постановка и дефференциация звуков
консультация по логопедии

Постановка и автоматизация  звука " С"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.docx15.96 КБ

Предварительный просмотр:

Звук С.

Артикуляционная гимнастика для звука «С»

Правильное положение артикуляционного аппарата при произношении звука «С»

  • Губы растянуты в улыбке, зубы сближены на расстоянии до 1 мм.
  • Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам.
  • Воздушная струя узкая, холодная, сильная.

При произношении звука «С» могут быть следующие нарушения:

1. Звук «С» отсутствует в речи ребенка (сигматизм);

2. Звук «С» заменяется другим звуком.

Наиболее распространенными являются следующие виды замен:

– губно-зубной парасигматизм (замена на «Ф»);

– призубный парасигматизм (замена на «Т»);

– шипящий парасигматизм (замена на «Ш»);

3. Звук «С» произносится искаженно.

Наиболее распространенные искажения:

– межзубный сигматизм;

– боковой сигматизм;

– носовой сигматизм.

Для того чтобы начать постановку звука, необходимо подготовить органы артикуляционного аппарата. Предлагаем примерный комплекс артикуляционных упражнений:

         «Улыбочка»

Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик»

Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении.

. «Птенчик»

Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.

. «Накажем непослушный язычок»

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя…».

«Лопаточка»

Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу

После того, как отработаны подготовительные упражнения, можно приступать к постановке звука.

«Трубочка»

Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх.

 «Оближем губки»

Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

«Почистим зубки»

«Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.

«Часики»

Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.

«Змейка»

Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.

«Орешек»

Рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.

«Загони мяч в ворота»

Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.

«Прокати карандаш»

Положить карандаш на стол перед собой. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и медленно, на выдохе подуть на карандаш так, чтобы он покатился.

Существует несколько способов постановки звуков:

1. По подражанию.

Вместе с ребенком садитесь перед зеркалом и показывайте ребенку правильную артикуляцию звука «С». Попросите ребенка открыть рот, улыбнуться, распластать язык, напряженным кончиком упереться в нижние резцы и пропустить по языку «ветерок», слышится звук «С».

2. По подражанию с введением игровых приемов:

– насосом накачиваем колесо (с-с-с);

– дует холодный ветер (с-с-с);

– сдувается шарик (с-с-с);

– подуй в бутылочку с узким горлышком (получится звук с-с-с).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты по постановке и закреплению звука С

Данная серия конспектов позволяет методически построить ход занятий по постановке и закреплению звука "С"...

Постановка и автоматизация звука "К"

Результаты логопедического обследования (диагностики) воспитанников образовательного учреждения показали увеличение числа детей с нарушениями заднеязычных звуков ([к], [г], [х] и парных мягких [к’], [...

Конспект индивидуального занятия. Тема: "Постановка и автоматизация звука "л"

Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на  деятельности и  поведении ребенка. Дети с речевыми  нарушениями начиная понимать свой недостаток становя...

картотека индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков Тема: «Весело играем -звуки закрепляем».

Представленная методическая разработка предназначена для дошкольников 5-7 лет. Основная цель данной методической разработки – коррекция звукопроизношения дошкольников, развитие фонематического с...

Постановка и автоматизация звука «р». Как сделать звук чистым? Избавляемся от призвуков «т» и «д»

Отделение звука «р» от сочетания «др» и «тр» — действительно большая проблема для молодых специалистов. Можно месяцами добиваться от ребёнка чистого произноше...

Конспект на занятие на тему: " Дефференциация звуков Р - Л" подготовительная группа

Цель: совершенствовать навыки правильного произношения звуков [л] и [р] в речи.Задачи: Развивать фонематический слух: упражнять в умении дифференцировать звуки [л] и [р] в словах, в раз...