Раннее выявление детей с ОВЗ в ДОУ
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Софьянская Алёна Анатольевна

Проблема выявления детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является на сегодняшний день одной из актуальнейших задач общества. Чем раньше будет выявлен ребенок с ОВЗ, тем скорее ему (и его законным представителям) можно будет оказать квалифицированную помощь со сторону различных специалистов (учителя - логопеда, педагога - психологов, педагогов, медицинских работников и т. д.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannee_vyyavlenie_detey_s_ovz_v_dou.docx37.14 КБ

Предварительный просмотр:

Ранее выявление детей с ОВЗ в ДОУ

Проблема выявления детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является на сегодняшний день одной из актуальнейших задач общества. Чем раньше будет выявлен ребенок с ОВЗ, тем скорее ему (и его законным представителям) можно будет оказать квалифицированную помощь со сторону различных специалистов (учителя - логопеда, педагога - психологов, педагогов, медицинских работников и т. д.).

ФГОС дошкольного образования от 01.01.2014

ставит задачи:

  • Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка
  • Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями …
  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей…

В этой ситуации мы это учитель – логопед и педагог- психолог тесно взаимодействуем и сообща решаем такие задачи как:

1.Мотивировать педагогов на организацию деятельности по раннему выявлению детей с отклоняющимся развитием.

2. Закрепить знания педагогов об основных показателях развития ребенка 3-4 лет в норме.

3. Определить основные показатели психо-речевого развития детей младшего  и среднего дошкольного возраста вызывающие опасения.

4.Познакомить педагогов с особенностями взаимодействия с родителями детей с отклоняющимся развитием.

5. Представить информацию педагогам о этапах оказания помощи детям на уровне ДОУ и района.

Цель: выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и основных путей оказания им квалифицированной помощи.

Алгоритм выявления и оказания помощи детям с ОВЗ в ДОУ

Содержание этапа

Ответственный

1.

Выявление на уровне ДОУ детей с отклоняющимся развитием в ходе наблюдения за ходом их развития, особенностями адаптации, поведением и т.д.

Для раннего выявление детей с ОВЗ дошкольного возраста в нашем ДОУ мы (педагог-психолог и учитель-логопед) разработали бланк наблюдения, в котором заполняются данные воспитанников, нуждающихся в организации специальных образовательных условиях и индивидуализации образовательного маршрута для педагогов массовых групп  младшего  возраста, чтобы заранее иметь представления на что конкретно больше обратить внимания при обследовании ребенка и в связи с тем, что  воспитатели на группе имеют больше возможности понаблюдать за ребенком и его отношениями  со сверстниками и родителями.

Воспитатели массовых групп

2.

Работа с родителями (законными представителями) по оказанию помощи в осознанании необходимости консультации их со специалистами (учителем – логопедом, педагогам – психологом)

Воспитатели массовых групп, учитель – логопед, педагог –психолог

3.

Работа с родителями (законными представителями) по оказанию помощи в осознанании необходимости логопедического и психологического сопровождения их ребенка и  консультирование со специалистами (учителем – логопедом, педагогам – психологом) по результатам диагностики.

Диагностическая работа: обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения)

Учитель – логопед, педагог –психолог

4.

Направление на консультацию к врачам по показаниям (по необходимости): невролог, лор, окулист, психиатр.

Цель: для уточнения психолого- логопедического заключени

Учитель - логопед, педагог – психолог

5.

Заседание ППк (где утверждается список детей для прохождения территориальной ПМПК с ЦЕЛЬЮ выявления детей ОВЗ для получения рекомендаций по созданию специальных условий обучения и воспитания детей в образовательной организации и определения дальнейшего образовательного маршрута)

Воспитатели массовых групп, учитель -  логопед, педагог - психолог, заместитель заведующего по ВР, заведующий

6.

Направление к специалистам ТПМПК, оформление соответствующих документов.

Учитель -  логопед, педагог - психолог, заместитель заведующего по ВР

7.

Организация коррекционно – развивающей помощи в соответствии с рекомендациями ТПМПК.

