Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности. Тема «Этикет с малых лет»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Смирнова Людмила Евгеньевна

Цель: обогащение и расширение знаний детей о правилах поведения, об этикете в детском саду.

Задачи:

- познакомить с понятием «этикет»;

- учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях;

- совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;

- упражнять в использовании вежливых слов;

- воспитывать культуру общения и культуру поведения в детском саду;

- формировать навыки культурного, этически грамотного поведения;

- развивать мыслительную деятельность у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logozanyatie_po_etiketu.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №193»

Конспект логопедического занятия

в старшей группе компенсирующей направленности

 Тема «Этикет с малых лет»

Цель: обогащение и расширение знаний детей о правилах поведения, об этикете в детском саду.

Задачи:

- познакомить с понятием «этикет»;

- учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях;

- совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;

- упражнять в использовании вежливых слов;

- воспитывать культуру общения и культуру поведения в детском саду;

- формировать навыки культурного, этически грамотного поведения;

- развивать мыслительную деятельность у детей.

Оборудование: д\з с правилами поведения в различных местах; «волшебная палочка».

Ход занятия

1. Организационный момент

- Мы с вами все любим сказки, волшебство, и вот сегодня мы попробуем сами стать волшебниками. А поможет нам в этом «волшебная» палочка.

  • Д/и «Волшебные слова»
            Дети стоят по кругу, начинает игру логопед, он подходит к любому ребенку, передает ему «волшебную палочку» и говорит: «Дашенька, я рада тебя видеть». Ребенок, получивший палочку, называет имя своего соседа и передает ему палочку.

•        Слова приветствия (добрый день, добрый вечер; здравствуйте, доброе утро, привет, приветствую вас (тебя), здорово живешь, );

•        Слова просьбы (будьте добры, будьте любезны; если вас не затруднит);

•        Слова прощания (до встречи, до свидания, прощайте);

•        Слова извинения (простите, извините, очень жаль).

•        Слова благодарности (Спасибо, благодарю, очень признателен, пожалуйста).

- Почему эти слова называют волшебными? Подумайте, я спрошу в конце занятия. 

2. Основная часть занятия

1. Сообщение темы и задач занятия

- На этой неделе мы будем вспоминать, как нужно вести себя не только в общественных местах, но и дома со своими родными.

2. Первичное восприятие и осознание нового материала

     У нас стало традицией в начале занятия приветствовать друг друга. Как можно это сделать? А вы знаете, что приветствие пожатием руки возникло очень давно? Поводом для возникновения этого обычая была миролюбивость, подтверждение мирных намерений. Протянутая правая рука должна была подтвердить, что в ней нет оружия: камня, ножа. Если человек, которому протягивали руку, был тоже мирно настроен, следовало рукопожатие. На Востоке миролюбивость выражали скрещиванием рук на груди, у китайцев при поклоне руки свободно свисали по сторонам.

Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него. ПРИВЕТСТВИЕ — это одно из самых важных правил этикета. 

А что такое «этикет»?

Это правила такие,
Надо знать их с малых лет!

Что сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести,
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути

Если вежливыми стать
И воспитанными быть,
То всегда и всюду будут,
Уважать вас и любить!

- Ребята, мы с вами знаем, что правил этикета очень много. Некоторые из них собраны в этой книге. А вы хотите создать свою книгу?

  • Проверка ДЗ –Дети рассказывают о правилах поведения в детском саду и общественных местах

3. Физкультминутка ( Хомка, хомка …)

- Кто учил стихотворение про добрые слова?

  • Игра «Назови противоположное слово»

Ласково – грубо

Правда- ложь, обман

Здороваться – прощаться

Грубый - ласковый,       Злой - добрый,

Жадный - щедрый,        Грустный - веселый,

Враг – друг,                    Горе — радость.

Чистый – грязный         Медлительный – быстрый

Трусливый – смелый    Ленивый – трудолюбивый

 Ребята, а вы знаете, что ласковое слово лечит , злое калечит.

  • Игра «Назови ласково» (имена соседа)
  • Игра «Можно или нельзя»

Дети, с помощью сигнальных фишек отвечают на вопрос. (хлопают – можно, топают  – нельзя).

