Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР в подготовительной группе по теме: «Как мы Путаника учили»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель:  закрепить навык практического употребления изученных предлогов в речи.

Задачи:

1. Активизировать словарь детей по лексической теме «Одежда».

2. Закрепить умение составлять предложения с союзом «а».

3. Корригировать мышление через упражнения в сравнении и обобщении, зрительное внимание и долговременную память через упражнения в припоминании.

4. Воспитывать умение выслушать, тактично поправить товарища.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odezhda._gr._stroy_rechi._predlogi.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи  для детей

с ОНР в подготовительной группе по теме:

«Как мы Путаника учили»

Цель:  закрепить навык практического употребления изученных предлогов в речи.

Задачи:

1. Активизировать словарь детей по лексической теме «Одежда».

2. Закрепить умение составлять предложения с союзом «а».

3. Корригировать мышление через упражнения в сравнении и обобщении, зрительное внимание и долговременную память через упражнения в припоминании.

4. Воспитывать умение выслушать, тактично поправить товарища.

Оборудование:

1. Демонстрационное:

предметные картинки, «Волшебное дерево», предметы одежды, обуви, головных уборов, конверт, папка, подарочный пакет, пакет, сумочка, сундук, коробка, газета, платок.

2. Индивидуальное:

снежинки, карточки с символами предлогов, листы бумаги, карандаши, блюдца с бусинками.

 Ход занятия:

I. Организационный момент. Дидактическая игра «Что с чем».

- На стул сядет тот, кто внимательно посмотрит на «Волшебное дерево» и подберёт к предметам одежды соответствующие детали. Составляйте словосочетания, отвечая на вопрос «что с чем?».

Дети составляют словосочетания и садятся на стульчики (шорты с карманом, платье с воротником, юбка с поясом, халат с пуговицами, брюки с ремнём, куртка с молнией).

II. Постановка цели занятия.

- Как мы назовём все предметы одним словом?

- Какой предлог вы использовали в словосочетаниях?

- Сегодня на занятии мы повторим изученные предлоги и названия предметов одежды.

Раздаётся стук в дверь. Входит Путаник.

- Здравствуйте, ребята! Я пришёл от вам на гости, и очень рад вас видеть.

- К кому ты пришёл и куда?

- От вам на гости.

- Ребята, я поняла, кто к нам пришёл – это же Путаник. А зовут его так, потому что он всё путает. Вот и сейчас я Путаника не поняла. А вы, ребята, поняли?

- А что Путаник в предложении перепутал?

- А вы бы хотели Путаника научить правильно предлоги употреблять в речи?

- Останешься с нами Путаник?

- Конечно останусь с такими хорошими ребятами.

- Тогда слушай нас внимательно и немного поиграй с нами.

1. Дидактическая игра «Верно-неверно».

- Ребята, посмотрите внимательно, правильно ли оделся Путаник?

- Давайте поможем ему переодеться.

Дети составляют предложения:

Носки на руках. Это неверно. Носки надо надеть на ноги.

Рукавицы на ногах……………………………………………………………..

Тапки в левом кармане……………………………………………………..

Шарф на ноге……………………………………………………………………..

Кепка в правом кармане……………………………………………………

Путаник переодевается.

Дидактическое упражнение «Найди лишний предмет».

- Назовите предметы, которые нельзя назвать так же, как остальные.

- тапки.

- Что это?              — это обувь

- Ещё есть такой предмет?            — кепка. Это головной убор.

Дидактическое упражнение «Что изменилось?»

- А сейчас поиграем в игру «Что изменилось?». Внимательно посмотрите на Путаника, запомните, как он одет. Отвернитесь.

- Повернитесь. Что изменилось?

Дети составляют предложения:

Путаник снял с правой руки рукавицу, а тапки с ног.

Путаник снял с левой руки рукавицу, а кепку с головы.

Путаник взял в левую руку шарф, а кепку надел на голову.

Путаник шарф надел на шею, а тапки на ноги.

Путаник снял шарф с шеи, а снежинку взял в правую руку.

- Путаник, а откуда у тебя снежинка?

- А я сюрприз для ребят приготовил.

2. Дидактическая игра «Найди снежинку».

- Ребята, найдите остальные снежинки.

Дети собирают снежинки и встают полукругом.

- Скажите, где вы нашли свою снежинку?

Дети составляют предложения: «Я взяла снежинку со стола» (с пола, из-под стола, из коробки, из-под стула, с ковра).

