Конспект логопедического занятия " Путешествие в весенний лес" в подготовительной группе.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

В данном конспекте представлены коррекционные методы работы с детьми с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_k_attestatsii.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           конспект занятия

                   по развитию лексико-грамматической стороны речи

                                           «В гости к весне»

           Составила: учитель-логопед ГБДОУ №42 Гончарик С.М.

Цель: Развитие лексико-грамматической стороны речи посредством обобщения представлений о весне и весенних явлениях в природе.

Задачи:

Коррекционно-образовательные. Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе. Расширение и активизация словаря детей по данной теме, словаря антонимов. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительными суффиксами). Совершенствование навыка звукового анализа слов. Совершенствование навыка составления и чтения предложений.

Коррекционно-развивающие. Развитие речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и тонкой моторики, координация речи с движением, упражнение в правильном дыхании. Развитие памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные. Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, активности. Воспитание у детей чувства любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, плоскостное солнышко, буквы и предметные картинки: солнышко; Картинки к артикуляционной гимнастике, тактильный коврик, пособие (подснежник) для дыхательной гимнастики, коврик-полянка с набором плоскостных цветов к ней, пособие полянка для слоговых упражнений, пособие «кого муха пригласила в гости?»,CD-проигрыватель, CD с записью музыки к занятию.

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивание логоритмических

 и пальчиковых упражнений по теме «Весна».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте встанем в круг и  поприветствуем их, друг друга и весеннее солнышко.

Коммуникативная игра «Здравствуйте».

Здравствуй, солнце!      

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя!

Поднимают руки к солнышку.

Качают над головой руками.

Руками делают круговые движения

Трут кулачками глаза

Руки разводят в разные стороны

II. Основная часть

1.Ребята, давайте вспомним правило занятия: «Внимательно слушай, запоминай, чисто и красиво отвечай».

Послушайте это стихотворение и подскажите последнее слово.

Если птицы прилетели,

Песни весело запели,

А медведь в лесу дремучем

Пробудился ото сна,

Значит, к нам пришла … (весна)

Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку в весенний лес. Посмотрите, кто сегодня заглянул к нам (логопед демонстрирует пособие с прищепками «солнышко»)? (дети: солнышко) –Оно будет нам подсказывать дорогу. Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова…

- Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой… Давайте мы все вместе позовём весну и каждый попросит кто что пожелает.

(Логопед передаёт картинку - солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети повторяют закличку и просят принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д.).

2.     Все животные с нетерпением ждут наступления весны и слушают ее шаги. Ребята, скажите, а вы можете угадать приход весны по звуку? Послушайте, что услышали разные животные и угадайте, кто из животных услышал звуки весны. (Включаются 4 аудиозаписи. В момент каждой записи логопед демонстрирует одного животного: ежика, мишку, зайчика и лису). Угадали, кто услышал весну? (Правильно, мишка!). Скажите, а по каким звукам вы ее узнали? (звук капели, пение птиц…).

3.    Ребята, а мы продолжаем свой путь по весеннему лесу. (Включается фонограмма «Весна» и под фонограмму дети следуют за логопедом к своим местам за столами). Сейчас я расскажу вам весеннюю сказку, а вы слушайте и за мной повторяйте (выполняется артикуляционная гимнастика. Перед каждым ребенком стоит зеркало).

Наступила в лесу долгожданная весна. Солнышко стало жарче прогревать землю своими лучиками (широко раскрыть рот, острый язык смотрит вправо, влево, вверх, вниз).

 Но бывает, что тучка заслоняет солнышко и его почти не видно (чередование: широко открытый рот – рот-трубочка).

Слышно, как капель стучит (1-плавный вдох, удары указательным пальцем правой руки по левой ладошке; 2- на выдохе произносить: «Тдд-тдд! Тдд-тдд! Повторять 3-4 раза).

