Конспект логопедического фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности) Тема: "Путешествие в зимний лес"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Логопедическое занятие для детей, где активизируется и расширяется словарный запас по теме "Дикие животные". А так же формируются грамматические категории. На занятии дети учатся образованию притяжательных прилагательных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект логопедического фронтального занятия | 18.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности)
Тема: "Путешествие в зимний лес"
Коррекционно-образовательные цели:
Уточнять и расширять словарь по теме «Дикие животные»;
Учить в образовании притяжательных прилагательных;
Продолжать учить подбирать слова признаки;
Закрепить навык составления предложений с предлогами;
Закреплять представления о диких животных, их поведении зимой.
Коррекционно – развивающие цели:
· Развивать слуховое внимание, зрительное и фонематическое восприятие, мышление, тонкую и общую моторику, коммуникативные навыки;
Коррекционно – воспитательные цели:
· Воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества;
· Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Материалы и оборудование:
· Мольберт, магниты, модули (пенёчки), элементы декорирования (ёлочки, сугробы, снежинки),
маски животных, компьютер, звуковое письмо, дидактическое пособие «Зимний лес», разрезные картинки ,зашумленный рисунок – путаница в графическом изображении, листы бумаги с восковым рисунком зайчат, краска голубого цвета, раскраски.
Ход занятия
I. Приветствие «Назови соседа ласково»
- Здравствуйте, ребята. Давайте встанем в круг, и каждый из вас назовёт ласковым именем своего соседа справа, и пожелает ему доброго утра.
II. Организационный момент.
На компьютере зимний лес
- Ребята нам пришло электронное письмо, которое адресовано дружным и смелым детям. Вы дружные? Смелые? Тогда это письмо точно вам. Давайте прочитаем:
Из зимнего леса пишу вам, друзья,
Я к вам обратилась, поверьте не зря!
Зайчат я своих потеряла в лесу,
О помощи вас я сейчас попрошу.
Логопед: Поможем ребята?
Дети: Да
Логопед: Поспешим на помощь?
По тропинке мы пойдем,
Прямо в лес мы попадем.
III. Двигательное упражнение «Тропинка».
- Пойдём в лес по заснеженной тропинке, обязательно перешагивая все кочки, а то вдруг под кочкой чья-нибудь норка и мы потревожим, например, мышонка или ёжика. Ставьте руки на пояс, идём по тропинке, как только услышите слово «кочка», перешагивайте её, высоко поднимая ноги.
-бочка –кочка- дочка- ночка- кочка- квочка- кочка- точка-почка-кочка-
Сколько кочек вы перешагнули?
IV. Подбор слов – признаков.
- Ну, вот мы и подошли с вами к лесу. Посмотрите, сколько снега вокруг. Где лежит снег? Лес как будто притаился. Давайте мы назовём с вами зимний лес красивыми словами. Я начну, а вы продолжайте: лес очень красивый. Ещё какой? (заснеженный, таинственный, волшебный, сказочный, удивительный).
V. Составление предложений с предлогами. Упражнение «Кто где живёт?»(панно «Зимний лес»)
- Где же вы, зверята, прятались? Я сейчас сама попробую догадаться, но если в чём-то ошибусь, вы меня поправьте. Поселите животного в свой домик.
Медведь залез в дупло."
Заяц спрятался в норе.
Белка забралась в логово.
Лиса спит в берлоге.
Волк притаился под кустом.
Дети исправляют ошибки и расселяют животных в свои домики.
VI.Артикуляционная гимнастика. «Сказка про белочку»
Логопед: Вот мы и назвали диких животных, которые живут в лесу. А давайте с вами расскажем сказку о белке.
Дети рассаживаются на пенечки, берут зеркала и выполняют артикуляционную гимнастику.
Маленькая белочка Широко открыт рот, язык расслаблен.
Спала в теплом дупле “Лопаточка”.
Вот она проснулась
И весело нам улыбнулась “Улыбка”
Почистила зубки “Чистим зубы”
Прополоскала ротик “Полоскание рта”.
И пошла гулять, попрыгала по веткам
Вверх – вниз, вверх– вниз “Здороваемся с верхней и нижней губой”.
Увидела лошадок “Лошадка”
Насобирала грибов “Грибок”
Устала. Вернулась в дупло.
И прилегла отдохнуть. Рот открыт, язык расслаблен.
Логопед: Ребята, а вы хотите сами превратиться в лесных зверей?
Вот вокруг нас зимний лес,
Полный тайн и чудес.
С вами мы уже не дети –
Все мы волки и медведи.
Логопед: Посмотрите, а вот на пенёчках маски животных. Подходите ближе и сами выбирайте, в кого бы вы хотели превратиться.
(Дети надевают маски и садятся на пенёчки).
VII. Уточнение и расширение словаря и координация движений. Упражнение «Зверята и ребята».
Логопед: Звери, так же как и люди, живут в своих домиках семьями, у них есть мамы, папы и детёныши. Давайте встанем вокруг нашей полянки и вместе назовём членов звериных семей. Те зверята, о ком пойдёт речь, выходят в круг и показывают его походкой и движениями.
