Сообщение из опыта работы логопеда по теме: «Система раннего выявления детей с ОВЗ в ДОУ»
статья по логопедии
Сообщение из опыта работы по теме: «Система раннего выявления детей с ОВЗ в ДОУ» для учителей логопедов и педагогов психологов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_doklad.docx | 30.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ д/с №59 «Золотая рыбка» Щелковского муниципального района Московской области
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
тема: «Система раннего выявления детей с ОВЗ в ДОУ»
Подготовили: учитель-логопед
Матвеева В.В.
педагог-психолог
Хомуткина Е.М.
2019 г.
В связи с увеличением количества детей младшего дошкольного возраста, в нашем ДОУ возникла необходимость наиболее раннего психолого-педагогического сопровождения малышей . Чем раньше диагностируется отставание в развитии и осуществляется необходимое коррекционно-развивающие воздействие, тем больше вероятность того, что дальнейшая коррекционная работа даст положительный результат.
Новый ФГОС дошкольного образования, который принят от 01.01.2014 ставит задачи:
- Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка …
- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями …
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей…
В пункте 3.2.2. указано: « Для дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации , оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов ….
Задачи работы:
1.Мотивировать педагогов на организацию деятельности по раннему выявлению детей с отклоняющимся развитием.
2. Закрепить знания педагогов об основных показателях развития ребенка 3-4 лет в норме .
3. Определить основные показатели психо-речевого развития детей младшего дошкольного возраста вызывающие опасения.
4.Познакомить педагогов с особенностями взаимодействия с родителями детей с отклоняющимся развитием.
5. Представить информацию педагогам о механизме оказания помощи детям на уровне ДОУ и района.
Особенности взаимодействия с родителями
детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время для педагогов уже становится привычным термин «инклюзивное образование». Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», «…инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». По сути, инклюзивное образование означает обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной природе.
Необходимость создания условий для консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования, закреплена в главе III ФГОС ДО «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования». Консультирование по вопросам инклюзивного образования необходимо для родителей всех детей, посещающих детский сад.
Сейчас хочу остановиться на специфике взаимодействия и оказания психолого-педагогической поддержки именно родителям детей с ОВЗ.
Детские сады посещают две категории детей с ОВЗ — это дети — инвалиды и дети, не имеющие официального статуса инвалидности, но имеющие особые образовательные потребности. Родителей этих детей можно разделить на две категории:
- Внимательные родители, принявшие ситуацию «особого ребенка в семье и хорошо адаптирующие его в обществе.
- Родители, не признающие особых потребностей детей. Они говорят: «У меня все хорошо, это воспитатели непрофессиональные и не могут с ним справиться», «У меня нормальный ребенок, нам не нужны никакие специалисты».
Вторая категория родителей встречается довольно часто. И педагогам необходимо развивать особые коммуникативные навыки для взаимодействия с такими родителями. Ведь без совместной согласованной работы педагогов с родителями процесс будет менее эффективен.
Для того чтобы начать взаимодействие с родителями детей с ОВЗ, необходимо разобраться, почему они часто «Не видят» проблем в поведении, развитии, здоровье ребенка, и не прислушиваются к рекомендациям педагогов. Задача последних установить с ними прочный контакт.
Родители не сразу обращают внимание на то, что у ребенка есть проблемы. Они прибегают к различным объяснениям этих «надуманных педагогом проблем»:
- Ребенок в четыре года разговаривает отдельными аморфными словами, не связывая их во фразу. (Мама оправдывается: «Папа тоже поздно заговорил, но сейчас-то он очень успешный человек».)
- Ребенок часами один молча катает машинки в углу. (Реакция мамы: «Он такой самостоятельный, долго может сам себя занять…»)
- Ребенок вырывает на прогулке у ровесников понравившиеся ему игрушки с криками и падениями на землю и их не отдаёт. (Сожаление мамы: «С ним никто не хочет играть…»)
- В возрасте трёх лет ребенок пьёт из бутылочки и не переходит на твёрдую пищу. (Мама, с улыбкой «Он у нас такой ленивый, весь в папу…»)
Вышеперечисленные и многие другие примеры из педагогической практики показывают, что родители бывают не готовы получить помощь специалистов для решения проблем ребенка.
