Цель: развитие коммуникативных способностей дошкольников, мысли детей; создание условий для развития инициативности, самостоятельности у детей 6-7 лет; способствовать совершенствованию речи, как средства общения. Задачи: - Знакомство детей с понятием «самостоятельность».
- Создание условий для развития предпосылок самоанализа, выявление собственной формулы успеха каждым ребёнком.
- Развивать познавательные процессы дошкольников: внимание, логическое мышление, память, воображение, любознательность.
- Поддерживать инициативу и самостоятельность детей в игре.
- Совершенствовать социально – коммуникативные способности и навыки конструктивного сотрудничества (умение работать вместе, договариваться, работать сообща и дружно) на основе инициативности, самостоятельности.
- Отработка навыков уверенного поведения при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
- Формирование основ навыка саморегуляции эмоциональных состояний и поведения детей.
Образовательные области: социально-коммуникативное и познавательное развитие. Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная. Методические приёмы: ритуал встречи, упражнения на формирование чувства успешности, комментированное чтение стихотворения К. Мурзалиева «Сам», игра на развитие эмоционально-волевой сферы «Как быть самостоятельным?», рефлексия (определение своего уровня самостоятельности), ритуал прощания. Ход занятия. 1. Игра-приветствие «Лучики» (Традиционное зажигание солнышка 6 группы) Задача: установить эмоциональный контакт между детьми. «Раз, два, три — солнышко 6 группы гори!!» (Ребята протягивают руки к центру, образуя лучи солнышка. После слова «гори», поднимают руки вверх и улыбаются друг другу). 2. Введение в тему. Основная часть. -Сегодня я хотела предложить вам поговорить о «самостоятельности». -Как вы думаете, что такое самостоятельность? (все, что делает человек без помощи, без подсказки, потому, что знает, как) - Что значит быть самостоятельным? (Ответы детей) -Спасибо за ответы! -Наш очень интересный разговор предлагаю продолжить в дружеском кругу! (Ребята проходят в спальную и удобно размещаются на подушках. Вместе зажигают лампочку-солнышко.) -Давайте вспомним правила круга (Не перебивать; слушать товарища; говорит тот, у кого волшебный клубочек) -Предлагаю ввести еще одно правило (Говорить только честно!) - Хочу вам прочесть очень замечательное стихотворение Кадыра Мурзалиева «Сам». - Внимательно слушайте и думайте, о чем говориться в стихотворении! Я всё умею делать сам: Сам просыпаюсь по утрам, Сам говорю: — Пора вставать! – Сам застелю свою кровать! Я сам! Я первый на ногах, Сам одеваюсь впопыхах, Чтоб никуда из-за меня Не опоздала бы родня! Сам чищу ваксой башмаки, Сам завяжу на них шнурки – Как следует, без узелка, А это ж целых два шнурка И вот иду я в детский сад – Я сам! Не то что год назад! Метёт метель, сечёт ли дождь, А ты идёшь себе, идёшь… Я и до школы бы дошёл, Я сам дорогу бы нашёл, Но только надо, говорят, Сперва закончить детский сад. Вопросы для обсуждения (Во время ответов из рук в руки передается фонарик) -Кто главный герой стихотворения? - Можно ли назвать мальчика из стихотворения самостоятельным? - Как он проявляет свою самостоятельность? - Кому он помогает? - А Вы самостоятельные? (ХОРОМ) - В чём выражается Ваша самостоятельность? (по кругу) - Кого из своих друзей ты можешь назвать самостоятельным? 3 часть -Помочь нам разобраться в том, кто и в чем из нас самостоятельный поможет игра «Как быть самостоятельным» -Слушайте внимательно и приготовьте ладошки! Я буду читать разные действия, а вы хлопайте тога, когда услышите действия про самостоятельность. - Делаю все сам.
- Говорю, помоги мне, научи меня строить башню.
- Помогаю друзьям, если им нужна помощь.
- Говорю, нарисуй мне кошку.
- Не хочу идти на занятие, капризничаю.
- Все дела делаю сразу.
- Мои игрушки убирают родители или воспитатель.
- Мой рюкзак в сад несет мама
- Я свои вещи всегда несу сам.
- Смело берусь за новое дело.
- Часто ленюсь и не делаю.
- Сумку с бассейном складывают родители.
- Соблюдаю правила.
- При выполнении задания подглядываю к соседу.
- Все, что обещаю, всегда делаю.
- Домашние задания всегда делаю сам.
- Довожу начатое дело до конца.
- Сам завязываю шнурки.
- Мою постель заправляет мама или бабушка
- Помогаю маме мыть посуду и убирать в доме.
ВЫВОД: Давайте попробуем сделать вывод, что умеет делать самостоятельный человек? (Ответы по кругу) - Спасибо за ваши мнения! -А давайте поделимся секретиками! Кто чего еще не умеет! -Все люди и большие, и маленькие не могут все знать и уметь! (Откровенно делимся тем, что еще не умеем) Упражнение «Лесенка». (У каждого ребенка своя лесенка и у педагога тоже). Подумайте теперь о себе, и очень честно решите, насколько вы самостоятельны. (Листок с лесенкой ребята подписывают сами). -Думаю, каждый из вас понял, насколько он самостоятельный! Попробуем отметить это на лесенке самостоятельности. У лесенки 10 ступенек. На самой верхней ступеньке располагаются самые-самые самостоятельные, на самой нижней – самые несамостоятельные дети. Хорошо и честно подумайте и на какой ступеньке находитесь вы? Ваши лесенки будут жить с нами в группе, и мы вернемся к ним через несколько дней. Инструкция. Каждый ребёнок выбирает свою лесенку и рисует на одной из ступенек кружок, смайлик. Вопросы для обсуждения: Трудно ли было найти для себя место? АНАЛИЗ ЛЕСЕНКИ - Обратите внимание, у всех самостоятельность на разных ступеньках. Но есть дети, у которых она высокая. Они смогут стать помощниками для других - У воспитателя тоже не самые высокие показатели Упражнение «Похвалилки» -Сколько всего мы узнали про самостоятельность! — Настало время себя и похвалить. - Асейчас, ребята, приглашаю вас в круг! -Давайте покажем, что мы умеем делать хорошо и похвалим себя за это! Инструкция. «Нужно рассказать, что вы умеете хорошо делать. Давайте все встанем в круг, каждый по очереди будет выходить в центр круга и говорить: «Я умею хорошо…» Если кто-то из ребят тоже хорошо умеют это делать, он встаёт рядом с говорящим и произносит: «Я тоже». Если никто в группе не умеет делать того, что сказано, все аплодируют и хором говорят: «Как здорово!» Рефлексивный круг (обсуждение): Ребята, скажите, легко или трудно вам было называть то, что вы хорошо умеете? Заключение: Благодарим друг друга за работу и вместе выключаем лампочку-солнышко
|