Программа дополнительного образования "Логоритмика"
методическая разработка по логопедии (средняя группа)
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К пяти годам при нормальном течении речевого развития у ребенка формируется правильное произношение всех звуков родного языка. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон коры головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. В коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда логоритмика является важной составляющей и эффективным методом коррекционного воздействия на речь ребенка. Логоритмика – система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_programma_logoritmika.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа
«Логоритмика» социально-педагогической направленности.
Составитель:
Нурматова Регина Валерьевна
учитель-логопед
Возраст детей: 3-4 года
Москва, 2021
Содержание
1.Пояснительная записка
2. Направления и средства коррекционной работы
3. Содержание дополнительной образовательной деятельности по логоритмике с детьми старшего возраста
4.Условия реализации программы
5. Календарно-перспективное планирование ДОП по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста
6. Диагностика достижений воспитанников кружка ДОП «Логоритмика» старшего дошкольного возраста
7.Заключение
8.Литература
- Пояснительная записка
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К пяти годам при нормальном течении речевого развития у ребенка формируется правильное произношение всех звуков родного языка. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон коры головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. В коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда логоритмика является важной составляющей и эффективным методом коррекционного воздействия на речь ребенка. Логоритмика – система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений.
Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной педагогики доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Коррекция нарушенных и развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательно-моторной, произвольной). Понятие логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения.
Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. Занятие логопедической ритмикой обуславливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи. Особенностью программы, в свете ее коррекционных задач, является интеграция двигательной и познавательной деятельности на основе глубинных связей средств выразительности музыки, движения, речи.
Музыка | Движение | Речь | |
Ритм | Последовательность звуков различной длительности | Танцевальный ритм (рисунок танца) | Чередование ударных и безударных слогов |
Темп | Скорость звучания, чередование метрических долей | Скорость выполнения движения | Скорость речевого потока |
Метр | Чередование сильных и слабых долей в такте | Движение в едином размере (2, 3, 4-х дольном) | Выделение ударного слога |
Динамика | Сила звука | Различный характер движений по степени напряженности | Усиление и ослабление звука |
Мелодия | Последовательность звуков, объединенных смысловым содержанием, основная тема | Пластическое выражение темы и содержания | Мелодика речи, звуковысотность |
Характер | Выразительность, образность | Создание двигательных образов, гармония движений | Эмоциональность, выразительность, образность |
Фраза | Смысловой отрезок | Расчленение движений | Смысловые отрезки речи |
2. Направления и средства коррекционной работы.
Направленность программы - коррекционно-развивающая. По уровню освоения – ориентированная на устранение речевых дефектов. Вид обучения – практико- ориентированный с коллективными, групповыми, индивидуальными формами работы.
№ | Направления | Средства коррекционной работы |
1 | Развитие внимания, памяти и восприятия | Упражнения на активизацию внимания, на развитие речи, наблюдательности, на объем внимания и его распределения. Игры (подвижные, с предметами и без предметов) |
2 | Развитие общей и мелкой моторики | Различные виды ходьбы и бега, упражнение с предметами и без предметов, пением, проговариванием текста. Общеразвивающие упражнения для рук, ног, туловища. |
3 | Коррекция эмоционально-поведенческих расстройств | Упражнения на передачу музыкального образа, характера музыки, выразительности движений, речи. |
4 | Активизация интеллектуальной деятельности | Усвоение понятий через выполнение заданий на сравнение, через размышление, передачу впечатлений. Упражнения передачи музыкальных образов. |
5 | Исполнительская деятельность | Танцы (сюжетные, народные, бальные). Песни (программные и внепрограммные). Игра на музыкальных инструментах. Участие в школьных праздниках, конкурсах, спектаклях. |
6 | Коррекция речевых дефектов. Работа над звукопроизношением, связной речью, выразительностью. | Упражнения, песенный материал, подобранный для групп нарушений. Специальные упражнения на дыхание, силу голоса и его выразительность |
3
8. Литература
1.Аудиопрограммы Екатерины и Сергея Железнова из серии «Музыкальные обучалочки»: «Наш оркестр», «Весёлая логритмика».
2. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
3.Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб., 1999.
4. Картушина М.Ю. Зеленый огонёк здоровья: Программа оздоровления
дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд.
5.Картушина М.Ю. . Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
6.Картушина М.Ю.. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
7.Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей .-М., 1997.
8.Лопухина И. С. Логопедия — речь, ритм, движение. СПб., 1997.
9. Трясорукова Т.П. Речедвигательный тренинг. Коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...