«Использование игровых приемов в процессе формирования эмоциональной лексики у детей с ОНР» (как результат работы по проекту «Мир эмоций»)
статья (старшая группа) на тему

КУЗЬМЕНКО ОЛЬГА ИВАНОВНА

ФГОС ДО п. 2.6 « Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости.»

ЦЕЛЬ: формирование эмоциональной лексики у детей                                   

ЗАДАЧИ:                                                           

1. Изучать и уточненять эмоционаьные состояния, доступные возрасту;                    

 2. Развивать  невербальные средства общения: мимика, пантомимика;                   

3. Овладевать интонационной стороной речи;

4. Формировать эмоциональную лексику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование игровых приемов в процессе формирования эмоциональной лексики у детей с ОНР» (как результат работы по проекту «Мир эмоций»)

Автор: Кузьменко Ольга Ивановна -учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №18» г.о. Самара

Актуальность: 

ФГОС ДО п. 2.6 « Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости.»

ЦЕЛЬ: формирование эмоциональной лексики у детей                                    

ЗАДАЧИ:                                                          

1. Изучать и уточненять эмоционаьные состояния, доступные возрасту;                    

 2. Развивать  невербальные средства общения: мимика, пантомимика;                    

3. Овладевать интонационной стороной речи;

4. Формировать эмоциональную лексику.

Принципы:                                    

1.Деятельностный подход, определяющий содержание и построение обучения с учетом ведущей деятельности;            

2.Системности, позволяющей развивать речь как сложную функциональную систему;

3.Развитие чувства языка и языковых закономерностей;                                

4.Коррекции и компенсации;

5.Общедидактические- наглядности, доступности, постепенного перехода от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, индивидуального подхода.

Участники образовательного процесса по формированию эмоциональной лексики: дети, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, родители

  1. Этап.

Задачи:                                                                  

- Уточнить знания детей об эмоциональных состояниях: радости, грусти, злости, испуга, удивления;                                                                   - Научить детей реализовывать эмоции по схематическим изображениям.                        

 - Формировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические, пантомимические средства и графические приемы;

Игры: «Обезьянка», «Художник»

«Что изменилось в моем лице?»

Игры с карточками

2. Этап.  

Задачи:                                                      

- Развивать выразительные связные высказывания и речевую коммуникацию;      

- Формировать умение передавать заданное эмоциональное состояние;                              

 - Развивать способности понимать свои чувства и чувства других людей с помощью игровых и музыкальных приемов

Последовательность развития интонационной выразительности речи:                                      

 - проговаривание звуков;                                            

- проговаривание слогов;                                                          

- проговаривание фраз;                                                            

- заучивание стихотворений;                                            

- инсценирование диалогов с разной интонационной окраской.

Игра «Звуки и эмоции»
Звук «А»

Звук «О»

Игра «Загудел паровоз»

Обыгрывание этюдов: «Доброе животное», «Теремок».

3. Этап.

Задача:                                              

Формировать эмоциональную лексику детей через употребление данной лексики в словосочетаниях, предложениях и связных высказываниях.

Игра «Эмоции»
Грустный - еще грустнее

Радостный – еще радостнее

Игровые приемы по овладению умением использовать синонимы:                                      

1. «Скажи по другому»;                                    2. «Я начну, а ты продолжи»;                          3. «Кто больше придумает слов».

Игровые приемы по овладению умением использовать антонимы:                                  

1. «Скажи наоборот»;                                                  

2. «Доскажи словечко»;                                          

3. «Сравниваем противоположности»;              

4. «Что не так».

Программное обеспечение:

1. Т.Е. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»;                                        2. Крюкова С.В. Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие – М. Генез.2002 – 208с.                                                      

3. Хухлаева О.В. Хухлаев О.Е. Первушина И.М.»Маленькие инры в большое счастье» - программа групповых занятий для детей 3-4 лет и 5-6 лет.                                                            

4. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы».

Используемая литература:

1. Балакирева Т.С. Эмоции и дети-комплексные занятия педагога-психолога//Дошкольное воспитание.2005.        

2. Гоулман Дэниел, Эмоциональный интеллект; пер. с англ. А.П. Исаевой.-М.: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009.-478с.              

3. Загвоздкин В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания//Управление ДОУ. 2008.№4.                                                              4. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М., 2003.            

5. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. “Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция”.-М., 2001                                             6. Электронные ресурсы:        http://festival.1september.ru/articles/607697/  http://educoroang.ru/O_centre/projects/sip/razvitie_ehmocionalnogo_intellekta_kak_motivacionn.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по музыкальному воспитанию детей «Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально - ритмическим движениям.»

В консультации представлен теоретический материал о музыкально-ритмических движениях, даны некоторые приемы для разучивания и закрепления ритмического рисунка, а также есть подборка двигательных упраж...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОНР В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ"

В данной презентации представлен практический материал для занятий с детьми с ОНР по развитию графомоторных навыков....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОНР В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ" 2 часть

Продолжение презентации на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОНР В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ"...

Использование игровых приемов в процессе работы по формированию лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР

В работе представлен практический материал по использованию игровых приемов в процессе обогащения словарного запаса, словообразования и словоизменения у дошкольников с ОНР....

Статья "Особенности использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

Значение игры в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников....

Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) в системе педагогического процесса в ДОО.

При работе с детьми с ОНР наиболее важными представляются сведения о регуляторных функциях эмоций, о взаимозависимости когнитивных и эмоциональных процессов, о функциональной асимметрии мозга. Все это...