Конспект логопедического фронтального занятия по лексической теме "Грибы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Екатерина Куракова

Данный конспект будет полезен учителям-логопедам ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_teme_griby.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Октябрь, 3 неделя

Лексическая тема: «Осень в лесу. Грибы»

Занятие 1 Дата проведения:

Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщение представлений детей о грибах;
  • уточнение и активизация словаря по теме «Грибы»;
  • обобщение знаний о грибах;
  • совершенствование навыков слогового анализа слов;
  • совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных);

Коррекционно-развивающие:

  • развитие общей моторики;
  • развитие мышления, восприятия, внимания;

Воспитательные задачи:

  • формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности;
  • воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: разрезные картинки грибов, картинки грибов, мяч, листья, Ёжик.

Предварительная работа: беседа о грибах, прочтение сказки В. Сутеева «Под грибом».

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Приветствие «Здравствуйте!» (1 минута).

Логопед: повторяйте движения за мной:

- Здравствуйте, ладошки!

Хлоп – хлоп – хлоп. - хлопки в ладоши

- Здравствуйте, ножки!

Топ – топ – топ. - топают ножками

- Здравствуйте, щечки!

Плюх – плюх – плюх. - гладят ладонями щечки

- Пухленькие щечки!

Плюх – плюх – плюх. - легкие хлопки по щекам

- Здравствуйте, губки!

Чмок – чмок – чмок. - 3 раза чмокают губами

- Здравствуйте, зубки!

Щелк – щелк – щелк. - 3 раза щелкают зубами

- Здравствуй мой носик!

Бип – бип – бип. - 3 раза нажимают на нос пальцем

- Здравствуйте, дети! - машут рукой наверху

Здравствуйте!

  1. Основная часть.
  1. Сообщение темы занятия (5 минут).

Логопед: здравствуйте, ребята. Я сегодня пришла к вам не одна. Со мной пришел мой хороший друг Ёжик. У белочки скоро День рождения. И в подарок ей ёжик хочет принести сушеные грибочки. Давайте поможем Ёжику собрать грибы. Поможем Ёжику?

Дети: да, поможем Ёжику.

Логопед: какие грибы вы знаете?

Ответы детей.

Логопед: ребята, у грибов есть не только имена-названия, но и адрес.

Логопед: ребята, а вы знаете свой адрес?

Дети: да (называют адреса).

Логопед: как я уже сказала, у грибов тоже есть собственные адреса, по каким их можно найти в лесу. Но этот «грибной адрес» знают не все, а только самые внимательные к природе люди. Сейчас мы узнаем адреса грибов.

Например, что мы можем найти под сосной? Конечно же, маслят или белые грибы — боровики. Боровик — это царь среди всех грибов. Ножка у них толстая — как картофелина. Шляпка коричневая, мякоть белая, крепкая, вкусная. Белые грибы — боровики — и сушат, и варят, и жарят. Адрес этих грибов: «сосновый бор». Там их можно найти. А под березой, на лужайках и на скошенных полянах — подберезовики. Подберезовики по одному обычно не растут. Рядом с одним всегда другой растет. Под осинами — подосиновики. На пнях живут и растут опята. В сосновых и еловых лесах много маслят с блестящими шляпками. А где живут грибы лисички — дружные сестрички, которые всегда растут рядом друг с другом семейками? В смешанных лесах. Рыжики любят хвойные леса — ельники и сосняки.

  • «лиственный лес» (в нем растут березы, осины. дубы и другие

деревья с листьями),

  • «хвойный лес» (это лес, в котором растут сосны и ели)
  • «смешанный лес» (в нем растут и лиственные и хвойные деревья).
  1. Игра «Найди лишний гриб» (2 минуты).

Логопед: Ёжик нам принес картинки грибов, которые нам надо собрать в лесу. Давайте внимательно на них посмотрим. Ребята, все ли грибы можно употреблять в пищу?

Логопед демонстрирует несколько картин, где один гриб лишний (ядовитый).

