«Раннее выявление детей с ОВЗ»
презентация по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6»
г. Назарово Красноярского края
«Раннее выявление детей с ОВЗ»
Учитель – логопед Емельянова Е.В.
2021-2022 г
«Раннее выявление детей с ОВЗ»
«Детская речь. Что следует знать педагогу об отклонениях от «нормы» речевого развития»
К вам в группу пришел новый ребенок. На что вы в первую очередь обратите внимание в речевом развитии?
- Понимание обращенной речи
- Реакция на простые речевые инструкции
- Пассивный и активный словарь – слова, которые ребенок понимает и может произнести
- Высказывания в основном фразами из мультиков и книжек, не строя собственные предложения
- Зеркальное повторение того, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту
- Ребенок не смотрит в глаза
- Отсутствие речи у ребенка и особенности поведения
Вас может насторожить отсутствие речи и особенности поведения у ребенка.
Когда ребенок не смотрит в глаза, когда ребенок не откликается на имя, когда ребенок не выполняет простые инструкции, не взаимодействует с родителями, достаточно активно и как-то нецелесообразно передвигается, бегает, «машет крылышками», и при этом отсутствует речь – это повод для того, чтобы отправиться к специалистам.
Каким способом можно узнать, как развита речь ребенка?
Доступных и простых методов педагогического обследования детской речи довольно много:
- Наблюдение за «речевым поведением ребёнка
- Беседы, анкетирование родителей
- Изучение продуктов детской речевой и неречевой деятельности
- Ознакомление с условиями жизни в семье
- Проведение несложных экспериментов в виде специальных заданий
упражнений или дидактических игр.
Какие стимульные материалы возможно использовать для речевого обследования?
Для обследования речевого развития детей необходимы так называемые «стимульные материалы»:
- Игрушки
- Картинки
- Дидактические пособия (настольно-печатные игры)
- Дидактические игры
- Книги с иллюстрациями
- Различные «театры» и т.д.
- Репродукции и т. д.
Перед обследованием какой-либо из сторон речи педагог обычно обдумывает и разрабатывает план общения, включает ребенка в естественную для него деятельность (игровую, конструктивную, трудовую и т. д.), требующую актуализации определенных умений и навыков. Для каждого возраста подбираются свои игры, материалы, тестовые (оценивающие) задания и вопросы.
Что следует знать воспитателю об отклонениях от «нормы» речевого развития?
- Ребёнок не задаёт вопросов
- Не может назвать предмет
- Не умеет подражать голосам животных
- Отказывается слушать сказки
- Не принимает участия в сюжетно-ролевых играх.
Считается, что норма речевого развития – обязательная точка отсчёта для определения всех проявлений – как отклонений, так и опережений в развитии речи.
Педагоги, прежде всего, замечают отставание в сроках и темпах речевого развития, а затем уже особенности в восприятии речи, нарушения в речевом общении, в речевом поведении.
Тем не менее, при поступлении ребенка в детское дошкольное учреждение воспитателю, необходимо иметь некоторые представления о наиболее часто встречающихся отклонениях, путем наблюдений, возможно, выявить нарушения и довести до сведения родителей и вовремя направить его к специалистам.
Педагогам следует обратить внимание на следующие формы отклонений от речевой нормы у детей от 2 - 4 лет:
- Совсем не говорит;
- Начал говорить со значительным опозданием;
- К 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;
- К 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;
- В 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;
- В 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения;
Формы отклонений от речевой нормы у детей дошкольного возраста:
- В 5 лет речь не разборчива и не понятна для окружающих.
- В 6 лет малыш не может пересказать события прошедшего дня, просмотренного мультфильма или прочитанного рассказа.
- Не правильно произносит звуки родного языка и (или) не различает их на слух.
- Не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени.
- Не прислушивается (как это делают слабослышащие дети), не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения свои мыслей;
- Повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;
- Затрудняется перед началом речи;
- При полном отсутствии речи.
Педагог, заметив отставание в сроках и темпах речевого развития ребенка, не имеет права ставить диагноз и самостоятельно исправлять, корригировать речь. Он должен рекомендовать родителям обратиться к специалистам.
Диагноз ребенку ставят несколько специалистов на ПМПК. Задача дошкольных педагогов выявить, корректно донести до родителей проблемы развития их детей и убедить обратиться за помощью к специалистам. Если у малыша проблемы с речью, значит, у него есть нарушения и других функций высшей нервной деятельности (внимания, памяти, восприятия логического мышления).
Анкета воспитанника с ОВЗ
Для раннего выявление детей с ОВЗ дошкольного возраста мы предлагаем бланк наблюдения. В бланке заполняются данные воспитанников, нуждающихся в организации специальных образовательных условиях для педагогов массовых групп, чтобы заранее иметь представления, на что конкретно больше обратить внимания при обследовании ребенка и в связи с тем, что воспитатели на группе имеют больше возможности понаблюдать за ребенком и его отношениями со сверстниками и родителями.
Выводы: Ранее выявление детей с нарушениями в ДОУ способствует оказанию ранней комплексной коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (и их законным представителям), также позволяет эффективно компенсировать отклонения в речевом и психическом развитии детей. Только совместная работа и сотрудничество всех участников образовательного процесса поможет выявить детей нуждающихся в специальных условиях образования и оказать им своевременную помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»
Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...
" Интегрированные методы обучения в раннем развитии детей" ( Выступление на семинаре воспитателей групп раннего возраста ДОУ)
Выступление на семинаре воспитателей групп раннего возраста ДОУ ....
Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...
Практическое занятие с педагогами групп детей раннего возраста «Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период»
практическое занятие с воспитателями младшей группы, с целью обучить педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период...
Консультация для родителей и молодых специалистов групп раннего возраста "Соблюдение режима дня в раннем возрасте – первая ступень на пути формирования здорового образа жизни"
Консультация о необходимости создания в группах раннего возраста такой здоровьесберегающей среды, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию воспитанников, и, вместе с те...
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
"Советы родителям детей раннего возраста" Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в се
quot;Советы родителям детей раннего возраста"Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящ...