«Кинезиологические игровые приемы в процессе коррекционно-логопедической работе»
статья по логопедии
Для преодоления у детей нарушений, а так же предупреждения развития патологических состояний необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 32.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кинезиологические игровые приемы в процессе коррекционно-логопедической работе»
Рука является вышедшим
наружу головным мозгом.
И.Кант
В последние годы увеличилось количество детей с нарушениями речи, которые накладывают отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, способствуют незрелости психических процессов, снижению работоспособности, отставанию в развитии двигательной сферы, общей соматической ослабленности и, как следствие – возникают трудности в процессе усвоения учебных программ и адаптации. Отсюда следует, что для преодоления имеющихся у детей нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция, которая включает в себя и развитие межполушарного взаимодействия.
Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимать информацию на слух или глазами, т.е в последнее время отмечается увеличение количества детей с фонетико-фонематическими нарушениями в речи, а также с общим недоразвитием речи.
Для преодоления у таких детей нарушений, а так же предупреждения развития патологических состояний необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Н.С.Лейтеса, П.Н.Анохина, И.М.Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны даёт возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребёнка через тренировку тонких движений пальцев рук. И. П. Павлов писал: «развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обеих полушариях даёт человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением».
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:
• Кинезиологическая гимнастика проводится утром, длительностью 5-15 мин.
• Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке;
• Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков;
• От детей требуется точное выполнение движений и приемов;
Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели на каждый комплекс.
Кинезиологические приёмы, которые мы использовали в логопедической практике:
• артикуляционные упражнения;
• дыхательные упражнения;
• упражнения на звукоразличение (восприятие и дифференциация звуков);
• сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов);
• упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.
Система деятельности по кинезиотерапии ориентирована на дидактические принципы воспитания и развития.
Содержание коррекционно-развивающих кинезиологических занятий.
Направление работы | Перечень игр, игровых упражнений, заданий. |
1 Имитация движений | - Вращение пальцами карандаша; - Закручивание болтика, винтика, волчка; - Кормление рыбок, цыплят…; - Тест – «Кулак-ребро-ладонь» (ритм ладонями); - Поочередное отстукивание каждым пальцем в заданном темпе по поверхности стола; - Отстреливать каждым пальцем теннисный шар; - Тренировка захвата мяча разного диаметра; - Тренировка каждого пальца: сгибание и разгибание в кулак; - Пальчики здороваются (каждый пальчик с большим). |
2 Работа с пуговицами, бусами, мозаика, пазлы. | - Разбор пуговиц по величине, цвету, форме; - Нанизывание пуговиц на проволоку, леску; - Нанизывание шариков, бус, счетных косточек на шнурок. (бусы, часы, браслет); - Застегивание и расстегивание пуговиц; - Выкладывание рисунка из пуговиц; - Пришивание пуговиц; - Работа с пазлами: составить из частей целый рисунок; |
3 Работа со шнурком, лентой, полосками бумаг, ткани. | - Продевание шнурка с правой и левой стороны: следы на дорожке, капельки дождя…; - Завязывание и развязывание шнурков, узлов, банта, обуви..; - Продевание шнура в отверстия, получая контур предмета: грибок, солнце, листок…; - Плетение коврика из бумаги, ткани…; - Изготовление елочных украшений из фантиков, цветных полосок (бусы, цепочки); - Сложная шнуровка (несколько шнурков)-«Солнышко с лучами», «Туча с дождиком»; - «Кто быстрее намотает шнур?»; - Плетение косичек: из ткани, «Манекен»; |
4 Работа с карандашом. | - Рисование свободное и на заданную тему; - Штриховка; - Дорисовывание; - Обводка предметов по контуру; - «Трудные виражи»; - Продолжи узор дальше; - Работа в тетради с клеточкой. |
5 Оригами, геометрические конструкторы. | - Действие с бумагой: складывание, разворачивание, перелистывание, скатывание, разрывание, разглаживание; - Поделки игрушек: «Кошелек», «Лодочка», «Собака, кот»… - Накручивание ленты в диски (посуда); - «Танграм» , «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора».. - Работа со счетными палочками.; |
6 Развитие тонкокоординированных движений рук. | - лепка, рисование, аппликация, раскраска, работа с ножницами, нанизывание бус, конструирование, трафареты и т.д.; - комплекс упражнений для мелкой моторики рук; |