Дети: нет, не все. Мухомор есть нельзя. Бледную поганку тоже нельзя есть. И ложные опята тоже нельзя кушать.

Логопед: молодцы, ребята, верно справились с заданием. Теперь наша белочка не отравится. А вы получаете первый гриб. Кто-нибудь знает, как он называется?

Дети: грузди.

Логопед: верно, это грузди.

  1. Упражнение «За грибами» (1 минута).

Логопед: послушайте загадку «За грибами» и помогите Ёжику решить задачу.

Только я в кусты зашла –

Подосиновик нашла,

Две лисички, боровик

И зеленый моховик.

Сколько я нашла грибов?

У кого ответ готов?

(В. Волина)

Дети: 5 грибов.

Логопед: верно, молодцы! Перечислите их названия.

Дети: две лисички, боровик, моховик, подосиновик.

Логопед: а вы знаете, из каких частей состоит гриб?

Дети: гриб состоит из шляпки, ножки и корней (грибницы)

Логопед: молодцы! Вы получаете второй гриб – опята.

  1. Упражнение «У кого сколько?» (2 минуты).

Логопед: Ёжик принес нам корзинки с грибами. Давайте скорее посмотрим на них. Сосчитайте грибы у себя в корзинках и расскажите, что вы собрали в лесу. постарайтесь составить красивое предложение.

Ребенок 1: я нашел три подберезовика.

Ребенок 2: я нашел 4 лисички.

Ребенок 3: я нашел четыре волнушки.

Ребенок 4: я нашел два груздя.

Ребенок 5: я нашла 5 подосиновиков.

Логопед: молодцы, вы получаете еще один гриб – сыроежку.

  1. Загадки (3 минуты).

Логопед: а теперь отгадываем загадки о грибах. Слушайте внимательно!

Бледно-жёлтый фрак нарядный,

Шляпа – в цвете шоколадном:

И с дождём, и без дождя,

Будто мокрая всегда.

Шляпа масляна с пелёнок,

Потому что он – …(МАСЛЁНОК!)

Гриб в рубахе,

Белые горошки.

Но волнистый поясок

Что-то сполз на ножку.

Дом его – сосновый бор,

Он – красавец …(МУХОМОР!)

Что за жёлтая лиса,

И не хвост её краса…

В шляпах все её сестрички,

Ведь они – грибы …(ЛИСИЧКИ!)

Лучший гриб для сушки:

Шляпа на макушке

Цветом буроватая,

А снизу – беловатая…

Ростом он – весьма велик,

Гриб мясистый – …(БОРОВИК!)

С широкой белой

И мохнатой,

Немного слизистой

Он шляпой.

Найдёшь его –

Исчезнет грусть:

Ведь он съедобен,

Он же – …(ГРУЗДЬ!)

Гриб на вид как белый ёжик,

Не рассмотришь только ножек;

И, в отличье от ежей,

Не боится он дождей:

К ним с рождения привык

Гриб округлый – …(ДОЖДЕВИК!)

Логопед: молодцы, ребята. Получаете еще один гриб – белый гриб.

  1. Деление слов на слоги (2 минуты).

Логопед: а теперь мы поможем Ёжику поделить слова на слоги. Кому буду бросать мяч – тот делит слово на слоги.

Слова: гриб, мухомор, подосиновик, груздь, лисички, сыроежка, опята.

Логопед: молодцы, получаете еще один грибок – лисички.

  1. Физминутка «По грибы» (2 минуты).

Осеннюю порою мы в лес с тобой придем, (шагают на месте)

Грибов корзинку целую в лесу мы соберем! (приседания)

Летает паутина и падает листва, (покачивают руками над головой)

Шуршит под сапогами увядшая трава. («шуршат» ногами)

По тонкому мосточку ручей мы перейдем, (идут на носочках)

Семью лисичек рыженьких во мху с тобой найдем. (наклоны вниз)

Раздвинем травку палочкой и там увидим вдруг — (скрестные движения прямых рук)

Цветные сыроежки рассыпались вокруг. (кружатся на месте)

А на полянке крепкие боровики стоят. («пружинка»)

Под лапы елок спрятались, в корзинку не хотят. (ставят руки «елочкой» над головой)

Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли, (повороты вправо-влево)

Грибов корзинку целую домой мы принесли! (хлопают в ладоши)

Логопед: вы получаете еще один гриб – подберезовик.

