Речевая карта для обследования детей с ОНР 3-5 лет.
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя группа)
Материал раззработан на два учебных года, в соответствии с диагностикой речевого развития Нищевой Н.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta_3-5_let.doc | 342.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая карта на ребенка 3-5 лет
(2 года обучения)
Фамилия, имя ребёнка _______________________________________________
Дата рождения _____________________________________________________
Домашний адрес____________________________________________________
Мать______________________________________________________________
Отец _____________________________________________________________
Из какого д/с поступил ____________ Дата поступления в группу _________
Дата ПМПК ______________________ Заключение № ___________________
Заключение ПМПК ________________________________________________
Зачислен в группу на ___________
Дата повторной ПМПК ______________ Заключение № _________________
Заключение повторной ПМПК _______________________________________
Зачислен в группу на ___________
Выпуск (дата)___________Результаты работы__________________________
Рождение и раннее психомоторное развитие
Характер родовой деятельности: в срок, преждевременные, поздние.
Течение родов: родовспоможение, кесарево сечение, срочные.
Оценка по шкале АПГАР____.
Патология в родах: асфиксия, долгий безводный период, обвитие пуповиной, другое:____________________________________________________________
Период новорожденности____________________________________________
Когда стал держать голову_____________________ (в норме с 1,5 мес.)
Когда стал сидеть_____________________________ в норме с 6 мес.)
Когда стал ходить_____________________________ (в норме с 11-12 мес.)
Когда появились первые зубы___________________ (в норме с 6-8 мес.)
Раннее речевое развитие
Гуление______________лепет_________________ (в норме 4-8 месяцев) Первые слова_______________________________ (в норме около года) Первые фразы ______________________________( норме от1,5-2 лет)
Обследования других специалистов
Отоларинголог______________________________________________________Невролог __________________________________________________________
Окулист___________________________________________________________
Хирург____________________________________________________________
Прочие специалисты _______________________________________________
Наличие травм _____________________________________________________
1.Исследование неречевых психических функций
1.1. Общие познавательные процессы
3-4 года | 4-5 лет | |||
н.г. | к.г. | н.г. | н.г. | |
Память | ||||
Внимание | ||||
Воображение | ||||
Мышление |
1.2.Слуховое внимание -дифференциация звучащих игрушек
предмет | 3-4 года | 4-5 лет | предмет | 3-4 года | 4-5 лет | ||||
н.г. | к.г. | н.г. | н.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
бубен | погремушка | ||||||||
свисток | колокольчик |
1.3. Восприятие и воспроизведение ритма
ритм | 3-4 года | 4-5 лет | ритм | 3-4 года | 4-5 лет | ||||
н.г. | к.г. | н.г. | н.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
--. | -- - | ||||||||
--- | - -- |
1.4. Зрительное восприятие («Покажи цвет»)
Цвет | 3-4 года | 4-5 лет | 3-4 года | 4-5 лет | |||||
н.г. | к.г. | н.г. | н.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
Красный | Оранжевый | -- | |||||||
Жёлтый | Коричневый | -- | |||||||
Зелёный | Черный | -- | -- | ||||||
Синий | Белый | -- | |||||||
Геометрические фигуры |
1.5. Зрительно-пространственный гнозис
3-4 года | н.г. | к.г. | 4-5 лет | н.г.. | к.г. |
Показывает или называет словом направления: «вверху», «внизу») | Показывает или называет предметы справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади | ||||
Складывание картинок из палочек по образцу из т3 палочек | Складывание картинок из палочек по образцу из 5 палочек | ||||
Складывание картинок из 2 -3 частей. | Складывание картинок из 4-5 частей | ||||
Сооружение несложных построек по образцу из 3 кубиков | Сооружение несложных построек по образцу из 5 кубиков |
2. Исследование моторики
2.1. Состояние общей моторики (по данным инструктора по физвоспитанию): норма; незначительные нарушения координации, темпа, ритма движения, переключаемости, силы; моторная неловкость
2.2. Состояние мелкой моторики (совместно с воспитателями):
3-4 года | 4-5 лет | |||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |
Загибание пальцев по порядку | ||||
Колечко- сложить большой палец с каждым пальцем поочередно. | ||||
Пальчики здороваются | ||||
Нарисуй/обведи по контуру |
Плавное, точное и одновременное выполнение; напряженность, скованность, нарушение темпа, наличие оральных и других синкинезий, невозможность удержания позы______________________
Ведущая рука – левая, правая, амбидекстер.