7 Пространственное восприятие и ориентировка в своем теле. | - подними свою «главную» руку, подними другую, назови ее; покажи левую бровь; подними правое колено; - Усложнение: закрой правой рукой левый глаз; дотронься левой рукой правого уха, по хлопку логопеда меняем руки; - Стоя в колонне, назвать стоящего впереди, стоящего сзади. Стоя в шеренге, назвать стоящего слева, справа; |
10. Кукольный театр. | - Обыгрывание потешек, считалок, диалогов с использованием мягких игрушек, сказочных «варежек» , масок; - Настольный театр; - Театр «Би-ба-бо», «Теневой театр»; - Драматизация сказок, сценок, веселых стихов; - Постановка кукольных спектаклей, сочинение историй, сказок; - Терапия детских неврозов, разрешение конфликтов; - В домашней обстановке. |
11. Логоритмика | - Стишки с движением рук по всем лексическим темам. |
12. Психогимнастика | - Игры на развитие внимания, памяти,мышления |
13. Изотерапия | - В книге А.В.Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (СПб, КАРО, 2007год) описываются нетрадиционные художественно-графические технологии:
|
14. Пескотерапия | Рисуем: - Плоскими фигурами, формочками; - Пальчиком; - Природным материалом: камешками, ракушками, травинками…; - Одновременно двумя руками; - На мокром песке; - Детскими грабельками; - Печатание ладонями; - Дорисовывание изображения. Игры: - «Песочный дождик», «Волшебные отпечатки», «Необыкновенные следы», «Мы идем в гости к ежику – фигурки зверей», «Забавные ладошки», «Картины на песке», «Дорожки на песке», «Волшебные дюны», «Песочная река». |
15. Музыкотерапия | - развитие ритмопластики; |
16. Физкультурные занятия | -физкультурно-оздоровительные упражнения; |
17. Восприятие и узнавание на материале предметов и геометрических фигур | - название контурные, недорисованные, перечеркнутые, наложенные изображения предметов; - найти ошибку в изображении предмета; - распределить предметы по высоте; - геометрическое и цветовое лото; - сложить простые и сложные предметы из геометрических фигур ( цветок, машина…); -найти среди многих контуров фигур изображения заданной фигуры. |
18. Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания. | - проследить взглядом за прямой, кривой, ломаной линии; - найти определенное число различий в изображении предметов; - Игра «Счет с помехой» - называть и записывать цифры; -находить и вычеркивать буквы с крупным, мелким шрифтом, фигуры из ряда цифр, букв; - зашумленные картинки; - лабиринты: |
19. Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти. | - работа с образцом: из палочек простые фигуры, рассмотреть 2 секунды, ребенок повторяет изображение; - запомнить цифровой ряд из фигур, повторить, постоянно увеличивая ряд; - рассмотреть изображения разных предметов, запомнить и на другом рисунке найти эти предметы; - игра «Найди отличия»; - запомнить парные картинки и восстановить пары; -игра: «Что изменилось». «Что на стало»; - - копировать фигуры с левым-правым поворотом; - дорисовать недостающие детали фигур; - дорисовать вторую половину картинки; - найти в ряде фигур, похожую на образце и обвести контур не отрывая карандаш от бумаги; -обвести контур по точкам, - заштриховать рисунок по заданному направлению; - провести линию от одного предмета к другому; - точно воспроизвести графический ряд; - рисовать в большой фигуры уменьшая и наоборот; - игра «Самолеты за облаками» - дети рисуют облака; - штриховка по образцу: очень сильно, средний нажим, слабый нажим; |
20. Формирование пространственного восприятия,зрительно-пространственного анализа и синтеза. | - ориентировка в собственном теле; - определение расположения предметов по отношению к самому ребенку, сбоку, между двумя предметами - понимание и правильное употребление предлогов; - ориентировка в пространственном расположении частей предметов, изображений, букв, цифр; - назвать предметы, фигуры, цифры, буквы по порядку, слева направо, сверху-вниз; - расположить предметы по указанной схеме; по стрелкам, - найти предмет, букву, цифру по описанию, |
21. Формирование временных ориентировок и представлений. | - части суток дни недели, и их последовательность; - последовательность времен года; месяцы - понимание наречий временного значения и их использования в речи; |
22. Знакомство с тетрадью | - знать: обложка, лист, страница, поля, линии: справа-налево, сверху-вниз, клетки-квадраты; - ориентировка на странице; -печатание букв, цифр по клеткам - графический диктант, считая по клеткам |
