Конспект занятия "Моя малая Родина"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Новолодская Наталья Андреевна

Конспект занятия по развитию речи "Моя малая Родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_moya_malaya_rodina.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Моя малая Родина»


             Образовательные задачи. Расширение и уточнение словаря по теме «Моя малая Родина». Формировать представления о родном крае, о посёлке и его достопримечательностях. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка составления предложений. Совершенствование навыка подбора прилагательных к существительному.

Развивающие задачи. Развитие речевого слуха, памяти, общих речевых навыков, координации речи с движением, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мелкой и общей моторики, развитие мыслительной и речевой активности детей.

Воспитательные задачи. Поддерживать интерес к познанию многообразия окружающего мира, воспитывать интерес и любовь к малой родине, воспитывать патриотические и гражданские чувства, бережное отношение и любовь к родному посёлку. 

Оборудование. Пять кругов разного размера и цвета, мольберт, звуковые линейки, синие и красные карточки, обозначающие гласные и согласные звуки, разрезные картинки с изображением поселка, фотографии поселка и его улиц, герб и флаг Ачинского района, небольшой мягкий мячик, красное сердечко, фотографии известных людей Красноярского края.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. [Сообщение темы занятия. Создание эмоционального фона].

Логопед. Давайте встанем в круг. Ребята, я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением.

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Говорю я вам «Привет!»

Улыбнитесь мне в ответ.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

Логопед.  Ребята, посмотрите, у нас получился крепкий круг. Мы с вами, как одна большая и дружная семья. И живем мы все на одной планете, которая называется…

Дети. Земля.

Логопед. И сегодня мы с вами поговорим о Нашей Родине, о том, где мч с вами живем. Садитесь на стульчики.

Дети садятся на стульчики перед мольбертом.

  1. Малая Родина. [Развитие пространственного мышления, раскрытие понятия «малая Родина»]

Логопед.  На земле живет много людей разных национальностей. В разных странах, городах и поселках. Вот посмотрите. Это синий круг – наша Земля и я помещу его в центр мольберта. Это наша планета – Земля.   Как называется страна, в которой мы живем?

Дети. Россия

Логопед.  Правильно, возьмите зеленый круг и поместите его в центре синего круга. Это наша страна Россия. А как называется наш край?

Дети. Красноярский край

Логопед. Верно, возьмите красный круг и поместите его в центре зелёного. Это наш Красноярский край. А в каком районе Красноярского края мы живём?

Дети. В Ачинском районе.

Логопед. Возьмите голубой круг и поместите его в центре красного. Это наш Ачинский район. А в каком поселке мы с вами живём?

Дети. В поселке Горном.

Логопед. Возьмите оранжевый круг и поместите его в центре голубого. Это наш поселок Горный.

Посмотрите, какой маленькой кажется наша малая Родина – посёлок Горный – на огромной планете Земля.

Ребята, а как вы думаете, что такое малая Родина?

Ответы детей

Логопед. Правильно, Родина – значит родная, как мама и папа. Родина – это наш дом, наша земля, наша страна, наш край. А наша малая Родина – это наш посёлок, в котором мы родились, живем вместе со своими родными, где живут наши друзья. Послушайте, я вам прочитаю красивое стихотворение о Родине.

  1. Стихотворение «Родина» [Заучивание стихотворения с движениями, развитие мелкой моторики, координации речи с движениями].

Логопед сначала читает стихотворение, затем вместе с детьми выполняет движения и проговаривает стихотворение.

Там, где сладко пахнет смородиной,       (хлопок, удар по коленям, хлопок, удар по коленям)

Там, где дом и родная семья –                 (хлопок, удар по груди, хлопок, удар по груди)

Это все называется Родиной!        (поднять руки вверх и плавно опустить их вниз через стороны)

Это милая сердцу земля.                   (показать руками сердечко)

Даже солнце здесь светит ярче            (хлопок, удар по коленям, хлопок, удар по коленям)

И ромашки красивей цветут.              (хлопок, удар по груди, хлопок, удар по груди)

И горжусь я землею своею.          (поднять руки вверх и плавно опустить их вниз через стороны)

Здесь хорошие люди живут.          (показать руками сердечко)

Логопед. Ребята, а что сказал поэт и Родине?

Дети. Родина, это там, где дом, где родная земля. Там солнце светит ярче и люди хорошие живут.

  1. Символы Ачинского района. [Развитие общеречевых  навыков, стимуляция речевой и мыслительной деятельности].

Логопед. Какие красивые строки о Родине в этом стихотворении правда, ребята. У каждого государства есть свои главные отличия, свои символы. Какие?

