Речевая карта для обследования детей с ОНР 3-5 лет.
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя группа)

Филимоненко Лариса Александровна

Материал раззработан на два учебных года, в соответствии с диагностикой речевого развития Нищевой Н.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_karta_3-5_let.doc342.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая карта на ребенка 3-5 лет

(2 года обучения)

Фамилия, имя ребёнка _______________________________________________

Дата рождения _____________________________________________________

Домашний адрес____________________________________________________

Мать______________________________________________________________

Отец  _____________________________________________________________

Из какого д/с поступил ____________ Дата поступления в группу _________

Дата ПМПК ______________________ Заключение № ___________________

Заключение ПМПК ________________________________________________

Зачислен в группу на ___________

Дата повторной ПМПК ______________   Заключение № _________________

Заключение повторной ПМПК _______________________________________

Зачислен в группу на ___________

Выпуск (дата)___________Результаты работы__________________________

Рождение и раннее психомоторное развитие

Характер родовой деятельности: в срок, преждевременные, поздние.

Течение родов: родовспоможение, кесарево сечение, срочные.

Оценка по шкале АПГАР____.

Патология в родах: асфиксия, долгий безводный период, обвитие пуповиной,  другое:____________________________________________________________

Период новорожденности____________________________________________

Когда стал держать голову_____________________ (в норме с 1,5 мес.)

Когда стал сидеть_____________________________ в норме с 6 мес.)

Когда стал ходить_____________________________ (в норме с 11-12 мес.)

Когда появились первые зубы___________________ (в норме с 6-8 мес.)

                                         

                                          Раннее речевое развитие

Гуление______________лепет_________________ (в норме 4-8 месяцев) Первые слова_______________________________ (в норме около года) Первые фразы ______________________________( норме от1,5-2 лет)

Обследования других специалистов

Отоларинголог______________________________________________________Невролог __________________________________________________________

Окулист___________________________________________________________

Хирург____________________________________________________________

Прочие специалисты  _______________________________________________

Наличие травм _____________________________________________________

1.Исследование  неречевых психических функций

1.1. Общие познавательные процессы

3-4 года

4-5 лет

н.г.

к.г.

н.г.

н.г.

Память

Внимание

Воображение

Мышление

1.2.Слуховое внимание -дифференциация звучащих игрушек 

предмет

3-4 года

4-5 лет

предмет

3-4 года

4-5 лет

н.г.

к.г.

н.г.

н.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

бубен

погремушка

свисток

колокольчик

1.3. Восприятие и воспроизведение ритма

ритм

3-4 года

4-5 лет

ритм

3-4 года

4-5 лет

н.г.

к.г.

н.г.

н.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

--.

-- -

---

         - --

1.4. Зрительное восприятие («Покажи цвет»)

Цвет

3-4 года

4-5 лет

3-4 года

4-5 лет

н.г.

к.г.

н.г.

н.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Красный

Оранжевый

--

Жёлтый

Коричневый

--

Зелёный

Черный

--

--

Синий

Белый

--

Геометрические фигуры

1.5. Зрительно-пространственный гнозис

3-4 года

н.г.

к.г.

4-5 лет

н.г..

к.г.

Показывает или называет словом направления: «вверху», «внизу»)

Показывает или называет предметы справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади

Складывание картинок из палочек по образцу из т3 палочек

Складывание картинок из палочек по образцу из 5 палочек

Складывание картинок из 2 -3 частей.

Складывание картинок из 4-5 частей

Сооружение несложных построек по образцу из 3 кубиков

Сооружение несложных построек по образцу из 5 кубиков

2. Исследование моторики

2.1. Состояние общей моторики (по данным инструктора по физвоспитанию): норма; незначительные нарушения координации, темпа, ритма движения, переключаемости, силы; моторная  неловкость  

2.2. Состояние мелкой моторики (совместно с воспитателями):

3-4 года

4-5 лет

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Загибание пальцев по порядку

Колечко- сложить большой палец с каждым пальцем поочередно.

Пальчики здороваются

Нарисуй/обведи по контуру

Плавное, точное и одновременное выполнение; напряженность,  скованность, нарушение темпа, наличие оральных и других синкинезий,  невозможность удержания  позы______________________

Ведущая рука – левая, правая,  амбидекстер.