Цель Психолого - логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС: Выбор оптимальных путей психолого - логопедической работы по коррекции речевых нарушений и недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере, способствующих успешной адаптации и интеграции ребёнка  в социуме)

Воспитатели массовых групп,  учитель - логопед, педагог – психолог, заведующий,  заместитель заведующего по ВР

8.

Организация консультативной работы родителей (законных представителей).

(Консультативная работа Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий воспитания, коррекции, развития и социализации) 

учитель - логопед, педагог – психолог,

9.

Отслеживание динамики развития каждого ребенка.

Воспитатели массовых групп, учитель -  логопед, педагог - психолог.

               

             Выводы. Ранее выявление детей с ОВЗ в ДОУ способствует оказанию ранней комплексной коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (и их законным представителям), также  позволяет эффективно компенсировать отклонения в речевом и психическом развитии детей и, следовательно, позволит сократить долю детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в том числе и в условиях специализированных учреждений. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие детей, что очень и очень важно. Только совместная работа и сотрудничество всех участников образовательного процесса поможет выявить детей нуждающихся в специальных условиях образования и оказать им своевременную помощь.

Консультативный пункт проводит диагностику развития детей, что позволяет своевременно выявить трудности и проблемы в развитии ребенка и вовремя оказать квалифицированную помощь семье.

Алгоритм выявления и оказания помощи детям с ОВЗ в ДОУ

Содержание этапа

Ответственный

1.

Выявление на уровне ДОУ детей с отклоняющимся развитием в ходе наблюдения за ходом их развития, особенностями адаптации, поведением и т.д.

Для раннего выявление детей с ОВЗ дошкольного возраста в нашем ДОУ мы (педагог-психолог и учитель-логопед) разработали бланк наблюдения, в котором заполняются данные воспитанников, нуждающихся в организации специальных образовательных условиях для педагогов массовых групп  (младшего  возраста), чтобы заранее иметь представления на что конкретно больше обратить внимания при обследовании ребенка и в связи с тем, что  воспитатели на группе имеют больше возможности понаблюдать за ребенком и его отношениями  со сверстниками и родителями.

Воспитатели массовых групп

2.

Работа с родителями (зак. Пред-ми) по оказанию помощи в осознанании необходимости логопедического и психологического сопровождения их ребёнка (родители пишут согласие  на обследование).

 Учитель – логопед, педагог –психолог

3.

Диагностическая работа: проведение комплексного обследования детей и своевременное выявление детей с ОВЗ,. Проанализировать контингент воспитанников и выявить детей, нуждающихся в уточнении образовательной программы.

Направление на консультацию к врачам по показаниям (по необходимости): невролог, лор, окулист, психиатр.  Цель: для уточнения психолого- логопедического заключения.

4.

Представление воспитанников на заседании ППк (где утверждается примерный список детей для прохождения ПМПК с ЦЕЛЬЮ выявления детей ОВЗ для получения рекомендаций по созданию специальных условий обучения и воспитания детей в образовательной организации. Для уточнения образовательной программы.

Вос массовых групп, уч -  логопед, пед- психолог, зам зав по ВР, заведующий

5.

Работа с родителями (зак. Пред-ми): консультирование со специалистами (учителем – логопедом, педагогам – психологом) по результатам диагностики, выявление социального запроса.

уч -  логопед, пед- психолог,

6.

Изучение документов по данному направлению, на уровне ППк ДОУ.

Вос массовых групп,  уч -  логопед, пе- психолог, зам зав поВР, заведующий

7.

Направление воспитанников на ПМПК, с полным пакетом документов

зам зав по ВР

8.

Написание адаптированной программы и обучение воспитанников по адаптированной программев соответствии с рекомендациями ПМПК.

 Организация коррекционно – развивающей помощи в соответствии с рекомендациями ПМПК.

Цель Психолого - логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС: Выбор оптимальных путей психолого - логопедической работы по коррекции речевых нарушений и недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере, способствующих успешной адаптации и интеграции ребёнка  в социуме)

Вос массовых групп,  уч - логопед, пед – психолог, заведующий,  зам зав по ВР, муз руководитель, инстр по ФИЗО

9

Организация консультативной работы родителей (законных представителей).

