План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.
материал по логопедии по теме
План по самообразованию на учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_i_otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 20.46 КБ |
plan_po_prof_rech.narusheniy.docx | 26.01 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
учителя-логопеда
на 2012 – 2013 учебный год.
Тема: Повышение эффективности коррекции звукопроизношения у детей с ОНР и детей, слабо владеющих русским языком.
Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.
Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН,билингвизм), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Особенно у детей, для которых русский язык не является родным, в связи с тем, что понимание инструкций недостаточное, наблюдается низкий уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи.
Проблема длительной автоматизации звуков у детей на логопункте возникает по разным причинам:
- недостаточное развитие артикуляционной моторики;
- недоразвитие фонематического восприятия;
- нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
- грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
- отклонения в нервно-психической сфере;
- снижение уровня познавательной активности;
Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям.
Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие с помощью игр и специальных упражнений.
Формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.
Формировать и развивать пальчиковую моторику в процессе систематических тренировок.
Формирование произносительных умений и навыков.
Устранять дефектное звукопроизношение.
Развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.
Формировать навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.
Изучить нормативно-правовую базу организации работы в логопункте ДОУ с целью оптимизации работы. | Октябрь | |
Изучить «Программу логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком». | Разработать рекомендации и картотеку игр и упражнений для занятий родителями с детьми дома. | Ноябрь |
Изучить методическую литературу по теме «Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи » с целью обобщения опыта работы, разработки консультаций для воспитателей и родителей. | Разработать методические рекомендации, консультации по коррекции звукопроизношения у дошкольников. | Декабрь-Февраль |
Продолжить изучение методических пособий: Е.Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии», «Работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников», И.В. Блыскина «Логопедический массаж»,Е.А.Дьякова «Логопедический массаж» | Ноябрь-Декабрь | |
| Разработать каталог статей | Март-Апрель |
| Продолжить разработку компьютерных презентаций | Март-Апрель |
Подготовить мастер – класс для воспитателей и родителей «» «Как правильно произносить звуки» | Разработать презентации по артикуляционной гимнастике . | Ноябрь-декабрь |
Продолжить опробацию методики Ганчерка Валентины Павловны по коррекции звукопроизношения на логопункте ДОУ. | Ноябрь-май | |
Широко применять ресурсы Интернет для ознакомления с опытом коллег и внедрения инновационных технологий | Подготовить статью о инновационных методах в логопедической работе | В теч.уч.года |
Отчет по самообразованию
учителя-логопеда
за 2011 – 2012 учебный год.
Тема: Повышение эффективности преодоления дефектов звукопроизношения у детей с ОНР в условиях логопункта ДОУ.
Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом влогопедии, и методика их преодоления в основном разработана.
Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.
Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Данная проблема возникает по разным причинам:
- недостаточное развитие артикуляционной моторики;
- недоразвитие фонематического восприятия;
- нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
- грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
- отклонения в нервно-психической сфере;
- снижение уровня познавательной активности;
- отклонения в поведении детей.
Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.
Основные задачи по коррекции звукопроизношения у детей на 2011-2012:
Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям.
Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие с помощью игр и специальных упражнений.
Формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.
Формировать и развивать пальчиковую моторику в процессе систематических тренировок.
Формирование произносительных умений и навыков.
Устранять дефектное звукопроизношение.
Развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.
Формировать навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.
В рамках самообразования в течение учебного года:
Изучила нормативно-правовую базу организации работы в логопункте ДОУ с целью оптимизации работы.
Разработала методические рекомендации, консультации по коррекции речи у дошкольников.
Изучила методическую литературу по теме «Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи » с целью обобщения опыта работы, разработки консультаций для воспитателей и родителей.
Продолжила изучение методических пособий: Е.Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии», «Работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников», И.В. Блыскина «Логопедический массаж», Е.А.Дьякова «Логопедический массаж».
Разработала сказки-помощницы для автоматизации звуков и логопедического массажа.
Изучала в течение учебного года периодические издания: журналы «Логопед в детском саду», «Логопед», «Детский сад от А до Я»,«Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Дошколенок», «Детство», «Игра и дети»; газеты « Детский сад», «Дошкольное образование», «Семейный совет».
