Кинезиологические игровые приемы в процессе подготовки к школе детей с ОНР.
консультация (старшая, подготовительная группа) по теме
В процессе индивидуальной логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи игровые приёмы по развитию артикуляционной и пальчиковой моторики складываются в определённую систему упражнений. Так называемые кинезиологические приёмы можно с успехом применять и на фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматической и фонематической сторон речи:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kineziologicheskie_priemy_v_logopedicheskoy_praktike.docx | 98.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Кинезиологические игровые приемы в процессе подготовки к школе детей с ОНР.
Название “кинезиология” происходит от греческого слова “кинезис” (kinesis), что означает “движение”. Греческое же происхождение имеет и слово “логос” (logos), которое обычно переводят как “наука”. Таким образом, кинезиология — научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.
Основные функции полушарий мозга: правого полушария: регуляция, восприятие и воспроизведение интонационно- мелодической стороны речи; глобальное восприятие замысла текстов, картин, бытовой ситуации, глобальное понимания жестов и мимики; глобальное восприятие и воспроизведение звукового абриса слова, что позволяет понимать ситуативную речь, оперировать интонациями, понимать юмористический смысл, сохранить способность к глобальному чтению отдельных слов. Основные функции левого полушария: фонематическое восприятие, анализ, синтез, звукопроизношение, контроль и регуляция речевой деятельности, чтение и письмо, память на факты, имена, даты, аналитическое мышление, распознание математических символов и операций, обработка информации.
Цели кинезиологических упражнений: развитие межполушарной специализации, развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий, развитие мелкой моторики, развитие способностей, развитие памяти, внимания, речи, развитие мышления, устранение дислексии, дисграфии. развитие межполушарной специализации, развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий, развитие мелкой моторики, развитие способностей, развитие памяти, внимания, речи, развитие мышления, устранение дислексии, дисграфии.
Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Учеными и практиками было замечено, что речевые способности ребенка зависят не только от артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
В детском возрасте существует тесная связь между телом и психикой. Любое нарушение развития в детском возрасте затрагивает также и двигательную сферу. Поэтому сформированность общей, артикуляционной и пальчиковой моторики, с одной стороны, является важнейшим показателем состояния ребёнка. С другой, именно через движение мы можем оптимизировать процесс подготовки к школе детей с ОНР.
К кинезиологическим приёмам относятся дыхательные, глазодвигательные, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения, для развития мелкой моторики рук, релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы.
Кинезиологические приёмы в логопедической практике это:
- Артикуляционные упражнения(для языка и мышц челюсти)
- Упражнения, направленные на развитие пальчиковой моторики
- Упражнения на развитие общей двигательной активности
- Звукоразличение (восприятие и дифференциация шумов).
- Межполушарное взаимодействие: упражнения для развития скоординированных движений правой и левой рук, языка, глаз (перекрёстные движения-реципрокные)
- Дыхательные упражнения.
- Пространственные представления: упражнения, направленные на отработку понятий справа; слева; правее, чем; левее, чем; вверху; внизу и т.д.
- Упражнения, развивающие произвольную регуляцию психической деятельности.
Цитата из книги Архиповой Елены Филипповны “Стёртая дизартрия у детей” [1]:
“В лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка в электрофизиологическом исследовании было обнаружено, что, когда, ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Оказалось, что если ребёнок производит ритмические движения (сгибание и разгибание) пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний именно в лобной и височной зонах. Движения пальцев левой руки вызвало такую же активацию в правом полушарии.” [с. 56]
В процессе индивидуальной логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи игровые приёмы по развитию артикуляционной и пальчиковой моторики складываются в определённую систему упражнений. Так называемые кинезиологические приёмы можно с успехом применять и на фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматической и фонематической сторон речи:
– упражнение “Колечки” (произнесение изолированного звука, слова, словосочетания) ;
Произнесение чистоговорок (по теме “Звуки Л – ЛЬ”):
Лейся, дождик, лейся, | Последовательное ритмичное выполнение движения “колечки” с каждым пальчиком (большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец) |
Обозначение гласного звука.
Звук поётся, значит – гласный. | Последовательное соединение большого пальца с указательным, средним, безымянным и мизинцем в “Колечки” |
– движение “Фонарики” (дифференциация парных твёрдых и мягких согласных),
ЛА ЛЯ | ЛО ЛЁ | ЛУ ЛЮ | ЛЭ ЛЕ | ЛЫ ЛИ | Руки вверх; пальчики обеих рук одновременно сжимаются в кулачки, затем разжимаются Руки вниз; пальчики обеих рук одновременно сжимаются в кулачки, затем разжимаются |
– “Флажки” (…сколько в слове гласных звуков , столько и слогов);
– имитация постукивания и поглаживания (при дифференциации твёрдых и мягких согласных);
Обозначение твёрдого согласного звука.
Произносим звук согласный | Ладошки обеих рук сжаты в кулачки. “Твёрдый” кулачок одной руки стучит сверху вниз по кулачку другой. Ритмичное чередование рук. |
Обозначение мягкого согласного звука.
