Речевая карта для обследования детей с ОНР( 5-6 лет).
методическая разработка (логопедия, старшая группа) на тему
Не один год для обследования детей с 5-6 лет с ОНР пользовалась речевой картой Н. В. Нищевой. Она показалась мне несколько громоздкой и неудобной, много времени уходило на её заполнение и анализ полученных результатов. Поэтому на основе данной карты разработала свою, упростив и скомплектовав материал в табличную форму. Каждый раздел оцениваю по 4-х бальной шкале: 4 балла- высокий уровень, 3 балла- средний, 2 балла- ниже среднего, 1 балл- низкий. Критерии оценки разработала сама, ориентируясь на количество верных ответов ребёнка. При подведении итогов обследования речевого развития детей всей группы составляю таблицу:
Фамилия, имя ребёнка | Звукопроизношение | Слоговая структура | Фонематический слух | Фонематический анализ, синтез | Словарный запас | Грамматический строй | Связная речь | Уровень развития речи |
Иванов Иван | Н | НС | НС | Н | С | НС | НС | НС |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевая карта для детей 5-6 лет с ОНР | 40.65 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
- Дата поступления ребенка в группу___________________________________________________
- Фамилия, имя______________________________________________________________________
- Возраст ____________________________________________________________________________
- Домашний адрес____________________________________________________________________
- Откуда поступил ребенок____________________________________________________________
- Решение ПМПК_____________________________________________________________________
7. Анамнез:
Беременность _____________________________________________ _____________________________
_______________________________________________________________________________________
Роды__________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Послеродовый период_____________________________________________________________________________
Раннее развитие:
Стал держать головку____________сидеть___________ходить__________________________________
_______________________________________________________________________________________
Какие заболевания перенес до года?________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Речевое развитии ребенка:
Гуление___________ лепет____________первые слова ________________________________________
Речь фразой____________________________________________________________________________
8. Слух:_______________________________________________________________________________
9. Зрение:_____________________________________________________________________________
10. Хронич. заболевания:________________________________________________________________
11.Особенности речи родителей, др. родственников:_______________________________________
_______________________________________________________________________________________
ОБЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ(дыхание, голос, просодика)
Дыхание: норма верхнеключичное, диафрагмальное |
Речевой выдох: норма, укороченный |
Темп: норма, замедленный, ускоренный |
Ритм: норма, дисритмия |
Голос: норма, дисфония, слабый, громкий, крикливый, с носовым оттенком |
СТРОЕНИЕ И ПОДВИЖНОСТЬ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Мимика: | 5 лет | 6 лет | |||
Поднять брови | |||||
Нахмурить брови | |||||
Прищурить глаза | |||||
Надуть, втянуть щеки | |||||
Носогубные складки | |||||
Гипомимия | |||||
Губы: Улыбка | |||||
Трубочка | |||||
Улыбка - трубочка | |||||
Язык: широкий 5 сек. | |||||
Узкий: 5 сек | |||||
Кончик языка вверх | |||||
вниз | |||||
Качели | |||||
Цоканье | |||||
Часики | |||||
Тонус: норма, вялый, гипертонус. Темп: нормальный замедленный, быстрый | |||||
Переключаемость: нормальная, замедленная, замены, синкинезии, гиперкинеез, тремор, девиация языка влево – вправо. | |||||