Какие этапы проходят родители до момента принятия конструктивных решений.
1 этап. Родители отрицают, что у ребенка есть проблема. Отрицание может выражаться вербально: мама снова и снова, словно не расслышала или не поняла, уточняет слова или формулировки, в которых ей сообщили о проблеме. На самом деле в данный момент она не плохо слышит, а не хочет верить, что именно у её ребенка есть проблема. В период отрицания родители начинают возить ребенка по большому количеству детских учреждений в поисках специалистов для того, чтобы те им сообщили, что произошла ошибка, диагноз поставлен не верно и с ребенком всё хорошо.
2 этап. Родители начинают искать виноватых. Они не просто не верят - они активно сомневаются в том, что им сообщили достоверную информацию, и направляют агрессию на её источник. (Например: «У нас дома с поведением ребенка проблем нет. Это воспитатели с ним справиться не могут!») Кроме того, у них появляется агрессия, направленная на себя и на близких людей: начинают анализировать генеалогическое древо и искать виновных в проблемах развития ребенка среди родственников. Решения, принятые на этой стадии, могут привести к негативным последствиям во внутрисемейных отношениях. Зачастую на этой стадии может произойти распад семьи.
3 этап. Родители направляют все свои мысли на то, чтобы «откупиться от этой проблемы». Они дают себе зарок, обет что-то делать / не делать, надеясь, что проблема разрешится сама собой, то есть всё будет хорошо. Родители могут платить изменением своего поведения, делать пожертвования, могут решить посвятить время и силы чему-то, связанному с причиной горя. Из этого состояния они переходят на следующий этап.
4 этап. Эмоциональные реакции родителей обедняются, у них нарушается сон и аппетит, появляется раздражение, а слёзы не приносят облегчение. Если в таком состоянии родитель найдет в себе силы и обратится за квалифицированной помощью специалиста, то он переходит на следующий этап.
5 этап. Носит название конструктивных действий. К родителям возвращается ощущение внутренней опоры, возвращаются силы и положительные эмоции. Они начинают задумываться о своём будущем и будущем своего ребенка.
Поэтому, прежде чем начинать активное взаимодействие с родителями ребенка с ОВЗ, необходимо понять, на каком этапе из вышеперечисленных находится родитель.
Педагогам приходится искать способы установления прочного партнерского контакта с родителями для решения проблем ребенка.
Рассмотрим эти способы.
Универсальный способ установления позитивного контакта с родителями - это рассказать им об успехах ребенка. Порой педагогам сложно найти что-то положительное в ребенке, от криков которого устал уже весь персонал. Но, приглядевшись внимательнее, можно заметить, что сегодня он кричал чуть меньше, ел чуть лучше, спал чуть дольше. И рассказ об этих маленьких достижениях станет поводом для установления партнёрства с родителями. Родители перестанут ощущать в педагоге «врага», от которого необходимо защищаться.
Еще один способ - приглашение родителей на групповые и индивидуальные занятия с ребенком. Родителям детей с ОВЗ, не имеющим специального психологического и педагогического образования, крайне сложно играть и заниматься со своим ребенком. Они искренне удивляются, видя, как их дети могут выполнять инструкции, одновременно со всеми детьми делать упражнения, самостоятельно принимать пищу.
Чрезвычайно эффективным способом является поддержка инициативы родителей в организации совместных мероприятий. Часто семьи детей с ОВЗ ведут очень замкнутый образ жизни, и выход в детский сад-это «приоткрытие двери в общество». Многие их родителей уникальные таланты: предложите им подготовить декорации, костюмы, пособия для занятий, и они с удовольствием откликнутся на это.
Таким образом, при планировании взаимодействия с родителями детей с ОВЗ нужно учитывать следующее:
- Родители должны участвовать в составлении индивидуального плана развития ребенка.
- Родители должны регулярно получать отчеты об успехах ребенка.
