Конспект группового логопедического занятия (подготовительная к школе группа) Тема: Звук и буква Ч
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Афанасьева Ольга Сергеевна

Конспект группового логопедического занятия (подготовительная к школе группа) Тема: Звук и буква Ч 

Цель: познакомить детей со звуком [Ч] и буквой Ч.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепить навык выделять звука [Ч] в слогах, словах, фразах;

  • уточнить артикуляцию и характеристику звука [Ч];

  • упражнять детей в умении определять позицию звука [Ч] в слове;
  • продолжать формировать звуковой анализ слов;
  • познакомить детей с графическим образом буквы Ч.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;
  • развивать зрительное и слуховое внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей; создавать атмосферу дружеского общения.

Оборудование: картинка Черепашка, настольные зеркала по количеству детей, предметные картинки (чашка, ключ, чайник, пчела, грач, бабочка, кабачок, перчатки), буква Ч, фишки для звукового анализа по количеству детей, фасоль, зеленый квадрат, игровое пособие «Улитки».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya._zvuk_i_bukva_ch.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

фронтального логопедического занятия

(подготовительная к школе группа)

тема: Звук и буква Ч

Подготовила учитель-логопед

Афанасьева О. С.

Цель: познакомить детей со звуком [Ч] и буквой Ч.

Коррекционно-образовательные задачи: 

  • закрепить навык выделять звука [Ч] в слогах, словах, фразах;

  • уточнить артикуляцию и характеристику звука [Ч];

  • упражнять детей в умении определять позицию звука [Ч] в слове;
  • продолжать формировать звуковой анализ слов;
  • познакомить детей с графическим образом буквы Ч.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;
  • развивать зрительное и слуховое внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей; создавать атмосферу дружеского общения.

Оборудование: картинка Черепашка, настольные зеркала по количеству детей, предметные картинки (чашка, ключ, чайник, пчела, грач, бабочка, кабачок, перчатки), буква Ч, фишки для звукового анализа по количеству детей, фасоль, зеленый квадрат, игровое пособие «Улитки».

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Ребята, давайте возьмёмся за руки и для создания хорошего настроения улыбнёмся друг другу.  

- Ребята, сегодня к нам на занятия спешит гость. Но он покажется, если мы отгадаем загадку.

Может жить она везде,

И на суше, и в воде.

В панцире со всех сторон,

Не раздавит даже слон.

Вот, вручила Буратино,

Ключик из болотной тины.

Тяжела ее рубаха,

Кто же это… (черепаха).

II. Основная часть занятия.

  1. Сообщение темы занятия.

- Какой звук слышим в начале слова?

- Сегодня мы с вами познакомимся со звуком и буквой [Ч].

(На доску вывешивается картинка черепаха.)

  2. Уточнение артикуляции звука [Ч].

- Ребята, давайте расскажем Черепахе, как правильно произносит звук [Ч]. Посмотрите на себя в зеркала и произнесите звук [Ч].

  • Губы выдвинуты вперёд и округлены.
  • Кончик языка касается нёба.
  • Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам.
  • Спинка языка приподнята.
  • При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.

  3. Характеристика звука [Ч].

- Черепаха принесла нам зеленый квадратик, как вы думаете почему?

Дети характеризуют звук [Ч]: согласный, всегда мягкий, глухой.  

  4. Развитие фонематического слуха и восприятия.

- По пути в гости к нам, Черепаха видела много разных предметов. Я вам их назову, а вы хлопните в ладоши, если услышите в слове звук [Ч].

Чай, чайка, майка, чашка, кашка, песня, печка, точка, ночь, нож, дочь, меч, мел, калач.

  5. Определение места звука в слове.

- У Черепаха привела с собой своих подружек Улиточек. Они собираются в путешествие, но Улиточки проголодались и простят их покормить. Черепаха приготовила для них листики салата и просит вас ей помочь покормить ее подружек. Поможем?

- Первой Улиточке мы будем давать листики с картинками, в названии которых мы слышим звук [Ч] в начале слова, второй – если звук в середине слова, а третей – если звук в конце слова.  

- Молодцы! Теперь подружки могут отправляться в путешествие.