2.3. Состояние речевой моторики и мимической мускулатуры
Упражнения | 3-4 года | 4-5 лет | |||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
Улыбка | |||||
Хоботок | |||||
Лопатка | |||||
Иголка | |||||
Улыбка-Хоботок | |||||
Маятник | |||||
Качели | |||||
«удивиться» | |||||
«рассердиться» | |||||
«толстячок» | |||||
Закрыть правый глаз | |||||
Закрыть левый глаз |
носогубные складки _________________________________________________
тонус (нормальный, вялый, напряжённый), объём (полный, неполный)______
темп движений (нормальный, быстрый, медленный) _____________________
переключаемость___________________________________________________
точность выполнения _______________________________________________
длительность (способность удерживать губы в заданном положении) ______
замены движений_________________
наличие тремора, саливации, отклонений, синкинезии
2.4. Особенности голосовой, динамической и дыхательной функций речи а а)голос (нормальный, тихий, громкий, носовой оттенок)________________
б)темп речи (нормальный, быстрый, медленный) _____________________
в)дыхание (длительность, плавность) _______________________________
г)модуляция (наличие или отсутствие монотонности) _________________
2.5.Общее звучание речи
3-4 года___________________________ 4-5 лет_________________________
3.Состояние артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы, напряжённые, бледные, вялые, укороченная верхняя губа,) _____________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов __________________________________________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный) _____________________________________________________
Твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель) __________________________________________________
Мягкое небо (отсутствие, укороченное, подтянутое (закрытая назализация-«насморк» –п/бульбарный синдром) , вялое, провисшее, раздвоенное отсутствие маленького язычка) ___________________________________
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка) вялый, напряженный (передняя часть спинки, средняя, корень), поза «комком», неравномерный мышечный тонус, асимметричный ____________________________________________________
Кончик слабовыражен, раздвоен, подтянут вниз, напряжен, вялый тонус мышц, асимметрично отклонен _______________________________________
Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) _______________________________________
4. Звукопроизношение
Звук | 3-4 года | 4-5 лет | ||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |
А | ||||
О | ||||
У | ||||
И | ||||
Ы | ||||
Э | ||||
М | ||||
Мь | ||||
П | ||||
Пь | ||||
Б | ||||
Бь | ||||
Т | ||||
Ть | ||||
Д | ||||
Дь | ||||
Н | ||||
Нь | ||||
В | ||||
Вь | ||||
Ф | ||||
Фь | ||||
К | ||||
Кь | ||||
Г | ||||
Гь | ||||
Х | ||||
Хь | ||||
С | ||||
Сь | ||||
З | ||||
Зь | ||||
Ц | ||||
Ш | ||||
Ж | ||||
Ч | ||||
Щ | ||||
Е, Ё | ||||
Ю, Я |
5. Фонематический слух
5.1. Воспроизведение звукоподражаний (с опорой на картинки)
3-4 года | ||
н.г. | к.г. | |
А-А-А! (плачет девочка) | ||
У-У-У! (гудит поезд) | ||
О-О-О! (воет медведь) | ||
И-И-И! (ржет лошадь) | ||
ИА! (кричит ослик) | ||
КО-КО-КО!(кричит курочка) | ||
МЯУ! (мяукает кошка) |
5.2.Повторить слоговую цепочку
4-5лет | |||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
па-ба | па-га | ||||
ба-на | та-на | ||||
та-да | га-ха | ||||
ва-та | фа-ва | ||||
мя-ма | ка-га | ||||
га-да | са-за |
5.3. Показать собачку, услышав в слове -Р.
3-4 года | 4-5 лет | |||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |
рыба | ||||
вата | ||||
рак | ||||
дом | ||||
кот |
5.4. «Покажи картинку»:
3-4 года | 4-5лет | ||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
стол – стул | коза - коса | ||||
кит-кот | лёд-йод | ||||
уточка – удочка | лак -рак | ||||
дым-дом | уши – усы | ||||
баба-папа | миска-мишка |
5.5. Определение первого ударного гласного в словах
4-5 лет | ||
н.г. | к.г. | |
ива | ||
уши | ||
эльф | ||
утка | ||
аист | ||
облако |
6. Слоговая структура слов и звуконаполняемость
6.1. В словах
Класс ССС | за логопедом | 3-4 года | 4-5 лет | ||
Образцы слов | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |
1 | Ухо, дыня губы | ||||
2 | Овощи, собака, сапоги | ||||
3 | Мяч, дым | ||||
4 | Мешок, хомяк | ||||
5 | Юбка, сумка | ||||
6 | Чайник, индюк | -- | |||
7 | Бегемот, попугай | -- | |||
8 | Облако, бабушка | -- | |||
9 | Апельсин, автобус | -- | |||
10 | Футболка, тумбочка | -- | |||
11 | Стол, шкаф, стул | -- | |||
12 | Танк, бант, зонт | -- | |||
13 | Шлёпки, платье | -- | |||
14 | Пуговица, черепаха | -- |
7. Словарный состав речи
7.1. Показ и называние частей тела и предметов
3-4 года | 4-5 лет | |||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |
Части тела: голова, ноги, руки, туловище, колени, пальцы, плечи. | ||||
Части лица: лоб, глаза, брови, подбородок, нос, уши, рот, щеки | ||||
Стул: спинка, ножки, сиденье | -- | -- | ||
Чайник: ручка, крышка, носик, донышко | -- | -- |
7.2. Называние предметов по картинкам, обобщающие понятия:
3-4 предмета | 3-4 года | 4-5 лет | |||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
игрушки | игрушки | ||||
посуда | посуда | ||||
одежда | одежда | ||||
животные | фрукты | ||||
овощи | овощи | ||||
фрукты | мебель | ||||
животные | |||||
обувь |
7.3. Глагольный словарь («Кто что делает?»)
