Постановка и автоматизация звука "К"
материал (логопедия) на тему

Злобина Светлана Васильевна

Результаты логопедического обследования (диагностики) воспитанников образовательного учреждения показали увеличение числа детей с нарушениями заднеязычных звуков ([к], [г], [х] и парных мягких [к’], [г’], [х’]). Передо мною встала задача изучить имеющийся материал и подготовить рабочие листы, содержащие способы постановки звуков и речевой материал для их автоматизации. Представляю материал для постановки и автоматизации звука [к].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postanovka_i_avtomatizaciya_zvuka_k.odt501.17 КБ

Предварительный просмотр:

Постановка и автоматизация звука [К]

Артикуляция звука [к]:

  1. губы раскрыты, занимают нейтральное положение;
  2. зубы разомкнуты;
  3. кончик языка лежит у нижних зубов, не касаясь их, передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть поднята и упирается в мягкое небо (на стыке мягкого и твердого неба), боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба;
  4. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
  5. голосовые связки разомкнуты и не производят голос;
  6. воздушная струя выходит через ротовую полость, взрывая смычку между задней частью спинки языка и мягким небом, выдох сильный.

Для подготовки к правильному произнесению звуков рекомендуются артикуляционные упражнения:

  1. «кашляем»;
  2. «горка» - губы в улыбке, рот открыт, кончик языка оттянут от нижних резцов, а задняя часть языка высоко поднята вверх и касается мягкого неба;
  3. улыбка с сомкнутыми губами;
  4. улыбка с разомкнутыми губами («заборчик»).

Постановка звука [К]

І способ. Постановка звука по подражанию

• Широко откройте рот, чтобы ребенок видел, как расположен ваш язык, и, выдохнув воздух, имитируйте легкое покашливание, с ощутимым призвуком [к] ([кхэ]). «Покашливать» нужно тихо с минимальным выдохом, тогда между звуками [к] и [э] не будет выраженного звука [х], а будет слышаться только легкое придыхание. Повторяя за вами упражнение , ребенок должен «покашливать» себе на ладонь.

• После этого покажите ребенку, как «покашлять» шепотом - «покашливайте» едва слышно, почти без выдоха. Устранив из своего произношения серединный призвук [х]. Ребенок должен повторять за вами. Делать это нужно после полного выдоха.

•Если получился правильный звук [к], то есть ребенок фактически произнесет слог [кэ], потренировав его, переходите к слогам с другими гласными звуками. Можно дать такую инструкцию: «Теперь будем покашливать так: [ка — ка — ка]».

• В конце произнесите звук изолированно, пусть ребенок повторит его за Вами.

ІІ способ. Постановка звука [к] от правильного [х]

Обратите внимание на то, что, когда он тщательно произносит звук [х], то корень его языка прикасается к небу, пусть ощупает языком это место. Нужно, чтобы во время длительного, протяжного произнесения звука [х] ребенок в том месте, где он ощущает прикосновение языка к небу, зажал им щель перекрыл ток воздуха, как бы «поставил там точку» языком.

• Под образовавшейся смычкой воздушная струя окажется под некоторым давлением. В этот момент ребенок, слегка кашлянув, должен выдохнуть ее изо рта себе на ладонь, в результате послышится звук [к].

• В дальнейшем ребенок должен сразу зажимать корнем языка щель в горле и произносить звук [к]. Если звук получается слишком «взрывным» или напряженным, а также, если он имеет придыхательный оттенок, нужно потренировать его шепотное произношение (см. способ I).

• После того как звук у ребенка получается свободно, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.

• Затем переходите к произношению слогов (по подражанию).

III способ. Постановка звука [к] на вдохе

• Ребенок должен как можно дальше в горло «всосать» язык, «как улитку в раковину». Покажите ему как это сделать, при этом вы должны произносить на вдохе слоги, близкие по звучанию к звукосочетанию [ка — ка — ка].

• Еще это можно сравнить с беззвучным (шепотом) имитацией храпа, только следите, чтобы в вашем произношении не появлялось раскатистого горлового звука, напоминающего грассирующий звук [р] (после [к] может слышаться короткий придыхательный звук, напоминающий [х]). Вы можете произносить звук, максимально близкий к звуку [к].