Вопросы:

  1. Можно ли в гостях ковыряться в носу, грызть ногти?
  2. Можно ли смеяться с широко раскрытым ртом?
  3. Можно ли обращаться к постороннему взрослому человеку на «вы»?
  4. Можно ли перебивать старших во время разговора?
  5. Можно ли разговаривать во время приёма пищи?
  6. Можно ли здороваться со всеми знакомыми?
  7. Можно ли мыть руки перед едой?
  8. Можно ли грубить старшим?

4. Рефлексия. Закрепление и осмысление знаний детьми

- Почему вежливые, добрые слова называют волшебными?

- Не забывайте, ребята использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают другие люди, ваши близкие, товарищи, и вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость. кот Леопольд дарит нам с вами книгу «Правила этикета», чтобы вы всегда могли вспомнить о том, как нужно себя вести вежливым людям.

Обсуждение ситуаций

1. Юра и Андрей спешили в буфет и бежали по лестнице вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась Анна Алексеевна. Мальчики пробежали мимо и лишь через минуту где-то послышалось: «Здравствуйте, Анна Алексеевна». Что им ответила учительница, мальчики не слышали. Они первыми ворвались в буфет.

Задание. Перечислите ошибки, которые допустили мальчики в своем поведении.

2. Лена сидела в трамвае. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

- Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя все-таки вести себя, - заметила старушка.

- А что я сделала? - возразила Лена. - Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

Объясните, можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным. Почему?

3. Вы купили билет на интересный фильм. Со звонком входите в зрительный зал и видите, что ваше место уже занято. Еще раз смотрите на билет. Нет, все правильно: ряд 12, место 5.

Объясните, как вы должны поступить в таком случае. Что должен сказать тот, кто занял ваше место?

4. Костя и Витя давно не виделись. А вот сегодня они совершенно случайно встретились в книжном магазине. Оба были рады встрече и поэтому долго говорили, делились новостями, выбирали себе книги. Тут Костя вспомнил, что дома его ждет мама, и он поспешно прервал беседу: «Ну ладно, я пошел, заходи». Он повернулся спиной к товарищу и быстро направился к двери. А Витя стоял и растерянно глядел ему вслед. Почему?

5. Петя пришел в детский сад, поздоровался с нянечкой, с воспитателем. В коридоре он увидел заведующую и поздоровался с ней. По дороге на музыкальное занятие мальчик вновь встретил заведующую. Петя замер на месте. Он не знал, что ему делать: здороваться еще раз или пройти, будто не видишь. Как должен был поступить Петя?

- Вы все уже взрослые ребята, скоро вам идти в школу. Проверим, насколько правильно вы подготовлены к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Совместная деятельность с родителями, педагогами и детьми с применением технологии сюжетно-ролевой ритмической гимнастики «Морозко»»

Воспитание коммуникативных качеств, дружеских партнерских взаимоотношений между детьми, родителями, педагогами. Повышение двигательной активности....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема «Познаем мир в сказке»

Это занятие ориентированно на художественную литиратуру. Где ребята вспоминают забытое, закрепляют знания по содержанию сказки "Гуси - Лебеди". Поподая в сказку, ребята проживают" ее,  при этом о...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: «Весна пришла»

В этом занятии ,ребята работают  с картиной Леветана "Весна" Дети высказывают свое отношение к этой картине. Развивают знания о  весенних изменениях в природе. Работая с другой картиной...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Район, в котором я живу»

Данный материал способствует  обобщению и закреплению накопленных знаний о Красносельском районе  г. Санкт-Петербурга, развитию умений пользоваться картой-схемой, закреплению представлений о...

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Ранняя весна. Составление простых распространённых предложений по опорным словам и объединение их в небольшой рассказ».

Отработка составления простого распространённого предложения и объединение их в рассказ с использованием опорных картинок. Продолжать знакомить детей с признаками ранней весны, расширять и активизиров...

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема «Одежда. Звук [Ш]» «Учимся, играя со Смешариками»

Конспект написан подробно и содержит предполагаемые ответы детей. Занятие относится ко второму периоду обучения. В этот период диалогическая форма речи допускает некоторую неполноту высказываний, поэт...

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности. Тема «Этикет. Правила поведения»

Форма проведения: Игра - конкурс «Умники и Умницы»Цель:- Закрепление правил поведения в общественных местах, обучение вежливому речевому общению в коллективе.Задачи:- Обобщить и расширить ...