Некоторые нетрадиционные приемы и методы коррекционной логопедической работы
консультация по логопедии (средняя группа) на тему


Предварительный просмотр:

Некоторые нетрадиционные приемы и методы коррекционной логопедической работы

Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой целью должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи.
Работа с ребенком должна быть динамичной и эмоционально приятной. С этой целью необходимо несколько разнообразить работу с детьми.  Вашему вниманию предлагается ряд нетрадиционных упражнений для развития слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, тонкой и артикуляционной моторики, общей координации движений. Упражнения просты и не требуют специальных навыков. Они могут выполняться как логопедом, так воспитателем и родителями. 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

В дополнение к общепринятым артикуляционным и пальчиковым упражнениям мы предлагаются нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. 

Упражнения с шариком (диаметр шарика 2 - 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел) 
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо - влево. 
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно). 
3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально. 
4. Язык - "Чашечка", цель - поймать шарик в "Чашечку".
5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его. 
6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке. 
7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку. 

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным. 

Упражнения с ложкой
1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой. 
2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз. 
3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть. 
4. Язык - "Лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку. 
5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык. 
6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки. 
7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против. 
8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз. 
9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно). 
10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно. 

Статические артикуляционные упражнения

Упражнения для губ без предмета
Упражнение "Упрямая улыбка". Ребенок растягивает губы в улыбке и удерживает их в таком положении, а взрослый "мешает" ему улыбаться, сжимая губы рукой в "Трубочку", преодолевая сопротивление мышц ребенка. Выполняется 10 - 15 раз. 
Упражнение "Упрямая трубочка". Ребенок вытягивает губы трубочкой и удерживает их в таком положении несколько секунд, затем взрослый рукой пытается, преодолев сопротивление мышц, растянуть губы ребенка в улыбку. Выполняется 10 - 15 раз. 

Упражнения для языка с водой "Не расплескай воду"
Упражнение 1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз. 
Упражнение 2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз. 
Упражнение 3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз. 

Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом
(бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25 - 30 см, ширина - 4 - 5 см) 
Упражнение 1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд. 
Упражнение 2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз. 
Упражнение 3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т. д. Выполняется 10 раз. 
Упражнение 4. В отличие от упражнения 1 бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10 - 15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим - расслабление чередуются 10 - 15 раз. 
Упражнение 5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз. 
Упражнение 6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или "лопатки" (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10 - 15 секунд. Повторяется до 10 раз. 
Упражнение 7. В отличие от упражнения: бинт прижимается "языком-ковшом" ("лопаткой", "блинчиком") не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6. 
Упражнение 8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме "лопатки" ("блинчика"). Далее упражнение выполняется так же, как упражнения 1, 6, 7. 

КОМПЛЕКСНЫЕ РАЗМИНКИ
Компенсация задержек в интеллектуальной, двигательной и эмоциональной сфере - есть процесс трудоемкий, длительный и требующий комплексного подхода различных специалистов как педагогического, так и медицинского блоков. 
Предлагается система, состоящая из дыхательных, артикуляционных и координационных упражнений. 
Данные упражнениям могут быть предложены как в виде самостоятельных занятий, так и могут быть введены в структуру индивидуальных и малогрупповых логопедических, психологических, дефектологических занятий. 
При проведении подобных занятий необходимо учитывать степень нарушений двигательной сферы, объем и точность движений, возраст детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступны движения в большей степени проксимальные, а дистальные движения могут выполняться старшими дошкольниками с достаточным уровнем развития общей координации движений и незначительными нарушениями в двигательной сфере. 
Продолжительность занятий не более 25 минут. Необходимо чередовать динамические упражнения (переключение) со статическими (удержание <20<сек). При выполнении комплексов лежа на животе после каждого упражнения голова опускается на несколько секунд на сложенные на полу ладони. 
Комплексные разминки и дыхательно-голосовая гимнастика могут выполняться логопедом и воспитателем на коррекционном часе, а также дома родителями. Упражнения выполняются с постепенным наращиванием темпа и усложнением. Необходимо отметить, что регулярное выполнение дыхательных упражнений является также профилактикой острых респираторных заболеваний. 

