Речевая карта для обследования детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
В данной речевой карте представлены пункты для обследования разных сторон речи, чтобы в результате обследования ребенка иметь полную картину о состоянии его речи и дать грамотное заключение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_karta.docx | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________
Дата рождения ___________ Дата обследования ______________ Возраст ______________
Анатомическое строение органов периферического отдела артикуляционного аппарата:
Отметить: наличие и характер аномалий в строении:
а) губ: толстые, тонкие, расщелина верхней губы, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ _________________________________________________________________
б) челюстей: прогения, прогнатия ________________________________________________
в) прикуса: открытый передний, открытый боковой _________________________________
г) зубов: мелкие, излишне крупные, отсутствие, сверхкомплектность, вне челюстной дуги и т.д. ________________________________________________________________________
д) языка: излишне толстый, не умещающийся во рту, излишне тонкий, укороченная подъязычная уздечка ___________________________________________________________
е) неба (твёрдого, мягкого): излишне низкое твердое небо, куполообразное, готическое, расщелина, укороченное мягкое небо, отсутствие его, раздвоение маленького язычка и т.д. _____________________________________________________________________________
Речевая моторика. Выполнить следующие движения:
а) для губ:
вытянуть вперед – раздвинуть в улыбке____________________,
оскал – покой_____________________,
губами, сложенными хоботком, подвигать из стороны в сторону_______________________________________;
б) для языка:
показать широкий язык – узкий,____________поднять широкий язык на верхнюю губу – опустить на нижнюю,_______________________________ узким языком попеременно коснуться углов рта__________________, лакательные движения языком,__________________________ пощелкать языком, присасывая его к твердому небу так, чтобы натягивалась подъязычная связка____________;
в) для нижней челюсти:
рот широко открыть – закрыть__________________________________,
осторожно подвигать нижней челюстью вправо-влево______________________________;
д) саливация________________________
Отметить в карте: наличие или отсутствие движения, тонус, активность, объем движений, точность выполнения, длительность удержания органов в заданном положении, темп движения, замену одного движения другим, добавочные и лишние движения (синкинезия
Состояние слуховой функции:
1. Данные о состоянии биологического слуха взять из медицинской карты.______________________________________________________________________
2. Состояние восприятия речи проверить в процессе беседы с ребенком и при выполнении поручений типа: «Возьми куклу, положи», «Подойди к шкафу, возьми мозаику», «Собери пирамидку».___________________________________________________________________
Состояние общей моторики:_______________________________________________
Отметить: некоординированность движений, темп выполнения, общую заторможенность или двигательное беспокойство.
Синкенезии(мимика)_______________________________________________________, наличие навязчивых движений(тело)_________________________________________
Состояние дыхательной и голосовой функций:
Отметить: тип дыхания__________________________________________________ (грудное, диафрагмальное, брюшное, смешанное), объем, продолжительность речевого выдоха:______________________________________________________________________ для детей 5 лет – 2-3 слова, для детей 6-7 лет – 3-5 слов.
Дать характеристику голоса: громкость___________________________________________ (чрезмерно тихий, громкий, нормальный),
наличие или отсутствие носового оттенка,______________________________________монотонности.___________________________________________________________________
Особенности динамической стороны речи:
- Темп: нормальный, ускоренный, замедленный, запинки.
- Ритм: нормальный, аритмия, правильность употребления пауз в потоке речи
- Интонация: употребление основных видов интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной.
Психические процессы
Внимание__________________________________________________________________________________________________________________________________________
(достаточно устойчивое, поверхностное, недостаточно устойчивое, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности)
Мышление
обобщение словом___________________________________________________________________
исключение «4-го лишнего»_________________________________________________________
Память
запоминание предметов (слов) ________________________________________________________
добавление предмета в линейный ряд __________________________________________________
уменьшение предметов в линейном ряду________________________________________________
Знание основных цветов( знает, не знает, соотносит или нет)
Знание геометрических фигур(круг, треугольник, квадрат)
Особенности фонетики
Определить: характер нарушения звуков гласных и согласных: отсутствие, замена на другие звуки, дефектная артикуляция в различных условиях:
а) изолированное произношение;
б) в открытых слогах, закрытых и со стечением согласных;
в) в словах
с | сь | з | зь | ц | ш | ж | ч | щ | р | рь | л | ль | й | м | н | б | д | в | к | кь | г | гь | х | хь | |
и | |||||||||||||||||||||||||
с | |||||||||||||||||||||||||
С |
Фонематический слух
1. Повторение слоговых рядов (рот у логопеда закрыт экраном):
да-та-та _______________ ка-га-га ____________________
ба-па-ба ___________________ ко-го-го _______________________
са-за-са____________________ ша-жа-жа___________________
фу-бу-фу____________________ ра-ла-ла__________________
Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений:
- Анализ:
1. выделение начального гласного в словах (для детей 6 лет): Аня, Оля, утро, Инна_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. дифференциация звуков по противопоставлениям. Покажи на картинках, где рожки – ложки, где коса-коза, трава-дрова, крыса-крыша, бочка-почка.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. определение места звука в слове по отношению к другим звукам.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Например:
«Где находится звук [Р] в слове «рак», в слове «пар»?
