Конспект коррекционного занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми с тяжелыми нарушениями речи старшей группы «Путешествие - в поисках клада»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
приложениек конспекту | 340.18 КБ |
Приложение к Игре Что вижу | 340.18 КБ |
konspekt_lashkina_.docx | 252.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 481 г. Челябинска»
454003, г. Челябинск, ул. 250-летия Челябинску, 30 а,
тел. (факс): (351) 795-59-09, 795-59-08, 244-32-80, E-mail: mou481@mail.ru
ОКПО 42467166 ОГРН 1027402330680
ИНН 7447033224 КПП 744701001
Конспект
коррекционного занятия
по формированию лексико-грамматических категорий
с детьми с тяжелыми нарушениями речи
старшей группы
«Путешествие - в поисках клада»
Учитель-логопед МБДОУ
«ДС № 481 г. Челябинска»
Лашкина Татьяна Федоровна
Челябинск, 2019
Тема: «Путешествие - в поисках клада»
Цель: Подготовка к процессу дифференциации звуков Л и ЛЬ в словах. Активизация слухового внимания детей.
Закрепление понятия «Виды транспорта».
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- Обогащать, активизировать и уточнять словарь по теме, закреплять обобщающее понятие «транспорт»;
- Упражнять в умении различать виды транспорта;
- Закреплять умение образовывать глаголы с помощью приставок;
- Формировать умение отвечать на вопросы развёрнутой фразой;
- Уточнить особенности артикуляции звуков Л и ЛЬ;
- Формировать умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
Коррекционно – развивающие:
- Развивать темпо-ритмическую сторону речи;
- Продолжать формировать у детей сильную воздушную струю;
- Развивать эмоционально – выразительные движения с помощью мимики;
- Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением;
- Развивать зрительно – пространственное воображение;
- Развивать мелкую и общую моторику;
- Развивать фонематическое восприятие;
- Развивать внимание, память, мышление, воображение.
- Закреплять правильное произношение звуков Л и ЛЬ в слогах, в начале слова;
- Подготовить детей к процессу дифференциации звуков Л и ЛЬ на слух;
- Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать умение работать в команде;
- Воспитывать самоконтроль за речью и осанкой.
- Воспитывать желание делиться положительными эмоциями с другими людьми.
Методические приемы:
- упражнения;
- игровая мотивация;
- игры;
- поощрения.
Оборудование и материалы: мультимедийная установка, интерактивный комплекс «Калибри», наглядный материал, расположенный на экране (картинки со звуками л и ль, пароход, карта сокровищ), песочные столы с пультами управления, самолеты из бумаги в конвертах, деревянные ложки с металлическими крышками, макет ракеты музыкальное сопровождение - распевка «Пароход», коробка с картинками улыбок.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций по теме транспорт;
- Выполнение на занятиях физкультминуток, пальчиковых игр по теме;
- Подвижные игры: «Преодолей преграду», «Светофор», «Самолёты», «Поезд»;
- Рисование транспорта, выполнение упражнений артикуляционной гимнастики на песке;
- Игра «Птичка, медведь» (развитие умения петь высоко, низко),
- Игра «Веселые пассажиры» (ля-ля-ля и т.д.) - работа над темпо-ритмической стороной речи, формированием фонематического слуха.
- Разучивание комплекса упражнений для постановки сонорных звуков.