Упражнение на дыхание «Вьюга».

- Возьмите снежинки за ниточку, по моему сигналу будем дуть на них. Упражнение называется «Вьюга». Если вьюга воет, то произносим звук  -з-. А если вьюга стихнет, то произносим звук  -с-. Вдох выполняем носом, выдох – ртом.

Старая, седая с ледяной клюкой вьюга ковыляет Бабой Ягой.

- Вдох, вьюга воет  — выдох.                        — Вдох, вьюга стихла — выдох.

Повторить 2 раза.

- Когда вьюга выла, мы какой звук произносили?

- Придумайте предмет одежды со звуком -з-.

Блуза, рейтузы, комбинезон.

- Когда вьюга стихла, мы какой звук произносили?

- Придумайте предметы одежды с этим звуком.

Сарафан, свитер, носки, блузка.

- Молодцы. А сейчас немного отдохнём.

3. ФЗМ.

4. Игра-соревнование «Кто быстрее переложит бусинки».

- А сейчас садитесь за столы.

- Давайте Путанику на память подарим рисунки. Но сначала подготовим наши руки к работе. Одновременно двумя руками, сложенными крест-накрест, перекладывайте бусины.

- Кто быстрее переложит бусинки? Один, два, три – начали!

Подводится итог, называются победители.

- Возьмите лист бумаги и карандаш. Сядьте прямо. Нарисуйте квадрат в центре листа.

- Нарисуйте прямоугольник над квадратом.

- Где находится квадрат? Прямоугольник?

- Первый ряд превратит квадрат в предмет одежды, а второй – прямоугольник в предмет одежды.

- Что у вас получилось из квадрата? Из прямоугольника?

У меня шорты. И т.д.

Дидактическое упражнение «Составь предложение с заданным предлогом и словом».

На столах перед детьми лежат заранее приготовленные карточки с символами предлогов.

- А сейчас составьте предложения с предметом одежды, который вы придумали и символом предлога.

Дети составляют предложения: «Мама пришила пуговицы к рубашке». И т.д.

- Молодцы. Теперь можно дарить Путанику рисунки.

Дети подходят к столу, на котором разложены следующие предметы: коробка, газета, платок, папка, пакет, конверт, пакетик, сумка, носки.

Дидактическая игра «В чём ты подаришь рисунок?»

- Посмотрите на предметы, расположенные перед вами. Назовите их.

- Выбирайте предмет, в котором вы подарите Путанику свой рисунок и составьте предложение.

Дети составляют предложения: «Я подарю рисунок в папке». И т.д.

Путаник: — У меня и сундук есть, я в нём буду хранить ваши рисунки.

- Какой вы использовали предлог в предложении?

5. Дидактическое упражнение «Слушай внимательно».

- А ещё ребята выучили стихотворения о предметах одежды.

- Слушайте внимательно и назовите предлоги, которые вы услышите в стихотворении.

IV.Итог занятия.                        

- Путаник, научился ты правильно предлоги говорить?

- Конечно, у таких умных, да умелых ребят многому можно научиться.

- Сейчас мы тебя проверим.

Дидактическое упражнение «Составь предложение с заданным предлогом».

- Ребята, задавайте Путанику предлоги, а он будет составлять предложения.

Путаник несколько раз ошибается. Ребята его исправляют. Примерные варианты неправильно составленных предложений:

Я взял ручку в пенала. Книга лежит с полки. Машина выехала из угла. Книгу взяли из стула.

- Да, молодцы, ребята, научили Путаника правильно предлоги употреблять.

Путаник прощается с ребятами: «Спасибо, ребята, я больше не буду путать предлоги в речи, и за рисунки спасибо, вот вам от меня конфеты».

Путаник уходит.

- Ребята, о чём мы говорили на занятии?

- Какие задания вам понравилось выполнять?

- Сегодня на занятии все внимательно слушали и активно работали. Молодцы! Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт»

Конспект образовательной деятельности по формированию грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт» разработан с ...

Конспект занятия по развитию лексико -грамматической стороны речи у детей с ОНР в подготовительной группе по лексической теме: «Транспорт»

Конспект занятия по развитию лексико грамматической стороны речи у детей С ОНР в подготовительной группе .Лексическая тема "Транспорт"...

КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»

КОНСПЕКТ НОДПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНРПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ» Автор: Ломанова Ирина ...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языкаи развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНРпо лексической теме «Транспорт»...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."

Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Дикие животные».

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР...