Использование педагогической технологии «Рефлексивный круг» как средство социализации младших дошкольников.
статья (младшая группа) на тему
Социально-коммуникативное развитие является главным аспектом в воспитании дошкольников. Актуальность этой образовательной области возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит внимания, доброты, речевой культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование педагогической технологии «Рефлексивный круг» как средство социализации младших дошкольников.
Социально-коммуникативное развитие является главным аспектом в воспитании дошкольников. Актуальность этой образовательной области возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит внимания, доброты, речевой культуры. Наблюдения за повседневной игровой деятельностью детей, за их общением показывают, что в детском возрасте присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Современные дети испытывают трудности коммуникации как со сверстниками, так и с детьми по старше и со взрослыми.
Детский сад является сегодня первой ступенью на пути к становлению личности, поэтому очень важно определить какие существуют проблемы в ходе социализации детей в дошкольном учреждении и пути их решения. В рамках социализации во второй группе раннего возраста второй год осуществляется совместный долгосрочный проект с обучающимися 7а класса БСШ №1 «Я и детский сад». Данный проект рассчитан на 6 лет. Итоговое мероприятие данного проекта – это совместный звонок: для детей детского сада-первый звонок, поскольку они станут учениками, а для обучающихся - последний звонок, поскольку они станут выпускниками школы.
Наблюдая за поведением детей еще в первой группе раннего возраста, мы заметили напряженность и тревожность в установлении контакта со школьниками. Чтобы сформировать у детей потребность и умение быть внутренне свободными, раскрепощенными, мы использовали такую форму работы, как технология «рефлексивный круг общения».
Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей. Соединение этих двух понятий (рефлексия и круг) отражает основную направленность нашей работы: научить ребёнка обращаться к различным сторонам собственного опыта, соотносить его с мнением других детей. При встрече, мы встаем в круг, это дает возможность несколько минут побыть вместе, глаза в глаза, рука к руке.
Большое внимание при проведении «Рефлексивного круга» уделяем обсуждению правил поведения в детском саду. В кругу знакомим детей с основными правилами поведения такими как: «Приветствие и прощание», «Не отбирай, не ломай, не дерись», «Поиграл - убери игрушки» и т.д., в доверительной и доброжелательной атмосфере дошколята, школьники и взрослые (воспитатель и учитель-Сочнева О.А.) могут обсудить, зачем нужны те или иные правила и как их соблюдать, а так же что очень важно, решением детей в группе утверждаются те или иные правила. Так же мы обсуждаем и другие темы: «С кем бы ты хотел играть», «Мои любимые игрушки», «Я люблю есть…», «Правила поведения на площадке», «Правила поведения за столом», «Как помириться», «Как делиться игрушками». Ребята с большим удовольствием вступали в контакт со школьниками.
Прошлый учебный год 2016-2017 учебный год был для воспитанников адаптационным. Было проведено несколько совместных мероприятий с ребятами из школы:
- Первый визит школьников был с играми на развитие навыков общения и уверенности в себе.
- Следующий визит был направлен на организацию режимных моментов.
- При новой встрече ребята показали дошколятам музыкальную сказку. Если на первом этапе знакомства воспитанники с осторожностью шли на контакт с учениками, то, показ сказки завершился совместными танцами.
- В рамках акции «Снежный десант» школьники совместно с родителями приняли участие в уборке участка от снега.
В 2017-2018 учебном году продолжили совместную работу по проекту.
В октябре 2017г. в РЦКД учащимися 7А класса было организовано мероприятие, посвящённое Международному дню пожилого человека по теме: «Добро и дружба». На данное мероприятие были приглашены и дети нашей группы. Перед выступлением школьники вместе с дошколятами организовали рефлексивный круг, поиграли в коммуникативную игру …, которая помогла снизить эмоциональное напряжение детей. Сколько позитивных эмоций и радостных моментов испытали ребята во время выступления, которое сопровождалось бурными аплодисментами. Это был первый выход детей вне группы в социум.
В ноябре, учащиеся вновь пришли в гости в детский сад с театральным представлением сказки «Теремок». Воспитанники тепло встречали гостей и с интересом следили за ходом сказки.
В декабре прошло совместное мероприятие «В гости к воробушку» .
В феврале провели развлечение: «Учимся, играя» и прошла акция «Снежный десант- 2018». Школьники вместе с родителями убирали снег с участка.
В марте школьники с дошколятами организовали творческую мастерскую (обновили «уголок настроения» смайликами). Сколько радости и позитивных эмоций испытали дошколята.
Наблюдая за детьми, мы поняли, что помощью педагогической технологии
«рефлексивный круг» в группе создается доверительная обстановка, позволяющая детям проявить свои чувства и говорить о них, воспитывает навыки эмпатического общения, умение принять и выслушать другого человека; развивает способность понимать себя самого, формирует сплочённость между детьми.
Ребятам очень нравится общаться и играть вместе, в том числе и в круге. Они с нетерпение ждут следующую встречу со школьниками и с радостью приходят в детский сад. Дружба со школьниками продолжается и продлится еще 4 года!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование педагогической технологии: "Рефлексивный круг" как средство социализации младших дошкольников"
Реализация образовательной области "Социально - коммуникативное развитие" в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка"...

Использование инновационной технологии «Рефлексивный круг» как метод социализации детей дошкольного возраста.
Детствосбережение является ключевой идеей, проектируемой педагогической концепцией развития дошкольного образования, стратегическим вектором, определяющим новое качество образования в интересах детств...

Статья "Технология «Утренний круг» как средство социализации дошкольников".
Согласно ФГОС ДО одними из приоритетных задач социально-коммуникативного развития детей являются развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционал...

Доклад. Технология «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста
Доклад. Технология «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста...

Доклад на тему "Рефлексивный круг" как средство социализации младших дошкольников в период адаптации к условиям ДОУ"
Сформировать у педагогов представление о "рефлексивном круге" как средство социализации младших дошкольников в период адаптации....

Представление опыта работы "Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста"
материал для педагогов...

Использование инновационной технологии «Рефлексивный круг» как метод социализации детей дошкольного возраста.
Современный региональный проект «Доброжелательная школа», где один из кейсов «Дети в приоритете», отображает направление деятельности дошкольных образовательных учреждений Белг...