Речевая карта для обследования детей с заиканием
материал по логопедии по теме
Образец речевой карты включает в себя материал по обследованию детей с заиканием.
Материал полезен для начинающих логопедов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ
Анкетные данные.
Фамилия, имя__________________________________________________________________________
Дата рождения______________________ Поступил(а) из ______________________________________
Домашний адрес ________________________________________________________________________
Решением МПК от_________________ № протокола __________Принят на срок _________________
Диагноз при поступлении ________________________________________________________________
Сведения о семье.
Мать__________________________________________________________________________________
Отец__________________________________________________________________________________
Наследственные заболевания_____________________________________________________________
Характеристика речи окружающих ребенка людей___________________________________________
Материально-бытовые условия в семье_____________________________________________________
Общий анамнез.
Какая по счету беременность ________ Особенности протекания беременности (токсикозы, падения, травмы, психозы, инфекции)______________________________________________________________
Особенности течения родов (досрочные, срочные, быстрые, стремительные,обезвоженные) _______________________________________________________________________________________
Вес и рост ребенка при рождении__________________________________________________________
Стимуляция (механическая, химическая, электро) ____________________________________________
Асфиксия ____________________ Когда закричал __________________________________
После выписки из роддома:
Особенности сна______________________________________________________________________
Особенности бодрствования____________________________________________________________
Особенности грудного вскармливания______________________________________________________
Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице:
До одного года________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
после одного года_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Раннее психомоторное развитие.
Стал держать голову с __________________________ Сидеть__________________________________
Стоять __________________________ Ходить_______________________________________________
С какого времени стал раздеваться ____________________ Одеваться___________________________
Обувать ботинки _____________________ Застегивать пуговицы______________________________
Особенности моторики: излишне подвижен ________________________________________________
излишне заторможен _______________________________________________
Ранее речевое развитие.
Время появления гуления____________ Лепета_________________
Первых слов_________________ Фразы___________________
Особенности речевого развития__________________________________________________
Занимались ли с логопедом _______________________________________________________________
Возникновение заикания.
Время появления заикания _________________ Предполагаемые причины _______________________
_______________________________________________________________________________________
Как проявилось заикание _________________________________________________________________
Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное)______________________________
Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года_______________________________________
_______________________________________________________________________________________
Возможные причины ухудшения или улучшения речи ________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________
Бывают ли периоды плавной речи__________________________________________________________
Ситуации, когда заикание наиболее выражено_______________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:
В семье____________________________________________________________________
В общении со сверстниками___________________________________________________
В д/с ______________________________________________________________________
В незнакомой обстановке_____________________________________________________
Отношение ребенка к заиканию__________________________________________________
Есть ли страх речи_____________________ Страх общения __________________________
Отношение в семье к заиканию ребенка___________________________________________
Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, с детьми (со слов родителей) ____________
_____________________________________________________________________________
Состояние дыхания.
Тип дыхания _________________________ Ритмичность ____________________________
Характер вдоха при речи_______________________________________________________ Продолжительность речевого дыхания ___________________________________________
Состояние просодических компонентов речи.
Темп речи_____________________________ Ритм речи______________________________
Правильность употребления пауз в процессе речевого высказывания__________________
_____________________________________________________________________
Характеристика голоса:
Сила голоса________________________ Высота_____________________________
Тембр______________________ Особенности модуляций______________________
Интонированность речи (употребление основных видов интонации)___________________
_____________________________________________________________________
Внятность речи______________________________________________________________
Симптоматика заикания.
А. Внешняя (физическая) симптоматика заикания.
I Проявление заикания в различных формах речи (на материале беседы, чтения коротких стихов, воспроизведения небольших рассказов и сказок, рассказа по картинке и др.)
