Отчет по самообразованию учителя-логопеда
материал по логопедии (старшая группа)

Пономарева Оля

тема "Развитие активного и пассивного словаря "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_2024.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА 19

Отчет по самообразованию

ТЕМА:

«Развитие активного и пассивного словаря у дошкольников с ОНР как средства формирования эмоциональной компетентности»

Подготовила:

Пономарева Ольга Николаевна

2024 г.

Тема моего самообразования:

«Развитие активного и пассивного словаря у дошкольников с ОНР как

средства формирования эмоциональной компетентности».

Словарь- это вся вселенная в алфавитном порядке!

Если хорошенько подумать, словарь- это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из нее.

А. Франс

Цель:

Формирование эмоциональной компетенции посредством организации коррекционно-воспитательной деятельности по развитию словаря.

Задачи:

Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об эмоциях;

Развивать вербальные и невербальные средства общения;

Формировать возможность использовать эмоциональные знания и умения в процессе организованной коррекционно-воспитательной деятельности;

Создать условия для развития словаря и способности словесно выражать свои собственные чувства и чувства других людей.

На протяжении последнего года довольно успешно проводится работа по развитию активного и пассивного словаря как средства формирования эмоциональной компетентности. Работа по данному направлению проводится с детьми группы компенсирующей направленности ( старшая группа).

Если говорить об общем состоянии ситуации, то можно сказать о том, что дети данной категории пользуются в основном общеизвестными, наиболее распространенными словами и выражениями. Эмоционально-экспрессивная лексика используется ими достаточно выборочно и фрагментарно, они с трудом дифференцируют и описывают эмоциональные состояния, как свои, как и эмоциональные состояния героев литературных произведений, картин. Детям с речевыми нарушениями трудно не только мимическими средствами передать страх, удивление, гнев, но и эмоционально адекватно выразить свое высказывание. Их речь интонационно монотонная и лексически не выразительная.

Проведенное анкетирование родителей и диагностирование дошкольников с ОНР на начало учебного года по теме самообразования подтвердило, что детям выбранной категории характерны:

  • недостаточность словарного запаса при выражении своих эмоций;
  • аграмматичное построение фразы;
  • недостатки в выражении эмоционально-смыслового высказывания;
  • скудность в оречевлении своего эмоционального состояния и состояния окружающих;
  • проявления гипомимии, проявляющиеся в трудностях выражения на лице эмоциональных состояний;
  • дети испытывают трудности в употреблении синонимов и антонимов,
  • конкретные слова-определения заменяют более широкими и общеупотребительными словами.

Таким образом, значимость развития словаря как средства формирования эмоциональной компетентности в рамках организованной коррекционно-воспитательной деятельности велика.

Эффективность коррекционно-воспитательной деятельности учителя-логопеда во многом зависит от его опыта и имеющейся материальной базы, как в детском саду, так и в его личной библиотеке. Оснащение кабинета по теме самообразования, главным образом, происходило в подборе демонстрационного и раздаточного материала, связанного с лексическими темами недели, текстами пальчиковых, артикуляционных и дыхательных упражнений , карточек, выражающих эмоциональные состояния (мимика, пантомимика, жест) людей, сказочных персонажей и т. д.

В течение года играла с детьми в словесно-дидактические игры, активно используя различные технологии, методы и приемы: «Подбери картинку из сказки к эмоции», «Расскажи веселую (грустную, злую и т. п.) сказку (рассказ)», «Разрезные картинки с изображением той или иной эмоции», «Расскажи сказку весело (грустно, зло и т. п.)». Артикуляционные и дыхательные задания сопровождались эмоциональной поддержкой с моей стороны и со стороны сопровождающих педагогов.

Эмоциональный лексикон формируется, в первую очередь, в результате восприятия эмоционально окрашенной речи взрослых окружающих ребенка-дошкольника с ОНР и его собственной речевой активности. Таким образом, чтение сказок и рассказов различного эмоционального содержания помогали мне обогащать эмоциональный словарь дошкольников с ОНР и развивать эмоциональное воображение, которое невозможно без собственных высказываний, то есть обратной реакции ребенка на выброс эмоций чтеца и собеседника.

С детьми мы играли также в игры, способствующие передаче того или иного эмоционального состояния, выполняя при этом задания по всем направлениям коррекционно-воспитательной деятельности учителя-логопеда (развитие связной речи: «Скажи предложение весело (грустно, зло и т. п.)», «Выполни веселое (грустное, злое и т. п.) задание»; развитие грамматического строя «Преврати предмет в действие (признак)», подготовка к обучению грамоте «Веселые (грустные, злые и т. п.) буквы» и т. п.) и т. д.).

Развитие эмоционального лексикона дошкольников с ОНР способствует развитию правильного понимания эмоциональных состояний окружающих и своих собственных, их выражению не только с помощью мимики, пантомимики и жестов, но и слов. Положительный эмоциональный настрой, умение выражать эмоциональные состояния и при этом не бояться вступать в разговор как равноправный собеседник ведет дошкольника к успешному обучению в школе и дальнейшей социализации. Таким образом, способствуя активизации познавательной сферы дошкольника педагог создает основу функциональной грамотности будущего школьника.

Итоги:

В результате проведенной коррекционно-воспитательной работы сравнительный анализ полученных в ходе ежегодного диагностического обследования результатов показал, что дети к концу года овладели определенными знаниями, умениями и навыками по развитию эмоционального лексикона у дошкольников с ОНР; научились не только в игровых ситуациях ставить цели для разрешения конфликта и искать их пути решения; у данных дошкольников более высокий уровень самостоятельности в выражении чувств ; повысился познавательный интерес к подобного рода играм и упражнениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

отчет по самообразованию учителя-логопеда по теме «Современные образовательные технологии в логопедической практике».

отчет по самообразованию учителя-логопеда по теме «Современные образовательные технологии в логопедической практике»....

Отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ

В публикации представлен отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ, включающий три нарпавления работы: методическую работу, работу с детьми и работу с родителями. Отчет представлен в текстовом вар...

Отчет по самообразованию учителя-логопеда

В данном документе представлен годовой отчет по самообразованию учителя-логопеда за 2021-2022 учебный год...

Отчет по самообразованию учителя-логопеда за 2020-2022 учебный год.

Отчет дает возможность проанализировать актуальность выбранной темы, как можно применять в практике, что для этого сделано....

Отчет по самообразованию учителя-логопеда за 2022-2024 учебный год

Отчет дает возможность проанализировать актуальность выбранной темы, как можно применять в практике, что для этого сделано....