назвать по картинкам | 3-4 года | 4-5 лет | |||
н.г | к.г | н.г. | к.г | ||
Мальчик спит | Птица летит | ||||
Девочка кушает | Заяц скачет | ||||
Мальчик поет | Рыба плывет | ||||
Мальчик играет | Собака бежит |
7.4. Словарь прилагательных (Подбор определений к предметам)
назвать по картинкам | 3-4 года | 4-5 лет | |||
н.г. | к.г | н.г | к.г. | ||
красный | круглый | ||||
синий | пушистый | ||||
зеленый | мягкий | ||||
желтый | треугольный | ||||
большой | белый | ||||
маленький | теплый |
8. Грамматический строй речи
8. 1. Словообразование
8.1.1.Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами
3-4 года | 4-5 лет | ||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
стул | петух | ||||
мяч | туфля | ||||
дом | ёлка | ||||
шар | лопата | ||||
жук | бегемот | ||||
утюг | улитка |
8.1.2. Образование слов, обозначающих детёнышей животных
3-4 года | 4-5 лет | |||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |
кошка | ||||
лиса | ||||
заяц | ||||
ёж | ||||
белка | -- | |||
волк | -- |
8.2. Словоизменение
8.2.1. Согласование прилагательных с существительными.
Красный | 3-4 года | Разные прилагательные | 4-5 лет | ||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
машина | Зеленая трава | ||||
мячик | Желтый диван | ||||
тапки | Красное яблоко | ||||
яблоко | Коричневые ботинки |
8.2.2. Образование формы И.п. мн.ч. сущ-ных ( стол – столы)
3-4 года | 4-5 лет | ||||
н.г. | к.г | н.г. | к.г. | ||
стол | колесо | ||||
ложка | яблоко | ||||
дом | букет | ||||
нога | тумба | ||||
мяч | окно |
8.2.3. Употребление существительных В.п. ед.ч. без предлога
Вижу что? | 3-4 года | 4-5 лет | |||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
Машина, кукла | Лупа, звезда | ||||
Небо, окно | Солнце, яблоко | ||||
Мяч , лист | Ёж, лев, торт |
8.2.4. Употребление глаголов ед.ч. и мн.ч.
3-4 года | 4-5 лет | ||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
Спит-спят | Рисует-рисуют | ||||
Идет-идут | Ест-едят | ||||
Пьёт-пьют | Строит -строют | ||||
Моет-моют | Лепит-лепят |
8.2.5 Употребление глаголов настоящего и прошедшего времени.
3-4 года | 4-5 лет | |||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |
Мальчик одевается- мальчик оделся | ||||
Мальчик лепит – мальчик слепил | ||||
Девочка моет – девочка вымыла | ||||
Мальчик строит- мальчик построил | ||||
Мальчик поднимает-мальчик поднял |
8.2.6. Употребление формы Р.п. ед.ч. существительных («Нет чего?»)
4 -5 лет | |||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
шапка | шляпа | ||||
мяч | очки | ||||
погремушка | шарик |
8.2.7. употребление существительных в Т.п. ед.ч.(Кто -чем ?)
4-5 лет | |||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
ложка | лопата | ||||
нож | игла | ||||
удочка | расческа |
8.2.8. Употребление существительных в П.п. ед.ч.( О чем мечтает Ваня?)
4 -5 лет | |||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
собака | елка | ||||
мяч | робот | ||||
удочка | телефон |
8.2.9Употребление предлогов в речи.