  6. Работа со слоговой структурой слова. Деление слов на слоги.

Дидактическая игра «Поезд».

- А вот и поезд. В поезде поедут еще и другие пассажиры. Кто это, мы узнаем, если отгадаем загадки.

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком

– Она поделится медком. (Пчела)

Всех перелётных птиц черней

Чистит пашню от червей. (Грач)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

- Посчитайте количество слогов в совах и узнайте, кто в каком вагоне поедет. А в каком вагоне поедет Черепаха?

  7. Физкультминутка «Черепашка».

- А теперь немного отдохнём.

Черепашка потянулась,

Всем на свете улыбнулась.

Шеей бодро повертела

И вокруг все оглядела.

Поплыла, размяла лапки,

Вот и кончилась зарядка!

  8. Звуковой анализ и составление звуковой схемы слова ЧАШКА.

Игра «Отгадай слово».

- Перед тем как отправиться в путешествие, Черепаха хочет поиграть с вами. Послушайте первый и последний звук и скажите, какое слово загадала наша гостья.

Слова: ПерчаткИ, КлюЧ, ЧашкА, ЧайниК, КабачоК.

На доске выставляются картинки – подсказки.

-Молодцы, ребята. А теперь покажем Черепахе, как мы умеем составлять звуковую схему слова.

Дети составляют звуковую схему слова чашка.

  9. Пальчиковая гимнастика.

- Прежде чем мы начнем выполнять следующее задание нужно размять наши пальчики. Мы выполним пальчиковую гимнастику.

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики,

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца)

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать.

(руки виз, встряхнуть кистями)

 10. Знакомство с буквой Ч.

- Дети, Черепаха, на прощание подарила нам букву, которой на письме обозначается звук [Ч] – это буква Ч.

а) показ буквы

- Посмотрите, на что похожа эта буква?

Ч похожа на четыре,

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

   

- Сколько элементов у этой буквы? (2 элемента)

    б) прорисовывание в воздухе

    в) выкладывание буквы Ч из фасоли.

Дети выкладывают букву Ч из фасоли.  

III. Итог занятия.

- С каким звуком мы сегодня познакомились на занятии? Какой это звук? На что похожа буква Ч?  Что было самое сложное сегодня? Что вам понравилось на занятии?

- Черепахе тоже очень понравилось с вами заниматься и играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие. Образовательная область: речевое развитие. Подготовительная к школе группа. Тема: Звук и буква К. Зимние виды спорта.

Цель: Совершенствовать фонематический слух.Программное содержание.1.     Образовательные задачи:-познакомить с глухим согласным звуком [к], [к’]  и буквой  «К»;-учить опр...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ. ТЕМА: Звук [Ч’]. Буква Ч. Лексическая тема ПОЧТА.

Конспект открытого занятия в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Звук [э], буквы Э,э.

- учить детей рассуждать, четко выражать свои мысли;- знакомить с буквой Э;- развивать мелкую моторику;- упражнять в проведении звукового анализа слова.Оборудование: карточка с буквой Э (шрифт черный)...

Конспект индивидуального логопедического занятия (подготовительная к школе группа) по теме: Автоматизация звука [р] в предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия (подготовительная к школе группа) и рабочий лист по темеТема: Автоматизация звука [р] в предложениях....

Конспект занятия по «Обучению грамоте» в подготовительной к школе группе Тема: «Звук и буква Ээ»

Конспект занятия по «Обучению грамоте» в подготовительной к школе группеТема: «Звук и буква Ээ»...

Конспект открытого группового занятия в логопедической группе (подготовительная к школе группа) Тема: Звук и буква Ц.

Конспект открытого группового занятия в логопедической группе (подготовительная к школе группа)Тема: Звук и буква Ц.Цель: закрепить правильное произношение звука [ц] и продолжить знакомство с буквой Ц...

Конспект открытого группового занятия в логопедической группе (подготовительная к школе группа) Тема: Звук и буква Ж.

Конспект открытого группового занятия в логопедической группе (подготовительная к школе группа)Тема: Звук и буква Ж.Цель: закрепить навык правильного произношения звука [ж] в речи детей. Задачи:К...