Примерный комплекс упражнений

1. Дыхательное упражнение "Ракета". Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 2- 3 раза. 

2. "Болтушка" - рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). Выполняется 5-7 секунд. 

3. Чередование "Улыбки", "Трубочки", "Рупора", "Окна". 
"Улыбка" - руки в это время разводятся в стороны, пальцы поочередно образуют с большим пальцем колечки. 
"Трубочка" - пальцы обеих рук собираются в щепоти и соприкасаются на уровне груди. Выполняется 3-5 раз. 
"Рупор" - зубы слегка разомкнуты, губы слегка вытянуты и округлены. Ладони в это время перед грудью сложены корабликом. 
"Окно" - рот широко открыт (верхние и нижние зубы видны в "окне"), прямые руки подняты вверх над головой, пальцы с силой разведены. 

4. "Болтушка"

5. "Щелканье" ("Цоканье") языком - прямые руки подняты верх над головой. По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки. Выполняется 5-7 секунд. 

6. "Болтушка"

7. Упражнение "Крокодил". Широко раскрывать и закрывать рот в сопровождении движений рук, имитирующих движения пасти крокодила: рот широко открыт - в младшем возрасте руки согнуты в локтях с плотно соединенными запястьями и разведенными кистями, одна вверх, другая вниз, пальцы при этом напряжены и разведены с силой, в старшем дошкольном возрасте руки вытянуты вперед. При закрывании рта кисти соединить, плотно сжав ладони и сведя вместе пальцы. Движения сопровождаются движениями глаз: пасть крокодила открыта - широко открыть глаза, пасть закрылась - глаза закрыть, голова при этом неподвижна. Выполняется 3-5раз. 

8. "Болтушка"

9. "Качели" - движение языка вверх-вниз. Кисти рук при этом также движутся вверх-вниз. В старшем дошкольном возрасте движения языка и рук сопровождаются синхронными движениями глаз (голова неподвижна). 

10. "Болтушка"

11. "Часики" - в младшем возрасте руки согнуты в локтях перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу (ладошка - "Дощечка"). В старшем дошкольном возрасте руки вытянуты вперед. Движение языка с одновременным движением кистей рук и глаз вправо-влево (голова при этом неподвижна). Выполняется в течение 5-7 секунд. 

12. "Болтушка"

13. Упражнение "Змея". Руки согнуты в локтях, кисти охватывают параллельные плечевые суставы (правая кисть - правое плечо, левая кисть - левое плечо). Рот закрыт, язык лежит свободно. Руки резко выбрасываются вперед, пальцы сжаты в щепоти, а язык , как змеиное жало, также выбрасывается вперед. Затем руки медленно сгибаются и возвращаются на плечи, язык - "жало" также медленно расслабляется и возвращается на место. Упражнение выполняется в старшем дошкольном возрасте 3 -5 раз. 

14. "Болтушка"

15. "Ножницы" - выполняется лежа на животе, ладони прижаты к полу. Выполняется 5-7 раз. 

16. "Накажем непослушный язык" - покусывание кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Руки разведены в стороны, кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей. Выполняется в течение 10 секунд. 



РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ 

Развитие двигательной сферы вообще, и тонкой моторики в частности, является важнейшим условием психического развития ребенка. 
Тонкая моторика - основа развития, своего рода локомотив, всех психических процессов, включая внимание, память, восприятие, мышление и речь. 
С целью нормализации тонуса необходимо каждое занятие начинать с дыхательных и расслабляющих упражнений. 

