Отчет по самообразованию учителя-логопеда
материал по логопедии (старшая группа)
тема "Развитие активного и пассивного словаря "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu_2024.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА 19
Отчет по самообразованию
ТЕМА:
«Развитие активного и пассивного словаря у дошкольников с ОНР как средства формирования эмоциональной компетентности»
Подготовила:
Пономарева Ольга Николаевна
2024 г.
Тема моего самообразования:
«Развитие активного и пассивного словаря у дошкольников с ОНР как
средства формирования эмоциональной компетентности».
Словарь- это вся вселенная в алфавитном порядке!
Если хорошенько подумать, словарь- это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из нее.
А. Франс
Цель:
Формирование эмоциональной компетенции посредством организации коррекционно-воспитательной деятельности по развитию словаря.
Задачи:
Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об эмоциях;
Развивать вербальные и невербальные средства общения;
Формировать возможность использовать эмоциональные знания и умения в процессе организованной коррекционно-воспитательной деятельности;
Создать условия для развития словаря и способности словесно выражать свои собственные чувства и чувства других людей.
На протяжении последнего года довольно успешно проводится работа по развитию активного и пассивного словаря как средства формирования эмоциональной компетентности. Работа по данному направлению проводится с детьми группы компенсирующей направленности ( старшая группа).
Если говорить об общем состоянии ситуации, то можно сказать о том, что дети данной категории пользуются в основном общеизвестными, наиболее распространенными словами и выражениями. Эмоционально-экспрессивная лексика используется ими достаточно выборочно и фрагментарно, они с трудом дифференцируют и описывают эмоциональные состояния, как свои, как и эмоциональные состояния героев литературных произведений, картин. Детям с речевыми нарушениями трудно не только мимическими средствами передать страх, удивление, гнев, но и эмоционально адекватно выразить свое высказывание. Их речь интонационно монотонная и лексически не выразительная.
Проведенное анкетирование родителей и диагностирование дошкольников с ОНР на начало учебного года по теме самообразования подтвердило, что детям выбранной категории характерны:
- недостаточность словарного запаса при выражении своих эмоций;
- аграмматичное построение фразы;
- недостатки в выражении эмоционально-смыслового высказывания;
- скудность в оречевлении своего эмоционального состояния и состояния окружающих;
- проявления гипомимии, проявляющиеся в трудностях выражения на лице эмоциональных состояний;
- дети испытывают трудности в употреблении синонимов и антонимов,
- конкретные слова-определения заменяют более широкими и общеупотребительными словами.
Таким образом, значимость развития словаря как средства формирования эмоциональной компетентности в рамках организованной коррекционно-воспитательной деятельности велика.
Эффективность коррекционно-воспитательной деятельности учителя-логопеда во многом зависит от его опыта и имеющейся материальной базы, как в детском саду, так и в его личной библиотеке. Оснащение кабинета по теме самообразования, главным образом, происходило в подборе демонстрационного и раздаточного материала, связанного с лексическими темами недели, текстами пальчиковых, артикуляционных и дыхательных упражнений , карточек, выражающих эмоциональные состояния (мимика, пантомимика, жест) людей, сказочных персонажей и т. д.
В течение года играла с детьми в словесно-дидактические игры, активно используя различные технологии, методы и приемы: «Подбери картинку из сказки к эмоции», «Расскажи веселую (грустную, злую и т. п.) сказку (рассказ)», «Разрезные картинки с изображением той или иной эмоции», «Расскажи сказку весело (грустно, зло и т. п.)». Артикуляционные и дыхательные задания сопровождались эмоциональной поддержкой с моей стороны и со стороны сопровождающих педагогов.
Эмоциональный лексикон формируется, в первую очередь, в результате восприятия эмоционально окрашенной речи взрослых окружающих ребенка-дошкольника с ОНР и его собственной речевой активности. Таким образом, чтение сказок и рассказов различного эмоционального содержания помогали мне обогащать эмоциональный словарь дошкольников с ОНР и развивать эмоциональное воображение, которое невозможно без собственных высказываний, то есть обратной реакции ребенка на выброс эмоций чтеца и собеседника.
С детьми мы играли также в игры, способствующие передаче того или иного эмоционального состояния, выполняя при этом задания по всем направлениям коррекционно-воспитательной деятельности учителя-логопеда (развитие связной речи: «Скажи предложение весело (грустно, зло и т. п.)», «Выполни веселое (грустное, злое и т. п.) задание»; развитие грамматического строя «Преврати предмет в действие (признак)», подготовка к обучению грамоте «Веселые (грустные, злые и т. п.) буквы» и т. п.) и т. д.).
Развитие эмоционального лексикона дошкольников с ОНР способствует развитию правильного понимания эмоциональных состояний окружающих и своих собственных, их выражению не только с помощью мимики, пантомимики и жестов, но и слов. Положительный эмоциональный настрой, умение выражать эмоциональные состояния и при этом не бояться вступать в разговор как равноправный собеседник ведет дошкольника к успешному обучению в школе и дальнейшей социализации. Таким образом, способствуя активизации познавательной сферы дошкольника педагог создает основу функциональной грамотности будущего школьника.
Итоги:
В результате проведенной коррекционно-воспитательной работы сравнительный анализ полученных в ходе ежегодного диагностического обследования результатов показал, что дети к концу года овладели определенными знаниями, умениями и навыками по развитию эмоционального лексикона у дошкольников с ОНР; научились не только в игровых ситуациях ставить цели для разрешения конфликта и искать их пути решения; у данных дошкольников более высокий уровень самостоятельности в выражении чувств ; повысился познавательный интерес к подобного рода играм и упражнениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.
План по самообразованию на учебный год....
отчет по самообразованию учителя-логопеда по теме «Современные образовательные технологии в логопедической практике».
отчет по самообразованию учителя-логопеда по теме «Современные образовательные технологии в логопедической практике»....
Отчет по самообразованию учителя-логопеда Шаробаровой В.Н. 2017-2018 уч. г.
Отчет по самообразованию учителя-логопеда...
Отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ
В публикации представлен отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ, включающий три нарпавления работы: методическую работу, работу с детьми и работу с родителями. Отчет представлен в текстовом вар...
Отчет по самообразованию учителя-логопеда
В данном документе представлен годовой отчет по самообразованию учителя-логопеда за 2021-2022 учебный год...
Отчет по самообразованию учителя-логопеда за 2020-2022 учебный год.
Отчет дает возможность проанализировать актуальность выбранной темы, как можно применять в практике, что для этого сделано....
Отчет по самообразованию учителя-логопеда за 2022-2024 учебный год
Отчет дает возможность проанализировать актуальность выбранной темы, как можно применять в практике, что для этого сделано....