Отчет по самообразованию учителя-логопеда
материал по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
В данном документе представлен годовой отчет по самообразованию учителя-логопеда за 2021-2022 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobraz2021-2022.docx | 45.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –детский сад № 19 «Золотая рыбка» комбинированного вида
города Искитим Новосибирской области
Отчет по самообразованию
Выполнила:
Михеева Снежана Викторовна
учитель-логопед высшей
квалификационной категории
Искитим 2022
Тема моего самообразования:
Развитие активного и пассивного словаря у дошкольников с ОНР как средства формирования эмоциональной компетентности.
Цель:
Формирование эмоциональной компетенции посредством организации коррекционно-воспитательной деятельности по развитию словаря.
Задачи:
- Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об эмоциях;
- Развивать вербальные и невербальные средства общения;
- Формировать возможность использовать эмоциональные знания и умения в процессе организованной коррекционно-воспитательной деятельности;
- Создать условия для развития словаря и способности словесно выражать свои собственные чувства и чувства других людей.
На протяжении последних двух лет довольно успешно проводится работа по развитию активного и пассивного словаря как средства формирования эмоциональной компетентности. Работа по данному направлению проводится параллельно с детьми трех возрастных групп (средняя, старшая и подготовительная группы), поэтому подход цикличности и системности наиболее активно используемый.
Если говорить об общем состоянии ситуации, то можно сказать о том, что дети данной категории пользуются в основном общеизвестными, наиболее распространенными словами и выражениями. Эмоционально-экспрессивная лексика используется ими достаточно выборочно и фрагментарно, они с трудом дифференцируют и описывают эмоциональные состояния, как свои, как и эмоциональные состояния героев литературных произведений, картин. Детям с речевыми нарушениями трудно не только мимическими средствами передать страх, удивление, гнев, но и эмоционально адекватно выразить свое высказывание. Их речь интонационно монотонная и лексически не выразительная.
Проведенное анкетирование родителей и диагностирование дошкольников с ОНР на начало учебного года по теме самообразования подтвердило, что детям выбранной категории характерны:
- недостаточность словарного запаса при выражении своих эмоций;
- аграмматичное построение фразы;
- недостатки в выражении эмоционально-смыслового высказывания;
- скудность в оречевлении своего эмоционального состояния и состояния окружающих;
- проявления гипомимии, проявляющиеся в трудностях выражения на лице эмоциональных состояний;
- дети испытывают трудности в употреблении синонимов и антонимов,
- конкретные слова-определения заменяют более широкими и общеупотребительными словами.
Таким образом, значимость развития словаря как средства формирования эмоциональной компетентности в рамках организованной коррекционно-воспитательной деятельности велика.
Эффективность коррекционно-воспитательной деятельности учителя-логопеда во многом зависит от его опыта и имеющейся материальной базы, как в детском саду, так и в его личной библиотеке. Оснащение кабинета по теме самообразования, главным образом, происходило в подборе демонстрационного и раздаточного материала, связанного с лексическими темами недели (веселый огурец, грустный рваный тапочек, злая Зимушка-зима и т. п.), текстами пальчиковых, артикуляционных и дыхательных упражнений (зимний злой ветерок, теплое доброе солнышко и т. п.), карточек, выражающих эмоциональные состояния (мимика, пантомимика, жест) людей, сказочных персонажей и т. д.
В начале учебного года 2021-2022 я продолжила пополнять свою библиотеку речевым материалом, которые способствуют развитию эмоционального лексикона детей:
- Пальчиковая гимнастика;
- Дыхательная и артикуляционная гимнастика;
3. Словесные дидактические игры;
4. Потешки, поговорки, пословицы, загадки и т. п.
Также по вопросу развития активного и пассивного словаря у дошкольников с ОНР как средства формирования эмоциональной компетентности выступала на онлайн ММО учителей-логопедов города Искитим. Это выступление вызвало большой интерес у коллег.
