Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Лексическая тема: транспорт

Грамматическая тема: согласование числительных с существительными, употребление родительного падежа существительных, образование уменьшительно-ласкательных форм слов, согласование существительных с прилагательным, образование относительных прилагательных.

Цель:совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закреплять навыки согласования числительных с существительными;

- формировать навыки образования относительных прилагательных;

- упражнять в употреблении существительных в родительном падеже;

- совершенствовать навыки образования уменьшительно-ласкательных форм слов;

- закреплять умения согласования в роде, числе и падеже (составление предложений с заданным словом);

- упражнять в согласовании существительных с прилагательными;

- формировать у детей представления о целостном образе предмета.

Коррекционно-развивающие:

- обогащать словарный запас по теме «Транспорт»;

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать общую моторику;

- развивать психические процессы (логическое мышление)

Воспитательные:

- воспитывать навыки самоконтроля, доброжелательности;

-воспитывать положительное отношение к занятию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_starshaya_gruppa.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию

лексико-грамматического строя речи у детей

5-6 лет с ТНР

Лексическая тема: транспорт

Грамматическая тема: согласование числительных с существительными, употребление родительного падежа существительных, образование уменьшительно-ласкательных форм слов, согласование существительных с прилагательным, образование относительных прилагательных.

Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закреплять навыки согласования числительных с существительными;

- формировать навыки образования относительных прилагательных;

- упражнять в употреблении существительных в родительном падеже;

- совершенствовать навыки образования уменьшительно-ласкательных форм слов;

- закреплять умения согласования в роде, числе и падеже (составление предложений с заданным словом);

- упражнять в согласовании существительных с прилагательными;

- формировать у детей представления о целостном образе предмета.

Коррекционно-развивающие:

- обогащать словарный запас по теме «Транспорт»;

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать общую моторику;

- развивать психические процессы (логическое мышление)

Воспитательные:

- воспитывать навыки самоконтроля, доброжелательности;

-воспитывать положительное отношение к занятию.

Оборудование: картинки (автобус, трактор, самолет, поезд, машина), разрезные картинки(Ботик Петра 1), презентация, мяч.

Ход занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

#1054;рганизационный момент

Здравствуйте ребята, покажите какое у вас сегодня настроение

Логопед предлагает встать около своих стульчиков. На стульях перед каждым ребенком лежит картинка с изображением различных видов транспорта в разном количестве.

-Посмотрите на картинки, сосчитайте количество изображенных предметов на них. Поиграем в игру “У меня есть, у меня нет”

Дети по очереди называют у кого что есть и чего нет.(автобус, трактор, самолет, поезд, машина)

#1042;ведение в тему

-Как назвать одним словом все изображения на ваших картинках?

-Какие виды транспорта вы уже знаете? Назовите, какой водный (воздушный, наземный) транспорт вы знаете?

Ребята, посмотрите на доску, что там изображено?

Какие части есть у велосипеда? Будем отвечать полным предложением.

А сейчас мы проверим, готовы ли вы к изучению нового материала.

Колёса. – Они круглые и большие. Откроем ротик широко. («Окошко»)

Сиденье. – Мягкое и удобное. На нём удобно сидеть. Широкий язычок положим на нижнюю губу. («Лопаточка»)

Спицы на колесе. – Очень длинные и тоненькие. Сделаем наш язычок таким же тоненьким и длинным. («Иголочка»)

Руль. – С его помощью мы можем поворачивать направо и налево. Движения языком вправо-влево. («Часики»)

Педали. – Крутятся вверх-вниз. Движения языком вверх-вниз. («Качели»)

А теперь скатимся с горы. («Горка»)

#1048;зучение нового материала

Молодцы, вы готовы узнать много нового и интересного.

Давайте подойдем к столу (на столе лежат разрезные картинки: ботик Петра 1), но чтобы собрать всю картинку полностью, необходимо собрать недостающие детали, а чтобы их получить нужно выполнить задания.

Образование уменьшительно-ласкательных форм слов

Упражнение назови ласково

Отлично постарались, даю вам первую недостающую деталь.

Следующее задание

#1057;огласование существительных с прилагательными

Игра подбери признак

Машина какая, самолет какой, грузовик какой, метро какое

Хорошо, много признаков подобрали, отдаю вам еще один пазл, что у вас получилось?

