Использование педагогической технологии: "Рефлексивный круг" как средство социализации младших дошкольников"
статья (младшая группа) на тему
Реализация образовательной области "Социально - коммуникативное развитие" в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рефлексивный круг | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное оздоровительное общеобразовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, городского округа Балашиха
«САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА «ПОЛЯНКА»
143905, Московская область, город Балашиха, улица Свердлова, дом 26 – а
Тел/факс 523-15-48
СООБЩЕНИЕ
на тему: «Опыт использования педагогической технологии:
«Рефлексивный круг» как средство социализации младших дошкольников в период адаптации к условиям ДОУ»
к методическому объединению:
«Реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка»
Подготовила:
Воспитатель
Федотова Н.В.
Балашиха, 2016
Социально-коммуникативное развитие является главной проблемой в педагогике. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит внимания, доброты, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Наблюдения за повседневной игровой деятельностью детей, за их общением показывают, что в детской популяции присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, у них все чаще отмечается высокая эгоцентричность, нарушения эмоционального характера, трудности коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми.
В рамках реализации ФГОС, в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждениях более пристальное внимание уделяется достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Это целенаправленный процесс приобщения ребенка к моральным ценностям человечества и конкретного общества, как процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить.
В процессе становления личности ребенка и его социализации большое значение имеет то, как он в первые годы жизни адаптируется в мире людей (взрослых и сверстников) в образовательных детских дошкольных учреждениях, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Особое место в жизни ребенка занимает адаптация к ДОУ, как первый социальный опыт взаимодействия с миром без сопровождения родителей. Адаптационный период является серьёзным испытанием для младших дошкольников. Создание комфортных психолого-педагогический условий с использованием современных технологий социализации позволит детям не только успешно адаптироваться к условия ОУ, но развивать социально-коммуникативные навыки.
Внедрения в педагогический процесс современных технологий социализации, таких как «Клубный час», «Ежедневный рефлексивный круг», «Ситуация месяца» «Проблемные педагогические ситуации», «Социальные акции» способствует не только социализации детей, но позволяет активизировать родителей, как социальных партнеров ДОУ.
Наш опыт наблюдения за адаптационным периодом младших дошкольников показал, что в первые месяцы пребывания ребенка в ОУ использование «Рефлексивного круга» способствует снижению напряженности и тревожности, установлению социальных контактов.
В своей деятельности мы опирались на работы таких авторов как: Гришаева Н.П., Дыбина О.В., Котова Е.В..
Рефлексивный круг общения - одна из форм работы, которая помогает сформировать у ребёнка потребность и умение быть внутренне свободным. «Рефлексия» от лат. — «Обращение назад, на себя» — это особая активность человека, направленная на осмысление собственных действий и состояний самопознания, на самораскрытие своего внутреннего мира.
Круг – возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.
Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей. Соединение этих двух понятий (рефлексия и круг) отражает основную направленность нашей работы: научить ребёнка обращаться к различным сторонам собственного опыта, соотносить его с мнением других детей и сотрудничать с ними.
Задачами нашей работы мы видим:
- Развитие коммуникативных способностей и навыков детей.
- Обучение детей установлению контакта между собой.
- Воспитывать взаимовыручку и доброжелательное отношение друг к другу.
- Формировать общие позиции относительно различных аспектов жизни в группе
- Сделать процесс адаптации к условиям ДОУ более успешным.
Наш опыт:
Поставленные перед нами задачи мы решали комплексно. Для реализации нашей цели был оформлен уголок эмоциональной разгрузки «Уголок настроения «Колобок»», который мы используем как средство самопознания и развития эмоциональной сферы ребенка. Изготовлен «Радужный круг» позволяющий организовать детей для проведения рефлексивного круга, так же подготовлен дидактический материал на тему «Правила поведения в детском саду», оформлена картотека игр направленных на сплочение детского коллектива.
Каждый новый день у нас начинается с того что ребенок выбирает себе «колобка настроения», соответствующего его эмоциональному состоянию и помещает туда прищепку со своим изображением. Это способствует обогащению эмоциональной сферы, дает понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учит распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогает детям адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого. Затем, когда большая часть группы собралась, мы можем приступить к нашему ритуалу, «Ежедневный рефлексивный круг». Это плановый тип рефлексивного круга. Мы собираемся в групповой спальне, вокруг «Радужного круга». Это дает возможность несколько минут побыть вместе, глаза в глаза, рука к руке. Мы обязательно приветствуем новый день и друг друга, обсуждаем планы на день. Затем в зависимости от эмоционального состояния детей воспитатель выбирает тему для обсуждения. Мы обсуждаем эмоциональное состояния детей, с каким настроением они пришли в детский сад, если есть дети, которые выбрали «грустного колобка» воспитатель обращает внимание остальных детей, пытаясь совместно с детьми понять причину грустного настроения, вызвать чувство эмпатии, сопереживания и желания позаботиться о товарище. Так же мы можем обсудить следующие темы: «С кем бы ты хотел играть», «Мои любимые игрушки», «Я люблю есть…», «Правила поведения в группе», «Правила поведения на площадке», «Правила поведения в столовой», «Как помириться», «Как делиться игрушками» и др.
