Конспект коррекционного занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми с тяжелыми нарушениями речи старшей группы «Путешествие - в поисках клада»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Татьяна Лашкина
В игровой форме с использованием распевки, веселой артикуляционной гимнастики, яркого картинного материала активизируем слуховое внимание детей старшего дошкольного возраста, подготовим к процессу дифференциации звуков Л и ЛЬ в словах. Закрепление понятия «Виды транспорта». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛЕВ-ЛЕД

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=20bc9c8ffe1105d19995dea7d17d3eb8&n=13

лед.png

лед.png

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=20bc9c8ffe1105d19995dea7d17d3eb8&n=13

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=20bc9c8ffe1105d19995dea7d17d3eb8&n=13

ЛИМОН-ЛИСТОК

lemon-07-8b7a1de700037a639d6dab98dcd932db.jpg

листок.jpg

lemon-07-8b7a1de700037a639d6dab98dcd932db.jpg

листок.jpg

lemon-07-8b7a1de700037a639d6dab98dcd932db.jpg

ЛИПА-ЛИСА

лиса.jpg

липа.jpg

липа.jpg

липа.jpg

лиса.jpg

ЛАПЫ- ЛАПТИ

лапти.jpg

лапы.jpg

лапти.jpg

лапти.jpg

лапы.jpg

ЛЕБЕДЬ-ЛЕНТА

swan-4410828_1280.jpg

swan-4410828_1280.jpg

лента.png

swan-4410828_1280.jpg

лента.png

ЛЕНА-ЛИДА

лена.jpg

лида.jpg

лена.jpg

лида.jpg

лида.jpg



Предварительный просмотр:

ЛЕВ-ЛЕД

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=20bc9c8ffe1105d19995dea7d17d3eb8&n=13

лед.png

лед.png

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=20bc9c8ffe1105d19995dea7d17d3eb8&n=13

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=20bc9c8ffe1105d19995dea7d17d3eb8&n=13

ЛИМОН-ЛИСТОК

lemon-07-8b7a1de700037a639d6dab98dcd932db.jpg

листок.jpg

lemon-07-8b7a1de700037a639d6dab98dcd932db.jpg

листок.jpg

lemon-07-8b7a1de700037a639d6dab98dcd932db.jpg

ЛИПА-ЛИСА

лиса.jpg

липа.jpg

липа.jpg

липа.jpg

лиса.jpg

ЛАПЫ- ЛАПТИ

лапти.jpg

лапы.jpg

лапти.jpg

лапти.jpg

лапы.jpg

ЛЕБЕДЬ-ЛЕНТА

swan-4410828_1280.jpg

swan-4410828_1280.jpg

лента.png

swan-4410828_1280.jpg

лента.png

ЛЕНА-ЛИДА

лена.jpg

лида.jpg

лена.jpg

лида.jpg

лида.jpg



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 481 г. Челябинска»

454003, г. Челябинск, ул. 250-летия Челябинску, 30 а,

 тел. (факс): (351) 795-59-09, 795-59-08, 244-32-80, E-mail: mou481@mail.ru

ОКПО 42467166 ОГРН 1027402330680

ИНН 7447033224 КПП 744701001

Конспект

коррекционного занятия

 по формированию лексико-грамматических категорий

с детьми с тяжелыми нарушениями речи

старшей группы

«Путешествие - в поисках клада»

                                                                     карта.png

Учитель-логопед МБДОУ

«ДС № 481 г. Челябинска»

Лашкина Татьяна Федоровна

Челябинск, 2019


Тема: «Путешествие - в поисках клада»

Цель: Подготовка к процессу дифференциации звуков Л и ЛЬ в словах. Активизация слухового внимания детей.

Закрепление понятия «Виды транспорта».

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • Обогащать, активизировать и уточнять словарь по теме, закреплять обобщающее понятие «транспорт»;
  • Упражнять в умении различать виды транспорта;
  • Закреплять умение образовывать глаголы с помощью приставок;
  • Формировать умение отвечать на вопросы развёрнутой фразой;
  • Уточнить особенности артикуляции звуков Л и ЛЬ;
  • Формировать умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

Коррекционно – развивающие: 

  • Развивать темпо-ритмическую сторону речи;
  • Продолжать формировать у детей сильную воздушную струю;
  • Развивать эмоционально – выразительные движения с помощью мимики;
  • Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением;
  • Развивать зрительно – пространственное воображение;
  • Развивать мелкую и общую моторику;
  • Развивать фонематическое восприятие;
  • Развивать внимание, память, мышление, воображение.
  • Закреплять правильное произношение звуков Л и ЛЬ в слогах, в начале слова;
  • Подготовить детей к процессу дифференциации звуков Л и ЛЬ на слух;
  • Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.