2.3. Состояние речевой моторики и мимической мускулатуры

Упражнения

3-4 года

4-5 лет

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Улыбка

Хоботок

Лопатка

Иголка

Улыбка-Хоботок

Маятник

Качели

«удивиться»

«рассердиться»

«толстячок»

Закрыть правый глаз

Закрыть левый глаз

носогубные складки _________________________________________________

тонус (нормальный, вялый, напряжённый), объём (полный, неполный)______

темп движений (нормальный, быстрый, медленный) _____________________

переключаемость___________________________________________________

точность выполнения _______________________________________________

длительность (способность удерживать губы в заданном положении) ______

замены движений_________________

наличие тремора, саливации, отклонений, синкинезии

2.4. Особенности голосовой, динамической и дыхательной функций речи а а)голос (нормальный, тихий, громкий, носовой оттенок)________________

б)темп речи (нормальный, быстрый, медленный) _____________________

в)дыхание (длительность, плавность) _______________________________

г)модуляция (наличие или отсутствие монотонности) _________________

2.5.Общее звучание речи 

3-4 года___________________________ 4-5 лет_________________________

3.Состояние артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы, напряжённые, бледные, вялые,  укороченная верхняя губа,) _____________________________

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов __________________________________________________

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный) _____________________________________________________

Твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель) __________________________________________________

Мягкое небо (отсутствие, укороченное, подтянутое (закрытая назализация-«насморк» –п/бульбарный синдром) , вялое, провисшее, раздвоенное отсутствие маленького  язычка) ___________________________________

 Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка) вялый, напряженный (передняя часть спинки, средняя, корень), поза «комком»,  неравномерный мышечный тонус, асимметричный  ____________________________________________________

Кончик слабовыражен, раздвоен, подтянут вниз, напряжен, вялый тонус мышц,  асимметрично отклонен _______________________________________

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) _______________________________________

4. Звукопроизношение

Звук

3-4 года

4-5 лет

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

А

О

У

И

Ы

Э

М

Мь

П

Пь

Б

Бь

Т

Ть

Д

Дь

Н

Нь

В

Вь

Ф

Фь

К

Кь

Г

Гь

Х

Хь

С

Сь

З

Зь

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Е, Ё

Ю, Я

5. Фонематический слух

5.1. Воспроизведение звукоподражаний (с опорой на картинки)

                         3-4 года

н.г.

к.г.

А-А-А! (плачет девочка)

У-У-У! (гудит поезд)

О-О-О! (воет медведь)

И-И-И! (ржет лошадь)

ИА! (кричит ослик)

КО-КО-КО!(кричит курочка)

МЯУ! (мяукает кошка)

5.2.Повторить слоговую цепочку

4-5лет

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

па-ба

па-га

ба-на

та-на

та-да

га-ха

ва-та

фа-ва

мя-ма

ка-га

га-да

са-за

5.3. Показать собачку, услышав в слове -Р.

3-4 года

4-5 лет

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

рыба

вата

рак

дом

кот

5.4. «Покажи картинку»:

3-4 года

4-5лет

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

стол – стул

коза - коса

кит-кот

лёд-йод

уточка – удочка

лак -рак

дым-дом

уши – усы

баба-папа

миска-мишка

5.5. Определение первого ударного гласного в словах

4-5 лет

н.г.

к.г.

ива

уши

эльф

утка

аист

облако

6. Слоговая структура слов и звуконаполняемость

6.1. В  словах

Класс

ССС

за логопедом

3-4 года

4-5 лет

Образцы слов

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

1

Ухо, дыня губы

2

Овощи, собака, сапоги

3

Мяч, дым

4

Мешок, хомяк

5

Юбка, сумка

6

Чайник, индюк

--

7

Бегемот, попугай

--

8

Облако, бабушка

--

9

Апельсин, автобус

--

10

Футболка, тумбочка

--

11

Стол, шкаф, стул

--

12

Танк, бант, зонт

--

13

Шлёпки, платье

--

14

Пуговица, черепаха

--

7. Словарный состав речи

7.1.  Показ и называние частей тела и предметов

3-4 года

4-5 лет

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Части тела: голова, ноги, руки, туловище, колени, пальцы, плечи.