Шепотная речь________________________ Сопряженная речь_______________________
Отраженная речь____________________ Вопросно-ответная речь_____________________ Пересказ прослушанного текста (с опорой и без опоры на сюжетную картинку)____________________________________________________________________
Рассказ по серии картинок, по картинке___________________________________________
Самостоятельный рассказ_______________________________________________________
Особенности (зафиксировать данные о сохранных речевых возможностях; частоту, силу, длительность и степень выраженности судорог, зависимость судорог от речевого материала: места во фразе, в слове; при произношении отдельных слов, звуков; зависимость судорог от звуко-слоговой структуры слов, длины фразы и др.; зависимость судорог от формы речи, от громкости речи)________________________________________
_____________________________________________________________________________
II.
Форма судорог (тонические, клонические, смешанные)______________________________
Локализация судорог:
- Дыхательные (экспираторные, инспираторные, респираторные) ___________________
- Голосовые (смыкательные, размыкательные, вокальные)_________________________
- Артикуляционные (губные, язычные, мягкого нёба)______________________________
- Смешанные________________________________________________________________
Степень заикания _____________________________________________________________
III. Наличие сопутствующих судорог тела, лица (тики, гримасы) _____________________
_____________________________________________________________________________
Б. Внутренняя (психическая) симптоматика заикания.
I. Наличие или отсутствие логофобий (страх речи в определенных ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков и др.)_______________________________________
_____________________________________________________________________________
II. Наличие или отсутствие защитных приемов (уловок), частота и эффективность их использования:
1. Моторных__________________________________________________________
а) произвольные ______________________________________________________________
б) непроизвольные ____________________________________________________________
2. Речевых:___________________________________________________________
а) произнесение отдельных звуков и междометий___________________________________
б) произнесение слов и словосочетаний___________________________________________
3. Изменение стиля речи________________________________________________________
III. Степень фиксированности на заикании (нулевая, умеренная, выраженная)__________
_____________________________________________________________________________
IV. Формы речи и ситуации, когда заикание наиболее выражено _____________________
_____________________________________________________________________________
Индивидуально-психологические особенности ребенка.
Контактность с окружающими и характер общительности, взаимоотношений __________ _____________________________________________________________________________
Особенности психических процессов памяти, внимания, мышления_________________
_____________________________________________________________________________
Динамика психической деятельности и поведения ребенка:
– активность или вялость психической деятельности, движений, речи (в игре, в учебной деятельности)_________________________________________________________________
– устойчивость и преобладающий фон настроения__________________________________
– степень эмоциональной возбудимости___________________________________________
Другие особенности__________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций.
1. Исследование слухового внимания:
а) дифференциация звучащих игрушек _________________________________________
б) определение направления звука _____________________________________________
2. Восприятие и воспроизведение ритма __________________________________________
3. Исследование зрительного восприятия:
а) узнавание цветов __________________________________________________________
б) подбор картинок к данному фону ____________________________________________
4. Исследование зрительно- пространственного гнозиса и праксиса:
а) право, лево _______________________________________________________________
б) верх, низ, сзади, спереди ___________________________________________________
в) складывание разрезных картинок ____________________________________________
г) складывание фигур из палочек:
- по образцу ______________________ - по памяти _________________________
5. исследование общей моторики:
Сила _____________________________ Точность ________________________________
Темп _____________________________ Координация ____________________________
Переключаемость ___________________________________________________________
6. Исследование мелкой моторики:
Ведущая рука _____________________Точность движений ________________________
Темп ___________________ Синхронность правой и левой руки ____________________
Переключаемость ___________________________________________________________
Исследование анатомического строения артикуляторного аппарата.
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы…) ___________________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов) _________________________
Прикус (прогения, прогнадия, открытый боковой, перекрёстный, открытый передний) ______________
Твёрдое нёбо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина) ___________________
Мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) _______________________
Язык (массивный, маленький, укороченная подъязычная связка) ______________________________
Звукопроизношение.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование речевой моторики.
1. Состояние мимической мускулатуры.
