Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Звук [э], буквы Э,э.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
- учить детей рассуждать, четко выражать свои мысли;
- знакомить с буквой Э;
- развивать мелкую моторику;
- упражнять в проведении звукового анализа слова.
Оборудование: карточка с буквой Э (шрифт черный); карточки заготовки с буквой Э (по количеству детей); разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага; карточка-схема слова «Эму», карточки-схемы для детей, конверты с фишками, кукла Эля, картинки с изображением многоэтажных домов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_attestatsiya2023.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Ермаковский детский сад «Теремок»
Джанкойского района Республики Крым
296123 Республика Крым, Джанкойский район, с. Ермаково, ул. Крымская, 24
Телефон +79788473449, E-mail: ermakovsayaskool@mail.ru
Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе
Тема: Звук [э], буквы Э,э.
Программное содержание
- учить детей рассуждать, четко выражать свои мысли;
- знакомить с буквой Э;
- развивать мелкую моторику;
- упражнять в проведении звукового анализа слова.
Оборудование: карточка с буквой Э (шрифт черный); карточки заготовки с буквой Э (по количеству детей); разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага; карточка-схема слова «Эму», карточки-схемы для детей, конверты с фишками, кукла Эля, картинки с изображением многоэтажных домов.
Ход НОД
- Здравствуйте, ребята, сейчас у нас вами занятие обучение грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы)
-Чем отличаются звуки от букв?
(Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем)
-Какими бывают звуки?
(Гласные и согласные)
Какие звуки называются гласными? (Их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды )
Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным)
-Приведите пример гласных звуков. (А О У Ы И)
- Давайте вспомним стихотворение про гласные звуки.
Гласные тянутся
Песенкой звонкой,
Могут заплакать
И закричать.
В темном лесу
Звать и аукать,
Но не умеют
Свистеть и ворчать.
-Какие звуки называют согласными? ( Не поются, есть преграда)
-Приведите пример согласных звуков. (Р, М, Т, В,…)
-Какими бывают согласные звуки? (звонкими и глухими)
- Давайте вспомните стихотворение про согласные звуки.
Все согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь
- Ребята, посмотрите, к нам в гости кое-кто пришел. Это кукла Эля .
- Какой первый звук в ее имени?
- Как расположены губы?
- Давайте попоем звук, потянем, есть ли во рту преграда?
- Какой будет звук [Э]?
- Мы сегодня вместе с Элей отправляемся на экскурсию в Мир слов, и будем искать слова со звуком [Э].
- По дороге мы поиграем.
Игровое упражнение «Подскажи профессию»
Щуки, окуни, судак –
Нам улов принес…(рыбак).
Нет тельняшки без полос,
Кто в тельняшке, тот… (матрос).
С книгой, кто в руке – читатель,
Книги пишет кто – …(писатель).
Победит огонь коварный
Тот, кого зовут…(пожарный).
В поле комбайнов слышится хор,
Хлебный корабль ведет…(комбайнер).
Фонетическая зарядка
- Что говорят, когда рыба срывается с крючка? (Э-эх!)
- Как зовут девочку, у которой есть друзья Тотошка, Страшила, Железный Дровосек и Лев? (Элли).
- Чем могла угостить Элли добрая волшебница Виллина? Название этого пирожного начинается со звука [э]. (Эклер).
- Как называется холодное лакомство, которое любят и дети, и взрослые? (Эскимо).
- Какой звук вы слышите в начале слов: Элли, эклер, эскимо? ([э]).
Зрительная гимнастика
Раз – налево,
Два – направо,
Три – наверх,
Четыре – вниз,
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир. (Дети выполняют упражнения глазами)
Образование сложных слов
Идет Эля дальше и подходит ….
-К чему подходит Эля? (многоэтажныйдом)
- В этом доме много этажей. Значит, это какой дом? (многоэтажный)
-Как назовем дом, если в нем один этаж? Три этажа? Пять этажей
- Какие еще части есть у дома?
- В каком слове слышится звук [Э]: окна или этажи?
