Раннее выявление детей с ОВЗ в ДОУ
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Проблема выявления детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является на сегодняшний день одной из актуальнейших задач общества. Чем раньше будет выявлен ребенок с ОВЗ, тем скорее ему (и его законным представителям) можно будет оказать квалифицированную помощь со сторону различных специалистов (учителя - логопеда, педагога - психологов, педагогов, медицинских работников и т. д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannee_vyyavlenie_detey_s_ovz_v_dou.docx | 37.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Ранее выявление детей с ОВЗ в ДОУ
Проблема выявления детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является на сегодняшний день одной из актуальнейших задач общества. Чем раньше будет выявлен ребенок с ОВЗ, тем скорее ему (и его законным представителям) можно будет оказать квалифицированную помощь со сторону различных специалистов (учителя - логопеда, педагога - психологов, педагогов, медицинских работников и т. д.).
ФГОС дошкольного образования от 01.01.2014
ставит задачи:
- Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка
- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями …
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей…
В этой ситуации мы это учитель – логопед и педагог- психолог тесно взаимодействуем и сообща решаем такие задачи как:
1.Мотивировать педагогов на организацию деятельности по раннему выявлению детей с отклоняющимся развитием.
2. Закрепить знания педагогов об основных показателях развития ребенка 3-4 лет в норме.
3. Определить основные показатели психо-речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста вызывающие опасения.
4.Познакомить педагогов с особенностями взаимодействия с родителями детей с отклоняющимся развитием.
5. Представить информацию педагогам о этапах оказания помощи детям на уровне ДОУ и района.
Цель: выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и основных путей оказания им квалифицированной помощи.
Алгоритм выявления и оказания помощи детям с ОВЗ в ДОУ
Содержание этапа | Ответственный | |
1. | Выявление на уровне ДОУ детей с отклоняющимся развитием в ходе наблюдения за ходом их развития, особенностями адаптации, поведением и т.д. Для раннего выявление детей с ОВЗ дошкольного возраста в нашем ДОУ мы (педагог-психолог и учитель-логопед) разработали бланк наблюдения, в котором заполняются данные воспитанников, нуждающихся в организации специальных образовательных условиях и индивидуализации образовательного маршрута для педагогов массовых групп младшего возраста, чтобы заранее иметь представления на что конкретно больше обратить внимания при обследовании ребенка и в связи с тем, что воспитатели на группе имеют больше возможности понаблюдать за ребенком и его отношениями со сверстниками и родителями. | Воспитатели массовых групп |
2. | Работа с родителями (законными представителями) по оказанию помощи в осознанании необходимости консультации их со специалистами (учителем – логопедом, педагогам – психологом) | Воспитатели массовых групп, учитель – логопед, педагог –психолог |
3. | Работа с родителями (законными представителями) по оказанию помощи в осознанании необходимости логопедического и психологического сопровождения их ребенка и консультирование со специалистами (учителем – логопедом, педагогам – психологом) по результатам диагностики. Диагностическая работа: обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения) | Учитель – логопед, педагог –психолог |
4. | Направление на консультацию к врачам по показаниям (по необходимости): невролог, лор, окулист, психиатр. Цель: для уточнения психолого- логопедического заключени | Учитель - логопед, педагог – психолог |
5. | Заседание ППк (где утверждается список детей для прохождения территориальной ПМПК с ЦЕЛЬЮ выявления детей ОВЗ для получения рекомендаций по созданию специальных условий обучения и воспитания детей в образовательной организации и определения дальнейшего образовательного маршрута) | Воспитатели массовых групп, учитель - логопед, педагог - психолог, заместитель заведующего по ВР, заведующий |
6. | Направление к специалистам ТПМПК, оформление соответствующих документов. | Учитель - логопед, педагог - психолог, заместитель заведующего по ВР |
7. | Организация коррекционно – развивающей помощи в соответствии с рекомендациями ТПМПК. Цель Психолого - логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС: Выбор оптимальных путей психолого - логопедической работы по коррекции речевых нарушений и недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере, способствующих успешной адаптации и интеграции ребёнка в социуме) | Воспитатели массовых групп, учитель - логопед, педагог – психолог, заведующий, заместитель заведующего по ВР |
8. | Организация консультативной работы родителей (законных представителей). (Консультативная работа Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий воспитания, коррекции, развития и социализации) | учитель - логопед, педагог – психолог, |
9. | Отслеживание динамики развития каждого ребенка. | Воспитатели массовых групп, учитель - логопед, педагог - психолог. |
Выводы. Ранее выявление детей с ОВЗ в ДОУ способствует оказанию ранней комплексной коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (и их законным представителям), также позволяет эффективно компенсировать отклонения в речевом и психическом развитии детей и, следовательно, позволит сократить долю детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в том числе и в условиях специализированных учреждений. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие детей, что очень и очень важно. Только совместная работа и сотрудничество всех участников образовательного процесса поможет выявить детей нуждающихся в специальных условиях образования и оказать им своевременную помощь.