Чем выше уровень сформированности тонкой моторики, тем легче формируется у ребенка правильное звукопроизношение и усваиваются навыки письма и чтения в школе. Высокий уровень развития тонкой моторики косвенно воздействует на психоэмоциональную стабилизацию ребенка. Работа по коррекции нарушений тонкой моторики должна проводиться систематически, последовательно, кропотливо, но без лишней спешки, шаг за шагом продвигаясь вперед. Отрабатываемые упражнения должны быть, с одной стороны, динамичными и эмоционально приятными, с другой, - строго дозированными, не допускающими перегрузки, переутомления ребенка. 
Предлагаемые тренировочные упражнения просты и доступны, не требуют ни специальной подготовки, ни сложного оборудования и могут использоваться для индивидуальной работы с детьми не только педагогами и психологами, но и родителями, обеспокоенными проблемами и трудностями своего ребенка, заинтересованными в оказании помощи ребенку в преодолении этих трудностей, способными кропотливо и последовательно работать с ним дома. 
Следует помнить, что предлагаемые упражнения не исключают и не заменяют классических общепринятых упражнений для кистей и пальцев рук. Наоборот, они закрепляют, дополняют приобретенные в процессе коррекционной работы навыки в условиях, приближенных (или имитирующих повседневную бытовую и игровую деятельность ребенка). 