Части лица: лоб, глаза, брови, подбородок, нос, уши, рот, щеки

Стул: спинка, ножки, сиденье

--

--

Чайник: ручка, крышка, носик, донышко

--

--

7.2.  Называние  предметов по картинкам, обобщающие понятия:

3-4 предмета

3-4 года

4-5 лет

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

игрушки

игрушки

посуда

посуда

одежда

одежда

животные

фрукты

овощи

овощи

фрукты

мебель

животные

обувь

7.3. Глагольный словарь («Кто что делает?»)

назвать по картинкам

3-4 года

4-5 лет

н.г      

к.г

н.г.

   к.г

Мальчик спит

Птица летит

Девочка кушает

Заяц скачет

Мальчик поет

Рыба плывет

Мальчик играет

Собака бежит

7.4. Словарь прилагательных (Подбор определений к предметам)

назвать по картинкам

3-4 года

4-5 лет

н.г.

    к.г

н.г

     к.г.

красный

круглый

синий

пушистый

зеленый

мягкий

желтый

треугольный

большой

белый

маленький

теплый

8. Грамматический строй речи

8. 1. Словообразование

8.1.1.Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

3-4 года

4-5 лет

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

стул

петух

мяч

туфля

дом

ёлка

  шар

лопата

жук

бегемот

утюг

улитка

8.1.2. Образование слов, обозначающих детёнышей животных

3-4 года

                   4-5 лет

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

кошка

лиса

заяц

ёж

белка

      --

волк

      --

8.2. Словоизменение

8.2.1. Согласование прилагательных с существительными.

Красный

3-4 года

Разные прилагательные

4-5 лет

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

машина

Зеленая трава

мячик

Желтый диван

тапки

Красное яблоко

яблоко

Коричневые ботинки

8.2.2. Образование формы И.п. мн.ч. сущ-ных ( стол – столы)

3-4 года

4-5 лет

н.г.

к.г

н.г.

к.г.

стол

колесо

ложка

яблоко

дом

букет

нога

тумба

мяч

окно

8.2.3. Употребление существительных В.п. ед.ч. без предлога

Вижу что?

3-4 года

4-5 лет

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Машина, кукла

Лупа, звезда

Небо, окно

Солнце, яблоко

Мяч , лист

Ёж, лев, торт

8.2.4. Употребление глаголов ед.ч. и мн.ч.

3-4 года

4-5 лет

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Спит-спят

Рисует-рисуют

Идет-идут

Ест-едят

Пьёт-пьют

Строит -строют

Моет-моют

Лепит-лепят

8.2.5 Употребление глаголов настоящего и прошедшего времени.

3-4 года

4-5 лет

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Мальчик одевается- мальчик оделся

Мальчик лепит – мальчик слепил

Девочка моет – девочка вымыла

Мальчик строит- мальчик построил

Мальчик поднимает-мальчик поднял

8.2.6. Употребление формы Р.п. ед.ч. существительных («Нет чего?»)

                   4 -5 лет

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

шапка

шляпа

мяч

очки

погремушка

шарик

8.2.7. употребление существительных в Т.п. ед.ч.(Кто -чем ?)

4-5 лет

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

ложка

лопата

нож

игла

удочка

расческа

8.2.8. Употребление существительных в П.п. ед.ч.( О чем мечтает Ваня?)

                   4 -5 лет

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

собака

елка

мяч

робот

удочка

телефон

8.2.9Употребление предлогов в речи.

3-4 года

4-5 лет

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Где мяч?  (на столе)

Где мяч? (на столе)

Где мяч? (в коробке)

Где мяч? (в коробке)

Мяч где? (под столом)

Мяч где? (под столом)

Где мяч? (над столом)

Где мяч? (над столом)

Где мяч? (за коробкой)

Где мяч? (за коробкой)

Перед коробкой

Между коробками

8.2.10. Согласование притяжательных местоимений с сущ:

3-4 года   __________________________________________________

4-5 лет ___________________________________________________

9.  Связная речь.