Игра «доскажи словечко»
На большие расстояния
Мчится он без опоздания;
Пишется в конце два С –
Называется …(экспресс).
На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это? (эскимо).
Угукало, агакало,
Аукало и плакало,
И рассыпалось смехом,
И называлось …(Эхом).
- Ребята, назовите, пожалуйста, первый звук в словах-отгадках.
- Произнесите звук [э] изолированно, а теперь пропойте; произнесите тихо, затем громко, наблюдайте за своими губами.
Физминутка «Хомка»
- А теперь давайте немножко отдохнем. (Имитируем движения хомячка)
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять –
Хомка хосет сильным стать.
Знакомство с буквой.
- Давайте вместе с Элей познакомимся с буквой, которой мы будем обозначать звук [Э].
- Посмотрите на картинку, звук [э] на письме обозначается буквой Э
Буква Э на С дивиться,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!
- Ребята, рассмотрите внимательно букву и определите, из каких элементов она состоит. Выложите её шерстяной нитью на бархатной бумаге.
- Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву Э в воздухе. ( Я стою спиной к детям, поднимаю вверх правую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву, комментирую свои действия: ставим точку, ведём линию полукругом слева направо, вниз, закругляем, влево, останавливаемся, в середине проводим ровную линию. Дети повторяют за мной.)
Звуковой анализ слова
- Идет Эля дальше и вдруг видит зоопарк.
- Каких животных вы видите в зоопарке? (лев, обезьяны, лиса). Эля захотела перекусить.
Что она выберет эскимо или конфеты? Почему? Разделите слово эскимо на слоги.
- Эле понравился один из обитателей зоопарка. Кто это, вы узнаете, отгадав загадку. Это страус ЭМУ.
- Дети, произнесите слово (Э-МУ) так, чтобы все хорошо услышали первый звук.
- Э-э-эму – первый звук [э]. Когда мы его произносим, ничего не мешает, этот звук можно пропеть, произнести громко или тихо. Это гласный звук, и мы обозначаем его красной фишкой.
(Дети последовательно выделяют второй и третий звуки в словах).
- Эм-м-му – второй звук [м]. Произнести этот звук «мешают» губы. Это согласный звук. Обозначается он синей фишкой.
- Эму-у-у – третий звук [у]. Это гласный звук. На схеме он обозначается красной фишкой.
- Умнички! А теперь прочитайте все слово по схеме, пропевая все гласные звуки.
- А сейчас замените красные фишки в схеме на знакомые буквы Э, У – снова прочитайте слово.
Итог и оценка деятельности детей.
- Прогулка Эли подошла к концу, она прощается с нами.
- Давайте вспомним, какие слова нам встретились со звуком Э.
Рефлексия.
— Ребята, в корзине у Эли лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.
— Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)
— Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями — возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть — задумчивого смайлика, а если совсем трудно — грустного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Коррекционно-образовательная:уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и...
План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе). Тема: «Звук и буква Ш»
План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе).Тема: «Звук и буква Ш»...
Конспект занятия по обучению грамоте подготовительная к школе группа
Конспект занятия по обучению грамотеподготовительная к школе группаЦели.Обучающие: закрепить знания детей по обучению грамоте, совершенствовать умение в звуковом анализе слов, делении слов на сл...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе Тема: «Звук и буква Ш"
Коррекционно-образовательные задачи:- знакомство детей со звуком и буквой Ш;- закрепить правильное произношение звука Ш;- продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов;- учить детей оп...
Занятие по обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной к школе группе. Тема «Звук [р], буква Р»
Закрепление правильного произношения звука [Р], знакомство с буквой Р....
Конспект занятия по обучению грамоте №1 в старшей группе Тема: «Звук [а] и буква А»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [а] и буква А»...
Конспект занятия по «Обучению грамоте» в подготовительной к школе группе Тема: «Звук и буква Ээ»
Конспект занятия по «Обучению грамоте» в подготовительной к школе группеТема: «Звук и буква Ээ»...