- Родители приглашаются посещать групповые и индивидуальные занятия с ребенком. Так у них будет возможность познакомиться с методами преподавания, применяемыми в дошкольном образовании.
- Поощряется помощь родителей в организации совместных мероприятий.
Механизм оказания помощи детям с отклоняющимся развитием
Этапы | Содержание этапа | Ответственный |
1. | Выявление на уровне ДОУ детей с отклоняющимся развитием в ходе наблюдения за ходом развития, особенностями адаптации, поведением и т.д. | Воспитатели групп |
2. | Работа с родителями по оказанию помощи в осознанании необходимости консультации со специалистами (психолог, логопед) | Воспитатели групп, логопед, психолог, заведующий |
3. | Направление на консультацию к врачам по показаниям: невролог, лор, окулист, психиатр. | Воспитатели групп, врач ДОУ, логопед, психолог, заведующий |
4. | Направление к специалистам ТПМПК, оформление соответствующих документов. | Воспитатели групп логопед, психолог, заведующий |
5. | Организация коррекционно –развивающей помощи в соответствии с рекомендациями ТПМПК. | Воспитатели групп логопед, психолог, заведующий |
6. | Отслеживание динамики развития ребенка. | Воспитатели групп логопед, психолог. |
Сотрудничество со специалистами ДОУ для раннего выявления детей нуждающихся в специальных образовательных условиях:
В связи с увеличением количества детей младшего дошкольного возраста в нашем ДОУ педагог-психолог и учитель-логопед составили анкету для педагогов групп младшего возраста, чтобы заранее иметь представления на что конкретно больше обратить внимания при обследовании ребенка и в связи с тем, что воспитатели на группе имеют возможность пронаблюдать за ребенком и его отношениями со сверстниками и родителями.
Только совместная работа и сотрудничество всех участников образовательного процесса поможет выявить детей нуждающихся в специальных условиях образования и оказать им своевременную помощь.
Список литературы:
- Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: Учеб. Пособие. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
- Аскарина Н.М., Кистяковская М.Ю., Ладыгина Н.Р., Эйгес Н.Р. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет. – М., 1969.
- Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998.
- Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: АСТ, 2008.
- Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М., 1987.
- Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка: Актуальные проблемы дефектологии. – М., 1992.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР,1961. 7. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сера, 2004.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1981.
- Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи.- М., 1994.
- Корельская Н.Г. «Особенная» семья- «особенный ребенок: книга для родителей детей с отклонениями в развитии. -М.: 2008
- Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. -М.: Владос, 2003.
- Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития. -М.: Теревинф, 2013.
Анкета воспитанника, нуждающегося в организации специальных образовательных условий и индивидуализации образовательного маршрута.
1.Ф.И.О ребенка
2.Число и год рождения:
3.Группа МАДОУ д/с№59 дата поступления
4.Воспитатели:
5.Сведения о родителях и их взаимоотношения с ребенком:
Мать:
Отец:
( Отметить особенности речи родителей: наличие двуязычия, характер общения с ребенком:
6.Наблюдение:
Параметры | Варианты | дополнения |
Общая осведомленность | - знает свое имя, возраст - отзывается на свое имя - знает имена родителей | |
Контактность | - в контакт не вступает - в контакт вступает с трудом, не проявляет заинтересованности - контакт избирательный - легко устанавливает контакт | |
Взаимоотношения ребенка с педагогами | доверительные, идет на контакт/ избегает общения/ агрессивно настроен/ другое (указать) не выполняет просьбу, требование, хотя слышит и понимает содержание. | |
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы | Настроение ребенка: - устойчивое, недостаточно устойчивое, неустойчивое (легко меняется от незначительных причин). Преобладает: - подавленное, хорошее (радостное). Волевыми особенностями являются: - целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, активность/пассивность, деятельность/ инертность, бодрость/вялость, слабость волевого напряжения, неадекватное поведение, двигательная расторможенность, агрессивность, избалованность. | |