Произносим мягко мы | Ладошки обеих рук расслаблены. “Мягкая” ладошка одной руки поглаживает ладошку другой руки. Ритмичное чередование рук. |
– звонкий хлопок в ладоши и глухой хлопок: руки перекрестно к плечам (дифференциация звонких и глухих согласных);
– перекидывание среднего массажного мяча (…мяч лови и мяч бросай, и мне слово называй);
– перемещение крупных бусин по цветным “дорожкам” (“бусоград”);
– выкладывание цветных фишек вокруг заданного контура;
– игра с карандашами “Подъёмный кран” (набираем карандаши кистью одной руки, этой же рукой выкладываем карандаши на стол; смена рук);
– пальчиковый театр: персонажи рассказывают чистоговорку многократно, меняя интонацию в зависимости от выбранной роли;
– индивидуальная тетрадь: последовательное раскрашивание предложенного шаблона на заданный звук, проговаривание стихотворного текста (радуга, рыбка).
Использование наглядного материала (опора на сохранный зрительный анализатор) значительно влияет на усиление заинтересованности детей, а, значит, и продуктивности коррекционных занятий. Так, упражнения артикуляционной гимнастики дети с удовольствием выполняют, глядя на эти забавные картинки. Одновременно идёт работа по развитию навыков связной речи в текстах, сопровождающих каждую картинку – символ того или иного артикуляционного упражнения. Итогом такой работы становится самостоятельное проведение комплекса артикуляционных упражнений ведущим (ребёнок выбирается по считалочке из числа присутствующих на занятии).
Эффект кинезиологических упражнений усиливается, если выполнять артикуляционную гимнастику под счёт, под музыку, с хлопками, с движениями рук (попеременно каждой рукой и двумя руками вместе), с движением глаз.
“Кошечка” Кошечка проснулась, | “Дятел” Я по дереву стучу: “Д-д!” Хоть и скрылся под корой:“Д-д!” |
“Улыбка” <Рисунок3> Вот понравится лягушкам – |
<Рисунок4> Подражаю я слону – |
“Лопатка” <Рисунок5> Много снега во дворе | “Чашечка” <Рисунок6> В чашку чаю наливаю |
“Качели” <Рисунок 7> На качелях я качаюсь: | “Часики” <Рисунок 8> Тик – так, тик – так, |
“Грибок” Ножку и шляпку | “Гармошка” На гармошке я играю, |
Кинезиологическая тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что особенно важно с нейропсихологической точки зрения, является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Развитие мелкой моторики оказывает благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизации познавательной и речемыслительной деятельности.
Остановимся подробнее на кинезиологических упражнениях.
Кинезиологические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.
В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.
Что включает в себя развитие моторики пальцев рук “от простого к сложному”? Это:
– упражнения для пальчиков без предметов: одной рукой (ведущей), второй рукой;
– выполнение упражнения одновременно двумя руками;
– специальные навыки (лепим из пластилина, выстригаем из бумаги, клеим, перебираем фасоль, играем со шнуровками, с крупой и т.д.)
– упражнения для пальчиков с предметами (цветные фишки, бусоград, карандаши);
– пальчиковый театр;
– моторно-графические навыки работы в тетради (штриховки, игры с контурами и шаблонами, рисование по клеточкам, печатание).
“Карандаши”или «Подъёмный кран» Логопед раскладывает на столе для каждого ребёнка по 10 – 15 карандашей и предлагает без помощи левой руки собрать их правой в кулак по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение повторить левой рукой. Ребёнок поднимает карандаши на “строительную площадку”, при этом мы активно автоматизируем трудный звук в звукосочетании “ТР”.
Изюминка работы в последовательном соединении приёмов коррекционного воздействия на артикуляционную и пальчиковую моторику в один игровой приём.
Итак, логопедическая практика, базируясь на современных нейропсихологических знаниях, включает в себя разнообразные кинезиологические упражнения. Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение.
«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
«Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.
"Кулак - ребро – ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»
Подготовила : Лихникевич М.Б., учитель-логопед
Литература:
- Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. М., 2008.
- 2.Крупенчук О.И. Тренируем пальчики-развиваем речь. Санкт-петербург:»Литера», 2015.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. Р-на-Д., 2003.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. М., 2010.
- Цветкова Л.С., Семенович А.В. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация по музыкальному воспитанию детей «Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально - ритмическим движениям.»
В консультации представлен теоретический материал о музыкально-ритмических движениях, даны некоторые приемы для разучивания и закрепления ритмического рисунка, а также есть подборка двигательных упраж...
Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук (игровой самомассаж) в процессе подготовки детей к школе»
laquo;Развитие мелкой моторики рук (игровой самомассаж) в процессе подготовки детей к школе»...
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Представленный опыт отражает результат углубленной работы, направленной на предупреждение школьной дезадаптации детей с общим недоразвитием речи....
Мастер-класс "Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе"
Мастер-класс расчитан на воспитателей и предназначен для помощи в подготовке детей к школе....
Мастер-класс «Кинезиологические игровые приемы в процессе подготовки к школе детей с общим недоразвитием речи»
laquo;Мозг хорошо устроенный стоит больше,чем мозг хорошо наполненный» М.Монтень....
«Формирование регулятивных УУД старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений в процессе подготовки к школе»
Выступление напедагогическом совете:«Формированиерегулятивных УУДстаршего дошкольноговозраста посредствомигровых упражнений впроцессе подготовки кшколе»...
«Кинезиологические игровые приемы в процессе коррекционно-логопедической работе»
Для преодоления у детей нарушений, а так же предупреждения развития патологических состояний необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движен...