Ход занятия:
Этап занятия | Содержание деятельности учителя-логопеда | Содержание деятельности детей | Примечание | Универсальные учебные действия |
1.Вводная часть | ||||
Эмоциональный настрой на совместную деятельность. Актуализация ранее полученных знаний. | Вхожу с детьми в зал, произношу зарифмованную фразу: Лад-лад-лад – мы найдем сегодня клад. У нас необычное занятие, посмотрите, сколько гостей в зале. Поздоровайтесь с ними. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие, чтобы найти клад. И поможет нам в этом карта. Посмотрите на экран. Что изображено на карте? Самолет, пароход, машина, ракета. Как их можно назвать одним словом? Мы будем путешествовать на транспорте. | Приветствие Осознание поставленной задачи. Ответы на вопросы, основываясь на ранее полученные знания. | Стимулирую к высказыванию каждого ребенка. | Воспитывать уважительное отношение к собеседнику, внимательно его слушать. Закреплять обобщающее понятие «транспорт». |
2. Основная часть | ||||
Артикуляционная гимнастика. | Путешественники должны быть очень смелыми, дружными и сильными. Покажите, какие вы сильные. А теперь покажите, какой сильный у вас язычок, сделаем гимнастику. | Выполнение гимнастики Маляр Качели Покусаем язычок Индюк Точка Дятел Ослик Старый ослик Самолет | Предлагаю детям встать так, чтобы меня было видно | Укреплять мышцы артикуляционного аппарата. Развивать эмоционально-выразительные движения с помощью мимики. Развивать воображение. |
Дидактическое упражнение «Самолет» | Посмотрим на карту. На чем отправимся в путь в начале? Самолет – это, какой вид транспорта? Самолет - это воздушный вид транспорта. Возьмите по одному конверту. Откройте, Что внутри? Чтобы нам взлететь, необходимо каждый самолет свернуть пополам. Полетим сначала на большом синем самолете. Приготовили наши сильные язычки и все вместе, дружно (язык между зубами)! Полетели! - ллл (изображаем гул самолета, перемещаемся по залу с твердым звуком). Поднимем зеленый самолетик, поставим язык кверху и гудим мягко – льльль | Выполнение действий под инструкцию педагога Изображение гула самолета с передвижением по залу | Предлагаю детям подойти к стульчикам с расположенными на них конвертами. Выполняю передвижение по залу. В заключение упражнения предлагаю детям «приземлиться» на стульчики | Обогащать, активизировать и уточнять словарь по теме, закреплять обобщающее понятие «транспорт». Упражнять в умении различать виды транспорта. Воспитывать умение работать в команде. Формировать умение отвечать на вопросы развёрнутой фразой. Уточнить особенности артикуляции звуков Л и ЛЬ. Развивать мелкую и общую моторику. |
Логораспевка «Пароход» | Посмотрите на карту. На чем дальше будем путешествовать? Пароход – это, какой вид транспорта? Пароход - это водный вид транспорта. Чтобы нам поплыть, необходимо спеть логораспевку. Сначала 1 раз послушаем, а потом споем. | Ответы на вопросы, основываясь на ранее полученные знания. Исполнение логораспевки | Логораспевку предлагаю детям исполнить стоя. Слежу за осанкой. Исполняем 2 раза. | Развивать эмоционально-выразительные движения с помощью мимики. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата. Подготовить детей к процессу дифференциации звуков Л и ЛЬ на слух в начале слова. Упражнять в умении различать виды транспорта. |
Дидактическая игра «Что вижу» | Вот мы и поплыли. А что же мы видим «Что вижу». Нужно назвать, что изображено на экране. Вспомните, какие предметы вы видели с палубы парохода. | Название предметных картинок со звуками л и ль. | Стимулирую к высказыванию каждого ребенка. | Укреплять мышцы артикуляционного аппарата. Закреплять навыки дифференциации звуков Л и ЛЬ на слух. Развивать внимание, память, мышление. |
Динамическая пауза «Взлет ракеты» | На карте под цифрой «3» какой транспорт изображен? Какой вид транспорта ракета? Ракета – это воздушный вид транспорта. Соберем руки вверху, изобразив ракету. Ведем обратный отсчет: 5,4,3,2,1, пуск Полетели за мной. | Ответы на вопросы, основываясь на ранее полученные знания. Выполнение действий под инструкцию педагога. | Выполняю передвижение по залу. В заключение упражнения предлагаю детям «приземлиться» на стульчики. | Упражнять в умении различать виды транспорта. |
