Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» Раздел «Обучение грамоте» на тему: «Звуки [р], [р’], буква «Р» в подготовительной группе»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, физическая культура, здоровье, чтение художественной литературы, социализация, музыка.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, здоровьесберегающая, игровая.
Цели:
1. Совершенствовать умение детей произносить и различать звуки [р] и [р’] в словах, придумывать слова с данными звуками.
2. Обеспечить умение детей делать звуковой анализ слова – давать характеристику каждому звуку, находить одинаковые звуки в словах.
3. Познакомить с буквой «Р».
4. Учить читать слоги и слова с данной буквой.
5. Способствовать развитию мелкой моторики рук – делать букву из фасоли.
6. Воспитывать желание отвечать на вопросы полными предложениями.
Планируемые результаты: владеет достаточным словарным запасом, употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов; различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»; называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах; находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_rechevomu_razvitiyu.docx | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по образовательной области
«Речевое развитие»
Раздел «Обучение грамоте»
на тему:
«Звуки [р], [р’], буква «Р» в подготовительной группе»
МБДОУ детский сад №5 «Жар Птица» г. Брянска
Воспитатель: Сафронова К. В.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, физическая культура, здоровье, чтение художественной литературы, социализация, музыка.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, здоровьесберегающая, игровая.
Цели:
- Совершенствовать умение детей произносить и различать звуки [р] и [р’] в словах, придумывать слова с данными звуками.
- Обеспечить умение детей делать звуковой анализ слова – давать характеристику каждому звуку, находить одинаковые звуки в словах.
- Познакомить с буквой «Р».
- Учить читать слоги и слова с данной буквой.
- Способствовать развитию мелкой моторики рук – делать букву из фасоли.
- Воспитывать желание отвечать на вопросы полными предложениями.
Планируемые результаты: владеет достаточным словарным запасом, употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов; различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»; называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах; находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.
Материалы и оборудование: ранец, ручка, букварь, треугольник, резинка, тетрадь, слоги и слова с буквой «Р», рамки, фасоль, схемы для анализа слова, синие и красные фишки для звукобуквенного анализа слов, магнитная доска, картинки – рисунки с изображением мальчика и девочки, бумажные ленты с 10-ю гласными буквами.
Ход:
1. Организационный момент (воспитатель вместе с детьми входят в группу, приветствуют гостей) – на столе в группе стоит ранец.
Воспитатель:
- Дети, кто-то забыл в нашей группе ранец. Вы не знаете, чей он? (нет)
- Давайте посмотрим, что в нем лежит и попробуем найти его хозяина (достает из ранца ручку, карандаш, резинку, тетрадь, треугольник, букварь и выкладывает на стол, называя предметы).
- Дети, скажите, какой общий звук есть в названии этих предметов? (ответы детей)
- Правильно! В этих словах живут звуки [р] и [р’]. Как вы думаете, он гласный или согласный? Почему?
- Звук [р] и [р’] согласный, потому что произносится без голоса. Язычок поднимается вверх и дрожит (показ).
- Теперь покажите, как ваши язычки дрожат (хором и индивидуально). Язычок поет песенку громко и тихо (индивидуально).
2. Постановка цели. (звучит тихая музыка)
- Всем девчонкам и мальчишкам предлагаю поиграть «Узнай звук» и в игре этой веселой нужный звук всем отыскать.
- Я называю разные слова, если вы услышите звук [р] – изображаете летающую птицу, звук [р’] – приседаете. )река, рука, ребята, работа, ромашка, розетка, береза, рябина, роза, ракета, рубашка, рюкзак, краб).
- Молодцы все играли по правилам.
- А теперь предлагаю поиграть в подсказки. Я буду рисовать дом, а вы подсказывать только те слова в названии которых есть звуки [р] и [р’] (крыша, забор, дверь, крыльцо, забор, рама, дорожка к дому, чердак и т.д.).
- Хозяин захотел украсить свой дом и посадил деревья.
- Какие деревья он посадил? Подскажите (рябину, ракиту, березу, кедр, кипарис, сирень, орех).
- Разбил клумбу и посадил цветы. Подскажите какие? (ромашки, розы, астры, резеду, георгины, нарциссы, ирисы).
- Дети, наш рисунок получился как настоящий. Дом понравился мальчику Роме и девочке Рите. Они решили в нем поселиться.
3. Звуковой анализ слов.
Выставляю на доску картинки – рисунки с изображением мальчика и девочки.
Воспитатель: а сейчас давайте сделаем звуковой анализ слова Рома. Подумайте, какими фишками вы обозначите каждый звук. Назовите первый звук в этом слове.