3-4 года | 4-5 лет | ||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
Где мяч? (на столе) | Где мяч? (на столе) | ||||
Где мяч? (в коробке) | Где мяч? (в коробке) | ||||
Мяч где? (под столом) | Мяч где? (под столом) | ||||
Где мяч? (над столом) | Где мяч? (над столом) | ||||
Где мяч? (за коробкой) | Где мяч? (за коробкой) | ||||
Перед коробкой | |||||
Между коробками |
8.2.10. Согласование притяжательных местоимений с сущ:
3-4 года __________________________________________________
4-5 лет ___________________________________________________
9. Связная речь.
9.1 Беседа с ребёнком:
3-4 года | 4-5 лет | |||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |
Как тебя зовут? | ||||
Сколько тебе лет? | ||||
Как зовут маму? Папу? | ||||
Кто еще живет с тобой? | ||||
В какие игрушки ты любишь играть? |
9.2. Составление простых предложений по картинкам
3-4 года | |
н.г. | к.г. |
9.3. Составление рассказа по серии картин
4-5 лет | |
н.г. | к.г. |
9.4. Составление рассказа - описания
4-5 лет | |
н.г. | к.г. |
9.5. Пересказ
4-5 лет | ||
н.г | к.г | |
«Котенок» У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей. |
Состояние экспрессивной речи на момент обследования: ребенок говорит/не говорит.
Описание экспрессивной речи неговорящего ребенка.
Звуковые безусловно-рефлекторные реакции (кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныканье, радостные возгласы, смех, плач, крик) _______________________________________________ _____________________________________________________________
Возможности произнесения слов (лепет, звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры)___________________________________________________ _____________________________________________________________
Возможности произнесения фраз (характер произнесения: сопряжённый, отражённый, произвольный; структура фразы, наличие аграмматизмов)_______________________________________________ ____________________________________________________________
Поведение, контактность, внимание, работоспособность и речевая активность ребёнка во время обследования:
3-4года____________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4-5 лет __________________________________________________________ ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение :_____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
План работы на I год обучения
- Формирование коммукативно-речевых навыков.
- Расширение пассивного и активного словаря.
- Развитие слухового восприятия
- Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика).
- Развитие чувства ритма.
- Развитие функции голоса и дыхания.
- Развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).
- Формирование сенсорных эталонов.
- Активизация речи в различных видах деятельности
- Развитие фонематической системы языка.
- Работа над слоговой структурой слов.
- Формирование лексико-грамматического строя речи.
- Формирование навыков связного высказывания.
- Развитие мелкой, крупной моторики.
Результаты промежуточного мониторинга. Январь первого года обучения. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты мониторинга речевого развития после I года обучения
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План работы на II год обучения
- Формирование коммукативно-речевых навыков, умения воспринимать и выполнять речевую инструкцию.
- Развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).
- Формирование сенсорных эталонов.
- Нормализация просодической стороны речи.
- Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика).
- Постепенное формирование артикуляционного уклада звуков__________________________________________________________
- Развитие фонематической системы языка.
- Работа над слоговой структурой слов.
- Формирование лексико-грамматического строя речи.
- Формирование навыков связного высказывания.
- Развитие мелкой, крупной моторики.
Результаты обследования на начало II года обучения _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты промежуточного мониторинга. Январь второго года обучения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Состояние речи при переходе в старшую группу.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Подпись родителей _________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта для обследования детей с заиканием
Образец речевой карты включает в себя материал по обследованию детей с заиканием.Материал полезен для начинающих логопедов....
Речевая карта логопедического обследования детей в ГБДОУ №86 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Для определения уровня развития речи ребёнка и постановки логопедического диагноза необходимо проведение логопедического обследования с помощью речевой карты....
Речевая карта для обследования детей с ОНР( 5-6 лет).
Не один год для обследования детей с 5-6 лет с ОНР пользовалась речевой картой Н. В. Нищевой. Она показалась мне несколько громоздкой и неудобной, много времени уходило на её заполнение и анализ...
Речевая карта (логопедическое обследование детей 5-6 лет)
Речевая карта Фамилия, имя ___________________________________________________________________Возраст...
Речевая карта для обследования детей старшего дошкольного возраста
В данной речевой карте представлены пункты для обследования разных сторон речи, чтобы в результате обследования ребенка иметь полную картину о состоянии его речи и дать грамотное заключение....
Речевая карта для обследования детей 4 - 7 лет
За основу взята карта, Серебрякова Н. В. Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного обр...
Речевая карта для обследования детей с задержкой психического развития
Речевая карта разработана на основе "Речевой карты ребенка с общим недоразвитием речи от 4 лет до 7" Н.В. Нищевой...