- Синтез:
4. cоставление слов из данных логопедом звуков в ненарушенной последовательности. Например:
М, А, К; Д, О, М; Р, У, К, А __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Фонематические представления:
5. придумывание слов на данный звук. Например: [С] – сумка_______________________, [3] – зубы_______________________________,
[Ш] – шапка____________________________,
[Ж] – жук______________________________,
[Р] – рыба______________________________,
[Л] – луна______________________________,
[Ц] – цапля_________________________________;
6. вычленение данного звука. Например: из предложенных логопедом разных картинок отобрать те, в названии которых имеется данный звук __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.Слоговая структура слова_________________________________________________
(слоговая структура слов нарушена незначительно; имеют место грубые нарушения слоговой структуры слов: парафазии — замена звуков и слогов, элизии — пропуски звуков и слогов, итерации и т.д.)
Особенности словарного запаса:
1. Название действия по предъявленному предмету.
щука - плавает, ласточка -.___________________________..,
кузнечик -..___________________________., змея...________________________________
2. Подбор определений к слову.: Море какое? (лист – ._________________.., цветок – .__________________.., дом – .________________________.., лимон – .._____________________________., конфета – .______________________________.
3. Употребление слов с противоположным значением (подготовительная группа): большой – маленький_________; впереди – позади____________________; длинный – короткий;_____________________ входит – выходит_________________; высокий – низкий____________________; вбегает – выбегает_______________________;
далеко – близко______________________; смеется – плачет________________________…
Состояние грамматического строя речи:
- Словоизменение:
а) изменение по падежа: У меня есть кукла. У меня нет ______________... (куклы).
Я люблю играть с _________-____...(куклой). Я купаю ___________________...(куклу).
Я пою песенку .___________________..(кукле);
б) образование форм имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа. Например: дом – дома – домов, окно – окна – окон (дерево –_____________________ …, шар – __________________…, марка – __________________________…, яблоко – __________________…, книга – ____________________________…
стол – …__________________________
в) согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде. тарелка...(красная)________________ – мяч...(красный)__________________ – платье...(красное)___________________
г) согласование числительных «два» и «пять» с существительным: мяч___________________, мак,________________________сумка_________________, яблоко_______________________, ведро______________________, окно______________________.
- Словообразование:
а) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Например: стул – стульчик, кровать – кроватка (картина –____________________ …, ложка –_______________ …, кукла_________________, дом – ___________________
б) образование прилагательных от существительных (подготовительная группа): дерево - деревянный, резина -______________________ стекло -____________________________
в) образование глаголов движения с помощью приставок (подготовительная группа). Например: ходить – выходить, входить, заходить, переходить, обходить, отходить, проходить_________________________________________________________________ (бежать –_____________________________________________________________________________летать – _____________________________________________________________________________
Проводилось ли устранение дефектов произношения, где, сколько, результаты _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Уточненное логопедическое заключение, индивидуальный маршрут коррекции: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста по разделу ФЭМП
Диагностика детей по ФЭМП...
Загадки о городе с картинками презентация для детей старшего дошкольного возраста.
Презентация загадки о городе с картинками для детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения.
Настоящая собственная методическая разработка диагностики детей старшего дошкольного возраста по Правилам дорожного движения представляет собой результат опыта практической работы автора с детьм...
Речевая карта для обследования ребёнка старшего дошкольного возраста
Речевая карта составлена на основе схемы исследования индивидуального речевого и общего развития ребенка с ОНР (с 5 до 7лет), автор Нищева Н.В....
Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I)
Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I)...
Речевая карта для обследования ребенка старшего дошкольного возраста
Здесь представлены все традиционные виды обследования, необходимые для постановки логопедического заключения детям старшего дошкольного возраста....
Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I)
Возможность некоторого разведения формирования умственных и речевых действий создает условия для поэтапного обучения учебным действиям по полноценному овладению правилами смысловой, содержательной и я...