В течение года играла с детьми в словесно-дидактические игры, активно используя различные технологии, методы и приемы: «Подбери картинку из сказки к эмоции», «Расскажи веселую (грустную, злую и т. п.) сказку (рассказ)», «Разрезные картинки с изображением той или иной эмоции», «Расскажи сказку весело (грустно, зло и т. п.)». Артикуляционные и дыхательные задания сопровождались эмоциональной поддержкой с моей стороны и со стороны сопровождающих педагогов.
Эмоциональный лексикон формируется, в первую очередь, в результате восприятия эмоционально окрашенной речи взрослых окружающих ребенка-дошкольника с ОНР и его собственной речевой активности. Таким образом, чтение сказок и рассказов различного эмоционального содержания помогали мне обогащать эмоциональный словарь дошкольников с ОНР и развивать эмоциональное воображение, которое невозможно без собственных высказываний, то есть обратной реакции ребенка на выброс эмоций чтеца и собеседника.
С детьми мы играли также в игры, способствующие передаче того или иного эмоционального состояния, выполняя при этом задания по всем направлениям коррекционно-воспитательной деятельности учителя-логопеда (развитие связной речи: «Скажи предложение весело (грустно, зло и т. п.)», «Выполни веселое (грустное, злое и т. п.) задание»; развитие грамматического строя «Преврати предмет в действие (признак)», подготовка к обучению грамоте «Веселые (грустные, злые и т. п.) буквы» и т. п.) и т. д.).
Развитие эмоционального лексикона дошкольников с ОНР способствует развитию правильного понимания эмоциональных состояний окружающих и своих собственных, их выражению не только с помощью мимики, пантомимики и жестов, но и слов. Положительный эмоциональный настрой, умение выражать эмоциональные состояния и при этом не бояться вступать в разговор как равноправный собеседник ведет дошкольника к успешному обучению в школе и дальнейшей социализации. Таким образом, способствуя активизации познавательной сферы дошкольника педагог создает основу функциональной грамотности будущего школьника.
Старший дошкольный возраст – важный период становления личности, готовящейся к обучению в школе. Именно в этом возрасте закладываются все основные качества, способствующие пониманию чувств и эмоций окружающих и своих собственных.
В результате проведенной коррекционно-воспитательной работы сравнительный анализ полученных в ходе ежегодного диагностического обследования результатов показал, что дети к концу года овладели определенными знаниями, умениями и навыками по развитию эмоционального лексикона у дошкольников с ОНР; научились не только в игровых ситуациях ставить цели для разрешения конфликта и искать их пути решения; у данных дошкольников более высокий уровень самостоятельности в выражении чувств (в сравнении с детьми не прошедшими воспитание и обучение по данной теме); повысился познавательный интерес к подобного рода играм и упражнениям.
Динамика формирования эмоционального лексикона у детей дошкольного возраста[1] с ОНР
2021 – 2022 уч. г.
[1]Высокий уровень – допускаются незначительные ошибки, ребенок исправляется сам;
Средний уровень – одно или оба задания выполняются с помощью, имеются ошибки;
Низкий уровень – невыполнение задания, отказ от выполнения задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.
План по самообразованию на учебный год....
отчет по самообразованию учителя-логопеда по теме «Современные образовательные технологии в логопедической практике».
отчет по самообразованию учителя-логопеда по теме «Современные образовательные технологии в логопедической практике»....
Отчет по самообразованию учителя-логопеда Шаробаровой В.Н. 2017-2018 уч. г.
Отчет по самообразованию учителя-логопеда...
Отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ
В публикации представлен отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ, включающий три нарпавления работы: методическую работу, работу с детьми и работу с родителями. Отчет представлен в текстовом вар...
Отчет по самообразованию учителя-логопеда
тема "Развитие активного и пассивного словаря "...
Отчет по самообразованию учителя-логопеда за 2020-2022 учебный год.
Отчет дает возможность проанализировать актуальность выбранной темы, как можно применять в практике, что для этого сделано....
Отчет по самообразованию учителя-логопеда за 2022-2024 учебный год
Отчет дает возможность проанализировать актуальность выбранной темы, как можно применять в практике, что для этого сделано....