Раннее выявление детей с ОВЗ в ДОУ
статья по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannee_vyyavlenie_detey_s_ovz_v_dou.docx | 28.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Раннее выявление детей с ОВЗ в условиях ДОУ.
Современная ситуация в образовании является не простой. Неуклонно растет число детей с отклонениями в развитии. В специализированной психолого-педагогической помощи нуждаются не только дети, обучающиеся в коррекционных учреждениях, но и воспитанники массовых школ и детских садов. Большинство таких детей имеют не грубые, а стертые, пограничные формы отклонений, проявляющиеся в дефиците внимания, расстройствах эмоциональной сферы, поведенческих нарушениях и пр. следствием этого становятся затруднения в формировании различных форм деятельности, прежде всего учебной, устойчивая социальная дезадаптация и нарушения процесса социализации.
Наиболее важными периодами предупреждения и выявления нарушений у детей являются ранний и дошкольный возрасты. Именно в это время имеется уникальная возможность преодолеть последствия того или иного сенсорного или интеллектуального нарушения.
Целью сопровождения детей с ОВЗ в нашем детском саду, является создание оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка.
В работе с детьми с ОВЗ мы ставим перед собой следующие задачи:
- раннее выявление отклонений в развитии ребенка;
- создание необходимой развивающей среды;
- разработка и применение индивидуальных мер коррекции;
- стимуляция потенциальных возможностей ребенка;
- осуществление профилактики неблагополучного развития детей.
Первый этап по выявлению детей с ОВЗ заключается в реализации наблюдений и диагностической работы с целью изучения того, как проходит период адаптации ребенка к детскому саду, оценки уровня развития малыша. Педагогическое наблюдение проводит воспитатель.
Он наблюдает за детьми на занятиях, во время прогулки, отмечает особенности формирования моторных навыков, навыков самообслуживания, особенности развития личности, специфику в формировании коммуникативных навыков, степень сформированности познавательных психических процессов, различных видов деятельности. В результате наблюдения выявляются дети, имеющие отклонения в физическом, интеллектуальном, эмоциональном развитии, трудности в социальной адаптации.
Психологом проводится диагностическое обследование, определяющее уровень развития ребенка, его соответствие нормативным показателям развития для данного возраста. Полученные результаты позволяют определить характер психофизического развития каждого ребенка – его нормативность, наличие опережения либо задержки, как в целом, так и по отдельным параметрам.
На основании данных диагностического исследования ребенка и наблюдений на ПМПК разрабатывается индивидуальный маршрут. Если в развитии ребенка не наблюдается положительной динамики, он направляется на ТПМПК и дальнейшая работа с ребенком проводиться в соответствии с рекомендациями ТПМПК.
В рамках сопровождения детей с ОВЗ оказывается психологическая и информационная помощь педагогам, работающим с этими детьми. Педагог-психолог знакомит педагогов с особенностями и закономерностями развития детей; при возникновении необходимости обучает адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями; помогает создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие личности ребенка.
Важную роль в разработке программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями развития играет учет особенностей семейного воспитания, привлечение родителей к коррекционно-развивающему процессу.
Часто родители категорично отрицают диагноз, завышают требования к ребенку, в итоге результат не соответствует ожиданиям родителей. Сотрудники детского сада помогают родителям принять ситуацию и ребенка такими, какие они есть. Адекватное понимание родителями причин отклонения, а также возможных последствий, является необходимым условием для правильно организованного воспитания ребенка.
В настоящее время помощь родителям оказывается на консультативном уровне. Родителей знакомят с особенностями развития ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны, обращая внимание на возможные осложнения в процессе коррекционной работы. Объясняют, что ребенку может потребоваться помощь нескольких специалистов — это врачи (педиатры, невропатологи, психоневрологи), логопеды.
Информация размещается в «уголках родителей» (стендовые консультации, информационные листки, памятки и т. д.), проводится анкетирование родителей (для знакомства с личностными особенностями ребенка, отслеживания динамики изменений в развитии личности и т. д.)
С целью оптимизации детско-родительских отношений проводятся совместные тренинги родителей с детьми, на которых родители лучше узнают психологические особенности и эмоциональный мир своего ребенка, через наблюдение и совместную деятельность с ним.
В работе с родителями важно не только давать рекомендации по поводу развития и обучения ребенка, но также не упускать из виду эмоциональное состояние самих родителей. Для многих родителей детей с ОВЗ характерна особая ранимость. Окружающие, к сожалению, не всегда толерантно относятся не только к самим детям с особыми образовательными потребностями, но и их родственникам. Поэтому для них так важно найти людей, которые понимают их проблемы, не осуждают и поддерживают. Беседы с воспитателями, психологом, логопедом – это одна из возможностей решить проблемы, преодолеть негатив, стабилизировать нервную систему, получить ответы на сложные вопросы. Задача педагогов, работающих в детском саду, поддержать родителей, помочь и дать надежду, подсказать и вместе найти оптимальный путь решения проблемы. Также важно помочь детям с особенностями развития занять достойное место в обществе сверстников, а главное - наиболее полно реализовать свои личностные возможности. С помощью совместных усилий специалистов и родителей, воспитывающих ребенка, и готовности социума к оказанию поддержки таким семьям, возможно достичь такого качества жизни, при котором они смогут чувствовать себя полноценной частью нашего общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Раннее выявление детей с патологией речи"
Консультация для педагогов...
Раннее выявление детей с ОВЗ (на дошкольном уровне образования). Коррекционная работа с детьми с ОВЗ дошкольного возраста как профилактика школьной неуспеваемости
Презентация к выступлению на педагогичеком совете...
Консультация для педагогов: «Симптомокомплекс раннего выявления детей с РДА и дизартрией»
Цель: сформировать и систематизировать у педагогов ДОУ знания по выявлению симтоматики РДА и дизартрии.Задачи:1. Сформировать понятия: онтогенез, патогенез, этиопатогенез, РДА, дизартрия.2. Познакомит...
Сообщение из опыта работы логопеда по теме: «Система раннего выявления детей с ОВЗ в ДОУ»
Сообщение из опыта работы по теме: «Система раннего выявления детей с ОВЗ в ДОУ» для учителей логопедов и педагогов психологов....
Раннее выявление детей с ОВЗ в ДОУ
Проблема выявления детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является на сегодняшний день одной из актуальнейших задач общества. Чем раньше будет выявлен ребенок с ОВЗ, тем скорее ему (и его ...
Методические рекомендации по раннему выявлению детей с нарушениями развития
laquo;Раннее детство – особый и самый важный период в развития детей» Самый благоприятный и поддающийся педагогическим воздействиям возраст. Одним из сам...
«Раннее выявление детей с ОВЗ»
laquo;Раннее выявление детей с ОВЗ»...