Конспект интегрированного коррекционного занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ТНР 6-7 лет по теме: «Серая ворона – это важная персона»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Зайцева Любовь Викторовна

Конспект интегрированного коррекционного занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ТНР 6-7 лет по теме:

«Серая ворона – это важная персона»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seraya_vorona.docx32.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №211»

«Методическая разработка» на тему:

«Серая ворона – это важная персона»

Конспект интегрированного коррекционного занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ТНР 6-7 лет по теме:

«Серая ворона – это важная персона»

разработала учитель-логопед

Зайцева Любовь Викторовна

Ярославль, 2024

Цель:коррекция и развитие лексико-грамматических категорий в рамках темы «Серая ворона – это важная персона»

Задачи:

Образовательные: закреплять знания о птицах;

вызывать желание узнавать новые факты из их жизни;

расширять и активизировать словарь по теме;

автоматизировать звук Р в речи;

совершенствовать грамматический строй речи;

совершенствовать  фонематические процессы;

закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные;

продолжать работу над речевым дыханием;

продолжать формировать навыки звукового анализа;

продолжать развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.

Воспитательные: формировать доброе и заботливое отношение к птицам.

Развивающие: совершенствовать внимание, память, мышление, целостное восприятие, пространственную ориентацию.

Материал.Игрушка ворона, мяч, пластмассовые мячи, карточки перья с упражнениями АГ, картинный материал – строение птицы, карточки для образования однокоренных слов, деревянные фигурки со звуком [Р], схема слова, схемы танграм, танграм.

Ход

Доброе утро ребята, как всегда мы начнем наше занятие с речевки

Говорим всегда красиво ,четко и неторопливо

Внимательно слушай, другим не мешай,

Когда тебя спросят, тогда отвечай!

  1. Ребята, к нам спешит гостья, а кто она, отгадайте загадку

Сильная, большая птица

Даже кошки не боится!....

Очень важная персона –

Чёрно-серая ……..  (ворона)

Верно это ворона

Что вы знаете о воронах?  - ответы детей

Хотите,я расскажу вам интересные факты о воронах

1.Ворона и ворон, это разные птицы, хотя и являются родственниками. Ворон черный и больше по размеру

2. Чтобы отличить ворону от ворона, также можно прислушаться к звукам, которые они издают. Ворона знаменита своим простым, незамысловатым карканьем, тогда как ворон издает более глубокий, гортанный каркающий звук.

3. Вороны являются одними из самых интеллектуальных птиц на планете

4. Вороны обладают отличной памятью и способны запоминать лица людей и других животных на длительное время.

5. Они обладают сильным семейным инстинктом и проявляют заботу о своих малышах.

6.Вороны проявляют сострадание к другим членам своей группы и могут помогать больным или травмированным воронам.

7.  По поведению ворон, можно прогнозировать погоду

-ворона кричит летом - к дождю, зимой – к метели

-ворона летом купается - к ненастью

-зимой вороны летают и кружатся стаями  - к морозу

-вороны садятся клювами в одну сторону – к сильному ветру

Если вам интересны другие факты о воронах, мы поговорим об этом позже.

  1. Цель: закрепление навыка  образовывать однокоренные слова

Ребята, а сейчас давайте попробуем образовать новые слова, от слова ворона

Ворона , ворон, вороненок, воронята, вороний (клюв), воронье ( гнездо)

  1. Цель: развитие артикуляционной моторики

Ребята, к нам прилетела ворона. Вы помните, чем покрыто тело птицы? Конечно перьями! Посмотрите у меня есть перья, на которых нарисованы артикуляционные упражнения, вы с ними знакомы.  Верно, здесь нарисованы упражнения для гимнастики. Давайте научим ворону выполнять упражнения.

Выполнение артикуляционной  гимнастики с элементами биоэнергопластики - «Накажем язычок», «индюк», «маляр»,  «лошадка», «грибок», «гармошка», «злая муха», «барабан».

  1. Цель : выделение части целого и образование  уменьшительно-ласкательных  форм слов.

Давайте рассмотрим ворону, выделим основные части тела и назовём их ласково

Молодцы!

  1. Цель : образование  притяжательных прилагательных.

У меня есть части тела, давайте скажем правильно об этих частях тела  Чей? Чья? Чьё?

Крыло чьё? – воронье

Клюв чей? – вороний

Ноги чьи? – вороньи

Голова чья? – воронья

глаз, перо, хвост

6. Цель : подбор прилагательных и глаголов  и согласование их с существительным.  

