Конспект на занятие на тему: " Дефференциация звуков Р - Л" подготовительная группа
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цель: совершенствовать навыки правильного произношения звуков [л] и [р] в речи.
Задачи: Развивать фонематический слух: упражнять в умении дифференцировать звуки [л] и [р] в словах, в различении (на слух) знакомого звука. Совершенствовать умение подбирать рифму в стихах, определять звуки [л] и [р] в словах.
Упражнять в назывании пар согласных звуков по твёрдости-мягкости.
Продолжать учить определять позицию звуков в слове (Начало, середина, конец). Развивать внимание, мышление.
Закрепить навыки отчетливого произнесения звуков [л] и [р] в слогах, словах, чистоговорках.
Воспитывать умения вслушиваться в речь взрослых и своих товарищей;
Предварительная работа: индивидуальная работа с детьми (артикуляционная гимнастика, упражнение на дыхание, пальчиковые игры, проведение игр: речевые, подвижные, хороводные с использование различных считалок); чтение стихов с выполнением движений; игровые упражнения на звукоподражания; заучивание потешек, скороговорок, пословиц, стихов.
Методы и приёмы: беседа, вопросы к детям, постановка цели, пути решения, показ и объяснение артикуляции звуков, чтение чистоговорок, хоровые и индивидуальные повторения, игровые методы.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: карточки на артикуляцию звуков, мольберт, картинки и игрушки в названии которых есть звуки [л] и [р], мячик.
Раздаточный материал: предметные картинки для дифференциации звуков [л] и [р], лепестки с наклеенными картинками, звуковые линейки, фишки.
Ход занятия.
Психологический настрой.
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас занятие по звуковой культуре речи.
Воспитатель: - Сегодня мы будем играть, учиться правильно произносить звуки.
Мотивационно – ориентировочный этап.
Воспитатель: - Послушайте внимательно чистоговорку и подумайте, что можете о ней сказать:
Разобиделся Макар –
Искусал его комар.
Но поймите комара:
Ничего не ел с утра!
Воспитатель: - Что вы заметили, прослушав чистоговорку?
Дети: - Мы услышали много звуков [л] и [р].
Воспитатель: - Правильно. Как вы думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить? Вы хотите что-то узнать об этих звуках?
Дети: - Да.
Практический этап.
Воспитатель: - Чтобы хорошо выговаривать звуки, нужно выполнить гимнастику для язычка. Предлагаю вам выполнить артикуляционные упражнения «Парусник», «Чашечка».
Произнесите, пожалуйста, звук [л]. Когда мы его произносим, что делают губы и язык? (При произнесении этого звука губы немного улыбаются, рот приоткрыт, узкий кончик языка поднимается за верхние передние зубы и похож на «Чашечку»). Положите ладошку на горлышко и произнесите снова этот звук. Какой звук [л]?
Дети: - Согласный, звонкий.
Воспитатель: - Произнесите, пожалуйста, звук [р]. Когда мы его произносим, что происходит? (Губы улыбаются, рот приоткрыт, широкий кончик языка поднимается за верхние передние зубы и когда мы выдыхаем воздух, он дрожит). Какой звук [р]?
Дети: - Согласный, звонкий.
Воспитатель: - Язычки нужно потренировать, чтобы они стали сильными и смогли выговаривать трудные звуки. Послушайте чистоговорки и повторите их четко и ритмично. (Хоровое и индивидуальное произношение).
Ла – ла – ла – лопата и пила,
Ра – ра – ра – высокая гора,
Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,
Ру – ру – ру – коза грызет кору,
Воспитатель: - Молодцы. Язычок наш отлично поработал.
Воспитатель: - А сейчас поиграем в игру «Слушай – не ошибись» (Определение наличия звука в словах).
Воспитатель: - Я буду произносить слова со звуками [л] и [р]. Если вы услышите в слове звук [л], позвоните в «колокольчик», а если услышите звук [р], пустите рыбку поплавать (Движение кистью руки от себя). Дети произносят звук хором и по одному, жестикулируя руками. Будьте внимательны. Итак, начинаем.
(Слова: праздник, полка, лев, зебра, лодка, ковёр, дрова, лиса, помидоры, футбол, стол, рябина, глаза, фонарик, огурец, шар, мыло, пила, радуга).
Воспитатель: - Молодцы, хорошо справились с заданием.
Воспитатель: - Для следующей игры нам нужно сделать круг.
Игра «Большой и маленький братец» (С мячом).
Воспитатель: - У звуков тоже бывают братья. Большой братец - твёрдый согласный, а маленький братец - мягкий согласный звук. Звук [л] звучит твёрдо - это большой братец, а маленький братец звук [ль] нежный - произносится мягко.
