Мастер-класс «Кинезиологические игровые приемы в процессе подготовки к школе детей с общим недоразвитием речи»
материал по логопедии (подготовительная группа)
«Мозг хорошо устроенный стоит больше,
чем мозг хорошо наполненный» М.Монтень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10.11_master_klass.docx | 29.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 4 «Теремок» города Новопавловска
Мастер-класс
Тема: «Кинезиологические игровые приемы
в процессе подготовки к школе детей
с общим недоразвитием речи»
Подготовила и провела: 10.11 2022 год учитель-логопед Матвеева С.В.
Новопавловск.
«Мозг хорошо устроенный стоит больше,
чем мозг хорошо наполненный» М.Монтень.
Ход мастер – класса
Прежде, чем начать свой мастер – класс, я предлагаю Вам, уважаемые коллеги, зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы с Вами отправимся на природу. Сядьте, пожалуйста удобно и закройте глаза.
Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льется по лбу, затем по лицу, по шее…Белый свет течет по вашим плечам…, помогает им стать мягкими и расслабленными… А нежный свет течет дальше по груди.., по животу…Пусть свет гладит ваши руки, пальцы. Свет течет и по ногам и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы все сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.
Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с Вами на протяжении всего мастер – класса.
Мы начнем мастер – класс по теме:
«Кинезиологические игровые приемы в процессе подготовки детей к школе с ОНР»
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.
Цели кинезиологических упражнений: синхронизация работы полушарий, развитие мелкой моторики, развитие способностей, развитие памяти, внимания, речи, развитие мышления, устранение дислексии, дисграфии.
Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Учеными и практиками было замечено, что речевые способности ребенка зависят не только от артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
В детском возрасте существует тесная связь между телом и психикой. Любое нарушение развития в детском возрасте затрагивает также и двигательную сферу. Поэтому сформированность общей, артикуляционной и пальчиковой моторики, с одной стороны, является важнейшим показателем состояния ребёнка. С другой, именно через движение мы можем оптимизировать процесс подготовки к школе детей с ОНР.
К кинезиологическим приёмам относятся дыхательные, глазодвигательные, телесные упражнения, упражнения, для развития мелкой моторики рук, релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы.
Кинезиологические приёмы в логопедической практике это:
- Артикуляционные упражнения (для языка и мышц челюсти)
- Упражнения, направленные на развитие пальчиковой моторики
- Упражнения на развитие общей двигательной активности
- Звукоразличение (восприятие и дифференциация шумов).
- Межполушарное взаимодействие: упражнения для развития скоординированных движений правой и левой рук, языка, глаз (перекрёстные движения-реципрокные)
- Дыхательные упражнения.
- Пространственные представления: упражнения, направленные на отработку понятий справа; слева; правее, чем; левее, чем; вверху; внизу и т.д.
- Упражнения, развивающие произвольную регуляцию психической деятельности.
Цитата из книги Архиповой Елены Филипповны “Стёртая дизартрия у детей” [1]:
“В лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка в электрофизиологическом исследовании было обнаружено, что, когда, ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Оказалось, что если ребёнок производит ритмические движения (сгибание и разгибание) пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний именно в лобной и височной зонах. Движения пальцев левой руки вызвало такую же активацию в правом полушарии.” [с. 56]
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Эффект кинезиологических упражнений усиливается, если выполнять артикуляционную гимнастику под счёт, под музыку, с хлопками, с движениями рук (попеременно каждой рукой и двумя руками вместе), с движением глаз.
Кинезиологическая тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что особенно важно с нейропсихологической точки зрения, является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Развитие мелкой моторики оказывает благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизации познавательной и речемыслительной деятельности.
Остановимся подробнее на кинезиологических упражнениях.
– упражнение “Колечки” (произнесение изолированного звука, слова, словосочетания) ;
Произнесение чистоговорок (по теме “Звуки Л – ЛЬ”):
Лейся, дождик, лейся, | Последовательное ритмичное выполнение движения “колечки” с каждым пальчиком (большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец) |
Обозначение гласного звука.
Звук поётся, значит – гласный. | Последовательное соединение большого пальца с указательным, средним, безымянным и мизинцем в “Колечки” |
– движение “Фонарики” (дифференциация парных твёрдых и мягких согласных),
ЛА ЛЯ | ЛО ЛЁ | ЛУ ЛЮ | ЛЭ ЛЕ | ЛЫ ЛИ | Руки вверх; пальчики обеих рук одновременно сжимаются в кулачки, затем разжимаются Руки вниз; пальчики обеих рук одновременно сжимаются в кулачки, затем разжимаются |
“Карандаши”или «Подъёмный кран» Логопед раскладывает на столе для каждого ребёнка по 10 – 15 карандашей и предлагает без помощи левой руки собрать их правой в кулак по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение повторить левой рукой. Ребёнок поднимает карандаши на “строительную площадку”, при этом мы активно автоматизируем трудный звук в звукосочетании “ТР”.
Изюминка работы в последовательном соединении приёмов коррекционного воздействия на артикуляционную и пальчиковую моторику в один игровой приём.