Дети: звук [р].
Воспитатель: какой это звук? Гласный или согласный, мягкий или твердый? Назовите второй звук в этом слове.
Дети: звуки [о].
Воспитатель: что мы знаем о звуке [о]? Какой третий звук в слове?
Дети: звуки [м].
Воспитатель: расскажите, что вы знаете о нем? Назовите последний звук в слове?
Дети: звуки [а].
Воспитатель: Сколько всего звуков в этом слове? (четыре).
(Аналогично анализируем слово Рита).
- Найдите в этих словах одинаковые звуки и назовите их.
- Дети, вы хорошо справились с этим заданием.
- Приглашаю вас на минуту отдыха – веселый танец «Буги – вуги».
4. – А сейчас все сели дружно, заниматься дальше нужно.
5. Знакомство с буквой «Р»
- Сегодня я познакомлю вас с буквой «Р» (на доску выставляем большую и маленькую буквы «Р»).
- Посмотрите, это большая буква, а это маленькая. Они очень похожи, а чем же они отличаются?
- Как вы думаете, на что похожа буква «Р»?
- Художнику буква «Р» напоминает топорик. Посмотрите (показываем картинку).
- Из каких элементов состоит буква «Р»? (палочка и полукруг).
- Покажите в воздухе букву «Р», а сейчас напишите эту букву друг другу на спине пальчиком, покажите ее с помощью пальцев.
- Предлагаю поиграть «Раз, два, три живая буква на месте замри» (2 раза) – дети изображают буквы при помощи рук, туловища, ног.
5. Чтение стихов с буквой «Р».
6. Входит Буратино.
- Здравствуйте, дети! У меня случилось несчастье, пропал мой ранец.
Воспитатель: а это не твой?
Буратино: мой! Вот хорошо, что он нашелся. Ребята мне по чтению задали трудное задание. Помогите мне прочесть слоги.
Воспитатель: дети, поможем Буратино? (да)
7.Чтение прямых и обратных слогов.
8. Буратино: спасибо, ребята, я понял, как надо читать слоги.
Воспитатель: Буратино, а сейчас тебя дети научат читать слоги с помощью «Ленты букв» (на бумажных лентах изображены все 10 гласных букв, в руку ребенка отдельно дается буква «Р» на квадрате, приставляя ее к гласным звукам дети читают прямые и обратные слоги).
Буратино вместе с воспитателем подходит к столам детей и слушает чтение слогов.
Буратино: и за это спасибо дети. Теперь я понял, что слоги нужно читать слитно, тогда все будет получаться.
Воспитатель: Буратино, а наши дети уже научились читать слова.
9. Чтение слов.
Воспитатель? У нас есть вот такие «окошки», при помощи которых мы учимся читать слова (чтение слов по пособию «окошки») и научим тебя читать, Буратино.
Воспитатель: дети, давайте сделаем выставку букв для нашего гостя (дети на рамке выкладывают буквы из фасоли).
Воспитатель: ребята, найдите среди букв ту, с которой мы сегодня познакомились, как она называется?
Буратино: дети, вы так много знаете и многому меня научили, я тоже скоро пойду учиться в школу и там мы с вами встретимся. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (математическое и сенсорное развитие) Тема: «День рождения у Бабы Яги» в подготовительной группе компенсирующей направленности №10
Открытое занятие в рамках марафона по приемственности между детским садом №46 и средней школой №31....
конспект ОД по образовательной области "Речевое развитие" раздел "Обучение чувашскому языку" в старшей группе "Наш огород"
Формирование представление детей о сезонных изменениях в природе. Знакомство с лексическими единицами по новой теме «Наш огород» купăста, хăяр, кăшман, çĕр улми, кишер, сухан, ...
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» «Познавательное развитие» Раздел «Ознакомление с миром природы» Тема: «Поиграем с Матрёшкой» (средняя группа)
обобщение знаний и умений детей, полученные в течение учебного года....
Технологическая карта образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Звуковая культура речи» на тему «Звук «Ч»
Звуковая культура речи "Знакомство с звуком Ч" в средней группе...
Карта (занятия) по образовательной области «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Подготовка к обучению грамоте». В старшей группе Тема: «Учимся читать» Название: «Играем с Роботом Робом»
Цель: формирование навыков и интереса к чтению складами с помощью кубиков Н.А. Зайцева....
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Подготовка к обучению грамоте»
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Подготовка к обучению грамоте»в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с т...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Подготовка к обучению грамоте»
Конспект занятия разработан для детей старшего возраста....