1. Упражнение с волчком. Деревянный или пластмассовый волчок раскручивается поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала пальцами ведущей, затем другой руки. 
2. Упражнение с поролоновым мячиком 1(диаметр 3-4 см). Выполняется сначала кистью одной, затем другой руки. Ладонь при этом плотно прижата к столу. Приподнимаются поочередно пальцы от мизинца к большому и надавливают на поролоновый мячик, плотно прижимая его к столу и удерживая прижатым к поверхности стола 5 - 10 секунд. 
3. Упражнение с поролоновым мячиком 2. Мячик поочередно сжимается пальцами правой и левой рук (сначала большими пальцами, затем указательными, средними, безымянными и мизинцами). В каждой позиции мяч удерживается не менее 4 секунд. 
4. Упражнение с двумя поролоновыми мячиками. Выполняется аналогично упражнению 2, но пальцами двух рук одновременно. Очередность от мизинцев к большим пальцам сохраняется. 
5. Упражнение с двумя поролоновыми мячиками. Выполняется так же, как и предыдущее, но без соблюдения очередности пальцев, вразброс, по изменяющейся инструкции взрослого, подаваемой в быстром темпе. 
6. Упражнение со шнурком. Ребенок (дети) выкладывает шнурок по заранее нарисованным взрослым разнообразным линиям на листе бумаги формата А4 (прямым - вертикальным, горизонтальным, наклонным; кривым, ломаным - разомкнутым и замкнутым). 
7. Упражнения с цветными шнурками (или толстыми нитями) и карандашами. Детям предлагается несколько цветных шнурков длиной около 50 см и цветные карандаши соответствующих шнуркам цветов. Дети самостоятельно произвольно рисуют различные линии или геометрические фигуры, подбирают соответствующие по цвету шнурки (нити) и выкладывают их по нарисованным линиям. 
8. Упражнение "Непослушные узелки". На толстой хлопчатобумажной нити надо завязать пальцами одной руки как можно больше узелков (другая рука не помогает!), затем упражнение выполняется так же другой рукой. По окончании работы пересчитать узелки, зажимая каждый двумя пальцами поочередно (большим - указательным, большим - средним, большим - безымянным, большим - мизинцем). 
9. Упражнение "Умелый портной". Используется толстая игла для вышивания с тупым концом и широким ушком (в иглу вдета толстая нить с завязанными одним узелком обоими концами) и квадратный лоскуток неплотной мягкой ткани размером 10 Х 10 см. Один край лоскутка необходимо обшить, держа иглу указательным и большим пальцем, второй - средним и большим, третий - безымянным и большим, четвертый - мизинцем и большим. Задание выполняется сначала ведущей, затем другой рукой. 
10. Упражнение "Игла - художник 1". Для этого упражнения понадобится лист бумаги формата А4, лоскут толстой одноцветной мягкой ткани такого же размера, толстая игла для вышивания с вдетой в ушко толстой ниткой с завязанными одним узлом обоими концами. На листе бумаги взрослый предварительно рисует контуры простых, хорошо знакомых детям предметов (геометрические фигуры, солнышко, мячик, домик, елочка и т.д.). Под лист бумаги с контурными рисунками подкладывается лоскут ткани. Ребенок прокалывает бумагу по контурам предметов, держа иглу сначала большим и указательным пальцем, далее работа выполняется со сменой пальца: большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Расстояние между проколами на бумаге приблизительно 2 -3 мм (по показу взрослого). 
11. Упражнение "Игла - художник 2". Выполняется аналогично упражнению 10, но без предварительного прорисовывания контуров предметов на листе бумаги. Ребенок прокалывает чистый лист бумаги по словесной инструкции ("Нарисуй иголкой квадрат, треугольник, домик, мячик, солнышко и т.д."). После окончания работы ребенок самостоятельно или с помощью взрослого анализирует получившийся результат (после рассматривания на свет). 
12. Графический слуховой диктант с иглой 1. Для выполнения диктанта понадобится чистый лист бумаги в крупную клетку, под который подложен лоскут толстой мягкой ткани, а вместо карандаша используется игла для вышивания (см. упр.9, 10, 11). Проколы выполняются в углах клеток под диктовку, начиная от обозначенной взрослым точки на листе. Так же, как и в упр-х 10,, 11, при работе с иглой сочетание пальцев меняется, но последовательность определяется инструкцией взрослого. В конце диктанта ребенок рассматривает лист бумаги и пытается отгадать получившиеся предметы, затем обводит по проколам на листе контуры и уточняет правильность отгадок. 