 Посмотрите, как будут капать капельки у моей сосульки и попробуйте повторить так же (логопед задает ритм капель: кап-кап_ кап-кап-кап.  Или: кап_ кап-кап-кап-кап-кап. Дети повторяют, нажимая на капельки на пособии).

Сосульки тают и под ними огромные лужи (Открыть рот, вытянуть «острый» язык, затем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка). 

Медведь проснулся после зимней спячки. (Открывать рот с глухим вдохом. Имитация зевания.) За зиму он исхудал (втянуть щечки). А ведь был очень толстый (надуть щеки). Исхудавшие за зиму и другие зверята (Втянуть щеки, затем вернуться.)

 Набухают почки на деревьях. (Подвести «широкий» язык под верхнюю губу, затем под нижнюю).

Дети радуются солнышку, пускают кораблики с высокими парусами и поют солнышку песенку: «А-э-и-о-у». (дети повторяют).

Виднеются проталины и выглядывают первые цветы подснежники. Посмотрите, какие они красивые. Покажите, как подснежник появляется из-под снега. Расскажите о подснежнике, какой он, и положите кусочек ваты, имитирующий снег, под стебелек. (дети отщипывают кусочек ваты и кладут под стебелек, произнося: белый, ароматный, красивый, прекрасный, нежный, маленький…).Таким образом видно, как из-под снега пробивается подснежник.

Давайте понюхаем подснежник, как я (логопед демонстрирует глубокий вдох, при этом цветок без помощи рук удерживается воздушной струей у носа. Далее на выдохе произносит: ААААААХ!  Дети берут цветок со стола и выполняют аналогично).

А теперь после глубокого вдоха на одном выдохе попробуйте сказать, как я: Из-под снега появился нежный, белый, маленький, ароматный подснежник .(при этом логопед на каждое слово под стебелек кладет камушек).

4. ЛОГОПЕД: Ребята, вы хотите увидеть, как распустятся целые поляны цветов.  Тогда продолжаем наше путешествие по весеннему лесу (Все за логопедом под фонограмму идут к поляне). Давайте украсим эту поляну цветами (детям из корзинки выдаются плоскостные цветы). Я буду вам рассказывать чудесную историю о цветах, но это слово называть не буду. Его должны будете назвать вы, и украсить своим цветком поляну. Логопед начинает рассказ, а дети, по очереди кладут цветы на поляну и отвечают.

ЛОГОПЕД: Я расскажу вам волшебную сказку о…… (цветах). Сначала поляна спала под снегом и ей снился сон о прекрасных ……(цветах). Это был чудесный сон о том, что вокруг полным-полно чудесных …. (цветов). Но вот чуть-чуть растаял снег и из-под снега на полянке появился первый …… (цветок). Конечно это был подснежник. Полянка очень гордилась этим первым весенним…(цветком). Но дни шли и на полянке не появлялось ни одного…. (цветка). Полянка мечтала еще об одном…(цветке). Но лучше, чтоб это было целое море…(цветов). Тогда бы я гордилась своими прекрасными …(цветами). Так вздыхала полянка и продолжала таять и таять, пока вода от растаявшего снега не напоила землю и вскоре из-под земли к первому…(цветку) присоединился еще один…(цветок), а затем еще и еще. Пока вся поляна не наполнилась прекрасными …. (цветами).

Физ. минутка: Вот подснежники проснулись (дети приседают, затем встают), улыбнулись, потянулись. Раз-росой они умылись. Два-изящно покружились. Три-нагнулись и присели. И на солнце поглядели (дети выполняют движения по тексту).                                                                          

5. ЛОГОПЕД: Полюбуйтесь, ребята, какая красивая поляна получилась! Но я знаю, что эта полянка необычная. Это полянка загадок. А загадки конечно же о весне. Попробуете отгадать? Дети отгадывают загадки, а отгадки «прошагивают» пальчиками по пуговкам на полянке, произнося слово по слогам.