  1. Упражнение «Скажи по-другому» (1 минута).

Логопед: а теперь поможем Ёжику сказать как называется это по-другому.

Суп из грибов – грибной суп.

Место, где растет много грибов – грибное место.

Пора, когда вырастает много грибов – грибная пора.

Начинка из грибов — грибная начинка.

Пирог с грибами — грибной пирог.

Ответы детей.

Логопед: молодцы, вы получаете еще один гриб – шампиньон.

  1. Игра «Беличьи запасы» (5 минут).

Логопед: еще один подарок хочет сделать Ёжик для Белочки. Насушить ей орехов, ягод, грибочков.

Логопед кладет полотно, на котором изображены белки. И рядом кладется карточка, ребенку необходимо расставить предметы так, как показано на образце.

Логопед: молодцы!

  1. Пальчиковая гимнастика «По грибы» (1 минута).

Логопед: повторяйте движения за мной.

Один, два, три, четыре, пять,

Мы идём грибы искать!

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

Логопед: молодцы, дети. Получаете еще один гриб –рыжики.

  1. «Один-много» (1 минута).

Логопед: а теперь поиграем в игру «один-много».

Слова: один гриб – много грибов

Один пень – много пней

Одна шляпка – много шляпок

Одна ножка – много ножек

Одна лисичка – много лисичек

Один подберезовик – много подберезовиков

Одна корзинка – много корзинок

Логопед: молодцы, дети. Получаете еще один гриб – маслята.

  1. Упражнение «Подбери слово-действие» (2 минуты).

Логопед: что же можно делать с грибами, ребята? Давайте разбираться.

Дети: грибы можно срезать, срывать, положить к лукошко, принести домой, почистить, помыть, нарезать, отварить, посушить, пожарить, замариновать, засолить.

Логопед: верно, дети, молодцы. Получаете еще один грибок –подосиновик.

III. Итог занятия (3 минуты).

  1. Рефлексия (2 минуты).

Логопед: итак, дети, о чем мы сегодня говорили на занятии?

Дети: мы говорили о грибах.

Логопед: какое задание мы делали сначала? А потом?

Логопед: кто приходил к нам в гости? Как мы помогли Ёжику?

Оценка деятельности (1 минута).

Логопед: все сегодня старались, молодцы. Ёжик очень благодарит вас, ведь теперь он пойдет на день рождения к белочке с подарком. А вам Ёжик оставил наклейки. На этом наше занятие закончилось. Я буду ждать вас на следующем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического фронтального занятия по теме "Зимние забавы" (старшая логопедическая группа)

Расширить словарный запас детей. Закрепить знания о зимних забавах, уточнить признаки зимы. Развивать речь, память, мышление, воображение....

Конспект логопедического фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности) Тема: "Путешествие в зимний лес"

Логопедическое занятие для детей, где активизируется и расширяется словарный запас по теме "Дикие животные".  А так же формируются грамматические категории. На занятии дети учатся образованию при...

Конспект логопедического фронтального занятия на тему «Комнатные растения».

Конспект логопедического фронтального занятияна тему «Комнатные растения»....

Конспект логопедического фронтального занятия "Путешествие в весенний лес"

Конспект открытого логопедического фронтального занятия...

Логопедическое фронтальное занятие по лексической теме для ребенка 6 лет с ОНР

Цель: закрепление знаний детей о посуде, ее составных частях и основных видах. Задачи:образовательные:1) обогащать словарный запас детей по теме «Посуда». Коррекционные:1) развив...