Активно использовала в работе компьютерные презентации при обследовании речи детей, презентации по лексическим темам, в процессе обследовании и коррекции звукопроизношения.
Подготовила мастер – классы для воспитателей и родителей «Артикуляционная гимнастика»
«Как правильно произносить звуки».
Разработала буклеты по артикуляционной гимнастике для каждого нарушенного в произношении звука
Опробировала методику Ганчерка Валентины Павловны по коррекции звукопроизношения у детей на логопункте ДОУ.
Широко применяла ресурсы Интернет для ознакомления с опытом коллег и внедрения инновационных технологий.
Подготовила статью о инновационных методах в логопедической работе.
Предварительный просмотр:
План по профилактике речевых нарушений в ДОУ
Число речевых нарушений год от года все возрастает, и эта проблема становится все актуальней. Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогут снизить количество речевых нарушений и, возможно, даже предотвратить некоторые из них.
Первичная профилактика. Предупреждение речевых нарушений.
Вторичная профилактика. Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии. Третичная профилактика. Социально - трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией.
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений по предупреждению речевых нарушений у дошкольников
. Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление.
Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Если одной из задач логопеда является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка, то задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения.
Основная цель этой работы - создание воспитателями такой предметной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Организация предметно-развивающей среды, а также повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков составляют основное содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического направления.
Учитель-логопед отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей, дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.
Проводится конкурс «Лучший речевой уголок».
Согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия.
В этой связи одной из главных задач логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника) и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей.
Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только логопед и воспитатели группы детского сада, которую посещает ребенок, но и родители ребенка.
Очень важно, чтобы родители были вооружены необходимым инструментарием для предстоящей работы, основную часть которого составляют специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма своего влияния на развитие ребенка, и практические умения по оказанию ребенку действенной помощи в коррекции его развития.
Результатом взаимодействия являются достижение качества дошкольной подготовки, прогнозирование школьных успехов ребенка и выработка рекомендаций для родителей по его дальнейшему сопровождению.
Работа с родителями условно делится на 2 блока:
Цель: повышение мотивационно - ценностной и коррекционно-логопедической направленности специалистов и родителей на профилактику и коррекцию речевых нарушений в дошкольном возрасте , а также профилактику речевых нарушений в школе.
Просветительский блок
1. Выступления на родительских собраниях: « Нарушения речи у дошкольников» - Как подготовить ребенка к обучению в современной школе? «Развитие речи детей, слабо владеющих русским языком» | Все возр. группы. Ст, подг.гр. Все возр. группы. | По плану возрастных групп ДОУ. |
2. Выступление на тематическом собрании «На пороге школы» | Ст,подг.группы. | По плану ДОУ |
4.Обновление логопедических уголков. | Все возр группы | В соотв. с год. планом |
5.Консультирование родителей с целью повышения педагогической грамотности родителей. | Все возр группы | В соотв. с год. планом |
Практический блок
Направление родителей с детьми на консультацию к специалистам поликлиники для уточнения клинических диагнозов | Все возр. группы | Сентябрь-октябрь | |||||
Обследования уровня развития речи детей в присутствии родителей. | Все возр. группы | По запросу | |||||
Предоставление сведений о результатах логопедического обследования. | По запросу родителей | Октябрь, январь, апрель | |||||
Ознакомление с направлениями коррекционной работы. | Все возр. группы | В теч.год (род.собрания, консульт) | |||||
Демонстрация приёмов работы по коррекции звукопроизношения и развитию речи на консультациях и занятиях (индивидуальных и групповых) | Все возр.группы | В теч.учебного года ( в соотв. с графиком работы) | |||||
Совместное выполнение взрослыми и детьми рекомендаций логопеда в тетрадях | Ст, подг. группы | В теч.года | |||||