6. ЛОГОПЕД: Ребята, давайте сами составлять загадки?  А загадка будет про весеннее солнышко. (На доску в центре выставляется картинка «солнце», внизу буквы: Г, К, С, Б). Скажите пожалуйста, какое солнце? (круглое). В этом слове какая первая буква? Поставьте ее слева от солнышка. А что еще бывает круглое? (мяч, обруч,). Поставьте нужную картинку справа от солнышка. Аналогично ведется работа со словами: горячее, большое, сверкающее (выставляются соответственно картинки: утюг, гора, кольцо; и буквы: Г, Б, С. В конце логопед произносит, какая получилась загадка: Оно горячее (показывает на букву Г), но не утюг (показывает на картинку утюг), большое, но не гора, круглое, но не мяч, сверкающее, но не кольцо.

7. ЛОГОПЕД: Ребята, нам пора дальше. Логопед ведет детей под фонограмму дальше и подводит их к еще одной поляне. Присаживайтесь и вас ждет еще одна весенняя история. Эта история написана в этой книге. Логопед демонстрирует книгу). Ребята, весной природа такая чудесная, что хочется ко всему прикоснуться, все потрогать, ощутить, понюхать. А вы хотите? Тогда давайте. Перед вами лежат различные весенние картинки. В книге им отведено соответствующее место. Догадайтесь сами, рядом с чем должна находиться каждая картинка. Сначала назовите все картинки. А теперь назовите, что за предметы в весенней книге и какие они. (вата мягкая, белая; семечки черные, скотч липкий, шкурка шершавая, пакля лохматая. А теперь попробуйте сказать по моему образцу. Логопед кладет картинку «сосулька» рядом с картинкой «стекло», и говорит: Сосулька прозрачная и хрупкая, как стекло. Дети аналогично подбирают нужную картинку к своей картинке и составляют соответствующую фразу.

8. Скажите пожалуйста, вы знаете, что происходит с насекомыми весной? Правильно, они оживают, просыпаются и выбираются из щелей, где зимовали. Скажите, какое насекомое стало героем литературного произведения, благодаря своей гостеприимности? Правильно, муха-цокотуха. Радуясь приходу весны, она пригласила насекомых на пир. А вы помните, какими качествами обладали эти насекомые? Давайте вспомним: Муха какая? - гостеприимная. Комар? – смелый, отважный. Паук? – опасный, кровожадный. А какими оказались гости мухи? – трусливыми. Молодцы, а давайте поиграем в веселую игру «Кого муха пригласила в гости?». Детям выдаются пособия. Вместе с логопедом дети проговаривают и выполняют движения.                                                                                                ЛОГОПЕД: Муха пригласила двух гусениц, одного жука, пять бабочек, и т.д. При этом дети поднимают пальчики, над которыми расположены соответствующие картинки (используются одновременно обе руки).

                                                                                                                                     9. ИТОГ. ЛОГОПЕД: Молодцы, ребята, справились с заданием. Вот и подходит к концу наше путешествие по весеннему лесу. Скажите, кому что больше всего понравилось в нашем путешествии? Спасибо вам! Мы с вами отлично провели время!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Конеспект логопедического занятия "Звуки Т и Ть, букава Т". В данном конспекте предлашаются новые игоровые примемы для оптимизации коррекционной работы с детьми....

Конспект НОД Тема: Путешествие в весенний лес (подготовительная группа)

Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны. Научить понимать связи между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Вызвать у детей интерес к окружающему миру, желание...

Тема: "Буква "С". Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР.

Данный материал могут использовать в своей работе начинающие учителя-логопеды и другие педагоги, работающие в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Конспект логопедического занятия «Путешествие в страну «Закония» подготовительная группа.

Конспект логопедического занятия «Путешествие в страну  «Закония» подготовительная группа....

конспект логопедического занятия "Путешествие в весенний лес"

в конспекте представлены дидактические игры и упражнения для расширения словаря по теме "Весна. Дикие хивотные", для совершенствования грамматического строя речи детей с тнр...