13. Графический слуховой диктант 2 выполняется аналогично упражнению 12, но контуры предметов по проколам не прорисовываются. 
14. Упражнение "Строители". В качестве строительного материала для различных построек используются шашки, которые можно заменить крышками от бутылок с "Пепси-Колой", "Кока-Колой", "Мириндой" и т.д. Вначале строительство ведется по образцу, позднее по замыслу ребенка. При складывании постройки ребенок берет каждую шашку указанными взрослым пальцами(большим - указательным, большим - средним, большим - безымянным, большим - мизинцем). Инструкция может быть как простой, так и сложной (2-, 3-ступенчатой). Возможны, даже желательны, соревнования между детьми на самую высокую, самую интересную, самую фантастическую постройку и т.д. 
15. Слуховой диктант "Шагаем ножницами". Для диктанта используется бумага в крупную клетку и ножницы с тупыми концами. Выполняется диктант при строгом контроле взрослого и четком соблюдении правил безопасности при работе с ножницами. Для этого предварительно в течение нескольких дней, а при необходимости недель, следует упражнять ребенка в правильном и безопасном пользовании ножницами до получения устойчивых навыков. При выполнении диктанта обязательно соблюдение 3 условий: 
" Четкое следование инструкции взрослого; 
" Чередование вертикальных и горизонтальных "шагов";
" Размеры "шагов" соответствуют четному количеству клеток (например: 4, 2, 8 и т.д.), После окончания работы рассматривается вырезанная фигура. 
16. Упражнение "Колечко" с деревянной палочкой (длина 4- 5 см, диаметр 1,5 - 2 см) или стандартной пробкой от бутылки (из натурального пробкового дерева). Все пальцы выпрямлены, ладони прижаты к столу. Каждый палец по очереди обхватывает палочку (пробку) колечком. Все остальные пальцы остаются выпрямленными и плотно прижатыми друг к другу. Упражнение выполняется пальцами сначала ведущей, затем другой руки. 
17. Упражнение "Ножницы" с деревянной палочкой или пробкой (см. упр.16). Пробка или палочка зажимается между двумя пальцами ведущей руки сначала у их основания, затем режущими движениями ("Ножницы") палочка (пробка) постепенно перемещается к первым (верхним) фалангам и крепко удерживается. Все остальные пальцы выпрямлены и плотно прижаты друг к другу. Затем работа продолжается со следующей парой, средним и безымянным пальцем, далее безымянным и мизинцем, и аналогично пальцами другой руки. 
18. Упражнение "Веселые прищепки 1". На перекладине или на горизонтально натянутой веревке на расстоянии 10 - 1 5 см друг от друга привязываются шнурки синего, желтого, зеленого и красного цвета (длина шнурков 60 - 70 см). Ребенок должен выбрать прищепку и поймать ею свободный конец шнурка соответствующего цвета (т.е. прицепить прищепку не выше, чем в 10 см от конца шнурка). 
19. Упражнение "Веселые прищепки 2". Выполняется аналогично упр.18 с некоторым усложнением: после того, как ребенок ознакомился с расположением шнурков, ему предлагают выбрать какую-либо прищепку и поймать шнурок соответствующего цвета с завязанными глазами. 
20. Упражнение "Веселые прищепки 3". После усвоения упражнения 19 задание еще более усложняется: ребенку предлагается ловить прищепками подвижные шнурки (взрослый в это время двигает перекладину или дергает горизонтальную веревку, на которой закреплены цветные шнурки). 
21. Упражнение "Послушные пальчики". Обе ладони ребенка плотно прижаты к поверхности стола. 
Вариант А) Поочередно по одному (от мизинца или от большого) пальцы сгибаются, при этом остальные остаются выпрямленными и плотно прижатыми к поверхности стола. 
Вариант Б) В усложненном варианте ребенок выполняет это упражнение строго в соответствии с показом сидящего напротив взрослого, не допуская зеркального отражения. 
Упражнение выполняется с постепенным наращиванием темпа. 

