Раннее выявление детей с ОВЗ (на дошкольном уровне образования). Коррекционная работа с детьми с ОВЗ дошкольного возраста как профилактика школьной неуспеваемости
методическая разработка
Презентация к выступлению на педагогичеком совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannee_vyyavlenie_detey_s_ovz_prezentatsiya.ppt | 375.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Трудности, которые младшие школьники испытывают при усвоении учебного материала по русскому языку, чтению и математике, и их психологические причины могут быть разделены на три группы. Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения. Вторая группа трудностей у обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Конкретная психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции.
Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения. Недостатками развития психомоторной сферы являются: - несформированность зрительно-двигательных координации; - недостаточный уровень дифференцированности мышечных усилий руки; - недостатки в развитии микромоторики. Все эти особенности в развитии не появляются в 7 лет с началом овладения письма, а выявляются и корректируются специалистами в дошкольном возрасте!!! Качество процесса письма в значительной мере обуславливается уровнем развития психомоторной сферы ученика. При формировании двигательного навыка чтения (речевые умения) важную роль играют особенности артикуляции учащегося
При формировании двигательного навыка чтения роль играют особенности артикуляции, которые влияют на темпо-ритмические характеристики чтения. Каждый специалист понимает, что затруднения в артикулировании приведут к: а) низкой скоростью чтения, б) слоговому типом чтения, в) низкому уровню понимания прочитанного.
Вторая группа трудностей у младших школьников обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Причинами, лежащими в основе этой группы трудностей, могут быть: 1. Несформированность пространственных представлений. 2. Недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза и фонетико-фонематического восприятия. 3. Недостатки в развитии познавательных процессов.
Несформированность пространственных представлений . Письмо: "Зеркальное" написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде Математика: "Зеркальное" написание цифр Задача специалистов ДО: формирование пространственных представлений, профилактика зеркального написания букв и цифр
Несформированность пространственных представлений . Письмо: - замена букв по пространственному сходству (с-е,б-д,и-п,н-п) Чтение: - неправильное чтение похожих по начертанию букв (напр., "фозетка " вместо "розетка") Профилактикой данного нарушения также занимаются все специалисты дошкольного отделения: Учитель-дефектолог или педагог-психолог предлагают упражнения на: - развитие зрительного образа («Найди такой же»), - зрительного анализа («Перерисуй рисунок», когда ребенка просят внимательно рассмотреть какой-либо узор, составленный из геометрических фигур точно так же воспроизвести его) - зрительного анализа и сравнение ( "Найди двух одинаковых") Зрительный диктант на невербальном материале Учитель – логопед предлагает задания на: - зрительный анализ букв, выделение их в слове ("Найди букву " Выбрать и подчеркнуть заданную букву) - запоминание формы буквы и соотношения ее частей и пропорций (лепка букв из пластилина).
Несформированность пространственных представлений . Письмо: расположение букв при списывании в обратной последовательности, плохо ориентируется в пространстве листа тетради Математика: - при списывании цифровой последовательности запись начинается: последнего элемента (напр., 123 вместо 321) Задача специалистов ДО: развитие анализа пространственных представлений, формирование однонаправленности считывания элементов. Чтение: - Челночное чтение (чтение с возвратом)
Вторая группа трудностей у младших школьников обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Причинами, лежащими в основе этой группы трудностей, могут быть: 1. Несформированность пространственных представлений. 2. Недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза и фонетико-фонематического восприятия. 3. Недостатки в развитии познавательных процессов.
Недостатки в развитии познавательных процессов, которые могут привести к трудностям обучения русскому языку. Неустойчивость произвольного внимания - Добавление гласных букв, - Перестановка букв и слогов в словах, - С ошибками списывает с доски Недостатки в развитии непосредственной кратковременной памяти - Трудности в удержании и воспроизведении элементов речи (звуков, слов, предложений) Недостаточность развития процессов зрительного анализа - Сложности при переводе печатной графемы в письменную и наоборот (смешение печатных и письменных букв) - Количественные ошибки - Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложений Ослабление процессов произвольного внимания - Появление или возрастание ошибок к концу работы
Недостатки в развитии познавательных процессов, которые могут привести к трудностям обучения русскому языку. Недостатки в развитии непосредственной произвольной памяти Трудности в усвоении алфавита Недостаточность мыслительной операции обобщения - Затруднения при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня (напр., часы - часовой) Недостатки в развитии зрительного анализа вербального материала, недоразвитие зрительной памяти - Отсутствует "орфографическая зоркость" (не умеет найти орфограмму) Несформированность мыслительной операции синтеза (не умеет найти связи внутри смыслового целого) - Неправильная постановка точки при письме Недостаточная концентрация внимания - Не умеет находить ошибки в собственной работе
Недостатки в развитии познавательных процессов, которые могут привести к трудностям обучения чтению Неустойчивость произвольного внимания - Повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней - Потеря строки при чтении - Прочитывание слов с ошибками (пропуск букв, перестановка слогов, замена предыдущих букв последующими) - Низкая скорость чтения Несформированность процессов зрительного анализа - Неправильное чтение похожих по начертанию букв (напр., "фозетка " вместо "розетка") Низкий уровень развития произвольной памяти - Не умеет выделить главное в прочитанном Недостаточность мыслительной операции обобщения Недостаточность мыслительной операции абстрагирования - Трудности при узнавании того же самого, но в другой форме
Недостатки в развитии познавательных процессов, которые могут привести к трудностям обучения математике Несформированность мыслительной операции "анализ через синтез" - Трудности при выполнении счетных операции с переходом через десяток Несформированность мыслительной операции обобщения Трудности в формулировании правила на основе анализа конкретных примеров Отсутствие обобщенности мыслительной операции сравнения Трудности при осуществлении сравнения
Третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции. Следствиями недостаточности процессов самоконтроля и саморегуляции могут быть: - неумение обнаруживать свои ошибки; - возрастание количества ошибок к концу работы; - выполнение требований учителя не в полном объеме; - трудности с формированием двигательного навыка письма; - медленный темп письма.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение правильной речи заикающихся детей дошкольного возраста (план-программа коррекционной работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет)
Составлен учителями-логопедами ГБДОУ №116 Фрунзенского района Санкт-Петербурга...
Организация работы с детьми ОВЗ на дошкольном уровне
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Гр...
Проект «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ТНР старшего возраста».
В логопедические группы зачисляются дети с тяжёлыми нарушениями...
доклад по теме "Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР дошкольного возраста"
Выступление учителя-логопеда МДОУ на муниципальном методическом обьединении учителей-логопедов....
Примерный пакет диагностических методик для проведения диагностики уровней овладения программным материалом дошкольного уровня образования для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)
Психологическая составляющая позволяет определить готовность ребенка по показателям развития познавательных процессов, уровня мотивации, эмоционально-личностной зрелости к овладению программным матери...
Консультация для родителей: «ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР I И II УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»
Цели консультации:1)Ознакомить с понятием общего недоразвития речи у детей дошкольного возра...