9.1 Беседа с ребёнком:

3-4 года

4-5 лет

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Как зовут маму? Папу?

Кто еще живет с тобой?

В какие игрушки ты любишь играть?

9.2.  Составление простых  предложений по картинкам

3-4 года

н.г.

к.г.

9.3. Составление рассказа по серии картин

4-5 лет

н.г.

к.г.

9.4. Составление рассказа  - описания

4-5 лет

н.г.

к.г.

9.5. Пересказ

                                                                   4-5 лет

н.г

к.г

«Котенок»

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.    

Состояние экспрессивной речи на момент обследования: ребенок говорит/не говорит.

Описание экспрессивной речи неговорящего ребенка.

Звуковые безусловно-рефлекторные реакции (кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныканье, радостные возгласы, смех, плач, крик) _______________________________________________ _____________________________________________________________

Возможности произнесения слов (лепет, звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры)___________________________________________________ _____________________________________________________________

Возможности произнесения фраз (характер произнесения: сопряжённый, отражённый, произвольный; структура фразы, наличие аграмматизмов)_______________________________________________ ____________________________________________________________

Поведение, контактность, внимание, работоспособность и речевая активность ребёнка во время обследования:

3-4года____________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4-5 лет __________________________________________________________ ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение :_____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

План работы на I год обучения

  1. Формирование коммукативно-речевых навыков.
  2. Расширение пассивного и активного словаря.
  3. Развитие слухового восприятия
  4. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика).
  5. Развитие чувства ритма.
  6. Развитие функции голоса и дыхания.
  7. Развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).
  8. Формирование сенсорных эталонов.
  9. Активизация речи в различных видах деятельности
  10. Развитие фонематической системы языка.
  11. Работа над слоговой структурой слов.
  12. Формирование лексико-грамматического строя речи.
  13. Формирование навыков связного высказывания.
  14. Развитие мелкой, крупной моторики.

Результаты промежуточного мониторинга. Январь первого года обучения. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты мониторинга речевого развития после I года обучения

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

План работы на II год обучения

  1. Формирование коммукативно-речевых навыков, умения воспринимать и выполнять речевую инструкцию.
  2. Развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).
  3. Формирование сенсорных эталонов.
  4. Нормализация просодической стороны речи.
  5. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика).
  6. Постепенное формирование артикуляционного уклада звуков__________________________________________________________
  7. Развитие фонематической системы языка.
  8. Работа над слоговой структурой слов.
  9. Формирование лексико-грамматического строя речи.
  10. Формирование навыков связного высказывания.
  11. Развитие мелкой, крупной моторики.

Результаты обследования на начало II  года обучения _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты промежуточного мониторинга. Январь второго года обучения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Состояние речи при переходе в старшую группу.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Подпись родителей _________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта для обследования детей с заиканием

Образец речевой карты включает в себя материал по обследованию детей с заиканием.Материал полезен для начинающих логопедов....

Речевая карта логопедического обследования детей в ГБДОУ №86 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Для определения уровня развития речи ребёнка и постановки логопедического диагноза  необходимо проведение логопедического обследования с помощью речевой карты....

Речевая карта для обследования детей с ОНР( 5-6 лет).

Не один год  для обследования детей с 5-6 лет с ОНР пользовалась речевой картой Н. В. Нищевой. Она показалась мне несколько громоздкой и неудобной, много времени уходило на её заполнение и анализ...

Речевая карта (логопедическое обследование детей 5-6 лет)

Речевая карта Фамилия, имя  ___________________________________________________________________Возраст...

Речевая карта для обследования детей старшего дошкольного возраста

В данной речевой карте представлены пункты для обследования разных сторон речи, чтобы в результате обследования ребенка иметь полную картину о состоянии его речи и дать грамотное заключение....

Речевая карта для обследования детей 4 - 7 лет

За основу взята карта, Серебрякова Н. В. Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного обр...

Речевая карта для обследования детей с задержкой психического развития

Речевая карта разработана на основе "Речевой карты ребенка с общим недоразвитием речи от 4 лет до 7" Н.В. Нищевой...