Рефлексивный круг общения
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Рефлексивный круг общения поможет сформировать у ребенка потребность и умение быть внутренне свободным, развивть способность выслушивать товарищей, воспитать взаимовыручку и доброжелательное отношение друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksivnyy_krug_obshcheniya.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида» №221
Кемеровской области
Рефлексивный круг общения
подготовила
воспитатель
Елена Викторовна Никифорова
Г. КЕМЕРОВО
2012
Содержание
Введение……………………………………………… 5
Характеристика рефлексивного круга и его влияние
на развитие детей дошкольного возраста……
Основные принципы работы……………………………………………… 6
Планирование………………………………………………………………… 8
Приложение………………………………………………………………… 10
Список литературы…………………………………………………… 14
3
Цель: Раскрытие “я” ребёнка, присущей только его индивидуальности.
Задачи:
1.Развивать уверенность в себе, способность выслушивать
товарищей.
2.Развивать коммуникабельные способности и коммуникативные
навыки.
3. Обучать детей установлению контакта между собой.
4. Воспитывать взаимовыручку и доброжелательное отношение
друг к другу.
4
Рефлексивный круг общения - одна из форм работы, которая помогает сформировать у ребёнка потребность и умение быть внутренне свободным. «Рефлексия» от лат. — «Обращение назад, на себя» — это особая активность человека, направленная на осмысление собственных действий и состояний самопознания, на самораскрытие своего внутреннего мира.
Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей. Соединение этих двух понятий (рефлексия и круг) отражает основную направленность нашей работы: научить ребёнка обращаться к различным сторонам собственного опыта, соотносить его с мнением других детей и сотрудничать с ними. В основе каждого рефлексивного круга лежит определенный сюжет, иногда несколько занятий объединяются общим сюжетом. Благодаря этому дети вовлечены в деятельность, что повышает эффективность занятий и интерес к изучаемому материалу, проблеме. Занятия программы «Рефлексивный круг» построены на основе событийности: дети анализируют собственный опыт, как бы проживают те или иные события, а получаемая информация приобретает для них личностную окраску.
5
Я работаю с детьми старшего возраста.
Каждый год ко мне в группу приходят дети старшего возраста.
У некоторых детей очень тяжело и болезненно проходит
адаптационный период.
Адаптационный период длится около 3-4 месяцев.
Дети долго привыкают друг к другу, возникают разногласия в общении.
Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, чем быстрее они привыкнут друг к другу, тем меньше будет конфликтов и разногласий.
Чтобы быстрее сплотить коллектив, я стала проводить
рефлексивный круг.
Каждый новый день у нас начинается с круга общения.
Этот круг дает возможность несколько минут побыть вместе, глаза в глаза, рука к руке, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.
Круг общения помогает мне узнать, с каким настроением ребенок пришел в детский сад, а ребенку настроиться на дальнейшие игры и общение.
Например: «Завяжи бантик солнышку»
Дети завязывают солнышку бантики в соответствии с настроением.
Настроение отражается в цвете.
Красный — веселое настроение, зеленое - ленивое,
синий - беспокойное, черный - грустное.
Наше общение обязательно завершается игрой на развитие каких-либо творческих способностей.
В конце рабочего дня круг общения, помогает узнать с каким настроением дети уходят домой.
Детям очень нравится общаться и играть вместе. Они с нетерпение ждут следующего дня и приходят с радостью в детский сад. Таким образом, адаптационный период проходит незаметно для детей.
6
Есть несколько видов рефлексивных кругов:
«Что такое радость?» - Развивает умение адекватно выражать своё эмоциональное состояние, понимать эмоциональное состояние другого человека.
«Мир моих фантазий» - (развивает воображение),
«Я глазами других» - (развивает уверенность) и другие.
Я остановлюсь на одном из кругов общения:
«Я и другие».
Цель:
1. Развивать уверенность в себе, умение высказывать своё мнение, способность внимательно выслушивать своих товарищей.
2. Развивать воображение.
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
Материал: Клубок ниток, спокойная музыка.
Содержание: Дети в кругу. В руках у воспитателя клубок ниток.
Воспитатель: Давайте узнаем, что вы больше всего любите.
Звучит музыка и воспитатель говорит, что я люблю гулять в лесу.
Затем передает клубок ребёнку и каждый высказывает своё мнение,
потом клубок возвращается к воспитателю.
Получилась вот такая паутинка. Паутинка сплела нас в единое целое.
Теперь мы с вами едины.
Она очень тонкая и в любой момент может разорваться.
Так давайте сделаем так, чтобы никто и никогда не мог поссорить нас друг с другом и разорвать нашу дружбу. Дети закрывают глаза и представляют, что они едины (паутинку сматывают в клубок).
7
Тематическое планирование по развитию внимания и памяти в подготовительной группе.