Поднять брови ( удивиться) _________________Нахмурить брови ____________________
Прищурить глаза _____________________ Втянуть щёки __________________________
Надуть щёки __________________ Сглаженность носогубных складок ______________
2. Состояние артикуляторной моторики (выполнение упражнений – «Маятник», «Бегемотик», «Качели», «Оскал – Хоботок» и другие)
а) наличие или отсутствие движений ___________________________________________
б) тонус (нормальный, вялый, напряжённый) ____________________________________
в) темп движений (быстрый, медленный, нормальный) ___________________________
г) переключение от одного движения к другому _________________________________
д) объём движений (полный, неполный) ________________________________________
е) точность выполнения ______________________________________________________
ж) длительность удержания заданного положения ________________________________
з) замены движений _________________________________________________________
и) добавочные и лишние движения ____________________________________________
к) наличие тремора _______________________ саливации ________________________
Исследование звукослоговой структуры слова.
1. Воспроизведение слов:
помидоры ________________ сквозняк ________________ свисток _________________
температура ________________________ простокваша _________________________
милиционер ________________________ скворечник __________________________
лекарство ________________ сковорода ________________ аквариум _______________
2. Воспроизведение предложений:
Мальчики слепили снеговика _________________________________________________
Водопроводчик чинит водопровод _____________________________________________
Волосы подстригают в парикмахерской _________________________________________
Регулировщик стоит на перекрёстке ____________________________________________
Исследование состояние фонематических функций (восприятия, анализа, синтеза, представления).
1. Повторение слогов:
па-ба ________ ба-на _________ ва-та __________ та-да __________ на-га __________
ка-га ________ ба-ма _________ са-ша _________
ба-ба-па _____________ та-да-та ____________ га-ка-га ____________
2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (покажи, где удочка, а где уточка и т.д.) __________________________________________________
3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:
Миска – мишка ______________________ Крыса – крыша _______________________
Речка – редька _______________________ Вечер – ветер ________________________
4. Выделение заданного звука на фоне слова (слышишь ли ___ звук в слове?):
__________________________________________________________________________
5. Выделение ударного гласного в начале слова (какой первый звук?):
___________________________________________________________________________
6. Определение согласного звука
- в начале слова _____________________________________________________________
- в конце слова ______________________________________________________________
- место заданного звука в слове (начало, середина, конец) _________________________
7. Определение
- последовательности звуков __________________________________________________
- количества звуков __________________________________________________________
- соседей заданного звука _____________________________________________________
- какой по счёту заданный звук ________________________________________________
8. Придумать слово
- с заданным звуком _________________________________________________________
- с заданным количеством звуков ______________________________________________
Исследование понимания речи (импрессивный словарь).
1. Пассивный словарь:
Объём _____________________________________________________________________
Точность понимания значения слов ____________________________________________
Задания: покажи куклу, посади куклу на стул и т.д.
2. Понимание словосочетаний и простых предложений: _____________________________
а) понимание словосочетаний
- покажи ключом карандаш - где собака хозяина
- покажи карандашом ключ - где хозяин собаки
б) понимание простых предложений: __________________________________________
Девочка рвет цветы. Девочка поливает цветы. Девочка играет в мяч.
в) понимание вопросительных предложений: ___________________________________
Кого ловит девочка? Кто ловит бабочку?
3. Понимание сложноподчинённых предложений и сложных лексико-грамматических конструкций: _________________________________________________________________
Петю догоняет Миша. Кто бежит первым? ______________________________________
Оля потеряла карандаш, который взяла у Вовы. Чей это был карандаш? _____________
Исследование лексики и грамматического строя (экспрессивной речи).
