Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности. Тема «Этикет с малых лет»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель: обогащение и расширение знаний детей о правилах поведения, об этикете в детском саду.
Задачи:
- познакомить с понятием «этикет»;
- учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях;
- совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;
- упражнять в использовании вежливых слов;
- воспитывать культуру общения и культуру поведения в детском саду;
- формировать навыки культурного, этически грамотного поведения;
- развивать мыслительную деятельность у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logozanyatie_po_etiketu.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №193»
Конспект логопедического занятия
в старшей группе компенсирующей направленности
Тема «Этикет с малых лет»
Цель: обогащение и расширение знаний детей о правилах поведения, об этикете в детском саду.
Задачи:
- познакомить с понятием «этикет»;
- учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях;
- совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;
- упражнять в использовании вежливых слов;
- воспитывать культуру общения и культуру поведения в детском саду;
- формировать навыки культурного, этически грамотного поведения;
- развивать мыслительную деятельность у детей.
Оборудование: д\з с правилами поведения в различных местах; «волшебная палочка».
Ход занятия
1. Организационный момент
- Мы с вами все любим сказки, волшебство, и вот сегодня мы попробуем сами стать волшебниками. А поможет нам в этом «волшебная» палочка.
- Д/и «Волшебные слова»
Дети стоят по кругу, начинает игру логопед, он подходит к любому ребенку, передает ему «волшебную палочку» и говорит: «Дашенька, я рада тебя видеть». Ребенок, получивший палочку, называет имя своего соседа и передает ему палочку.
• Слова приветствия (добрый день, добрый вечер; здравствуйте, доброе утро, привет, приветствую вас (тебя), здорово живешь, );
• Слова просьбы (будьте добры, будьте любезны; если вас не затруднит);
• Слова прощания (до встречи, до свидания, прощайте);
• Слова извинения (простите, извините, очень жаль).
• Слова благодарности (Спасибо, благодарю, очень признателен, пожалуйста).
- Почему эти слова называют волшебными? Подумайте, я спрошу в конце занятия.
2. Основная часть занятия
1. Сообщение темы и задач занятия
- На этой неделе мы будем вспоминать, как нужно вести себя не только в общественных местах, но и дома со своими родными.
2. Первичное восприятие и осознание нового материала
У нас стало традицией в начале занятия приветствовать друг друга. Как можно это сделать? А вы знаете, что приветствие пожатием руки возникло очень давно? Поводом для возникновения этого обычая была миролюбивость, подтверждение мирных намерений. Протянутая правая рука должна была подтвердить, что в ней нет оружия: камня, ножа. Если человек, которому протягивали руку, был тоже мирно настроен, следовало рукопожатие. На Востоке миролюбивость выражали скрещиванием рук на груди, у китайцев при поклоне руки свободно свисали по сторонам.
Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него. ПРИВЕТСТВИЕ — это одно из самых важных правил этикета.
А что такое «этикет»?
Это правила такие,
Надо знать их с малых лет!
Что сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести,
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути
Если вежливыми стать
И воспитанными быть,
То всегда и всюду будут,
Уважать вас и любить!
- Ребята, мы с вами знаем, что правил этикета очень много. Некоторые из них собраны в этой книге. А вы хотите создать свою книгу?
- Проверка ДЗ –Дети рассказывают о правилах поведения в детском саду и общественных местах
3. Физкультминутка ( Хомка, хомка …)
- Кто учил стихотворение про добрые слова?
- Игра «Назови противоположное слово»
Ласково – грубо
Правда- ложь, обман
Здороваться – прощаться
Грубый - ласковый, Злой - добрый,
Жадный - щедрый, Грустный - веселый,
Враг – друг, Горе — радость.
Чистый – грязный Медлительный – быстрый
Трусливый – смелый Ленивый – трудолюбивый
Ребята, а вы знаете, что ласковое слово лечит , злое калечит.
- Игра «Назови ласково» (имена соседа)
- Игра «Можно или нельзя»
Дети, с помощью сигнальных фишек отвечают на вопрос. (хлопают – можно, топают – нельзя).
Вопросы:
- Можно ли в гостях ковыряться в носу, грызть ногти?
- Можно ли смеяться с широко раскрытым ртом?