месяц | тема | игра |
сентябрь | «Мой внутренний мир» 1 неделя «Моё настроение» 2 неделя: «Мои мечты» 3 неделя: « Мои секреты» 4 неделя «Моё настроение | «Сосчитай» «Фильм» Игра на воображение |
октябрь | 1неделя: «Моё настроение» 2 неделя: «Мои тайны» 3 неделя: «Обида» 4 неделя «Моё настроение» | «Завитки» «Дорисуй» «Найди пару» «Смеяться запрещается» |
ноябрь | 1 неделя «Удивление» 2 неделя: «Мои сны» 3 неделя: «Радость» 4 неделя «Моё настроение» | «Помоги белочке «Выполни движение» «Аквариум» «Шурум-бурум» |
декабрь | 1 неделя «Мир фантазий» 2 неделя: «Волшебная страна» 3 неделя: «Необитаемый остров» 4 неделя « Моё настроение» | »Распредели на группы» «Фильм» «Разошли письма» «Волшебное исчезновение |
январь | 3 неделя: «Волшебство» 4 неделя: «Моё настроение» | «Исправь ошибку» «Передай движение» «Почта» |
8
февраль | 1 неделя: «Волшебные очки» 2 неделя: «Маска я тебя знаю» 3 неделя: «Мир будущего» 4 неделя «Моё настроение» | «Гусеница» «Паутинка» «Танец Дружбы» «Палочки» |
Март | «Мир детства» 1неделя «Моя игрушка» 2 неделя «Мой день рождения» 3 неделя: «Моё настроение» 4 неделя «Подарок» | «Здравствуй» «Найди птиц» п./и «Волны» «Палочки» |
апрель | «Мир вокруг нас» 1неделя: «Мне в тебе нравится…» 2 неделя: «Как прекрасен этот мир» 3 неделя: «Моё настроение» 4 неделя: «Ладони – солнышки» | «Паровозики» «Ладони – солнышки» - рисунки «Раздувайся пузырь» |
Май | 1неделя: «Есть у солнышка друзья» 2 неделя: «Цветы и бабочки» 3-4 неделя: «Планета детей» | «Обезьянки»» «Барабан» п./и « Паровозик» рисуем «Цветы и бабочки» |
9
«Я глазами других».
Цель: Дать детям представления об индивидуальности. Неповторимости каждого из них, развивать уверенность в себе, формировать умение принимать отличную от своей точки зрения.
Материал: камешек, коврики.
Содержание: Дети сидят в кругу на ковриках. Педагог показывает волшебный камешек, с помощью которого можно узнать много интересного о себе. Дети передают волшебный камешек друг другу
Со словами: ,,Я дарю тебе камешек, потому что ты…”
Итог: при помощи камешка вы много сказали доброго и хорошего.
«Тайна моего “я”».
Цель: Создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявить свои чувства и говорить о них, воспитывать навыки эмпатического общения, умение принять и выслушать другого человека; развивать способность понимать себя самого.
Материал: подсвечник со свечёй, спички, зеркальце, классическая музыка.
Содержание: Дети сидят в кругу. Горит свеча. Помните сказку
А. С. Пушкина ,,О мёртвой царевне’’, чтобы узнать что - нибудь о себе.
Царица доставала волшебное зеркальце и приказывала ему: ,, Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?” Педагог показывает детям ,,волшебное зеркальце” и говорит: У меня тоже есть волшебное зеркальце, с помощью которого мы тоже сможем узнать много интересного друг о друге и ответить на вопрос: ,, Кто я?”. Давай посмотрим на пламя свечи. Оно поможет нам вспомнить о чувствах – успехах и не удачах”. Звучит музыка и педагог рассказывает о себе, потом говорят дети. Вот мы и рассказали о своих достоинствах и о
недостатках и можем исправить их. Давайте внимательнее относиться друг
к другу. Дети берутся за руки и задувают свечу.
10
«Я и мои эмоции».
Цель: Учить детей говорить о своих чувствах, развивать способность определять эмоции по схематическим изображениям, обогащать словарь детей.
Материал: пиктограмма, коврик, музыка.
Содержание: Дети сидят в кругу на ковриках. В центре карточки с изображением различных оттенков настроений. Педагог предлагает взять карточки, которые больше всего подходят больше всего вашему настроению. После того, как дети возьмут подходящею для себя карточку. Педагог делает вывод, какое настроение у детей - грустное,
весёлое, задумчивое. А что надо для того, чтобы настроение улучшилось? Давайте рассмеёмся и забудем о плохом настроении.
«Я и другие».
Цель: Формировать доброжелательное отношение друг к другу,
Развивать в детях умение выражать своё отношение к другим, (если нужно критично, но тактично.)
Материал: клубок ниток, спокойная музыка.
Содержание: Дети в кругу. В руках у педагога клубок ниток.
Воспитатель: Вы дружите много лет, и вы все знает друг друга.
Все вы разные, знаете достоинства и недостатки друг друга.
А что бы вы могли пожелать друг другу, чтобы стать лучше?