I. Исследование активного словаря: ______________________________________________
1) Существительные
а) предметный словарь (назвать картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Животные» и т.д.) ____________________________________________________________
б) обобщающие понятия (назвать одним словом) _________________________________
в) части предметов (объектов) _________________________________________________
2) Глагольный словарь
Употребление глаголов при ответах на вопросы: Что ты делаешь в течении дня? Кто как кричит? Кто что делает? ________________________________________________________
3) Прилагательные
а) называние цвета __________________________________________________________
б) называние формы _________________________________________________________
4) Подбор антонимов (с 6 лет)
Добро - ______________ Горе - ______________ Высокий - ________________
Давать - _____________ Друг - ______________ Покупать - _______________
II. Состояние словоизменения:
а) существительные в именительном падеже ед. и мн. числа
Слон - ____________ Кукла - ____________ Ухо - _____________ Окно - ____________
Пень - ____________ Воробей - ____________ Дерево - ____________ Рот - ____________
б) существительные в косвенных падежах
У меня есть (карандаш) _________________ У меня нет _______________
Я рисую _______________
в) форма родительного падежа мн. числа (много чего?)
Шар - ____________ Стол - ____________ Лист - ____________ Карандаш - ____________
Мяч - ____________ Ключ - ____________ Дом - ____________ Стул - _____________
г) согласование существительных с прилагательными (какого цвета):
шар _____________ ведро ____________ ботинки _____________ машина _____________
д) согласование числительных 2 и 5 с существительными
Дом – 2 ____________ 5 ____________ Кукла – 2 ____________ 5 ____________
Жук – 2 ____________ 5 ____________ Рыба – 2 ____________ 5 ____________
Ключ – 2 ____________ 5 ____________ Ведро – 2 ____________ 5 ____________
е) Употребление предлогов ___________________________________________________
III. Состояние словообразования
а) Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Стол - _____________ Мяч - _____________ Дом - _____________ Шкаф - _____________
Воробей - ____________ Гриб - ____________ Лист - ____________ Цветок - ___________
б) называние детёнышей животных
У кошки - ____________ У утки - ____________ У белки - ____________
У коровы - ____________ У собаки -_____________ У лошади - _____________
в) образование прилагательных от существительных
Дерево - _______________ Бумага - _______________ Солома - _______________
Черника - ________________ Снег - _______________ Шерсть - _______________
г) образование притяжательных прилагательных
Сумка мамы - ____________ Хвост лисы - ____________ Берлога медведя _____________
д) образование приставочных глаголов
Ходит - ______________________________________________________________________
Бежит - ______________________________________________________________________
е) образование глаголов совершенного вида
Рисовал – _______________ Писал - _______________ Делал - _______________
Состояние связной речи.
Перессказ_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассказ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования: __________________ Логопед:__________________________
Решением МПК от ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Члены комиссии:
Решением МПК от ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Члены комиссии:
Решением МПК от ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Члены комиссии:
Решением МПК от ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Члены комиссии:
Решением МПК от ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Члены комиссии:
Решением МПК от ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Члены комиссии:
Решением МПК от ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Члены комиссии:
Осмотр специалистов:
Дневник логопеда:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта логопедического обследования детей в ГБДОУ №86 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Для определения уровня развития речи ребёнка и постановки логопедического диагноза необходимо проведение логопедического обследования с помощью речевой карты....
Речевая карта для обследования детей с ОНР( 5-6 лет).
Не один год для обследования детей с 5-6 лет с ОНР пользовалась речевой картой Н. В. Нищевой. Она показалась мне несколько громоздкой и неудобной, много времени уходило на её заполнение и анализ...
Речевая карта (логопедическое обследование детей 5-6 лет)
Речевая карта Фамилия, имя ___________________________________________________________________Возраст...
Речевая карта для обследования детей старшего дошкольного возраста
В данной речевой карте представлены пункты для обследования разных сторон речи, чтобы в результате обследования ребенка иметь полную картину о состоянии его речи и дать грамотное заключение....
Речевая карта для обследования детей 4 - 7 лет
За основу взята карта, Серебрякова Н. В. Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного обр...
Речевая карта для обследования детей с задержкой психического развития
Речевая карта разработана на основе "Речевой карты ребенка с общим недоразвитием речи от 4 лет до 7" Н.В. Нищевой...
Речевая карта для обследования детей с задержкой психического развития
Речевая карта разработана на основе "Речевой карты ребенка с общим недоразвитием речи от 4 лет до 7" Н.В. Нищевой...