• В дальнейшем пусть ребенок произносит слог [ка] сначала на вдохе и тут же на выдохе («всосал улитку — теперь выпусти ее»). Для того чтобы избежать раскатистого произношения, слоги нужно произносить очень тихо, шепотом.

• Когда слог [ка] на выдохе ребенок будет произносить свободно, сообщите ему, какой звук он произносит, пусть повторит его за вами изолированно.

• Затем тренируйте произношение звука [к] в слогах с другими гласными и только на выдохе. Слоги ребенок должен повторять за вами.

IV способ. Постановка звука [к] с механической помощью

Очень просто можно поставить звук [к], воспользовавшись шпателем.

• Пусть ребенок произносит слоги: [та — та — та]. В это время вы, нажимая на кончик его языка, постепенно и осторожно проталкиваете его в глубь рта. В это время ребенок должен, не прекращая, произносить слоги.

• По мере продвижения языка в глубь рта звук будет меняться. Вначале послышится нечеткий мягкий звук [т’], затем нечеткий мягкий звук [к’]. В какой то момент вы услышите, что ребенок произносит слоги[ка — ка — ка].

• Перед выполнением упражнения расскажите ребенку, что вы собираетесь делать. Предупредите его, чтобы он не мешал вам отодвигать его язык в глубь ста, и что звук, который он будет произносить, от этого постепенно будет меняться. Пусть не мешает ему изменяться. Предложите ему вместе посмотреть, какой в итоге получится звук.

• Когда послышится правильный звук [к], еще какое-то время придерживайте язык ребенка шпателем. Сообщите ему, что именно этот звук вы и хотели услышать.

• Как-нибудь назовите его (например, скажите, что этот звук напоминает покашливание).

• Осторожно уберите шпатель, пусть ребенок сам продолжает произносить слоги.

• Предложите ребенку произносить слоги [ка — ка — ка] самостоятельно. Скорее всего, вам придется еще не один раз помогать ребенку находить место произнесения звука, пока он его не запомнит.

• Когда ребенок будет произносить звук безошибочно, сообщите ему, какой звук он выговаривает.

• В дальнейшем пусть ребенок произносит слоги с другими гласными (он может повторять их за вами).

 

Речевой материал для автоматизации звука [к]

Автоматизация звука [к] в прямых слогах

Произносить слоги:

ка-ка — ка-ка-ка

ко-ко — ко-ко-ко

ку-ку — ку-ку-ку

кы-кы — кы-кы-кы

Произносить слоговые ряды:

ка — ко — ку — кы

ко — ку — кы — ка

ку — кы — ка — ко

кы — ка — ко — ку

Произносить слова:

ка

Катя,касса, камера, камень, канат, карась, калач, канал, кабан,  каша, кант, кабель, казан, кабинет, кассир, камыш, калина, кабина, карамель, качели, кашель, катушка, капюшон, карман, капрон,капуста, картофель, карусель, каблук, капитан, булка, дочка, бочка, миска, ночка, точка, черника.

ко

Косы, ковш, колос, Коля,козы, кожа, колба, космос, кот, кол, ком, комната, кони, кофе, корень, кобра, молоко,далеко, закон.

ку

Куб, куль,  кулёк,кум, курица, кусок, куст, кухня, купол, кузов, кувшин, якут, секунда, окунь, секунда, булку, дочку, миску, точку.

Произносить слова со стечением согласных:

квас, квадрат, Клава, класть, класс, клапан, квартал, крот, кровь, крошки, крот, кроме, круг, кружка, крупа, краса, крабы, кран, край, крыша, крыса, Крым, клок, клоун, клуб, клубок, клык;

дочка, кочка, ручка, точка, внучка, тучка, ванночка, птичка, точка, тачка, овечка, речка, собачка, лягушка.

Произносить чистоговорки:

Ка-ка-ка, ка-ка-ка —

Вот широкая река.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко —

Там рыбак недалеко.

Ка-ка-ка, ка-ка-ка —

Есть улов у рыбака.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко —

Рыба ловится легко.