Внимание! Упражнения с иглой (9 - 13) и ножницами (15) при гиперкинезах выполняются пассивно (с помощью взрослого). 

Автор статьи: 
Коноваленко С.В.

Су-джок терапия – игра с помощью резиновых ёжиков и колец-пржинок.

Список литературы по нетрадиционным методам терапии в логопедии

   Битова А. Л. Специальные занятия музыкой, ориентированной на стимуляцию экспрессивной речи у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития / Битова А. Л., Липес Ю. В. // Особый ребенок. Вып. 4. – М., 2001. – С. 78-85. 
   Савельева Н. Песочная терапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи // Дошк. образование. – 2002. - № 1. – С. 21.
   Власова Л. С. Заикание. Психокоррекция методами НЛП // Вестник психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. – 2004. - № 1. – С. 32-35.
   Коробко Т. С. Фитбол-гимнастика в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи // Дошк. педагогика. – 2005. - № 4. – С. 44-46.
   Вихрова И. Н. Коррекция речи и мелкой моторики в процессе рисования методом «штрих» / И. Н. Вихрова, Н. Н. Шарикова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - № 6. – С. 67-73.
   Панфилова Н. К логопеду или в песочницу? : [терапия песком] /// Обруч. – 2005. - № 5. – С. 39-41.
   Величко И. В. О музыкальном воспитании детей с речевым недоразвитием // Логопед в дет. саду. – 2006. - № 1. – С. 44-48.
   Практически ориентированные исследования в логопсихотерапии / Н. Л. Карпова и др. // Дефектология. – 2006. - № 4. – С. 18-28.
   Градова Г. Н. Возможности использования арттерапевтических приемов по формированию представлений о пространстве у детей с ОНР / Градова Г. Н., Воронина Ю. Г. // Логопед в дет. саду. – 2006. - № 5. – С. 46-49.
   Докудовская Е. С. Использование песочной терапии во время логопедических занятий / Е. С. Докудовская, Л. Д. Тульчий // Шк. логопед. – 2006. - № 5. – С. 24-27.
   Новикова Е. Л. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР // Дошк. педагогика. – 2007. - № 1. – С. 29-32.
   Артемова Е. Э. Использование музыкальных упражнений в структуре логопедических занятий с неговорящими детьми // Логопедия. – 2007. - № 1. – С. 28-29.
   Обуховская А. Ю. Использование методов арттерапии в коррекционно-восстановительной работе при афазии у детей и подростков // Шк. логопед. – 2007. - № 1. – С. 7-12.
   Колеошкина С. Н. Арт-терапевтические технологии учителя-логопеда // Шк. логопед. – 2007. – № 2. – С. 31-39.
   Печенина С. И. Играя, лечим! // Логопед. – 2007. - № 4. – С. 93-94.
   Григорьева И. А. Музыкально-речевая композиция по сказкам в опыте совместной работы логопеда и музыкального руководителя / Григорьева И. А. Демидова В. Н. // Логопед в дет. саду. – 2007. - № 8. – С. 43-52.
   Гладковская Л. М. Использование песка и воды в индивидуальной работе с заикающимися детьми 5-7 лет // Логопед. – 2008. - № 1. – С. 49-56.
   Митрохович Т. И. Использование барельефной лепки в работе с детьми [с нарушениями речи] // Воспитатель ДОУ. – 2008. - № 1. – С. 69-85.
   Бабина Е. С. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе // Логопед. – 2008. - № 1. – С. 41-48.
   Силиванова Л. В. Игры с песком в работе логопеда / Силиванова Л. В., Кондратьева С. Ю. // Логопед в дет. саду. – 2008. - № 3. – С. 38-41.
   Муравьева А. Уроки жука-вокалиста : [упражнения на музык. занятиях для развития речевого дыхания и правил. звукопроизношения] // Обруч. – 2008. - № 2. – С. 20-23.
   Лаврова Т. Б. Об основах физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с ОНР // Логопед в дет. саду. – 2008. - № 3. – С. 49-53. 
   Визель Т. Г. Влияние арттерапии в коррекционной педагогике / Т. Визель, М. Н. Ревенко // Шк. логопед. – 2008. - № 3. – С. 40-42.
   Шевцова Т. И. Педагогика оздоровления в системе коррекции у детей общего недоразвития речи / Т. И. Шевцова, Н. А. Хоменко // Логопед. – 2008. - № 3. – С. 40-45.
   Попова Т. В. Использование музыки для коррекции и формирования интонации речи у дошкольников с дизартрией // Дет. и подростковая реабилитация. – 2008. - № 2. – С. 41-47.
   Гамова С. Н. Некоторые подходы к оздоровлению дошкольников в логопедической группе // Логопед в дет. саду. – 2008. - № 9/10. – С. 31-36.
   Фаустова И. В. Использование метода куклотерапии в логопедической работе с дошкольниками // Логопед в дет. саду. – 2008. - № 9/10. – С. 71-77.
   Забриян С. А. Особенности музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста  с нарушениями речи / С. А. Забриян, Ю. Ф. Гаркуша // Логопед. – 2008. - № 6. – С. 4-10.
   Танетова Е. В. Сказка в логопедической работе с детьми раннего возраста // Логопед. – 2008. - № 6. – С. 42-44.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Презентация на ППО учителей-логопедов и педагогов-психологовКИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫВ СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫС ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Нетрадиционные приемы и методы коррекционной логопедической работы.

Нетрадиционные приемы и методы коррекционной логопедической работы.  Составила Фадеева Я.А          Для успешной коррекционной логопедической раб...

Эффективные методы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ

В статье предлагаются эффективные нетрадиционные методы коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с  ограниченными возможностями здоровья....

Использование в коррекционно - логопедической работе приемов эмоциональной стимуляции неговорящих детей

В своей работе с неговорящими детьми делаю акцент на развитие эмоционально-волевой сферы через использование эффективных здоровьесберегающих средств арт-терапии: манная терапия, сказкотерапия....

Использование нейропсихологических приемов и методик в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР

Представление системы работы по использованию нейропсихологических приемов в работе логопеда...

«Кинезиологические игровые приемы в процессе коррекционно-логопедической работе»

Для преодоления у детей нарушений, а так же предупреждения развития патологических состояний необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движен...