- Можно ли обращаться к постороннему взрослому человеку на «вы»?
- Можно ли перебивать старших во время разговора?
- Можно ли разговаривать во время приёма пищи?
- Можно ли здороваться со всеми знакомыми?
- Можно ли мыть руки перед едой?
- Можно ли грубить старшим?
4. Рефлексия. Закрепление и осмысление знаний детьми
- Почему вежливые, добрые слова называют волшебными?
- Не забывайте, ребята использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают другие люди, ваши близкие, товарищи, и вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость. кот Леопольд дарит нам с вами книгу «Правила этикета», чтобы вы всегда могли вспомнить о том, как нужно себя вести вежливым людям.
Обсуждение ситуаций
1. Юра и Андрей спешили в буфет и бежали по лестнице вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась Анна Алексеевна. Мальчики пробежали мимо и лишь через минуту где-то послышалось: «Здравствуйте, Анна Алексеевна». Что им ответила учительница, мальчики не слышали. Они первыми ворвались в буфет.
Задание. Перечислите ошибки, которые допустили мальчики в своем поведении.
2. Лена сидела в трамвае. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.
- Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя все-таки вести себя, - заметила старушка.
- А что я сделала? - возразила Лена. - Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.
Объясните, можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным. Почему?
3. Вы купили билет на интересный фильм. Со звонком входите в зрительный зал и видите, что ваше место уже занято. Еще раз смотрите на билет. Нет, все правильно: ряд 12, место 5.
Объясните, как вы должны поступить в таком случае. Что должен сказать тот, кто занял ваше место?
4. Костя и Витя давно не виделись. А вот сегодня они совершенно случайно встретились в книжном магазине. Оба были рады встрече и поэтому долго говорили, делились новостями, выбирали себе книги. Тут Костя вспомнил, что дома его ждет мама, и он поспешно прервал беседу: «Ну ладно, я пошел, заходи». Он повернулся спиной к товарищу и быстро направился к двери. А Витя стоял и растерянно глядел ему вслед. Почему?
5. Петя пришел в детский сад, поздоровался с нянечкой, с воспитателем. В коридоре он увидел заведующую и поздоровался с ней. По дороге на музыкальное занятие мальчик вновь встретил заведующую. Петя замер на месте. Он не знал, что ему делать: здороваться еще раз или пройти, будто не видишь. Как должен был поступить Петя?
- Вы все уже взрослые ребята, скоро вам идти в школу. Проверим, насколько правильно вы подготовлены к ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Совместная деятельность с родителями, педагогами и детьми с применением технологии сюжетно-ролевой ритмической гимнастики «Морозко»»
Воспитание коммуникативных качеств, дружеских партнерских взаимоотношений между детьми, родителями, педагогами. Повышение двигательной активности....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема «Познаем мир в сказке»
Это занятие ориентированно на художественную литиратуру. Где ребята вспоминают забытое, закрепляют знания по содержанию сказки "Гуси - Лебеди". Поподая в сказку, ребята проживают" ее, при этом о...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: «Весна пришла»
В этом занятии ,ребята работают с картиной Леветана "Весна" Дети высказывают свое отношение к этой картине. Развивают знания о весенних изменениях в природе. Работая с другой картиной...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Район, в котором я живу»
Данный материал способствует обобщению и закреплению накопленных знаний о Красносельском районе г. Санкт-Петербурга, развитию умений пользоваться картой-схемой, закреплению представлений о...
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Ранняя весна. Составление простых распространённых предложений по опорным словам и объединение их в небольшой рассказ».
Отработка составления простого распространённого предложения и объединение их в рассказ с использованием опорных картинок. Продолжать знакомить детей с признаками ранней весны, расширять и активизиров...
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема «Одежда. Звук [Ш]» «Учимся, играя со Смешариками»
Конспект написан подробно и содержит предполагаемые ответы детей. Занятие относится ко второму периоду обучения. В этот период диалогическая форма речи допускает некоторую неполноту высказываний, поэт...
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности. Тема «Этикет. Правила поведения»
Форма проведения: Игра - конкурс «Умники и Умницы»Цель:- Закрепление правил поведения в общественных местах, обучение вежливому речевому общению в коллективе.Задачи:- Обобщить и расширить ...