Итак, логопедическая практика, базируясь на современных нейропсихологических знаниях, включает в себя разнообразные кинезиологические упражнения. Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение.
«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.
Для того чтобы добиться успехов в кореционно-образовательном процессе нужно использовать интересные технологии в работе с детьми.
«Цветные шарики»-правую руку ставим на красный шарик левую на зеленый.
Для того что бы добится хороших результатов в корекционно-образовательном процессе применяю тренажеры нового поколения. Нейроскакалка — это отличный тренажер для детей.
Хочу поделится с вами опытом, нейроскакалка – это настоящий кардиотренажер, благодаря которому мышцы быстро разогреваются, укрепляется сердце, тренирует мозжечок, межполушарное взаимодействие, а также развивается координация, ловкость, концентрация, выносливость и внимание.
Если классическая скакалка знакома и взрослым, и детям, то современная скакалка (нейроскакалка) – это новое поколение скакалок. Она представляет собой ось со светящимся колесом на конце и кольцом, которое нужно крутить на ноге, перепрыгивая через ось.
Чем же отличается нейроскакалка от традиционной скакалки?
Нейроскакалка крепится на одну из ног, а традиционную держим в руках;
- Когда прыгаешь на нейроскакалке, руки отдыхают;
- Нейроскакалка имеет кольцо с разноцветными лампочками, которые светятся при движении.
- Способ применения:
- 1. Расстегните замочек на кольце, наденьте на щиколотку и закройте замочек.
- 2. Теперь начинайте раскручивать тренажер так, чтобы ролик (колесико) вращалось вокруг ноги, на которую надет. Другой ногой нужно перепрыгивать через ось со светящимся роликом. Сначала в спокойном темпе, постепенно можно увеличить скорость
Почему она так называется? Я поняла только, когда наши воспитанники попрыгали на ней, я поняли, что она развивает не только физическую активность, тренируя мышцы ног, дыхание и работу сердца, но и высшие психические функции. При прыжках ноги выполняют различные движения (одна прыгает, другая делает вращательные движения). Это позволяет задействовать мозговые межполушарные связи. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов.
Я решили не останавливаться на прямом назначении этой скакалки. Мне пришла идея использовать ее в речевом развитии детей.
Я использую этот нейростимулятор добавляю кинизиологические упражнения.
С этой целью я стала использовать комплекс игровых упражнений на развитие таких речевых навыков, как:
- развитие мелкой моторики,
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование воздушной струи;
- формирование правильного звукопроизношения;
- формирование лексико-грамматических средств языка.
И сейчас я вам продемонстрируем несколько упражнений с нейро-скакалкой, а вы мне в этом поможете. Приглашаем 2 желающих поучаствовать в моем мастер-классе.
Практическая часть:
Упражнение 1. «Веселые колесики» (катание колеса, держась за ручку, с проговариванием речевого материала на автоматизацию нарушенного звука)
Упражнение 2. «Заводное колесо» (правильное проговаривание речевого материала с увеличением темпа, добиваясь загорания колеса).
Упражнение 3. «Послушный ветерок» (формирование правильной целенаправленной воздушной струи с использованием нейроскакалки)
Упражнение 4. «Озорной язычок» (формирование артикуляционной моторики с использованием нейроскакалки)
Упражнение 5. «Самомассаж» с использованием нейроскакалки
Мы скакалку в руки взяли
И тихонечко нажали,
И свернулось в ней колечко
От конечка до конечка.
Покрутили, покатали,
И ни капли не устали.
И колесики бегут,
Загорятся там и тут.
Упражнение 6. «Прыжки на скакалке» (прыжки на правой – левой ноге; прыжки по часовой и против часовой стрелки)
Упражнение 7. «Назови» (называние времен года, дней недели, месяцев с использованием нейроскакалки на каждый круг прыжка)
Почему мы с детьми полюбили эту скакалку? Потому что:
- она многофункциональная,
- необычная,
- не похожа на обычную скакалку,
- привлекает внимание и интерес не только детей, но и взрослых,
-прыгать на этой скакалке – полезное времяпровождение, дети от нее в восторге, что бы они с ней не делали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщенный опыт работы учителя-логопеда на тему "Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"
Материал из обобщенного опыта работы по теме: Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с ОНР пересказу текста и заучивании стихотворений" можно ...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Подготовка к школе детей с ОНР...
Мастер – класс «Игры для преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи» для родителей старшей логопедической группы
Познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова" , с эффективными способами преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова через игры и упражнения...
Кинезиологические игровые приемы в процессе подготовки к школе детей с ОНР.
В процессе индивидуальной логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи игровые приёмы по развитию артикуляционной и пальчиковой моторики складываются в определённую систему уп...
Применение игровых приемов в коррекционной работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи (из опыта работы)
Применение игровых приемов в коррекционной работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи (из опыта работы) В современном мире компьютерных технологий и гад...
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Представленный опыт отражает результат углубленной работы, направленной на предупреждение школьной дезадаптации детей с общим недоразвитием речи....