1) По полянке скачет серенький зайчишка.
Весь дрожит от страха, видно он трусишка.
А за ним его ребята – длинноухие … (зайчата).
- Скажите мне , как называется ваша семья. Она чья? – заячья.
Как назвать папу? – заяц, маму? – зайчиха, а детёныша? – зайчонок.
2) Как зимой холодной волк по лесу рыщет,
Злой он и голодный здесь добычу ищет.
А за ним его ребята – острозубые … (волчата).
После каждого куплета называются члены семей
3) От дупла к макушке ловко скачет белка
И грызёт орешки на еловых ветках.
А за ней её ребята – в шубках рыженьких … (бельчата).
4) Вот идёт по лесу рыжая плутовка
И следы своим хвостом заметает ловко.
А за ней её ребята – длиннохвостые … (лисята).
5) Вот бредёт по лесу мишка косолапый,
После зимней спячки отморозил лапу.
А за ним его ребята – вперевалку … (медвежата).
VIII. Образование притяжательных прилагательных. Игра «Собери картинку».
Логопед: Собрались все звери снова лесной полянке (дети садятся на пенёчки) и стали вспоминать, как они весело встречали Новый год, а во время Новогоднего карнавала все поменялись своими мордами и хвостами. Новогодние праздники давно закончились, но животные никак не могут разобраться, где чьи уши и хвосты. Давайте-ка, ребята – зверята, всё вернём на свои места. Держите все по элементу какого-либо животного, подходите к столам, постарайтесь из элементов сложить портреты животных. (Дети объединяются в три группы и собирают картинки).
Логопед: Денис хвост волка , чей хвост? Волчий
- Ангелина уши белки чьи уши? Беличьи
-Саша морда медведя чья? Медвежья.
IX. Развитие общей моторики. Подвижная игра «Ушки, лапки и хвосты».
- Вот все морды и хвосты на месте, есть повод повеселиться. И мы с вами немного поиграем под весёлую музыку.
Лисьи ушки, лисий нос,
Лисьи лапки, лисий хвост.
(Дети «показывают» ушки, лапки, … в соответствии с текстом, один – в центре круга, остальные – по кругу. Аналогично изображаются заячьи, волчьи, медвежьи и т.д. лапки и хвосты).
X. Развитие мышления, внимания. Игра «Кто спрятался в зимнем лесу?» (зашумленный рисунок)
Логопед: Ребята, постарайтесь отыскать животных, которые спрятались в зимнем лесу.
(Дети подходят к мольберту, на котором висит картинка – путаница «Кто спрятался в зимнем лесу?»).
(Дети находят волка, зайца, белку, лису, медведя).
XI. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Найди зайчика»
Логопед: Вспомните, кто же просил нас о помощи? – Зайчиха. Я кажется, знаю, как ей помочь.
Найти зайчат, поможет нам волшебная кисточка. Я думаю, что зайчата спрятались под елочкой. (дети рассаживаются за столами).
Краску ты дружок бери,
Кистью нежно проведи.
И увидишь ты зайчат,
Они под елочкой сидят.
- Вот, ребята, мы и помогли тем, кто нуждался в нашей помощи. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Ребята зайчиха благодарит нас за помощь, и говорит спасибо. На память она приготовила раскраски. Сейчас вы вернётесь в свою группу, где обязательно найдёте волшебные фломастеры, карандаши, краски.
XII. Итог занятия.
Ты подуй в свои ладошки,
Покружись потом немножко:
Мы теперь - не белочки,
И уже – не зайчики,
Все мы снова – девочки
И, конечно, - мальчики.
Дети снимают маски.
- Вот мы снова оказались в детском саду.
Логопед: Вам понравилось наше путешествие? Да.
Что больше всего вам запомнилось и понравилось? Понравилось отгадывать загадки. Мне понравилось играть в игру, кто где живет?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по совершенствованию лексико - грамматической компетенции в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Фронтальное занятие по совершенствованию лексико - грамматической компетенции в подготовительной к школе группе для детей с ОНР...
Конспект интегрированного фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе. "В гостях у Пугала"
Цели: - формирование лексико-грамматических категорий по лексической теме «Овощи».Задачи:Коррекционная· закрепление знаний детей...
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: "Путешествие в страну красивой и правильной речи"
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."
Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...
Конспект игровой образовательной ситуации по познавательно – исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема: «Путешествие кленового листочка»
Исследование природного явления листопад. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы. Форми...
Конспект открытого показа образовательного события по развитию лексико – грамматических средств языка и правильного звукопроизношения в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в страну красивой речи»
Цель занятия: коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с ОВЗ....
Конспект подгруппового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема. «Путешествие в маленькую страну».
Конспектподгруппового логопедического занятияпо подготовке к обучению грамотев подготовительной к школе группе Тема. «Путешествие в маленькую страну»....