Губы: толстые, тонкие, дефекты слева, справа, расщелина, шрамы | |||||
Зубы: норма, редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют | |||||
Прикус: прогнатия, прогения, открытый передний, боковой, перекрестный | |||||
Твердое небо: высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель | |||||
Мягкое небо: влево-вправо девиация, укороченное, раздвоенное, отсутствие | |||||
Язык: массивный, маленький, географический, с укороченной подъязычной связкой | |||||
Саливация |
СОСТОЯНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА_______________________
СЛОВА и ФРАЗЫ: | 5 лет | 6 лет | ||
Пуговица | ||||
Лекарство | ||||
Скворечник | ||||
Сковорода | ||||
Велосипед | ||||
Сквозняк | ||||
Сыворотка | * | |||
Сухофрукты | * | |||
Парикмахер | * | |||
Простокваша | * | |||
Комбинезон | * | |||
Инструменты | * | |||
Мальчики слепили снеговика. | ||||
Сестрёнка развешивает простыни. | ||||
Волосы подстригают в парикмахерской. | ||||
Водопроводчик чинит водопровод. | * | |||
Регулировщик стоит на перекрёстке. | * | |||
Экскурсовод проводит экскурсию. | * |
СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ__
Звуки | 5 лет | 6 лет | |
Б – П - М | |||
В – Ф | |||
Д – Т - Н | |||
Г – К – Х | |||
Й | |||
С | |||
С΄ | |||
З | |||
З΄ | |||
Ц | |||
Ш | |||
Ж | |||
Щ | |||
Ч | |||
Л | |||
Л΄ | |||
Р | |||
Р΄ | |||
гласные |
СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
1.Повторение слогов с оппозиционными звуками
Слоги | 5 лет | 6 лет | 6 лет | |
БА-ПА-БА | СА-ША-СА | |||
ПА-БА-БА | ША-СА-ША | |||
ДА-ТА-ДА | СА-ЦА-СА | |||
ТА-ДА-ТА | ЦА-СА-ЦА | |||
ГА-КА-ГА | ЧА-ТЯ-ЧА | |||
КА-ГА-КА | ТЯ-ЧА-ТЯ | |||
ЗА-СА-ЗА | ША-ЖА-ША | |||
СА-ЗА-СА | ЖА-ША-ЖА | |||
ТА-ТЯ-ТА | ЛА-ЛЯ-ЛА | |||
ТЯ-ТА-ТЯ | ЛЯ-ЛА-ЛЯ | |||
ЩА-СЯ-ЩА | ||||
СЯ-ЩА-СЯ |
- Дифференциация оппозиционных звуков в словах
Показать картинки | 5 лет | 6 лет |
Не смешиваемые в произношении: | ||
Уточка-удочка | ||
Мышка-мишка | ||
Бочка - почка | ||
Катушка-кадушка | ||
Корка-горка | ||
Мышка-мошка | * | |
Пашня-башня | * | |
Сова-софа | * | |
Крот-грот | * | |
смешиваемые в произношении: | ||
Коса-коза | ||
Миска – мишка | ||
Речка-редька | ||
Свет - цвет | ||
Чёлка-щёлка | ||
Рейка - лейка | ||
Лук-люк | * | |
Марка – майка | * | |
Ель-гель | * | |
Плач - плащ | * |
СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Задание | 5 лет | 6 лет |
Определение наличия звука «Р» в ряду звуков | ||
в слове: майка, шапка, рыба, корова | ||
Выделение начального ударного гласного в слове:(8) Аня,аист,осы,Оля,утка,уши,Ира,иглы | ||
Выделение конечного согласного в слове: кот, сом, суп, лимон, мох, сок (6) | ||
Выделение начального согласного в слове: мост,банка,пол,тапки,дом,нос,вода,фартук,кот,год,хлеб(11) | ||
Определение последовательности звуков в слове: ток, дом, вата, дубы (4) | ||
Определение количества звуков в слове: бык, ваза, ком, банан (4) | ||
Составь слово из звуков: К-О-Т, В-О-Д-А, Л-О-Д-К-А | ||
Владение слоговым чтением |
СОСТОЯНИЕ ЛЕКСИКИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
1.Пассивный словарь
Объём словаря | 5 лет | 6 лет |
Соответствует возрастной норме | ||
Приближен к возрастной норме | ||
Ниже возрастной нормы |
2.Понимание различных грамматических форм словоизменения.
- Выполнение инструкций (хлопни руками над головой________________________,
вытяни руки вперёд__________________________________________________________)
- Понимание предлогов ( на_____/_____, под_______/________, за______/______,
в_______/________, перед_______/________)
- Понимание рода_________________________________________________________
- Понимание числа________________________________________________________
- Понимание предложн. конструкций:________________________________________
5 лет: «Покажи мамину дочку. Дочкину маму»
6 лет:» Женя потерял мишку, которого взял у Вали. Чей был мишка?»
«Лошадь обогнала осла. Кто впереди? Кто отстал?»