Дети. Это флаг, герб, гимн.  Наш посёлок Горный находится на территории Ачинского района.  И у Ачинского района тоже есть свои символы – герб и флаг. Посмотрите на них. Какие цвета преобладают на флаге и гербе?

Дети. Зеленый и желтый.

Логопед. Как вы думаете, что они обозначают?

Ответы детей.

Логопед. Золото символизирует богатство, справедливость, уважение, великодушие. Зеленый цвет поля герба дополняет символику природы района и означает достаток, процветание, стабильность, а также символизирует здоровье и надежду. А что ещё изображено на гербе?

Восстающий бык из золотой перевязи как символ плодородия, роста, обновления аллегорически показывает развитие Ачинского района как сельскохозяйственного, основными отраслями которого являются животноводство и растениеводство.

        Логопед. А теперь давайте сядем за стол и составим схему слова ФЛАГ.

Дети садятся за столы

  1. Работа со звуковыми дорожками. [Совершенствование навыков звукобуквенного анализа]

Звуковой анализ слова флаг

  1. Упражнение «Раздели на слоги» [Совершенствование навыка слогового анализа]

Логопед. Ну а мы отправляемся на экскурсию по нашему поселку. Какие улицы есть в нашем поселке? (Садовая, Юбилейная, Молодежная, Солнечная, Центральная, Зеленая, Новая, Северная, улица Весны).

Логопед. А на какой улице находится наш детский сад?

Дети. На улице Зеленая.

Логопед. А сколько слогов в слове Зеленая?

Дети. 4 слога.

Логопед. А на какой улице живет каждый из вас? Называйте улицу и скажите, сколько слогов в названии улицы, на которой вы живете.

Дети говорят названия улиц, на которых они живут и делят слово на слоги.

Логопед. Молодцы. Вы справились с заданием. Это было трудное задание. И названия улиц были каким словами длинными или короткими?

Дети. Длинными.

  1. Составление предложений по картинкам. [Совершенствование навыка составления предложений]

Логопед. Посмотрите на фотографии. Кто догадался, что на них изображено?

(карточки с изображением улицы поселка, библиотеки, клуба, детского сада, школы)

Ответы детей.

        Логопед. Давайте составим предложения по этим картинкам.

Дети составляют предложения

  1. Упражнение «Мы шагаем» [Координация речи с движением.]

По родному краю

Дружно мы шагаем. (Марш на месте.)

Справа от нас – зеленый луг. (Поворот.)

Слева находится лес. (Поворот.)

В таком лесу полно чудес. (Поднять руки вверх и опустить их вниз через стороны)

Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки.)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух! (Махи руками.)

  1. Словесная игра с мячом «Наш поселок, какой?» [Совершенствование навыка подбора прилагательных к существительному.]

Логопед.  Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, какой наш поселок? Я вам задаю вопрос: наш поселок, какой? (красивый, чистый, зеленый, современный, любимый, удивительный, цветущий, великолепный, гостеприимный, многонациональный, прекрасный, замечательный).

  1. Игра «Собери картинку» [Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса]

Деи собирают разрезные картинки из фотографий поселка Горного

  1.     Игра с сердечком. [Совершенствование навыков составления предложений]

Логопед. А это сердечко поможет вам рассказать, за что вы любите свой поселок. Я начну, а вы продолжите «Я люблю свой поселок за то, что в нем живут родные мне люди…»

Дети.  Мы любим свой поселок за красоту, чистоту, а чтобы он оставался таким, мы будем бережно, с любовью к нему относится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект нод "Малая Родина моя"

цель данного занятия уточнить и расширить знания о Родине; формировать представление о малой Родине....

конспект НОД "Малая родина"

увлекательное занятие-путешествие, которое способствует формированию  духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, посёлку....

Конспект занятия "Малая Родина"

Занятие по НРК. Ознакомление с достопримечательностями села Алексеевское.В организации занятия принимали участие родители. Они с детьми посетили достопримечательности,  сделали фотографии и соста...

Конспект " Моя малая родина"

Уточнить и закрепить знания детей о родном городе – Санкт-Петербурге , об основных достопримечательностях родного города, учить узнавать их на фотографиях.Формировать любовь и интерес к малой Ро...

Конспект НОД "Малая Родина"

На занятии раскрываются такие понятия как "Большая" и "Малая" Родина. Используя ИКТ, воспитатель знакомит с улицей на которой находится детский сад....

Конспект "Моя малая Родина"

Если скажут слово «Родина»Сразу в памяти встает:Старый дом, в саду смородинаТолстый тополь у ворот.У реки березка скромнаяИ ромашковый букетИли степь от маков краснаяЗолотая целинаРодина б...

Конспект "Моя малая Родина - Оренбург"

материал предназначен для воспитателй ДОУ...