Особенности общения | -общение слабо выражено, не использует жесты и мимику, только кричит. -показывает нужное , прикосновением к объекту -показывает желаемое на расстоянии жестом -использует мимику и жесты | |
Внимание | -плохо сосредотачивается и удерживает внимание на объекте -внимание поверхностное, неустойчивое, быстро истощается. -внимание достаточно устойчивое -длительное сосредоточение и переключение внимания по возрасту | |
Общая моторика | -все параметры в норме -все параметры развиты близко к норме -выполняет движения в замедленном темпе, с ошибками -выполняет движения неточно, не скоординировано, испытывает трудности при переключении -движения не выполняет | |
Состояние речи Общее звучание Связная речь | -понимание обращенной речи в полном объем -понимание на бытовом уровне -понимание ограниченное в пределах ситуации - речь не понимает -разборчивость речи не нарушена -разборчивость речи несколько снижена. -речь невнятная, смазанная. -речь нарушена, мало понятна для окружающих, есть запинки. -речь понятна только близким. -у ребенка постоянно открыт рот и течет слюна; -отвечает предложением, может переставлять в нем слова -отвечает односложно -не отвечает , отвечает не адекватно вопросу -вообще не говорит полноценных слов | |
Контакт воспитателей с родителями (родственниками) | был установлен/ не установлен (избегают общения, в данное время конфликтные), другое (указать) | |
Характер деятельности: | - устойчивый, работает с интересом; - неустойчивый, отсутствует мотивация, работает формально; | |
Реакция на требование и замечание: | - адекватная (исправляет поведение в соответствии с требование, . замечанием); - неадекватная (негативная: делает назло, обижается, не реагирует, равнодушен к нему). | |
Реакция на одобрение: | - адекватная (радуется, ждет); - неадекватная (не реагирует, равнодушен к нему); | |
Страхи: | - не наблюдаются, наблюдаются (в каких условиях). | |
Изменение эмоционального состояния связано | с(приходом/уходом родителей, со сменой вида деятельности, др). другое | |
Управлять своим поведением: | - умеет, умеет не всегда, не умеет. | |
Характерологические особенности: | - Спокойный / беспокойный (оживлённый); уравновешенный / импульсивный, легко возбудимый, шумный / тихий, робкий, пассивный, медлительный, сонлив и вял в течение дня, характерна застреваемость, стремление к одиночеству; капризный, раздражительный; - Уверенный / неуверенный, расслабленный / напряжённый, с болезненным фантазированием, в незнакомой обстановке смущается, замкнутый; - Неконфликтный / конфликтный (драчливый, задиристый, нападает на товарищей, отнимает игрушки), с негативным отношение к просьбам и требованиям, - Добрый, ласковый, жестокий, резкий, грубый, агрессивный, упрямый. - Аккуратный, бережливый, неряшливый. | |
Игровая деятельность: | - безразличие или интерес к игрушкам, любимые игрушки приносит с собой, (не)понимает ли правила игры, (не) выполняет правила игры, (не) вносит ли изменение в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, (не)отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру. | |
Нравственные качества: | - адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, живость и т.д., (не)умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональных реакций на одобрение и порицание. |
Основная сложность при взаимодействии с ребенком и его семьей______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы: "Роль детской книги в речевом развитии детей раннего возраста"
Сообщение из опыта работы: "Роль детской книги в речевом развитии детей раннего возраста"...
Сообщение из опыта работы: "Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей детей раннего возраста"
Сообщение из опыта работы: "Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей детей раннего возраста"...
Сообщение из опыта работы по творческой теме "Профилактика нарушений зрения в логопедической работе".
Сообщение из опыта работы по творческой теме "Профилактика нарушений зрения в логопедической работе". Представлено на РМО учителей-логопедов 7.02.2017г....
Сообщение из опыта работы воспитателя на тему "Использование сюжетно-ролевых игр в формировании представлений о труде взрослых"
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознат...
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста»
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт мал...
Сообщение из опыта работы воспитателя по теме «Формирование представлений о безопасности собственной жизнедеятельности у детей подготовительной к школе группы».
Воспитание безопасного поведения у детей - одна из важнейших задач....