Программа дополнительного образования "Логоритмика"
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Нурматова Регина Валерьевна

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К пяти годам при нормальном течении речевого развития у ребенка формируется правильное произношение всех звуков родного языка. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон коры головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. В коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда логоритмика является важной составляющей и эффективным методом коррекционного воздействия на речь ребенка. Логоритмика – система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа

«Логоритмика» социально-педагогической направленности.

Составитель:

Нурматова Регина Валерьевна

учитель-логопед

Возраст детей: 3-4 года

Москва, 2021

Содержание

1.Пояснительная записка

2. Направления и средства коррекционной работы

3. Содержание дополнительной образовательной деятельности по логоритмике с детьми старшего возраста

4.Условия реализации программы

5. Календарно-перспективное планирование ДОП по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста

6. Диагностика достижений воспитанников кружка ДОП «Логоритмика» старшего  дошкольного возраста

7.Заключение

8.Литература

  1. Пояснительная записка

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К пяти годам при нормальном течении речевого развития у ребенка формируется правильное произношение всех звуков родного языка. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон коры головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. В коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда логоритмика является важной составляющей и эффективным методом коррекционного воздействия на речь ребенка. Логоритмика – система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений.

Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной педагогики доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Коррекция нарушенных и развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательно-моторной, произвольной). Понятие логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения.

Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. Занятие логопедической ритмикой обуславливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи. Особенностью программы, в свете ее коррекционных задач, является интеграция двигательной и познавательной деятельности на основе глубинных связей средств выразительности музыки, движения, речи.

Музыка

Движение

Речь

Ритм

Последовательность

звуков различной

длительности

Танцевальный

ритм

(рисунок

танца)

Чередование ударных

и безударных

слогов

Темп

Скорость звучания,

чередование

метрических долей

Скорость

выполнения

движения

Скорость речевого

потока

Метр

Чередование

сильных и слабых

долей в такте

Движение в едином

размере

(2, 3, 4-х дольном)

Выделение ударного

слога

Динамика

Сила звука

Различный

характер движений

по степени

напряженности

Усиление и

ослабление звука

Мелодия

Последовательность

звуков,

объединенных

смысловым

содержанием,

основная тема

Пластическое

выражение темы

и содержания

Мелодика речи,

звуковысотность

Характер

Выразительность,

образность

Создание двигательных

образов, гармония

движений

Эмоциональность,

выразительность,

образность

Фраза

Смысловой отрезок

Расчленение

движений

Смысловые отрезки речи

2. Направления и средства коррекционной работы.

Направленность программы - коррекционно-развивающая. По уровню освоения – ориентированная на устранение речевых дефектов. Вид обучения – практико- ориентированный с коллективными, групповыми, индивидуальными формами работы.

Направления

Средства коррекционной работы

1

Развитие внимания, памяти и восприятия

Упражнения на активизацию внимания, на развитие речи, наблюдательности, на объем внимания и его распределения. Игры (подвижные, с предметами и без предметов)

2

Развитие общей и мелкой моторики

Различные виды ходьбы и бега, упражнение с предметами и без предметов, пением, проговариванием текста. Общеразвивающие упражнения для рук, ног, туловища.

3

Коррекция эмоционально-поведенческих расстройств

Упражнения на передачу музыкального образа,

характера музыки, выразительности

движений, речи.

4

Активизация интеллектуальной деятельности

Усвоение понятий через выполнение заданий на сравнение, через размышление, передачу впечатлений. Упражнения передачи музыкальных образов.

5

Исполнительская деятельность

Танцы (сюжетные, народные, бальные). Песни (программные и внепрограммные).

Игра на музыкальных инструментах. Участие в школьных праздниках, конкурсах, спектаклях.

6

Коррекция речевых дефектов. Работа над звукопроизношением, связной речью, выразительностью.

Упражнения, песенный материал, подобранный для групп нарушений. Специальные упражнения на дыхание, силу голоса и его выразительность

3

8. Литература

1.Аудиопрограммы Екатерины и Сергея Железнова из серии «Музыкальные обучалочки»: «Наш оркестр», «Весёлая логритмика».

2. Алябьева Е.А.   Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006.

3.Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб., 1999.

4. Картушина М.Ю. Зеленый огонёк здоровья: Программа оздоровления

дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд.

5.Картушина М.Ю. . Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

6.Картушина М.Ю.. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

7.Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей .-М., 1997.

8.Лопухина И. С. Логопедия — речь, ритм, движение. СПб., 1997.

9. Трясорукова Т.П. Речедвигательный тренинг. Коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...