А сейчас я приглашаю вас в круг, поиграть. Давайте подберем как можно больше слов признаков к слову ворона. Ворона какая?

Игра с мячом  (передаем мяч по кругу)

А теперь давайте подберем как можно больше слов действий к слову ворона. Ворона что делает? Игра с мячом  (забрось в корзину)

Молодцы!

7. Цель : развитие речевого дыхания

Все помнят, как кричат вороны? Вставайте так, чтобы не мешать друг другу.

ИП: ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох- разводим руки в стороны, как крылья, медленно опускаем руки и произносим на выдохе КАРРРРРР, максимально растягивая звук [Р]

Вы молодцы ,а теперь ворона хочет послушать как Вы умеете красиво произносить звук [Р] .

8.Цель : автоматизация звука Р в предложении

Она принесла для вас фигурки, в названии которых есть звук [Р]. Достаем из волшебного мешочка фигурки и проговариваем предложение

У ВОРОНЫ……

9. Цель: закрепление умения определять место звука и количество слогов в слове

У вас у каждого есть фигурка, вам необходимо прохлопать слово по слогам и разложить свои фигурки на нужное место в схеме слова.

10. Развитие внимания и фонематического слуха

Приготовьте свои ладоши, ворона сейчас будет каркать правильно и неправильно, а вы должны поймать в ладошки правильный крик

Ворона каркает - кал, кау, кай, каррр…….

11. Цель : закрепление умения правильно употреблять в речи предлоги.

Воронахочет поиграть с нами в прятки. Смотрите и отвечайте где она ?

На дереве, под деревом, между деревьями, выглядывает из-за дерева, летает над деревом, облетела вокруг дерева, ходит около дерева.

12. Цель: развитие фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи

А сейчас приготовьте свои ушки и исправь ошибку если услышите

              На скамейке сиделчерный ворона…..

К нам прилетел краснокрылый ворона….

              Ворона чирикала на солнышке……….

              В клюве у вороны маленький ветка…….

              Вороны на деревьях строят гнездЫ…….

13. Цель :закрепление умения  правильно употреблять падежные окончания.

И.п. Кто это?

Р.п . Нет кого?

Д.п. Корм даем кому?

В.п. Вижу кого?

Т.п. Довольны кем?

П.п. Поговорили мы о ком?  

14. Цель: развивитие пространственной ориентации

Ребята, перед вами схемы для работы с танграмом, посмотрите кто это? Верно, это ворона. Попробуйте выложить ее из фигур, которые лежат перед вами

https://sun9-2.userapi.com/impg/okgHe4aiptyd5xA_DxFNu7DMnoih-_Qvvzmknw/dMDzKTlXCC8.jpg?size=247x250&quality=95&sign=dffc5718b806997610ab180cc043347d&type=album

ИТОГ

Вы молодцы! Наше занятие закончилось

Оком мы с вами сегодня говорили?

Что вы нового узнали?

Что вам больше всего понравилось?

Список использованной литературы:

1. Интернет ресурс – «Интересные факты о вороне» https://dzen.ru/a/ZIXy50j2LCqnb91b 

2. Интернет ресурс – схема танграм «Ворона»

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-po-matematike-tangram.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект комплексного коррекционного занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и обучению грамоте в группе для детей с ТНР подготовительного возраста «Удивительное рядом».

Конспект составлен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (с тяжелым нарушением речи), ГБДОУ детского сада № 25 компенсирующего вида ...

Конспект интегрированного фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе. "В гостях у Пугала"

Цели: - формирование лексико-грамматических категорий по лексической теме «Овощи».Задачи:Коррекционная·        закрепление  знаний детей...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития Тема: Домашние животные...

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей младшей логопедической группы с ТНР по теме "Насекомые"

Данный методический материал представляет интерес для учителей-логопедов, учителей-дефектологов и воспитателей.  Конспект позволяет построить полноценное занятие по развитию лексико-грамматическо...

Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР в подготовительной группе по теме: «Как мы Путаника учили»

Цель:  закрепить навык практического употребления изученных предлогов в речи.Задачи:1. Активизировать словарь детей по лексической теме «Одежда».2. Закрепить умение составлять предлож...

Конспект коррекционного занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми с тяжелыми нарушениями речи старшей группы «Путешествие - в поисках клада»

В игровой форме с использованием распевки, веселой артикуляционной гимнастики, яркого картинного материала активизируем слуховое внимание детей старшего дошкольного возраста, подготовим к процессу диф...