Воспитатель: - Я буду большим братцем, а вы маленьким. Будьте внимательны. (Ла-ля, лы-ли, лу-лю, ло-лё, лэ-ле, ра-ря, ры-ри, ру-рю, ро-рё, рэ-ре).
Игра «Составь слово» (с мячом).
Воспитатель: - Я буду слово начинать, а вы заканчивать слогом ла или ра.
(Слова: зо… ла, го…ра, но. . .ра, иг… ла, иг…ра, шко… ла, што…ра, пи… ла, ко…ра, си… ла, детво…ра, мошка…ра, ю… ла, у… ра, аку… ла, кону…ра, жа… ра).
Игра «Доскажи словечко».
Воспитатель: - Сейчас я буду читать маленькие стихотворения, но последнее слово не буду договаривать. Вам надо назвать слово и сказать, какой звук в этом слове услышали. Слушайте внимательно.
Я сегодня утром рано умывался из-под… (Крана).
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая … (Лисица)
Верещунья, белобока,
А зовут её … (Сорока)
Из скорлупки без пелёнок
Вылез желтенький… (Цыпленок)
В середине человечка
День и ночь стучит … (Сердечко)
Рисовал художник ламу и картину вставил в … (Раму)
Зреет на кустах малина, Соберёт её … (Марина).
Получилась, чтоб причёска,
Честно трудится … (Расчёска)
Динь - дон. Динь - дон.
В переулке ходит … (Слон)
Воспитатель: - Молодцы, все слова в стихотворения добавили правильно.
Рефлексивно - оценочный этап.
Воспитатель: - С какими звуками мы работали?
Воспитатель: - Что вам понравилось на занятии?
Воспитатель: - Что было трудно?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект на занятие на тему: " Дефференциация звуков Р - Л" подготовительная группа | 35.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект на занятие на тему:
" Дефференциация звуков Р - Л" подготовительная группа
Цель: совершенствовать навыки правильного произношения звуков [л] и [р] в речи.
Задачи: Развивать фонематический слух: упражнять в умении дифференцировать звуки [л] и [р] в словах, в различении (на слух) знакомого звука. Совершенствовать умение подбирать рифму в стихах, определять звуки [л] и [р] в словах.
Упражнять в назывании пар согласных звуков по твёрдости-мягкости.
Продолжать учить определять позицию звуков в слове (Начало, середина, конец). Развивать внимание, мышление.
Закрепить навыки отчетливого произнесения звуков [л] и [р] в слогах, словах, чистоговорках.
Воспитывать умения вслушиваться в речь взрослых и своих товарищей;
Предварительная работа: индивидуальная работа с детьми (артикуляционная гимнастика, упражнение на дыхание, пальчиковые игры, проведение игр: речевые, подвижные, хороводные с использование различных считалок); чтение стихов с выполнением движений; игровые упражнения на звукоподражания; заучивание потешек, скороговорок, пословиц, стихов.
Методы и приёмы: беседа, вопросы к детям, постановка цели, пути решения, показ и объяснение артикуляции звуков, чтение чистоговорок, хоровые и индивидуальные повторения, игровые методы.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: карточки на артикуляцию звуков, мольберт, картинки и игрушки в названии которых есть звуки [л] и [р], мячик.
Раздаточный материал: предметные картинки для дифференциации звуков [л] и [р], лепестки с наклеенными картинками, звуковые линейки, фишки.
Ход занятия.
Психологический настрой.
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас занятие по звуковой культуре речи.
Воспитатель: - Сегодня мы будем играть, учиться правильно произносить звуки.
Мотивационно – ориентировочный этап.
Воспитатель: - Послушайте внимательно чистоговорку и подумайте, что можете о ней сказать:
Разобиделся Макар –
Искусал его комар.
Но поймите комара:
Ничего не ел с утра!
Воспитатель: - Что вы заметили, прослушав чистоговорку?
Дети: - Мы услышали много звуков [л] и [р].
Воспитатель: - Правильно. Как вы думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить? Вы хотите что-то узнать об этих звуках?
Дети: - Да.
Практический этап.
Воспитатель: - Чтобы хорошо выговаривать звуки, нужно выполнить гимнастику для язычка. Предлагаю вам выполнить артикуляционные упражнения «Парусник», «Чашечка».
Произнесите, пожалуйста, звук [л]. Когда мы его произносим, что делают губы и язык? (При произнесении этого звука губы немного улыбаются, рот приоткрыт, узкий кончик языка поднимается за верхние передние зубы и похож на «Чашечку»). Положите ладошку на горлышко и произнесите снова этот звук. Какой звук [л]?
Дети: - Согласный, звонкий.
Воспитатель: - Произнесите, пожалуйста, звук [р]. Когда мы его произносим, что происходит? (Губы улыбаются, рот приоткрыт, широкий кончик языка поднимается за верхние передние зубы и когда мы выдыхаем воздух, он дрожит). Какой звук [р]?