Ознакомление с результатами промежуточного и итогового обследования. | Ст.подг. группы | Январь Апрель | |||||
Проведение мастер-классов, семинаров, практикумов: - Семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика». «Автоматизация звуков» | Все возр. группы | Октябрь | |||||
Практикум «Как правильно произносить звуки». | Ноябрь | ||||||
Проектная деятельность «Профессии наших родителей» | Подгот. группы | Октябрь-май | |||||
Открытые занятия и мероприятия для родителей, с участием родителей - «Говорилки» -« Праздник чистой речи» | Для детей логопункта и заним. Консульт. | 1 раз в 3 месяца 1 раз в месяц | |||||
Создание памяток для родителей с заданиями, упражнениями | Ст, подг. группы | В теч.года | |||||
Создание и практическое применение картотеки игр и упражнений по коррекции речи для родителей детей, слабо владеющих русским языком с целью успешной адаптации в русскоязычной среде. | Ст, подг. группы | В теч.года | |||||
| |||||||
Консультации для родителей | |||||||
| Средние,старшие, подг.группы | Октябрь | |||||
| Все возр.группы | Октябрь | |||||
| Средние,старшие, подг.группы | Октябрь | |||||
| Средние,старшие, подг. группы | Ноябрь | |||||
Слюнки у трехлетнего ребенка. Что это? | Младшие группы | Ноябрь | |||||
| Все возрастные группы | Декабрь | |||||
| Все возрастные группы | Январь | |||||
Как увлечь ребенка занятиями по автоматизации звуков. | Средние,старшие, подг. группы | Февраль | |||||
| Все возрастные группы | Март | |||||
| Старшие, подг.группы | Апрель | |||||
Выставка книг «В мир детства» | Ср,ст. подг. группы | ||||||
Проектная деятельность«Профессии моих родителей» | Старшие, подг. Группы | ||||||
Взаимодействие логопеда с воспитателями групп и специалистами по профилактике и коррекции речевого недоразвития у детей. | 1.Наблюдение за ребенком в течение всего пребывания ребенка в группе. | ||||||
2.Обследование речи и состояния психических процессов у детей старших и подготовительных групп. | |||||||
3. Совместный анализ результатов обследования старших и подготовительных групп. | |||||||
4.Обследование речи и состояния психических процессов у детей средних и младших групп. | |||||||
5. Индивидуальные и коллективные консультации для воспитателей по запросу. | |||||||
6. Проведение праздников «Праздник чистой речи», «Говорилки» | |||||||
7. Выступления на совете педагогов «Формирование речевой компетентности детей в процессе подготовки к школе» | |||||||
8. Печатные консультации. Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков. | |||||||
Развитие словаря дошкольника в норме и неблагоприятном развитии дошкольника | |||||||
«Нарушение речевого развития у дошкольников». | |||||||
Активизация речевой деятельности детей. | |||||||
Обучение старших дошкольников употреблению сравнений | |||||||
Фонематический и слоговой анализ и синтез слов | |||||||
9.Совместное планирование комплексов пальчиковой гимнастики на занятиях инструктора по физ.культуре. | |||||||
10.Совместное планирование комплексов артикуляционной гимнастики на занятиях муз.руководителя. | |||||||
11.Выставка книг «В мир детства» |
Учитель-логопед
План
учителя-логопеда
по профилактике речевых нарушений
на 2012-2013 учебный год
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет по самообразованию учителя-логопеда по теме «Современные образовательные технологии в логопедической практике».
отчет по самообразованию учителя-логопеда по теме «Современные образовательные технологии в логопедической практике»....
Отчет по самообразованию учителя-логопеда Шаробаровой В.Н. 2017-2018 уч. г.
Отчет по самообразованию учителя-логопеда...
Отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ
В публикации представлен отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ, включающий три нарпавления работы: методическую работу, работу с детьми и работу с родителями. Отчет представлен в текстовом вар...
Отчет по самообразованию учителя-логопеда
В данном документе представлен годовой отчет по самообразованию учителя-логопеда за 2021-2022 учебный год...
Отчет по самообразованию учителя-логопеда
тема "Развитие активного и пассивного словаря "...
Отчет по самообразованию учителя-логопеда за 2020-2022 учебный год.
Отчет дает возможность проанализировать актуальность выбранной темы, как можно применять в практике, что для этого сделано....
Отчет по самообразованию учителя-логопеда за 2022-2024 учебный год
Отчет дает возможность проанализировать актуальность выбранной темы, как можно применять в практике, что для этого сделано....
Комментарии
План по самообразованию.
План по самообразованию.
Удачи.
Удачи.
как приятно, обменяться
как приятно, обменяться опытом по написанию отчётов, спасибо, большое, теперь можно сменить и свой стиль)))