Исследование состояния экспрессивной речи
Конкретные существительные: (не менее 5 слов)
Лексические темы | 5 лет | 6 лет |
«Игрушки» |
| |
«Посуда» | ||
«Одежда» | ||
«Обувь» | ||
«Мебель» | ||
«Овощи» | ||
«Фрукты» | ||
«Домашние животные» | ||
«Дикие животные» | ||
«Транспорт» | * | |
«Ягоды» | * | |
«Птицы» | * | |
«Насекомые» |
* |
Названия частей тела и предметов :
5 лет | 6 лет | 5 лет | 6 лет | ||
Ноги | Сиденье | ||||
Руки | Спинка | ||||
Голова | ножки | ||||
Глаза | Рукав | ||||
Уши | Воротник | ||||
Нос | Пуговица | ||||
Рот | Молния | * | |||
Шея | Петля | * | |||
Живот | Кузов | ||||
Грудь | Колёса | ||||
Локоть | * | Кабина | |||
Ладонь | * | Руль | |||
Затылок | * | Фары | * | ||
Висок | * | Мотор | * |
Обобщающие понятия:
Назвать одним словом | 5 лет | 6 лет |
Мяч, кукла, машинка | ||
Чашка, тарелка, ложка | ||
Футболка, куртка, шорты | ||
Тапки, сапоги, ботинки | ||
Стол, стул, шкаф | ||
Яблоко, банан, апельсин | ||
Огурец, помидор, морковь | ||
Кошка, собака, свинья | ||
Волк, лиса, заяц | ||
Автобус, самолёт, пароход | * | |
Ворона, сова, воробей | * | |
Клубника, смородина, малина | * | |
Муха, комар, бабочка | * | |
Роза, ромашка, тюльпан | * | |
Берёза, дуб, ель | * |
Антонимы (с 6 лет):
друг | добро | ||
горе | горячий | ||
лёгкий | длинный | ||
давать | поднимать | ||
Предикативный словарь
Назвать действие (по картинкам) | 5 лет | 6 лет |
Как передвигается: птица | ||
рыба | ||
змея | ||
лягушка | ||
человек | ||
Как подают голос: кошка | ||
собака | ||
корова | ||
петух | ||
ворона | * | |
кукушка | * | |
лошадь | * | |
овца | * | |
волк | * | |
Что делает : врач | * | |
учитель | * | |
продавец | * | |
повар | * | |
швея | * |
- Атрибутивный словарь
параметры | ||
5 лет | 6 лет | |
Красный | ||
Синий | ||
Зелёный | ||
Жёлтый | ||
Белый | ||
Чёрный | ||
Оранжевый | ||
Голубой | ||
Фиолетовый | * | |
Розовый | * | |
Коричневый | * | |
Серый | * | |
Солнце круглое | ||
Печенье квадратная | ||
косынка треугольная | ||
Огурец овальный | ||
Руль круглый | * | |
Окно квадратное | * | |
флажок треугольный | * | |
слива овальная | * | |
Одеяло прямоугольное | * |
ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ___________________________________________
Актив | 5 лет | 6 лет | |
Употребление имен существительных в именительном падеже единственного и мн. числа | Стол-столы | ||
Кот- | |||
Дом- | |||
Кукла- | |||
Рука- | |||
Окно- | |||
Рот- | |||
Лев- | |||
Река- | |||
Ухо- | |||
Кольцо- | |||
Глаз- | * | ||
Лист- | * | ||
Стул- | * | ||
Дерево- | * | ||
Пень- | * | ||
Воробей- | * | ||
Употребление существительных в косвенных падежах без предлога | Нет карандаша | ||
Я рисую…. | |||
Думаю о … | |||
Употребление формы родительного падежа множественного числа. Много чего? | Шар- шаров | ||
Ключ- | |||
Берёза- | |||
Ложка- | |||
Окно- | |||
Карандаш- | * | ||
Лист- | * | ||
Книга- | * | ||
Вилка- | * | ||
Ведро- | * | ||
Согласование прилагательных и существительных. Назвать цвет предметов | он | ||
она | |||
оно | |||
они | |||
Согласование числительных 2 и 5 с именами существительными | Кот | ||
Машина | |||
Мяч | |||
Роза | |||
Окно | |||
Пень | * | ||
Воробей | * | ||
Книга | * | ||
Ведро | * |
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ______________________________________________________________
Актив | 5 лет | 6 лет | |
Образование уменьшительно-ласкательных форм | Стол | ||
Чашка | |||
Сумка | |||
Ведро | |||
Замок | |||
Носок | |||
Лента | |||
Окно | |||
Палец | * | ||
Изба | * | ||
Крыльцо | * | ||
Кресло | * | ||
Образование названий детенышей животных | У кошки | ||
У лисы | |||
У утки | |||
У слона | |||
У зайца | |||
У волка | |||
У белки | |||
У козы | |||
У медведя | * | ||
У бобра | * | ||
У барсука | * | ||
У собаки | * | ||
У коровы | * | ||
Образование относительных прилагательных от существительных. Из чего сделано? (с 6 лет) | Дерево | * | |
Стекло | * | ||
Солома | * | ||
Кирпич | * | ||
Мех | * | ||
Шерсть | * | ||
Резина | * | ||
Снег | * | ||
Металл | * | ||
Яблоки | * | ||
Обр-е притяжательных прилагательных от существительных (с 6 лет) | Очки бабушки | * | |
Туфли мамы | * | ||
Усы кошки | * | ||
Хвост лисы | * | ||
Берлога медведя | * | ||
Гребень петуха | * | ||
Образование приставочных глаголов: Что делает мальчик? (с 6 лет) | Выходит | * | |
Подходит | * | ||
Переходит | * | ||
Обходит | * | ||
Входит | * | ||
Отходит | * |
Употребление предложно-падежных конструкций
Предлог | 5 лет | 6 лет |
НА | ||
В | ||
У | ||
ЗА | ||
ПО | ||
ПОД | ||
НАД | - | |
ИЗ | - | |
С | - | |
ИЗ-ПОД | - | |
ИЗ-ЗА | - |
Состояние связной речи
5 лет:
Пересказ «Рыбалка»: Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошёл к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху. __
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет :
Составление рассказа по серии картинок________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние общей моторики:
Постоять на одной ноге (попеременно)__________________________________________________