Коррекционно – воспитательные:

  • Воспитывать умение работать в команде;
  • Воспитывать самоконтроль за речью и осанкой.
  • Воспитывать желание делиться положительными эмоциями с другими людьми.

Методические приемы:

  • упражнения;
  • игровая мотивация;
  • игры;
  • поощрения.

Оборудование и материалы: мультимедийная установка, интерактивный комплекс «Калибри», наглядный материал, расположенный на экране (картинки со звуками л и ль, пароход, карта сокровищ), песочные столы с пультами управления, самолеты из бумаги в конвертах, деревянные ложки с металлическими крышками, макет ракеты музыкальное сопровождение - распевка «Пароход», коробка с картинками улыбок.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций по теме транспорт;
  • Выполнение на занятиях физкультминуток, пальчиковых игр по теме;
  • Подвижные игры: «Преодолей преграду», «Светофор», «Самолёты», «Поезд»;
  • Рисование транспорта, выполнение упражнений артикуляционной гимнастики на песке;
  • Игра «Птичка, медведь» (развитие умения петь высоко, низко),
  • Игра «Веселые пассажиры» (ля-ля-ля и т.д.) - работа над темпо-ритмической стороной речи, формированием фонематического слуха.
  • Разучивание комплекса упражнений для постановки сонорных звуков.

Ход занятия:

Этап занятия

Содержание деятельности учителя-логопеда

Содержание деятельности детей

Примечание

Универсальные учебные действия

1.Вводная часть

Эмоциональный настрой на совместную деятельность.

Актуализация ранее полученных знаний.

Вхожу с детьми в зал, произношу зарифмованную  фразу:

Лад-лад-лад – мы найдем сегодня клад.

У нас необычное занятие, посмотрите, сколько гостей в зале. Поздоровайтесь с ними.

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие, чтобы найти клад. И поможет нам в этом карта.

Посмотрите на экран. Что изображено на карте?

Самолет, пароход, машина, ракета. Как их можно назвать одним словом?

Мы будем путешествовать на транспорте.

Приветствие

Осознание поставленной задачи.

Ответы на вопросы, основываясь на ранее полученные знания.

Стимулирую к высказыванию каждого ребенка.

Воспитывать уважительное отношение к собеседнику, внимательно его слушать.

Закреплять обобщающее понятие «транспорт».

2. Основная часть

Артикуляционная гимнастика.

Путешественники должны быть очень смелыми, дружными и сильными. Покажите, какие вы сильные. А теперь покажите, какой сильный у вас язычок, сделаем гимнастику.

лль -изм.jpg

Выполнение гимнастики

Маляр

Качели

Покусаем язычок

Индюк

Точка

Дятел

Ослик

Старый ослик

Самолет

Предлагаю детям встать так, чтобы меня было видно

Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.

Развивать эмоционально-выразительные движения с помощью мимики.

Развивать воображение.

Дидактическое упражнение «Самолет»

Посмотрим на карту. На чем отправимся в путь в начале?

Самолет – это, какой вид транспорта?

Самолет - это воздушный вид транспорта.

Возьмите по одному конверту. Откройте, Что внутри?

Чтобы нам взлететь, необходимо каждый самолет свернуть пополам.

Полетим сначала на большом синем самолете. Приготовили наши сильные язычки и все вместе, дружно (язык между зубами)! Полетели! - ллл (изображаем гул самолета, перемещаемся по залу с твердым звуком).

Поднимем зеленый самолетик, поставим язык кверху и гудим мягко – льльль

Выполнение действий под инструкцию педагога

Изображение гула самолета с передвижением по залу

Предлагаю детям подойти к стульчикам с расположенными на них конвертами.

Выполняю передвижение по залу.

В заключение упражнения предлагаю детям «приземлиться» на стульчики

Обогащать, активизировать и уточнять словарь по теме, закреплять обобщающее понятие «транспорт».

Упражнять в умении различать виды транспорта.

Воспитывать умение работать в команде.

Формировать умение отвечать на вопросы развёрнутой фразой.

Уточнить особенности артикуляции звуков Л и ЛЬ.

Развивать мелкую и общую моторику.

Логораспевка «Пароход»

Посмотрите на карту. На чем дальше будем путешествовать?

Пароход – это, какой вид транспорта?

Пароход - это водный вид транспорта.

Чтобы нам поплыть, необходимо спеть логораспевку.

Сначала 1 раз послушаем, а потом споем.

Ответы на вопросы, основываясь на ранее полученные знания.

Исполнение логораспевки

Логораспевку предлагаю детям исполнить стоя. Слежу за осанкой. Исполняем 2 раза.

Развивать эмоционально-выразительные движения с помощью мимики.

Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.

Подготовить детей к процессу дифференциации звуков Л и ЛЬ на слух в начале слова.

Упражнять в умении различать виды транспорта.

Дидактическая игра «Что вижу»

Вот мы и поплыли. А что же мы видим «Что вижу».