(Консультативная работа Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий воспитания, коррекции, развития и социализации) 

учитель - логопед, педагог – психолог,

10

Отслеживание динамики развития каждого ребенка (мониторинги, результаты обучения по АОП).

11

Повторное прохождение ПМПК (с целью отследить динамику, продолжать обучение по АОП или по ООП

Алгоритм выявления и оказания помощи детям с ОВЗ в ДОУ

Содержание этапа

Ответственный

1.

Выявление на уровне ДОУ детей с отклоняющимся развитием в ходе наблюдения за  их развитием, особенностями адаптации, поведением и т.д. (Заполнения бланка наблюдения за ребёнком).

Воспитатели массовых групп

2.

Работа с родителями (законными представителями) по оказанию помощи в осознании необходимости логопедического и психологического сопровождения их ребёнка (родители заполняют бланк согласие  на логопедическое и психологическое обследование).

Учитель – логопед, педагог –психолог

3.

Диагностическая работа, с целью проведение комплексного обследования детей и своевременное выявление детей с ОВЗ. 

Направление на консультацию к врачам по показаниям (по необходимости): невролог, лор, окулист, психиатр, для уточнения психолого- логопедического заключения);

- проанализировать контингент воспитанников и выявить детей, нуждающихся в уточнении образовательной программы.

4.

Представление воспитанников на заседании ППк.  Цель: выявить детей ОВЗ для получения рекомендаций по созданию специальных условий обучения и воспитания детей в образовательной организации. Для уточнения образовательной программы.

Учитель – логопед, педагог –психолог, зам. Заведующего по ВР

5.

Работа с родителями (законными представителями): консультирование  по результатам диагностики, выявление социального запроса.

Учитель – логопед, педагог –психолог

6.

Изучение документов по данному направлению, на уровне ППк ДОУ. 

Воспитатели массовых групп,  учитель -  логопед, педагог- психолог, зам. заведующего по ВР, заведующий

7.

Направление воспитанников на ПМПК, с полным пакетом документов

Зам.  заведующего  по ВР

8.

Написание адаптированной программы и обучение воспитанников по адаптированной программе в соответствии с рекомендациями ПМПК.

Организация коррекционно – развивающей помощи в соответствии с рекомендациями ПМПК.

Воспитатели массовых групп,  учитель -  логопед, педагог- психолог, зам. заведующего по ВР, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО

9.

Организация консультативной работы родителей (законных представителей).

Учитель - логопед, педагог – психолог

10.

Отслеживание динамики развития каждого ребенка (мониторинги, результаты обучения по АОП).

11.

Повторное прохождение ПМПК (с целью отследить динамику, продолжать обучение по АОП или по ООП


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Раннее выявление детей с патологией речи"

Консультация для педагогов...

Консультация для педагогов: «Симптомокомплекс раннего выявления детей с РДА и дизартрией»

Цель: сформировать и систематизировать у педагогов ДОУ знания по выявлению симтоматики РДА и дизартрии.Задачи:1. Сформировать понятия: онтогенез, патогенез, этиопатогенез, РДА, дизартрия.2. Познакомит...

Сообщение из опыта работы логопеда по теме: «Система раннего выявления детей с ОВЗ в ДОУ»

Сообщение из опыта работы  по теме: «Система раннего выявления детей с ОВЗ в ДОУ» для учителей логопедов и педагогов психологов....

Методические рекомендации по раннему выявлению детей с нарушениями развития

laquo;Раннее детство – особый и самый важный период в развития детей» Самый благоприятный и поддающийся педагогическим     воздействиям возраст. Одним из сам...

«Раннее выявление детей с ОВЗ»

laquo;Раннее выявление  детей с ОВЗ»...

Раннее выявление детей с отклонениями в развитии в условиях дошкольного учреждения

Раннее выявление детей с отклонениями в развитии в условиях дошкольного учреждения...