Попрыгать на двух ногах______________________________________________________________
Попрыгать на одной ноге (попеременно)_________________________________________________
Постоять на цыпочках________________________________________________________________
Присесть, руки в стороны______________________________________________________________
Выводы:____________________________________________________________________________
Состояние мелкой моторики, ведущая рука:_______________________________________
_______________________________________________________________________________________
Эмоционально-волевая сфера: (активен/пассивен, деятелен/инертен, работает с удовольствием/из подчинения взрослому, неадекватное поведение, избалованность, конфликтность, колебания настроения, агрессивность)_____________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
1. Слуховое восприятие(Дифференциация звучащих игрушек, Определение направления источника звука) ______________________________________________________________________________________
2.Восприятие и воспроизведение ритма: _______________________________________________________________________________________
3.Сенсорные представления:______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
4.Ориентировка в пространстве:___________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |||
5.Ориентировка во времени:______________________________________________________________ | |||
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |||
6.Конструирование(разрезные картинки, палочки)___________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
7.Память:______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
8.Внимание,работоспособность:___________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
9.Мышление:
а) классификация предметов____________________________________________________________
б) выделение «4-го лишнего» ___________________________________________________________
в) способность к логическому мышлению__________________________________________________
г)счетные операции_____________________________________________________________________
Логопедическое заключение
5 лет ______
______________________________________________________________
Дата Логопед________________________________
6 лет _______
_______________________________________________________________
Дата Логопед________________________________
Характеристика речевого развития
ФИО________________________________________________________
Возраст______________________________________________________
Анамнез_____________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Состояние артикуляционного аппарата__________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Показатели психического развития______________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Состояние словаря____________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Характеристика грамматического строя речи______________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Состояние связной речи_______________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Фонематическое восприятие, навыки звукового анализа____________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Характеристика фонетической стороны речи_____________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Логопедическое заключение___________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Логопед________________________ Дата_________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта для обследования детей с заиканием
Образец речевой карты включает в себя материал по обследованию детей с заиканием.Материал полезен для начинающих логопедов....
Речевая карта логопедического обследования детей в ГБДОУ №86 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Для определения уровня развития речи ребёнка и постановки логопедического диагноза необходимо проведение логопедического обследования с помощью речевой карты....
Речевая карта (логопедическое обследование детей 5-6 лет)
Речевая карта Фамилия, имя ___________________________________________________________________Возраст...
Речевая карта для обследования детей старшего дошкольного возраста
В данной речевой карте представлены пункты для обследования разных сторон речи, чтобы в результате обследования ребенка иметь полную картину о состоянии его речи и дать грамотное заключение....
Речевая карта для обследования детей 4 - 7 лет
За основу взята карта, Серебрякова Н. В. Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного обр...
Речевая карта для обследования детей с задержкой психического развития
Речевая карта разработана на основе "Речевой карты ребенка с общим недоразвитием речи от 4 лет до 7" Н.В. Нищевой...
Речевая карта для обследования детей с задержкой психического развития
Речевая карта разработана на основе "Речевой карты ребенка с общим недоразвитием речи от 4 лет до 7" Н.В. Нищевой...
Комментарии
всё просто и понятно, удобно
всё просто и понятно, удобно в использовании