постановка и дефференциация звуков
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Звук С.
Артикуляционная гимнастика для звука «С»
Правильное положение артикуляционного аппарата при произношении звука «С»
- Губы растянуты в улыбке, зубы сближены на расстоянии до 1 мм.
- Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам.
- Воздушная струя узкая, холодная, сильная.
При произношении звука «С» могут быть следующие нарушения:
1. Звук «С» отсутствует в речи ребенка (сигматизм);
2. Звук «С» заменяется другим звуком.
Наиболее распространенными являются следующие виды замен:
– губно-зубной парасигматизм (замена на «Ф»);
– призубный парасигматизм (замена на «Т»);
– шипящий парасигматизм (замена на «Ш»);
3. Звук «С» произносится искаженно.
Наиболее распространенные искажения:
– межзубный сигматизм;
– боковой сигматизм;
– носовой сигматизм.
Для того чтобы начать постановку звука, необходимо подготовить органы артикуляционного аппарата. Предлагаем примерный комплекс артикуляционных упражнений:
«Улыбочка» | Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны. |
«Заборчик» | Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении. |
. «Птенчик» | Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно. |
. «Накажем непослушный язычок» | Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя…». |
«Лопаточка» | Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу После того, как отработаны подготовительные упражнения, можно приступать к постановке звука. |
«Трубочка» | Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх. |
«Оближем губки» | Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. |
«Почистим зубки» | «Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна. |
«Часики» | Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта. |
«Змейка» | Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам. |
«Орешек» | Рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую. |
«Загони мяч в ворота» | Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться. |
«Прокати карандаш» | Положить карандаш на стол перед собой. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и медленно, на выдохе подуть на карандаш так, чтобы он покатился. |
Существует несколько способов постановки звуков:
1. По подражанию.
Вместе с ребенком садитесь перед зеркалом и показывайте ребенку правильную артикуляцию звука «С». Попросите ребенка открыть рот, улыбнуться, распластать язык, напряженным кончиком упереться в нижние резцы и пропустить по языку «ветерок», слышится звук «С».
2. По подражанию с введением игровых приемов:
– насосом накачиваем колесо (с-с-с);
– дует холодный ветер (с-с-с);
– сдувается шарик (с-с-с);
– подуй в бутылочку с узким горлышком (получится звук с-с-с).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты по постановке и закреплению звука С
Данная серия конспектов позволяет методически построить ход занятий по постановке и закреплению звука "С"...
Постановка и автоматизация звука "К"
Результаты логопедического обследования (диагностики) воспитанников образовательного учреждения показали увеличение числа детей с нарушениями заднеязычных звуков ([к], [г], [х] и парных мягких [к’], [...
Конспект индивидуального занятия. Тема: "Постановка и автоматизация звука "л"
Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Дети с речевыми нарушениями начиная понимать свой недостаток становя...
картотека индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков Тема: «Весело играем -звуки закрепляем».
Представленная методическая разработка предназначена для дошкольников 5-7 лет. Основная цель данной методической разработки – коррекция звукопроизношения дошкольников, развитие фонематического с...
Постановка и автоматизация звука «р». Как сделать звук чистым? Избавляемся от призвуков «т» и «д»
Отделение звука «р» от сочетания «др» и «тр» — действительно большая проблема для молодых специалистов. Можно месяцами добиваться от ребёнка чистого произноше...
Конспект на занятие на тему: " Дефференциация звуков Р - Л" подготовительная группа
Цель: совершенствовать навыки правильного произношения звуков [л] и [р] в речи.Задачи: Развивать фонематический слух: упражнять в умении дифференцировать звуки [л] и [р] в словах, в раз...