Дидактическое упражнение «Игра на шумовых инструментах» | Чтобы в полете не было скучно, предлагаю нам поиграем на шумовых инструментах. Слушай, запоминай и повторяй. | Отстукивание ритма с проговариванием слогов по образцу | Предлагаю детям взять из макета ракеты ложку и жестяную крышку. Добиваюсь точного выполнения задания. | Формировать умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Закреплять правильное произношение звуков Л и ЛЬ в слогах. Воспитывать самоконтроль за речью. Развивать мелкую и общую моторику. Развивать фонематическое восприятие. Развивать темпо-ритмическую сторону речи. |
Дидактическое упражнение «Ехали мы, ехали» | Обратите внимание на карту. На каком виде транспорта мы еще не путешествовали? Машина, какой вид транспорта? Машина – это наземный вид транспорта. Чтоб в дороге не скучать, Будем вместе мы играть, И короткие частицы К слову «ехать» добавлять. Ехали мы, ехали, до горки... (доехали), На горку … (заехали), С горки мы … (съехали) И дальше... (поехали). Ехали мы, ехали, до речки... (доехали), Через мост... (переехали) И дальше... (поехали). Ехали мы, ехали, до города... (доехали), В ворота... (заехали), вот мы и... (приехали). | Ответы на вопросы, основываясь на ранее полученные знания. Проговаривание глаголов Дети дуют на губы, изображая гул машины.. | Стимулирую к высказыванию каждого ребенка. При выполнении упражнения передвигаюсь вместе с детьми по залу по направлению к песочным столам. | Закреплять умение образовывать глаголы с помощью приставок. Воспитывать умение работать в команде. Продолжать формировать у детей сильную воздушную струю. |
Дидактическое упражнение «Рисование на песке» | Присаживайтесь за песочные столы. Возьмите пульт и выберете цвет свечения, какой вам нравится. Нужно нарисовать машину, какую умеете. | Выбор цвета свечения. Выполнение рисунка. | После включения детьми света, быстро убираю пульты. Оказываю помощь в рисовании по необходимости. Если ребенок быстро справился с заданием, предлагаю нарисовать другую машину. | Развивать мелкую и общую моторику. Развивать внимание, память, мышление, воображение. |
3. Заключительная часть | ||||
Рефлексия | Обратите внимание на карту. На чем мы сегодня путешествовали? Как одним словом, назвать все вами перечисленное? Вы справились со всеми задачами и нашли клад. Что за клад вы нашли? Вы отличные путешественники! И теперь всем сможете дарить свою улыбку. Отнесем клад в группу. | Ответы на вопросы. | Выношу клад -коробку с картинками улыбок. Предлагаю детям достать картинки. | Воспитывать желание делиться положительными эмоциями с другими людьми. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности «Путешествие предлогов»
Тема: «Путешествие предлогов».Цель – развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по темам «Дикие животные», «Птицы». Закрепить навыки практического употребления в речи п...
Консультация для родителей: «Игры на развитие лексико-грамматического строя языка у детей с тяжелыми нарушениями речи»
В данной консультации для родителей представлены дидактические игры и задания на развитие лексико-грамматического строя языка у детей с тяжёлыми нарушениями речи.Развитие лексико-грамматического...
План образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи старшей группы
Тема недели: «Животные разных климатических зон»...
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. (Возрастная группа 4-7 лет)
Составлена на основе «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.» Издание третье, переработа...
Реферат КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ДОУ
Физическое развитие и здоровье детей является одним из приоритетных направлений в реализации задач общеобразовательной программы детского сада. Специфика работы в группе определяется особенностями раз...
Методическая разработка индивидуального коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (старший дошкольный возраст).
Предоставлен конспект индивидуального коррекционного занятия с педагогом-психологом для воспитанника с ТНР...
Авторское дидактическое пособие: «Вместе с мамой, вместе с папой» (по формированию лексико-грамматических средств языка для детей с тяжелыми нарушениями речи)
Цель: вовлечение родителей в обучающий процесс, расширение Их компетентности в вопросах развития речи дошкольников. Обучать, играя, а не просто играть – главная цель учителя-логопеда в проц...