Звучит музыка, дети говорят пожелания друг другу. Педагог говорит пожелание рядом сидящему ребёнку (пример: чтобы он меньше плакал и больше играл с детьми.) Затем взрослый передает клубок ребёнку (ребенок говорит пожелание рядом сидящему) и т.д., потом клубок возвращается
к педагогу. Дети закрывают глаза и представляют, что они едины.
11
«Мир моих фантазий».
Цель: Развивать воображение, раскованность, коммуникативные навыки, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.
Материал: стульчик на каждого ребёнка, цветик - семицветик.
Содержание: Дети на стульчиках в кругу. Педагог обращает их внимание на цветик - семицветик, который держит в руках: «Помните сказку о девочке, у которой был волшебный цветок, его лепестки выполняли заветное желание:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели!
Воспитатель: Представьте себе, что есть волшебник, который выполнит любые желания. Для этого надо оторвать один лепесток и загадать желание и рассказать о своей мечте. ”Дети по очереди отрывают лепестки и рассказывают, чего бы они хотели.
Воспитатель: Дети, какое желание вам больше всего понравилось?
У каждого были разные желания, у одних о себе, у других они связаны с друзьями, с родителями. Но все ваши желания обязательно сбудутся.
«Как я могу изменить мир к лучшему?»
Цель: Развивать у детей воображение, умение выслушивать мнение другого, принимать иную точку зрения, отличную от своей, формировать сплочённость группы.
Материал: „Волшебные“ очки.
Содержание: Дети сидят в кругу. Педагог показывает „Волшебные“
очки: „Тот, кто их оденет, увидит в других людях только хорошее,
12
даже то, что не всегда сразу заметно. Каждый из вас примерит очки и рассмотрит остальных“.
Дети по очереди надевают очки и называют достоинства друг друга.
Воспитатель: „А сейчас мы снова наденем очки и посмотрим на мир другими глазами. Что бы вы хотели изменить в мире, чтобы он стал лучше?“ (дети отвечают)
Это всё помогает нам увидеть в других, что-то хорошее.
«Что такое радость?»
Цель: Развивать умение адекватно выражать своё эмоциональное состояние, понимать эмоциональное состояние другого человека.
Материал: Фото радостных лиц детей, пиктограмма “радость“, солнышко, красный фломастер.
Содержание: Дети сидят в кругу. Рассматривают фото
Воспитатель:
- Какое чувство изображено на них? (улыбка)
- Что для этого надо сделать? (улыбнуться)
Поздоровайтесь друг с другом. Каждый ребенок поворачивается к другу справа, называет его по имени и говорит, что рад его видеть.
Воспитатель: Теперь расскажите, что такое радость? Закончите предложение: „Я радуюсь, когда…“. (дети заканчивают предложения). Педагог записывает пожелания на листочках и прикрепляет к лучикам. У каждого своя радость, но она передается друг другу.
Список литературы
1. Чарнецкая Л.В. Развитие коммуникабельных способностей у дошкольников:
Практическое руководство для педагогов дошкольных образовательных
учреждений / Л.В.Чернецкая. – Ростов Н.Д.: Феникс. 2005. - 256с.: - (Школа развития).
Статьи из журналов
2. «Воспитание дошкольника». ООО Издательский дом / Под научной ред.
Г.А.Тростянская. - Москва. , 2006.-№6-с.12-15.
3. «Воспитание дошкольника». ООО Издательский дом / Под научной ред.
Г. А. Тростянская. - Москва. , 2007.-№1 - с. 14-17.
4. «Воспитание дошкольника». ООО Издательский дом / Под научной ред.
Г. А. Тростянская. - Москва. , 2007.-№3 - с. 25-28.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование педагогической технологии: "Рефлексивный круг" как средство социализации младших дошкольников"
Реализация образовательной области "Социально - коммуникативное развитие" в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка"...
Открытое занятие "Рефлексивный круг общения по технологии Н.П. Гришаевой"
Конспект занятия рефлексивный круг общения «Кто для ребят примером будет?»Цель: формировать характер ребенка, развитие воображения.Задачи:1. Развивать уверенность в себе, способность выслу...
Памятка «Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста при использовании ТЭС «Ежедневный рефлексивный круг» Н.П. Гришаевой»
Эта памятка о видах РК, структуре, правилах проведения....
Рефлексивный круг общения «Зимушка-зима» в подготовительной группе
Программное содержание: Образовательные: обобщить представления детей о зиме; закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев; учить устанавливать связи и закономерности в природе. раз...
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста «Ежедневный рефлексивный круг» Н.П. Гришаевой»
Памятка для педагогов "Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста ;Ежедневный рефлексивный круг" Н.П. Гришаевой;....
Рефлексивный круг общения
Метод социализации детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов. Тема: «Использование авторской педагогической технологии Н.П.Гришаевой «Рефлексивный круг» («Утренний круг» и «Вечерний круг») для успешной социальной адаптации детей дошкольного возраста»
Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед воспитателями ДОУ– это помочь...