Поскольку основной задачей в нашей работе мы ставили успешную адаптацию детей младшего возраста к условиям ДОУ, большое внимание при проведении «Рефлексивного круга» уделяется обсуждению правил поведения в детском саду. В кругу воспитатель знакомит детей с основными правилами поведения такими как: «Приветствие и прощание», «Не отбирай, не ломай, не дерись», «Поиграл - убери игрушки» и т.д., в доверительной и доброжелательной атмосфере дети и воспитатель могут обсудить, зачем нужны те или иные правила и как их соблюдать, а так же что очень важно, решением детей в группе утверждаются те или иные правила.
В течении дня мы можем собираться в «экстренный круг», иногда это происходит в групповой комнате на стульчиках. Такая форма работы позволяет воспитателю своевременно отреагировать на возможные коммуникативные трудности детей.
В вечерние часы «Рефлексивный круг» позволяет актуализировать опыт проживания дня в ДОУ и обсудит планы на следующий день. Дети дают оценку своей деятельности с помощью «языка чувств». Воспитатель помогает детям вспомнить нравственные ситуации, и дать оценку им. Так же вечером в «кругу» мы играем в игры способствующие сплочению детского коллектива. Такие игры как: «Это я, узнай меня», «Я хочу с тобой подружиться», «Похлопаем в ладоши, те кто…», «А я сегодня вот такой!». Эти игры особенно актуальны в период формирования детского коллектива, они помогают установить положительный контакт между взрослым и детьми, а самих детей мотивируют по-доброму взглянуть друг на друга, проявить интерес и внимание к сверстнику, учат понимать индивидуальные особенности друг друга. Заканчивается рефлексивный круг прощанием, добрыми пожеланиями.
В процессе внедрения и использования педагогической технологии «Рефлексивный круг» мы пользовались учетной документацией позволяющей нам четко отследить динамику поведения детей, а так же фиксировать темы и вопросы, обсуждаемые при проведении «Рефлексивного круга».
Мы использовали таблицу учета проведения «Ежедневного рефлексивного круга». Где фиксировались темы и вопросы, обсуждаемые с детьми. Такая форма учета способствует накоплению материала, и дает возможность, отследить какие темы обсуждаются чаще, что интереснее детям. По возможности заполняется ежедневно, после проведения «круга».
Так же нами была разработана форма для наблюдения за поведением детей во время проведения «Ежедневного рефлексивного круга». Мы рассматривали такие поведенческие параметры как: «Реакция на ситуацию», «Познавательная активность», «Соблюдение правил», «Общий эмоциональный фон». Критерии оценки: 1) принятие, тревожность, непринятие; 2) активен, активен при поддержке взрослого, пассивен реакция протеста; 3) положительный, неустойчивый, отрицательный.
По результатам наших наблюдений за поведение детей во время проведения «Ежедневного рефлексивного круга» можно сделать вывод о положительной динамике. Процесс адаптации детей к условиям ДОУ проходит значительно легче, имеет положительную направленность. Дети чувствуют себя комфортно в теплой, доброжелательной атмосфере «круга», рефлексивный круг поддерживает и развивает стремление ребенка к общению, обогащает его личный практический опыт.
С помощью педагогической технологии «Ежедневный рефлексивный круг» в группе создается доверительная обстановка, позволяющая детям проявить свои чувства и говорить о них, воспитывает навыки эмпатического общения, умение принять и выслушать другого человека; развивает способность понимать себя самого, формирует сплочённость группы.
Детям очень нравится общаться и играть вместе, в том числе и в круге. Они с нетерпение ждут следующего дня и приходят с радостью в детский сад. Таким образом, адаптационный период проходит незаметно для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность как средство социализации младших дошкольников
«…ребёнок в игре получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни… В игре проявляются и удовлетворяются социальные потребности и интересы ребёнка, проявляясь, они вместе с...
«Развивающая среда как средство социализации младших дошкольников».
Доклад на педсовет из опыта работы.«Развивающая среда как средство социализации младших дошкольников».ПодготовилаВоспитатель 1 категорииБычкова Ольга ВалерьевнаМДОУ ЦРР №24 Развивающая среда-это ...
Использование педагогической технологии «Рефлексивный круг» как средство социализации младших дошкольников.
Социально-коммуникативное развитие является главным аспектом в воспитании дошкольников. Актуальность этой образовательной области возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального ...
Игровая деятельность как средство социализации младшего дошкольника
Социализация – процесс, результат усвоения иактивного воспроизводства социального опыта, прежде всего системы социальных ролей...
Использование инновационной технологии «Рефлексивный круг» как метод социализации детей дошкольного возраста.
Детствосбережение является ключевой идеей, проектируемой педагогической концепцией развития дошкольного образования, стратегическим вектором, определяющим новое качество образования в интересах детств...
Сказка как важнейшее социально-педагогическое средство социализации младшего дошкольника
В статье раскрывается вопрос о сущности сказки как важнейшее социально-педагогическое средство социализации младшего дошкольника, описываются и анализируются функции сказки....
Использование инновационной технологии «Рефлексивный круг» как метод социализации детей дошкольного возраста.
Современный региональный проект «Доброжелательная школа», где один из кейсов «Дети в приоритете», отображает направление деятельности дошкольных образовательных учреждений Белг...