Нужно назвать, что изображено на экране.

Вспомните, какие предметы вы видели с палубы  парохода.

Название предметных картинок со звуками л и ль.

Стимулирую к высказыванию каждого ребенка.

Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.

Закреплять навыки дифференциации звуков Л и ЛЬ на слух.

Развивать внимание, память, мышление.

Динамическая пауза «Взлет ракеты»

На карте под цифрой «3» какой транспорт изображен?

Какой вид транспорта ракета?

Ракета – это воздушный вид транспорта.

Соберем руки вверху, изобразив ракету.

Ведем обратный отсчет: 5,4,3,2,1, пуск

Полетели за мной.

Ответы на вопросы, основываясь на ранее полученные знания.

Выполнение действий под инструкцию педагога.

Выполняю передвижение по залу.

В заключение упражнения предлагаю детям «приземлиться» на стульчики.

Упражнять в умении различать виды транспорта.

Дидактическое упражнение «Игра на шумовых инструментах»

Чтобы в полете не было скучно, предлагаю нам поиграем на шумовых инструментах.

Слушай, запоминай и повторяй.

Отстукивание ритма с проговариванием слогов по образцу

Предлагаю детям взять из макета ракеты ложку и жестяную крышку.

Добиваюсь точного выполнения задания.

Формировать умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

Закреплять правильное произношение звуков Л и ЛЬ в слогах.

Воспитывать самоконтроль за речью.

Развивать мелкую и общую моторику.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать темпо-ритмическую сторону речи.

Дидактическое упражнение

«Ехали мы, ехали»

Обратите внимание на карту.

На каком виде транспорта мы еще не путешествовали?

Машина, какой вид транспорта?

Машина – это наземный вид транспорта.

Чтоб в дороге не скучать,

Будем вместе мы играть,

И короткие частицы

К слову «ехать» добавлять.

Ехали мы, ехали, до горки... (доехали),

На горку … (заехали),

С горки мы … (съехали)

И дальше... (поехали).

Ехали мы, ехали, до речки... (доехали),

Через мост... (переехали)

И дальше... (поехали).

Ехали мы, ехали, до города... (доехали),

В ворота... (заехали), вот мы и... (приехали).

Ответы на вопросы, основываясь на ранее полученные знания.

Проговаривание глаголов

Дети дуют на губы, изображая гул машины..

Стимулирую к высказыванию каждого ребенка.

При выполнении упражнения передвигаюсь вместе с детьми по залу по направлению к песочным столам.

Закреплять умение образовывать глаголы с помощью приставок.

Воспитывать умение работать в команде.

Продолжать формировать у детей сильную воздушную струю.

Дидактическое упражнение «Рисование на песке»

Присаживайтесь за песочные столы.

Возьмите пульт и выберете цвет свечения, какой вам нравится.

Нужно нарисовать машину, какую умеете.

Выбор цвета свечения.

Выполнение рисунка.

После включения детьми света, быстро убираю пульты.

Оказываю помощь в рисовании по необходимости.

Если ребенок быстро справился с заданием, предлагаю нарисовать другую машину.

Развивать мелкую и общую моторику.

Развивать внимание, память, мышление, воображение.

3. Заключительная часть

Рефлексия

Обратите внимание на карту.

На чем мы сегодня путешествовали?

Как одним словом, назвать все вами перечисленное?

Вы справились со всеми задачами и нашли клад.

Что за клад вы нашли?

Вы отличные путешественники! И теперь всем сможете дарить свою улыбку. Отнесем клад в группу.

Ответы на вопросы.

Выношу клад -коробку с картинками улыбок. Предлагаю детям достать картинки.

Воспитывать желание делиться положительными эмоциями с другими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности «Путешествие предлогов»

Тема: «Путешествие предлогов».Цель – развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по темам  «Дикие животные», «Птицы». Закрепить навыки практического употребления в речи п...

Консультация для родителей: «Игры на развитие лексико-грамматического строя языка у детей с тяжелыми нарушениями речи»

В данной консультации для родителей  представлены дидактические игры и задания на развитие лексико-грамматического строя языка у детей с тяжёлыми нарушениями речи.Развитие лексико-грамматического...

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. (Возрастная группа 4-7 лет)

Составлена на основе «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.» Издание третье, переработа...

Реферат КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ДОУ

Физическое развитие и здоровье детей является одним из приоритетных направлений в реализации задач общеобразовательной программы детского сада. Специфика работы в группе определяется особенностями раз...

Авторское дидактическое пособие: «Вместе с мамой, вместе с папой» (по формированию лексико-грамматических средств языка для детей с тяжелыми нарушениями речи)

Цель: вовлечение родителей в обучающий процесс, расширение Их компетентности в вопросах развития речи дошкольников. Обучать, играя, а не просто играть – главная цель учителя-логопеда в проц...