы и карточки для звукового анализа ( по количеству детей) , коврограф, компьютер, презентация, мнемотаблица, разрезные буквы
Лингвистический материал:
слова, словосочетания, предложения, текст стихотворения, насыщенные звуками [к], [т]
Интеграция образовательных областей:
« Познавательное развитие», « Социально- коммуникативное развитие»,
« Речевое развитие», « Художественно- эстетическое развитие», « Физическое развитие»
1. Организационный момент.
Я держу в ладонях солнце.
И дарю его друзьям.
Улыбнитесь - это просто!
Лучик солнца – это вам!
Своим теплом солнце излучает добро и передает людям , которые держат его в руках.
2. Основная коррекционно- логопедическая работа.
1) Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Логопед: « Угадайте, кого я нашла сегодня утром в своем кабинете, когда пришла на работу?» Загадка: Караулит мышку в норке,
Молоко из блюдца пьёт
Чисто лапой моет шёрстку.
Угадали? Это...( кот)
У нас в гостях сегодня кот Том.
Пододвиньте зеркала и покажите, как кот умывается? ( самомассаж мышц лба, щек) Как спинку выгибает? ( артикуляционное упражнение «Киска сердится») Спинку прогибает? ( упражнение « Парус») В прятки играет?( язык — к зубам, затем убрать вглубь рта) . А как молоко лакает? ( артикуляционное упражнение « Вкусное варенье). Как кот крадется?
( упражнение пальчиковой гимнастики « Кулачок — ладошка, я иду как кошка»)
2) Сообщение темы.
Назовите первый звук в слове « кот». ( Звук [к].) Назовите последний звук в этом слове. ( Звук [т].) Сегодня мы будем учиться различать звуки [к] и [т].
3) Уточнение артикуляции, характеристика звуков [к], [т]. ( по схемам)
Как мы произносим звук [к] ? ( Губы разомкнуты, зубы не сжимаются, язык — в форме « горки» , отодвигается от зубов вглубь рта, стучит в « потолок» - нёбо, голос « спит», воздушная струя выходит изо рта толчком - « ветерок» резкий, сильный. ) Звук [к ]— согласный( во рту есть преграда - язык), твёрдый, глухой( голос « спит»).
Как произносим звук [т] ? ( Губы разомкнуты, зубы не сжимаются, кончик языка поднимается вверх и стучит за верхними зубами, голос « спит», воздушная струя выходит изо рта толчком— ветерок резкий, « сильный». ) Звук [т] — согласный( во рту есть преграда - язык) твердый, глухой ( голос « спит»).
Чем похожи эти звуки? ( оба согласные, твёрдые, глухие). Чем отличаются? ( Когда произносим звук [к] кончик языка внизу, язык в форме «горки» стучит в « потолок» - небо. При произнесении звука [т] кончик языка вверху, стучит за верхними зубами)
Какой буквой мы обозначим звук [к]? ( буквой К) Какой буквой мы обозначим звук [т]? ( буквой Т). В чем различие между звуком и буквой? ( Звуки мы произносим и слышим , а буквы видим и пишем.)
4) Формирование фонематического восприятия. Кот предлагает поиграть. Покажите « коготки », если услышите звук [к] , стукните « лапкой» , если услышите звук [т].
Лингвистический материал: к, т, т, к, т и т.д
ка, та, то, ут, кмы, тво и т. д
тополь, кабина, вата, стул, кабан, топор, работа, лук, мука и т. д. 5) Дифференциация звуков в слогах.
Кот Том приехал к нам на поезде. Давайте покажем , как стучат колёса поезда, когда он едет.
Слушайте внимательно, повторите, точно так же, как я :
ка — та та — ка — та тка — тко — тку
ко — то то — ко — то тко — тку — тка и т.д.
ук — ут тук — ток — тык
ик — ит тык — так — тук
( произнесение слогов со сменой ударного слога)
6) Дифференциация звуков в словах.
Игра « Помоги пассажирам» ( определение наличия звуков [т] и [к] в словах, определение места звука в слове) Поезда не могут отправиться со станции, пока все пассажиры не займут свои места. Давайте им поможем ( логопед выставляет картинки с изображением различных героев). В одном поезде поедут пассажиры со звуком [к] в названии, в другом — со звуком [т]. Вагон выбираем в соответствии с местом звука в слове. В первых вагонах поедут те, в названии которых звук слышится в начале слова, во вторых — в середине слова, в третьих вагонах — со звуком в конце слова. ( В слове «енот» я слышу звук [т] в конце слова , поэтому он поедет в поезде с буквой Т, в последнем вагоне.) Почему гусь остался на перроне? ( В этом слове нет звуков [к] и [т])
Лингвистический материал:
конь, курица, собака, паук, бык, енот, бегемот , петух, гусь
Игра « Доскажи слово» Любимая игра шалуна Тома - прятки. Он спрятал слоги в словах . А мы вернём их на место и произнесем слова правильно. Доскажите слово, добавив слог КА или ТА.
