Постановка и автоматизация звука «р». Как сделать звук чистым? Избавляемся от призвуков «т» и «д»
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Отделение звука «р» от сочетания «др» и «тр» — действительно большая проблема для молодых специалистов. Можно месяцами добиваться от ребёнка чистого произношения звука «р», но тот продолжает присоединять «д» или «т» к вибранту: драдуга, дрыба, дрот и т.д. Как же убрать этот ненавистный призвук? Поехали:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ Детский сад №6 Колпинского района Санкт-Петербурга
Учитель-логопед Терентьева Наталья Васильевна
Постановка и автоматизация звука «р». Как сделать звук чистым? Избавляемся от призвуков «т» и «д».
Отделение звука «р» от сочетания «др» и «тр» — действительно большая проблема для молодых специалистов. Можно месяцами добиваться от ребёнка чистого произношения звука «р», но тот продолжает присоединять «д» или «т» к вибранту: драдуга, дрыба, дрот и т.д. Как же убрать этот ненавистный призвук? Поехали:
- Начнём с фонематического слуха. Вдруг ребенок просто-напросто не слышит, что он произносит звук неверно. Поиграйте с ним в такую игру: если я скажу слово правильно, то ты хлопаешь в ладоши, если неверно — топаешь, и проговорите пары слов «работа – дработа, поросёнок – подросёнок, шар – щадр и др».
- Обратимся к вечной классике. Богомолова считала, что «если вместо звука «р» слышится звукосочетание «тр/др», это означает, что мышцы языка ещё не разработаны… При произношении звука «р» требуется большее усилие со стороны мышц языка… необходимо более тщательно тренировать произношение слов и предложений со звукосочетанием «тр/др»».
- И снова к проблеме неразработанности мышц языка: учим язык раслабляться. Сначала вспоминаем артикуляционное упражнение «Кучер» (дутьё на губы), затем делаем упражнение «Кучер» со звуком «б», потом просим ребёнка высунуть широкий кончик языка и подуть на него. Далее эта схема закрепляется на речевом материале: «Кучер» —> «Кучер со звуком б» —> далее ребёнок произносит ра-ра-ра, но звук «р» заменяет на дутьё на высунутый широкий кончик языка —> просим ребёнка завести язык за верхние зубы и произнести короткое «ра». Далее отрабатываем по этой схеме «ро», «ру», «рэ», «ры», обратные слоги «ар», «ор», «ур», «эр» «ыр», слова с «р» в начале, в конце и, затем, в середине слова, в словосочетаниях фразах и короткий предложениях.
- Ещё один интересный способ убирания призвука «др/тр» от «р», который понравится детям. Говорим быстро. «Бросаем» слова. Берем лист бумаги, сминаем в шарик и бросаем в стену, при этом произносим очень быстро слово на звук «р»: «работа, ракета, рука, рот и т.д.».
- Можно попросить ребёнка поскакать со звуком «р» с кочки на кочку, коротко и отрывисто. Или хлопать в ладоши. Показываем на ленточках или ниточках длинный и короткий звук, растягивая их: рррррррррр и рр.
- Можно задействовать упражнение на дыхание. Даём команду: вдыхаем и сильно дуем: дррррр, а теперь набираем воздух, но перед тем как выдохнуть ставим язык на «диванчик» (на альвеолы): рррр.
- Меняем опорные «д/т» на «бра, вра, кра, гра и т.д.», и если получилось, сразу отрабатываем эти слоги в словах.
- Попробуйте давать слова с гласным звуком посередине, например, «дар, дыра, дорога». Затем растягиваем этот гласный звук перед «р»: «дааар, дыыыра, дааарога». Может получиться чистый звук в обратных слогах и коротких словах с обратным слогом, например: «ар, ор, шар, жар, пар и т.д.»
- Можно поэкспериментировать с сочетаниями «шра/жра», так как «ш», «ж» близки к артикуляции к «р». «Жук мотор заводит».
- Попробуйте заводить моторчик, постепенно повышая и понижая голос, «самолёт летит высоко/низко».
- Если у вас ребёнок постарше, то предложите ему при заводе моторчика «т» произносить мысленно, а «р» голосом.
Главное в выполнении вашей работы постараться задействовать все возможные анализаторы ребенка: слуховой, зрительный и т.д., и быть упорным в достижении поставленной цели — какой-либо из перечисленных мною выше способов обязательно сработает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Автоматизация звуков: как "скучное" сделать интересным"
Все дети очень любят играть, ведь игра - ведущий вид деятельности на протяжении всего детства. Предлагаемые игры и упражнения помогут родителям, играя, вести в речь ребенка поставленные на логопедичес...
Автоматизация звуков:как скучное сделать интересным
Часто родители сталкиваются с проблемой невозиожности занятий в домашних условиях. Дети часто воспринимают домашние занятия как наказание. Закрепление материалла дома легко превратить в игру с п...
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным
Педагоги знают, как трудно научить ребенка чему – то, что не вызывает у него интереса. Автоматизацию звуков лучше осуществлять в игровой форме....
Консультация для родителей «Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным».
Консультация для родителей«Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным»....
картотека индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков Тема: «Весело играем -звуки закрепляем».
Представленная методическая разработка предназначена для дошкольников 5-7 лет. Основная цель данной методической разработки – коррекция звукопроизношения дошкольников, развитие фонематического с...
Консультация "Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным"
Взрослые знают, как трудно научить ребёнка чему-то, что не вызывает у него интереса.Начните с того, что откажитесь от слов "Надо", "Обязательно", "Ты должен!". Замените и...