Памятка «Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста при использовании ТЭС «Ежедневный рефлексивный круг» Н.П. Гришаевой»
консультация
Эта памятка о видах РК, структуре, правилах проведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_pedagogov.docx | 18.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста при использовании ТЭС «Ежедневный рефлексивный круг» Н.П. Гришаевой»
Рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности.
«Ежедневный рефлексивный круг» – это технология, позволяющая стимулировать речевую активность дошкольников, мыслительные возможности детей.
Цель: развитие связной речи детей, раскрытие «я» ребенка (познание себя, своих мыслей, собственных действий и состояний).
Задачи:
- сплотить детский коллектив;
- развивать умение выражать свои чувства и переживания публично;
- формировать умение слушать и понимать друг друга, решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи;
- учить обсуждать планы на день (в дальнейшем на неделю, месяц);
- привлечение родителей к жизни детей в ДОУ.
Виды рефлексивных кругов:
- ЛИЧНОСТНЫЕ (познание ребенком самого себя, своих мыслей, чувств, оценка себя в обществе других сверстников и взрослых, развитие речи как средства общения)
- СОБЫТИЙНЫЕ (осмысление собственных действий и состояний)
- ТВОРЧЕСКИЕ (развитие творческого потенциала (дети учатся сочинять, фантазировать), релаксация, рассказы по воображению и др.)
- ПОНЯТИЙНЫЕ (осмысленное понимание и восприятия духовной действительности человека, формирование умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи)
Рефлексивный круг может проводиться:
- по плану
- по итогам свободной работы
- без плана, когда в течение дня неожиданно появляется необходимость обсудить какое-то событие или жизненную ситуацию.
Большинство дошкольников испытывают трудности, на первых порах внедрения этой технологии:
- не умеют выражать свои мысли и чувства словами;
- не всегда понимают вопросы и задания;
- не умеют выслушивать мнения других ребят, перебивают друг друга, выкрикивают;
- боятся высказывать свое мнение, думают, что над ними посмеются, испытывают страх «неправильного» ответа.
Постепенно они привыкают видеть доброжелательность, терпеливость, прислушиваются к тому, о чем рассказывают другие, не боятся говорить о себе. Речь становится эмоциональной, а запас слов разнообразнее.
Правила на ЕРК создаются совместно педагогом и детьми (Правила вывешиваются на стенд или стены в виде картинок)
ПРАВИЛА проведения ЕРК:
- РК проводится КАЖДЫЙ ДЕНЬ в удобное время (утро/день/вечер)
- РК начинается с речёвки (приветствия)
- Время проведения: младшие группы-5-10 минут,
старшие группы-10-20 минут.
- Необходимо соблюдать атрибутику и традиционность проведения РК (приглушенный электрический свет, спокойная музыка, свеча (электрическая), мягкий предмет-талисман, который дети передают по кругу, место проведения РК (ковер, подушки и др.)
- В младших группах начинать РК с детей, которые могут что-либо сказать самостоятельно. Для привлечения внимания детей надевать на руку куклу и говорить от ее лица.
- Обсуждать проблемы без перехода на личности детей, чтобы каждый ребенок чувствовал свою защищенность.
- !!! Нельзя ОЦЕНИВАТЬ высказывания детей!!! Стараться комментировать каждое их высказывание, развивая суждения дальше.
- Каждый РК заканчивается технологией развивающего общения «К родителям через детей», по которой дети должны дома задавать вопросы своим родителям по теме прошедшего РК.
ПРАВИЛА проведения РК для детей:
- Правило поднятой руки.
- Говорить по одному или тому, у кого в руках предмет.
- Отвечать на вопрос, который задан.
- Не повторять то, что кто-то уже сказал.
- Если не хочешь, можешь не говорить.
- Не уходить из «круга», пока он не закончится.
Пример структуры утреннего ЕРК:
- Позывные для утреннего круга (звуковые сигналы, песня, сюрпризный момент, …)
- Организация круга (п/и «Поезд», размещение на своей подушке, …)
- Приветствие (речевка, клубок, игрушка-талисман, …)
- Обсуждение эмоционального состояния детей.
- Обсуждение планов на день.
- Обмен новостями и информацией о прошедших и предстоящих событиях.
- Выявление детских интересов.
- Обсуждение проблемных ситуаций.
Пример вопросов на экстренном «ЕРК» (сразу после какого-то происшествия)
- Что случилось?
- Почему так произошло?
- Как решить ситуацию?
- Какие у нас правила в группе? Какие правила ты готов выполнять, а какие-нет и почему?
- Как поступить с тем, кто нарушает правила?
- Зачем людям нужны правила?
- Какие правила ты знаешь?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста
Образовательное учреждениеМАУДО «Детский сад №6», г. Ялуторовск, Тюменская областьАвторНасибулина Эльвира АбдулахатовнаДолжность, ВоспитательКвалификационная категорияНетНазвание работыФормирование ре...
Мастер-класс для родителей «Использование нетрадиционных пальчиковых игр для формирования речевых навыков у детей дошкольного возраста»
Представляю вашему вниманию нетрадиционные пальчиковые игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома, как самыми маленькими детками, так и с детьми старшег...
Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста.
Учебно методический материал...
Памятка «Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
Цель: Создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условиях.Задачи:• формировать и совершенствовать мелкую моторику п...
Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста
Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста******************************************Не хвалите детей.Дети должны научиться делать это сами.В пункте 3.2.5 ФГОС дошкольного образования о...
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста «Ежедневный рефлексивный круг» Н.П. Гришаевой»
Памятка для педагогов "Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста ;Ежедневный рефлексивный круг" Н.П. Гришаевой;....
"Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредствам использования речевых игр"
Мастер - класс для педагогов. Использование нетрадиционных методов при обучении коммуникативным навыкам....