Лингвистический материал:
пли...(та)
меч...( та)
щу...( ка)
охо...( та)
соба...( ка)
невес ...( та)
стоян...( ка)
коф... ( та)
коме ...( та)
комна...( та)
точ...(ка)
Игра « Назови ласково»
У кота Тома есть мяч. Мячик маленький поймайте и словечком приласкайте :
Речевой материал: нитка — ниточка, капуста — капустка, туфля — туфелька, тыква — тыковка, готовая котлета — готовенькая котлетка, тонкий платок — тоненький платочек, старая кофта — старенькая кофточка, светлая комната — светленькая комнатка, вкусная конфета — вкусненькая конфетка).
7) Дифференциация звуков в словосочетании. Слышите, кто-то плачет . Потерялись детеныши. Помогите найти им родителей.
Игра- презентация « У кого — кто?»
У коровы — телята,
у козы — козлята,
у курицы — цыплята,
у индюка — индюшата,
у утки — утята,
у кролика — крольчата,
у собаки — щенята,
у волка — волчата.
Физкультминутка.
Покажем , как кот Том делает зарядку.
То прогнет, то выгнет спинку,
Лапки вытянет вперед -
Это делает зарядку
Умный Том — пушистый кот.
Чешет он себя за ушком,
Жмурит глазки и урчит
Ведь у Тома все в порядке:
Когти, шерсть и аппетит.
( Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)
8) Дифференциация звуков в предложении.
Игра « Исправь ошибки» Том решил вас развеселить. Послушайте, какие предложения он придумал . Исправьте ошибки.
Речевой материал: Компот пьет Таню.
Копыто бьет конем.
Ямка копает енота.
Калитка толкает улитку.
Кость грызет собаку.
Обои клеят Антона на потолок.
Клубок ниток катает кота.
Упражнение « Придумай предложение». Хотел кот с клубками поиграть. А они все к вам прикатились. У кого картинки со звуком [Т] в названии ? У кого со звуком [К]? Придумайте предложения про кота Тома по своим картинкам. ( Кот Том лакает молоко. Кот Том любит колбасу. Кот Том сидит на стуле. И т.д.)
9) Дифференциация звуков в связной речи. Кот Том очень талантлив. Послушайте стихотворение, которое кот сочинил сам.
-Тук! Тук! Тук!
- Это кто тут?
- Это я, коток,
- Тонкий коготок.
О ком этот стих? Давайте порадуем Тома, выучим его стихотворение. А помогут нам картинки. ( Заучивание стихотворения с помощью приемов мнемотехники).
10) Звуковой анализ. Сколько звуков в слове кот? Сделаем звуковой анализ слова « кот ». Какой первый звук в слове? ( Звук [к].) Какой он? ( Согласный, твердый.) Какой фишкой обозначим этот звук? И т.д Проверьте, правильно ли вы сделали ( логопед выкладывает схему слова на доске). Сколько согласных в слове «кот»? Назовите их. На каком месте звук [к] ([т])? Сколько гласных?
Сколько в этом слове слогов?
3. Итог занятия.
Какие звуки сегодня мы учились различать? Какие они?( Согласные, твердые, глухие.)
Что интересного было на занятии? С чем вы справились легко? Какие задания были трудными для вас? Кот Том благодарит вас и дарит веселые разрезные буквы Т и К, которые вы можете собрать в группе или дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по теме: Дифференциация звуков [ р - л ]. «Смешарики в зоопарке».
Разработка по дифференциации звуков (р-л) участники персонажи Крош и Лосяш, они отправляются на экскурсию в зоопарк....
Методическая разработка организованной образовательной деятельностипо правилам дорожного движения «Путешествие в страну правила дорожного движения»
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ПДД "Путешествие в страну правила дорожного движения"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме: «Дифференциация звуков С-Ш в словах и предложениях»
Тема: Дифференциация звуков [С] – [Ш] в словах и предложениях.Цель: различение звуков [с] – [ш] на слух и в произношении в словах, фразах.Задачи:обучающие: вырабатывание подвижности ...
Конспект коррекционно- образовательной деятельности с детьми "Дифференциация звуков Ш – Ж в связной речи".
Конспект коррекционно- образовательной деятельности с детьми "Дифференциация звуков Ш – Ж в связной речи"....
Конспект организованно образовательной деятельностипо познавательномуи художественно-эстетическомуразвитиюв разновозврастной группе. Тема: «Весна, весна пришла, маме праздник принесла»
Улыбнемся солнышку :Здравствуй золотое!Улыбнемся небу:Здравствуй голубое!Улыбнемся дождику:Лейся словно из ведра!Улыбнемся мы гостям,Пожелаем им добра!...
Конспект непосредственно образовательной деятельности логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Р]-[Р’], [Л]-[Л’] Путешествие по Северу»
Данная методическая разработка представлена в форме конспекта логопедического занятия. Занятие спланировано в едином сюжете «Путешествие по ЯМАЛУ»В ходе проведения заняти...
Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ш] во фразе и предложениях»
Цель: дифференциация звуков [С]-[Ш] во фразе и предложениях....