Программа дополнительного образования "Игроритмика"
методическая разработка по логопедии

Нурматова Регина Валерьевна

. Игроритмика является эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая развитие сенсорных и двигательных способностей детей, профилактику нарушений речи (дислалия, диспраксия, дизартрия). Под влиянием занятий игровой ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в динамической организации артикуляционного аппарата, состоянии общего и мануального праксиса, чувстве ритма, во взаимодействии друг с другом, эмоциональном развитии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igroritmika.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ИГРОРИТМИКА С ЛОГОПЕДОМ»

Направленность: ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ и ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 3-7 лет

Срок реализации: 9 месяцев

Автор-составитель: Нурматова Регина Валерьевна,

Должность: учитель-логопед

Реализует: Нурматова Регина Валерьевна,

Должность: : учитель-логопед

г. Москва

2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Игроритмика с логопедом» имеет профилактическую и художественную направленность.

Уровень программы

Уровень программы – ознакомительный.

Актуальность программы

С каждым годом увеличивается  количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, гаджетами, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам нужно искать новые, наиболее эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Игроритмика является эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая развитие сенсорных и двигательных способностей детей, профилактику нарушений речи (дислалия, диспраксия, дизартрия). Под влиянием занятий игровой ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в динамической организации артикуляционного аппарата, состоянии общего и мануального праксиса, чувстве ритма, во взаимодействии друг с другом, эмоциональном развитии.

Ротовая полость — сакральное место на стыке дыхательной и пищеварительной системы. Вообще, артикуляция — это процесс «рождения» звука при помощи мышц губ, гортаниязыка, нёба. Для того чтобы звук получился, все эти мышцы и органы должны синхронизироваться определённым, уникальным для каждого звука, образом — тогда возникает звуковая волна, которую мы и воспринимаем как звучание.

Для укрепления мышц рта, языка и гортани и существует артикуляционная гимнастика. Кроме мышечной работы, артикуляционная гимнастика задействует дыхательную и нервную системы. Согласись, сложно представить себе свободную речь без дыхания, ведь именно на выдохе мы поём, говорим — звучим. Когда мы концентрируемся на движении органов речи, мы активируем речевые центры в мозге, оттачивая процесс и обновляя клеточки ценного серого вещества.

Польза от пальчиковой гимнастики также огромна. Развитие тонких движений пальцев очень хорошо влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Иначе говоря, делая зарядку для пальчиков, ребенок стимулирует клетки головного мозга, т.к. мозг напрямую связан с работой пальцев.  К тому же пальчиковая гимнастика способствует концентрированию внимания, а в дальнейшем облегчит будущим школьникам усвоение навыков письма. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение.

В целом, игроритмика наиболее доступна по технике исполнения, благодаря слиянию несложных элементов танца с простыми общеразвивающими упражнениями.  Эмоциональность достигается не только прекрасным музыкальным сопровождением, но и выполнением детьми образных упражнений и сюжетных композиций, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, которым всегда нравится подражать действиям окружающих  людей и копировать поведение животных.

С помощью музыкально-ритмических упражнений дети приобретают умение двигаться в соответствии с динамическими оттенками музыки, согласовывать скорость и характер выполняемых движений с темпом и ритмом музыкального произведения. Они развивают не только координационные способности детей, но и ловкость, гибкость, пластичность, красоту и точность движений.

Введение игровых ситуаций создаёт на занятиях непринуждённую атмосферу; облегчает процесс запоминания, освоения и выполнения упражнений; повышает эмоциональный настрой, а также способствует развитию мышления воображения,  творческих способностей детей.

Цель программы: профилактика речевых нарушений посредством развития у детей артикуляционного аппарата, мануального и общего праксиса, чувство ритма и двигательных способностей, эмоционального развития.

Задачи программы

Задачи программы:

Обучающие:

  • познакомить детей с органами артикуляции и учить управлять ими;
  • учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;

Развивающие:

  • развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальную память);
  • Развитие двигательных качеств и умений:
  • развитие точности, координации движений;
  • развитие умения ориентироваться в пространстве;
  • обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
  • Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
  • развитие творческого воображения и фантазии;
  • развитие способности к импровизации;
  • Развитие и тренировка психических процессов:
  • развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
  • развитие восприятия, внимания, памяти;

Воспитательные:

  • Воспитание таких качеств, как внимание, целеустремлённость, собранность, работоспособность, коллективизм;
  • воспитание умения сопереживать другому;
  • воспитание умения вести себя в группе во время движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...