Консультативный пункт проводит диагностику развития детей, что позволяет своевременно выявить трудности и проблемы в развитии ребенка и вовремя оказать квалифицированную помощь семье.
Алгоритм выявления и оказания помощи детям с ОВЗ в ДОУ
Содержание этапа | Ответственный | |
1. | Выявление на уровне ДОУ детей с отклоняющимся развитием в ходе наблюдения за ходом их развития, особенностями адаптации, поведением и т.д. Для раннего выявление детей с ОВЗ дошкольного возраста в нашем ДОУ мы (педагог-психолог и учитель-логопед) разработали бланк наблюдения, в котором заполняются данные воспитанников, нуждающихся в организации специальных образовательных условиях для педагогов массовых групп (младшего возраста), чтобы заранее иметь представления на что конкретно больше обратить внимания при обследовании ребенка и в связи с тем, что воспитатели на группе имеют больше возможности понаблюдать за ребенком и его отношениями со сверстниками и родителями. | Воспитатели массовых групп |
2. | Работа с родителями (зак. Пред-ми) по оказанию помощи в осознанании необходимости логопедического и психологического сопровождения их ребёнка (родители пишут согласие на обследование). | Учитель – логопед, педагог –психолог |
3. | Диагностическая работа: проведение комплексного обследования детей и своевременное выявление детей с ОВЗ,. Проанализировать контингент воспитанников и выявить детей, нуждающихся в уточнении образовательной программы. | |
Направление на консультацию к врачам по показаниям (по необходимости): невролог, лор, окулист, психиатр. Цель: для уточнения психолого- логопедического заключения. | ||
4. | Представление воспитанников на заседании ППк (где утверждается примерный список детей для прохождения ПМПК с ЦЕЛЬЮ выявления детей ОВЗ для получения рекомендаций по созданию специальных условий обучения и воспитания детей в образовательной организации. Для уточнения образовательной программы. | Вос массовых групп, уч - логопед, пед- психолог, зам зав по ВР, заведующий |
5. | Работа с родителями (зак. Пред-ми): консультирование со специалистами (учителем – логопедом, педагогам – психологом) по результатам диагностики, выявление социального запроса. | уч - логопед, пед- психолог, |
6. | Изучение документов по данному направлению, на уровне ППк ДОУ. | Вос массовых групп, уч - логопед, пе- психолог, зам зав поВР, заведующий |
7. | Направление воспитанников на ПМПК, с полным пакетом документов | зам зав по ВР |
8. | Написание адаптированной программы и обучение воспитанников по адаптированной программев соответствии с рекомендациями ПМПК. Организация коррекционно – развивающей помощи в соответствии с рекомендациями ПМПК. Цель Психолого - логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС: Выбор оптимальных путей психолого - логопедической работы по коррекции речевых нарушений и недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере, способствующих успешной адаптации и интеграции ребёнка в социуме) | Вос массовых групп, уч - логопед, пед – психолог, заведующий, зам зав по ВР, муз руководитель, инстр по ФИЗО |
9 | Организация консультативной работы родителей (законных представителей). (Консультативная работа Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий воспитания, коррекции, развития и социализации) | учитель - логопед, педагог – психолог, |
10 | Отслеживание динамики развития каждого ребенка (мониторинги, результаты обучения по АОП). | |
11 | Повторное прохождение ПМПК (с целью отследить динамику, продолжать обучение по АОП или по ООП |
Алгоритм выявления и оказания помощи детям с ОВЗ в ДОУ
№ | Содержание этапа | Ответственный |