23. Развитие букварного гнозиса. | - выделение первого звука из ряда слов, называние буквы, отличие буквы от звука; - подбор зрительного образа к букве; - стихотворное описание буквы; - анализ размеров и расположения элементов буквы; - конструирование элементов буквы; - знакомство с обьемными вариантами буквы, закрепление образа буквы; - развитие тактильного восприятия буквы; - подбор пары для буквы (другой шрифт); - узнавание недописанных букв, наложенных, непривычно расположенных; - нахождение букв, цифр неправильно написанных; - нахождении е букв, цифр и сочетание букв по заданному образцу. |
24. Автоматизация смешиваемых букв. | - знакомство с траекторией движения рук при написании; - написание букв по образцу, словесной инструкции; - изображение буквы (ф – встать, руки в бока); - слуховые и зрительные диктанты; - нахождение буквы по графическому изображению; - автоматизация изучаемой буквы в слогах; словах; - запись букв и составление из них слов. |
25. Дифференциация смешиваемых букв. | - разобрать чем похожи, чем отличаются, уточнить артикуляцию звука; - записать смешиваемые буквы поэлементно и целостно; - реконструкция буквы в другую; - штриховка букв по образцу, символов («о» - круг); - найти и раскрасить буквы по различным цветам; - дифференция букв в слогах ( составить слоги из букв, выделить различным цветом слоги), словах ( слова с пропущенными буквами, составить словосочетание из букв), предложениях ( найти буквы в предложениях и раскрасить разными цветами, вставить в предложение недописанные буквы) |
26. Графический диктант. | - Игровые упражнения: -«Нарисуй как можно больше звезд» - рисуем краткие отрывистые точки; - «Изобрази осадки весной и летом, зимой» - ограничиваем верхние и нижние границы (тучи и земля); -«Нарисуй лучики солнца, стараясь не отрывать карандаш от бумаги» - плавные, медленные движения сверх вниз, снизу вверх. -«Котята собрались в гости к мышке» - выбрать определенный ход; -«Обведи карандашом бабочку, жука…» - ребенок выбирает определенный цвет ( формирование понятия «насекомые») -«Помоги бабушке связать свитер, носки..» - штриховка различными способами (тема «Одежда») -«Помоги котенку размотать и смотать клубки» - обвести клубочки по пунктирам; -«Найди картинку» - рисунки наложены друг на друга;… |
27. ИКТ | -компьютерные игры по автоматизации поставленных звуков. |
Таким образом, кинезиотерапия имеет коррекционно-развивающее, образовательное и воспитательное значение для детей с ТНР. Их можно рассматривать как эффективное средство
- для снижения тревожности,
- повышения мотивации, самооценки,
- улучшение коммуникативных навыков,
- развития когнитивных функций
- развитие устной речи.
Реализация предложенных направлений коррекционно-логопедической работы в ходе обучения детей с ОНР позволит успешно подготовить детей к обучению в школе.
Литература:
- Голомазов С.В. Кинезиология точностных действий человека. М: СпортАкадемПресс, 2003.
- Леонова Е., Гетенькина Е. Поможем себе! Пальчиковая гимнастика.// Дошкольное воспитание №3, 2004.
- Основы физиологии человека: учеб.для ВУЗов/под ред. Б.И.Ткаченко.– Т.1. – СПб.: Международный фонд истории науки, 1994.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002.
- Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координация движений рук. - М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые нетрадиционные приемы и методы коррекционной логопедической работы
Консультация для воспитателей ....
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (организационное) в логопедической группе. «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи». (старшая,подготовительная группа)
Данный материал поможет начинающим учителям-логопедам провести первое (организационное) собрание в логопедической группе в начале учебного года....
Кинезиологические игровые приемы в процессе подготовки к школе детей с ОНР.
В процессе индивидуальной логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи игровые приёмы по развитию артикуляционной и пальчиковой моторики складываются в определённую систему уп...
Использование игровых приемов в процессе работы по формированию лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР
В работе представлен практический материал по использованию игровых приемов в процессе обогащения словарного запаса, словообразования и словоизменения у дошкольников с ОНР....
«Использование игровых приемов в процессе формирования эмоциональной лексики у детей с ОНР» (как результат работы по проекту «Мир эмоций»)
ФГОС ДО п. 2.6 « Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости.»ЦЕЛЬ: формирование эмоциональной лексики у д...
Нетрадиционные приемы и методы коррекционной логопедической работы.
Нетрадиционные приемы и методы коррекционной логопедической работы. Составила Фадеева Я.А Для успешной коррекционной логопедической раб...
Мастер-класс «Кинезиологические игровые приемы в процессе подготовки к школе детей с общим недоразвитием речи»
laquo;Мозг хорошо устроенный стоит больше,чем мозг хорошо наполненный» М.Монтень....