#1054;бразование относительных прилагательных

Игра «Назови транспорт» - образование относительных прилагательных

Как можно назвать транспорт, который:

- перевозит грузы /какой?/ - ... /грузовой/, - перевозит пассажиров /какой?/ - ... /пассажирский/, - передвигается только по воде /какой?/ - ... /водный/, - передвигается только по воздуху /какой?/ - ... /воздушный/, - передвигается только по железной дороге - ... /железнодорожный/, - передвигается только под землёй /какой?/ - ... /подземный/.

Как называется остановка:

а/ автобуса /какая?/ - ... /автобусная/, б/ троллейбуса /какая?/ - ... в/ трамвая /какая?/ - ...

Последний пазл у вас, что же там изображено?

Вы почти правы, это Ботик Петра 1 (это первый корабль, на котором молодой царь изучал морское дело, учился ходить под парусом)

Однажды в амбаре царь обнаружил английский бот, и у него появилось огромное желание строить корабли.

А теперь давайте немного отдохнем

Физкультминутка

Самолёты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)

Самолёты полетели, (ходьба по кругу, повернувшись друг за другом, руки в стороны, поочередные наклоны туловища в стороны)

На поляну тихо сели (присесть, руки к коленям)

Да и снова полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны туловища в стороны)

Мы летаем высоко, (потянулись вверх)

Мы летаем низко, (присели)

Мы летаем далеко, (вытянули прямые руки вперёд)

Мы летаем близко (кисти рук положили на плечи крест-накрест)

#1069;тап закрепление изученного

Ребята, когда я придумывала для вас задания, то перепутала немного и поменяла слова в предложениях, попробуйте правильно их составить

-Машина летает в воздухе.

- Самолёт плывёт по реке.

- Пароход едет по дороге.

- Поезд плывёт по морю.

- Лодка едет по дороге.

- Мотоцикл едет по рельсам.

Дети сейчас вам нужно будет выбрать для себя любой транспорт, который мы сегодня называли и придумать с ним одно предложение, только старайтесь не повторяться

#1048;тог занятия

О чем мы сегодня говорили? Какое задание для вас было самым сложным? А что больше всего понравилось? Давайте оценим вашу работу, посмотрите на доску, а для этого вам нужно выбрать смайлик: Красный смайлик - очень сложное было занятие ,

Желтый смайлик – мне нужна была помощь логопеда , зеленый смайлик- мне было легко и я совсем справился.

Спасибо за занятие ребята, до свидания!

Здравствуйте, затем дети мимикой показывают какое у них настроение.

1 ребенок: - У меня есть один автобус. (Садится)

2 ребенок: - У меня нет одного автобуса, у меня есть два трактора. (Садится)

3 ребенок: - У меня нет двух тракторов, у меня есть четыре самолета. (Садится) и т.д.

Транспорт

Водный, воздушный, железнодорожный, подземный, наземный

Ответы детей(поезд, машина, самолет, вертолет, корабль)

Велосипед

У велосипеда есть руль. У велосипеда есть колёса. У велосипеда есть сиденье. На колёсах велосипеда есть спицы. У велосипеда есть звонок.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

Дети собирают три картинки, замечают, что им не хватает 3 кусочков.

Самолет- самолетик , Корабль-кораблик, Вертолет- вертолетик

Машина-машинка, Лодка- лодочка Автобус- автобусик, Трамвай- трамвайчик, Велосипед-велосипедик

Ответы детей

Дети затрудняются ответить,так как не хватает еще одного пазла

Грузовой, пассажирский, водный, воздушный, железнодорожный, подземный

Автобусная, троллейбусная, трамвайная

Парусник, корабль, лодка

Дети повторяют движения за логопедом.

Дети называют исправляют предложения.

Ответы детей: утром мы едем на машине в садик. Я люблю ездить на автобусе и т.д.

О транспорте

Мне было сложно исправлять предложения

Мне понравилось играть в игру назови какой

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать н...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя у детей с ТНР в средней группе.Тема «Употребление уменьшительно-ласкательной формы имен существительных по лексической теме «Одежда»».

Програмное содержание занятия: Обучение правильному употреблению уменьшительно-ласкательной формы имен существительных по теме "Одежда". Активизация словаря по теме "Одежда". Закре...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста лексическая тема « Дикие животные»

конспект содержит  различные игры и задания , направленные на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей  с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития Тема: Домашние животные...