Дети: - Согласный, звонкий.
Воспитатель: - Язычки нужно потренировать, чтобы они стали сильными и смогли выговаривать трудные звуки. Послушайте чистоговорки и повторите их четко и ритмично. (Хоровое и индивидуальное произношение).
Ла – ла – ла – лопата и пила,
Ра – ра – ра – высокая гора,
Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,
Ру – ру – ру – коза грызет кору,
Воспитатель: - Молодцы. Язычок наш отлично поработал.
Воспитатель: - А сейчас поиграем в игру «Слушай – не ошибись» (Определение наличия звука в словах).
Воспитатель: - Я буду произносить слова со звуками [л] и [р]. Если вы услышите в слове звук [л], позвоните в «колокольчик», а если услышите звук [р], пустите рыбку поплавать (Движение кистью руки от себя). Дети произносят звук хором и по одному, жестикулируя руками. Будьте внимательны. Итак, начинаем.
(Слова: праздник, полка, лев, зебра, лодка, ковёр, дрова, лиса, помидоры, футбол, стол, рябина, глаза, фонарик, огурец, шар, мыло, пила, радуга).
Воспитатель: - Молодцы, хорошо справились с заданием.
Воспитатель: - Для следующей игры нам нужно сделать круг.
Игра «Большой и маленький братец» (С мячом).
Воспитатель: - У звуков тоже бывают братья. Большой братец - твёрдый согласный, а маленький братец - мягкий согласный звук. Звук [л] звучит твёрдо - это большой братец, а маленький братец звук [ль] нежный - произносится мягко.
Воспитатель: - Я буду большим братцем, а вы маленьким. Будьте внимательны. (Ла-ля, лы-ли, лу-лю, ло-лё, лэ-ле, ра-ря, ры-ри, ру-рю, ро-рё, рэ-ре).
Игра «Составь слово» (с мячом).
Воспитатель: - Я буду слово начинать, а вы заканчивать слогом ла или ра.
(Слова: зо… ла, го…ра, но. . .ра, иг… ла, иг…ра, шко… ла, што…ра, пи… ла, ко…ра, си… ла, детво…ра, мошка…ра, ю… ла, у… ра, аку… ла, кону…ра, жа… ра).
Игра «Доскажи словечко».
Воспитатель: - Сейчас я буду читать маленькие стихотворения, но последнее слово не буду договаривать. Вам надо назвать слово и сказать, какой звук в этом слове услышали. Слушайте внимательно.
Я сегодня утром рано умывался из-под… (Крана).
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая … (Лисица)
Верещунья, белобока,
А зовут её … (Сорока)
Из скорлупки без пелёнок
Вылез желтенький… (Цыпленок)
В середине человечка
День и ночь стучит … (Сердечко)
Рисовал художник ламу и картину вставил в … (Раму)
Зреет на кустах малина, Соберёт её … (Марина).
Получилась, чтоб причёска,
Честно трудится … (Расчёска)
Динь - дон. Динь - дон.
В переулке ходит … (Слон)
Воспитатель: - Молодцы, все слова в стихотворения добавили правильно.
Рефлексивно - оценочный этап.
Воспитатель: - С какими звуками мы работали?
Воспитатель: - Что вам понравилось на занятии?
Воспитатель: - Что было трудно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия на этапе автоматизации звука «Путешествие по стране звука «С»
На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это прои...
Конспект фронтального занятия по звукопроизношению Тема: « ЗВУК И БУКВА А» (подготовительная группа)
Данный конспект является частью авторской Программы по обучению и воспитанию детей с ОНР....
"В волшебной стране Звуков и Букв" (конспект итогового занятия для детей 7-го года жизни группы компенсирующей направленности)
Данный конспект предназначен для учителей-логопедов для проведения открытого итогового занятия с детьми седьмого года жизни группы компенсирующей направленности...
КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВУКОВ»
Цель занятия: Формирование навыков правильного и отчетливого произношения звуков посредством игровой деятельности.Задачи:- учить правильно и четко произносить в словах звуки [с], [сꞌ], [ж], [з].- закр...
Конспект фронтального занятия у детей с ТНР в подготовительной группе Лексическая тема «Домашние животные». Звук [к].
Развитие фонематических навыков у детей с Общим недоразвитием речи, на основе лексической темы "Домашние животные" ...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте детей в средней группе “Звук [ м ] и буква М”.
конспект занятия в средней группе...
Конспект логопедического занятия по теме «Одежда». Звук [У]. Средняя группа.
Конспект логопедического занятия по теме "Одежда".Цель: знакомство детей с гласным звуком [у] Задачи: Образовательные задачи:• вводить в речь существительные, обозначающие одежду; &bull...