Автоматизация звука [к] в обратных слогах

Произносить слоги:

ак-ак — ак-ак-ак

ок-ок — ок-ок-ок

ук-ук — ук-ук-ук

ик-ик — ик-ик-ик

Произносить слоговые ряды:

ак — ок — ук — ик

ок — ук — ик — ак

ук — ик — ак — ок

ик — ак — ок — ук

Произносить слова:

Мак, бак, сок, сук, цирк, танк, блеск, веник, воск, тюбик, каток, комок, замок, рынок, ролик, человек, мотылек, бантик, ручеек, домик, дождик, щенок, смычок, бычок, звук, звонок, мешок, петушок.

Произносить слова с двумя звуками [к]

Каток, комок, колобок, кузнечик, капкан, котенок, косынка, катушка, колокол, кошка, копейка, каблук, конфетка, казак, катушка, какао, калитка, кулак, кушак, кабачок, кубик, кусок, кукушка, клубок, клубника, коллекция.

Автоматизация звука [к] в предложениях:

У Коли коллекция марок. Дедушка посадил яблоньку. Каждое утро я делаю зарядку. Катя начертила квадрат. Костя купил книгу. Не молоток кует железо, а кузнец. Синичка — маленькая птичка. Бабушка кормит кур. Кате купили зайку. Собака своих не кусает. За окном капает дождик. Коля идет на рынок.

Автоматизация звука [к] в стихах

          Петушок

Петушился, петушился

Забияка-петушок.

Забияке где-то в драке

Оторвали гребешок.

Ходит он без гребешка,

Не похож на петушка.

(Е.Авдиенко)

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон.

У еловых шишек

Сто чешуек-крышек.

Каждое — как перышко,

А под каждым — зернышко.

На кокосы, на кокосы

Налетели мы как осы!

А кокосы высоко,

А в кокосах молоко.

Спать пора

Наступает ночка,

Ты устала, дочка.

Ножки бегали с утра,

Глазкам спать давно пора.

Ждет тебя кроватка,

Спи, дочурка, сладко!

В лесу одна смешная птица

Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!»

Никак не может научится

Петь, как петух: «Ку-ка-ре-ку!»

(Р.Фархади)

Кот

Копеек накопил,

Кошке

Козочку

Купил,

А козе -

Капустки,

Кочанчики хрустки.

Будет козочка

Крепка,

Кошке даст

Молока.

(В.Лунин)

Автоматизация звука [к] в связной речи

Прослушать рассказ, ответить на вопросы и пересказать.

1.

Колобок

  У леса на опушке стоит избушка. А живет в избушке Колобок-румяный бок. Колобок — мастер сказки рассказывать. Катится Колобок по дорожке, кого ни встретит, сказку расскажет. Любят сказки колобка и Мышка-норушка, и Лягушка-квакушка, и Петушок — золотой гребешок.

Вопросы.

Где стоит избушка?

Кто живет в этой избушке?

Что умеет Колобок?

Кому нравятся сказки Колобка?

Расскажи о Колобке.

2.

Лягушка-квакушка

  Жила-была квакушка, зеленая макушка, белое брюшко, выпученные глазки — совсем как в сказке.

  Рот у этой красавицы большой, как говорится, до ушей, хоть завязочки пришей. А ест так много, что даже времени на это не хватает.

  Только позавтракала, смотришь, а уже обедать пора; не успела облизнуться — ужинать надо! Попрыгать бедняжке некогда: вот так и ест комаров без перерыва.

  А теперь подумай: лягушки полезные или вредные? И будешь ли ты после этого их обижать?

С.Кузьмин

Отгадай загадки

Черный Ивашка —

Деревянная рубашка,

Где носом поведет,

Там заметку кладет.

(Карандаш)

Глазищи, усищи, когтищи, хвостище,

А моется всех чище.

(Кот)

Закутан ребенок в сто пеленок.

(Капуста)

На олене, на коне

Хорошо кататься мне!

Не по тундре, не по лугу —

Еду я по чудо-кругу.

Я скачу, я лечу,

Я в восторге хохочу!

(Карусель)

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Кататься хочешь —

На нас садись.

(Качели)

На соломинке дом,

Сто ребяток в нем.

(Колосок)

Не зверь, не птица,

Носок как спица,

Летит — кричит,

Сядет — молчит.