1. | Выявление на уровне ДОУ детей с отклоняющимся развитием в ходе наблюдения за их развитием, особенностями адаптации, поведением и т.д. (Заполнения бланка наблюдения за ребёнком). | Воспитатели массовых групп |
2. | Работа с родителями (законными представителями) по оказанию помощи в осознании необходимости логопедического и психологического сопровождения их ребёнка (родители заполняют бланк согласие на логопедическое и психологическое обследование). | Учитель – логопед, педагог –психолог |
3. | Диагностическая работа, с целью проведение комплексного обследования детей и своевременное выявление детей с ОВЗ. Направление на консультацию к врачам по показаниям (по необходимости): невролог, лор, окулист, психиатр, для уточнения психолого- логопедического заключения); - проанализировать контингент воспитанников и выявить детей, нуждающихся в уточнении образовательной программы. | |
4. | Представление воспитанников на заседании ППк. Цель: выявить детей ОВЗ для получения рекомендаций по созданию специальных условий обучения и воспитания детей в образовательной организации. Для уточнения образовательной программы. | Учитель – логопед, педагог –психолог, зам. Заведующего по ВР |
5. | Работа с родителями (законными представителями): консультирование по результатам диагностики, выявление социального запроса. | Учитель – логопед, педагог –психолог |
6. | Изучение документов по данному направлению, на уровне ППк ДОУ. | Воспитатели массовых групп, учитель - логопед, педагог- психолог, зам. заведующего по ВР, заведующий |
7. | Направление воспитанников на ПМПК, с полным пакетом документов | Зам. заведующего по ВР |
8. | Написание адаптированной программы и обучение воспитанников по адаптированной программе в соответствии с рекомендациями ПМПК. Организация коррекционно – развивающей помощи в соответствии с рекомендациями ПМПК. | Воспитатели массовых групп, учитель - логопед, педагог- психолог, зам. заведующего по ВР, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО |
9. | Организация консультативной работы родителей (законных представителей). | Учитель - логопед, педагог – психолог |
10. | Отслеживание динамики развития каждого ребенка (мониторинги, результаты обучения по АОП). | |
11. | Повторное прохождение ПМПК (с целью отследить динамику, продолжать обучение по АОП или по ООП |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Раннее выявление детей с патологией речи"
Консультация для педагогов...
Раннее выявление детей с ОВЗ (на дошкольном уровне образования). Коррекционная работа с детьми с ОВЗ дошкольного возраста как профилактика школьной неуспеваемости
Презентация к выступлению на педагогичеком совете...
Консультация для педагогов: «Симптомокомплекс раннего выявления детей с РДА и дизартрией»
Цель: сформировать и систематизировать у педагогов ДОУ знания по выявлению симтоматики РДА и дизартрии.Задачи:1. Сформировать понятия: онтогенез, патогенез, этиопатогенез, РДА, дизартрия.2. Познакомит...
Сообщение из опыта работы логопеда по теме: «Система раннего выявления детей с ОВЗ в ДОУ»
Сообщение из опыта работы по теме: «Система раннего выявления детей с ОВЗ в ДОУ» для учителей логопедов и педагогов психологов....
Методические рекомендации по раннему выявлению детей с нарушениями развития
laquo;Раннее детство – особый и самый важный период в развития детей» Самый благоприятный и поддающийся педагогическим воздействиям возраст. Одним из сам...
«Раннее выявление детей с ОВЗ»
laquo;Раннее выявление детей с ОВЗ»...
Раннее выявление детей с отклонениями в развитии в условиях дошкольного учреждения
Раннее выявление детей с отклонениями в развитии в условиях дошкольного учреждения...
- Мне нравится (1)