(Комар)

Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.

(Корова)

Быстрый прыжок, теплый пушок,

Красный глазок.

(Кролик)

Сделал дыру, вырыл нору,

Солнце сияет, а он не знает.

(Крот)

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно!

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней.

(Книга)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост — колечком.

(Собака)

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,

Ниточка в руке.

(Удочка)

Ходит с края он на край,

Режет черный каравай.

(Ножик)

Течет, течет — не вытечет,

Бежит, бежит — не выбежит.

(Река)

Упадет — подскачет,

Ударишь — не плачет.

(Мячик)

Черные птички

На каждой страничке.

Молчат, ожидают,

Кто их прочитает.

(Буквы)

Пословицы и поговорки

Близок локоток, да не укусишь.

Как аукнется, так и откликнется.

Как волка не корми, он все в лес смотрит.

Каков мастер, такова и работа.

Капля мало, а по капле — море.

Корень учения горек, а плод сладок.

Кто бы дятла знал, кабы носом не стучал.

Кошке — игрушки, мышке — слезки.

Красна птица пером, человек умом.

Куда иголка, туда и нитка.

Конец — делу венец.

Задания для автоматизации звука [к] и развития мелкой моторики

ДОЖДИК

Послушай и повтори. 

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Кап! Кап! Кап!...

Произнеси несколько раз: «Капли капают: кап-кап».

Дорисуй цветными карандашами капли дождя. 

КУКУШКА

Отгадай загадку.

Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: «Ку-ку, ку-ку»?

Попробуй произнести без запинки: «У лесной кукушки есть два кукушонка, забавных ребёнка».

Проведи короткие сплошные линии по точкам, проговаривая: «Ку-ку».

КВАКУШКИ

Отгадай загадку.

Зелены мы, как трава

Наша песенка: «Ква-ква».

Как прыгает лягушка ? Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок. Повтори несколько раз: «Ква-ква».

Рисуй и проговаривай: «Ква-ква, лягушка-квакушка».

ОБЛАКА

Отгадай загадку.

Без крыльев летят, Без ног бегут,

Без паруса плывут.

(облака)

На что похожи эти облака ?

Обведи по точкам контуры облаков. Проговаривай звук [К] в словах: «Облако, конфета, кот, корова, курица»

КОНФЕТЫ

Отгадай загадку.

Доскажи словечко.

Любят все детки

Сладкие ...

(конфетки)

Обведи в коробке контуры конфет, стараясь не отрывать карандаш от листа бумаги. Раскрась конфеты в разные цвета.

Сосчитай конфеты: «Одна конфета, две конфеты, три конфеты...». Сколько их лежит в коробке?

Литература

1.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям.СПб.,2007.

2.Волина В.В Занимательное азбуковедение. М., 1991.

3.Гальская Н.В. Тетрадь для закрепления произношения звуков К, К’, Г, Г.’ Х, Х’,Й. Пособие для детей с нарушениями речи. Минск, 2003.

4. Залманова Р.Я. Сам себе логопед.СПб.,1995.

5. Новотворцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [К], [К’]. Ярославль, 2001.

6. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М.,2007.

7. Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Говорим правильно. Логопедический альбом. М., 2003.

8. Хватцев М.Е. Недостатки речи у детей. М., 1948.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия. Тема: "Постановка и автоматизация звука "л"

Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на  деятельности и  поведении ребенка. Дети с речевыми  нарушениями начиная понимать свой недостаток становя...

Звук [ы]. Постановка и автоматизация

Моя авторская презентация содержит сказку для малыша и советы для взрослого по постановке звука, проведении упражнений на автоматизацию. Есть возможность выбора для конкретного ребенка наиболее рацион...

ИДИВИДУАЛЬНЫЕ ЛОГОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.

Эти занятия были разработаны мною для работы на логопункте при обычном не коррекционном ДОУ. Занятия включают в себя упражнения для развития речевого выдоха,  артикуляционную гимнастику, постанов...

Постановка и автоматизация звука[к].

Довольно часто начинающие логопеды испытывают трудность в постановке и автоматизации звука [к]. Подборка  данного материала поможет им в этой работе....