Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР в подготовительной группе по теме: «Как мы Путаника учили»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: закрепить навык практического употребления изученных предлогов в речи.
Задачи:
1. Активизировать словарь детей по лексической теме «Одежда».
2. Закрепить умение составлять предложения с союзом «а».
3. Корригировать мышление через упражнения в сравнении и обобщении, зрительное внимание и долговременную память через упражнения в припоминании.
4. Воспитывать умение выслушать, тактично поправить товарища.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odezhda._gr._stroy_rechi._predlogi.docx | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи для детей
с ОНР в подготовительной группе по теме:
«Как мы Путаника учили»
Цель: закрепить навык практического употребления изученных предлогов в речи.
Задачи:
1. Активизировать словарь детей по лексической теме «Одежда».
2. Закрепить умение составлять предложения с союзом «а».
3. Корригировать мышление через упражнения в сравнении и обобщении, зрительное внимание и долговременную память через упражнения в припоминании.
4. Воспитывать умение выслушать, тактично поправить товарища.
Оборудование:
1. Демонстрационное:
предметные картинки, «Волшебное дерево», предметы одежды, обуви, головных уборов, конверт, папка, подарочный пакет, пакет, сумочка, сундук, коробка, газета, платок.
2. Индивидуальное:
снежинки, карточки с символами предлогов, листы бумаги, карандаши, блюдца с бусинками.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Дидактическая игра «Что с чем».
- На стул сядет тот, кто внимательно посмотрит на «Волшебное дерево» и подберёт к предметам одежды соответствующие детали. Составляйте словосочетания, отвечая на вопрос «что с чем?».
Дети составляют словосочетания и садятся на стульчики (шорты с карманом, платье с воротником, юбка с поясом, халат с пуговицами, брюки с ремнём, куртка с молнией).
II. Постановка цели занятия.
- Как мы назовём все предметы одним словом?
- Какой предлог вы использовали в словосочетаниях?
- Сегодня на занятии мы повторим изученные предлоги и названия предметов одежды.
Раздаётся стук в дверь. Входит Путаник.
- Здравствуйте, ребята! Я пришёл от вам на гости, и очень рад вас видеть.
- К кому ты пришёл и куда?
- От вам на гости.
- Ребята, я поняла, кто к нам пришёл – это же Путаник. А зовут его так, потому что он всё путает. Вот и сейчас я Путаника не поняла. А вы, ребята, поняли?
- А что Путаник в предложении перепутал?
- А вы бы хотели Путаника научить правильно предлоги употреблять в речи?
- Останешься с нами Путаник?
- Конечно останусь с такими хорошими ребятами.
- Тогда слушай нас внимательно и немного поиграй с нами.
1. Дидактическая игра «Верно-неверно».
- Ребята, посмотрите внимательно, правильно ли оделся Путаник?
- Давайте поможем ему переодеться.
Дети составляют предложения:
Носки на руках. Это неверно. Носки надо надеть на ноги.
Рукавицы на ногах……………………………………………………………..
Тапки в левом кармане……………………………………………………..
Шарф на ноге……………………………………………………………………..
Кепка в правом кармане……………………………………………………
Путаник переодевается.
Дидактическое упражнение «Найди лишний предмет».
- Назовите предметы, которые нельзя назвать так же, как остальные.
- тапки.
- Что это? — это обувь
- Ещё есть такой предмет? — кепка. Это головной убор.
Дидактическое упражнение «Что изменилось?»
- А сейчас поиграем в игру «Что изменилось?». Внимательно посмотрите на Путаника, запомните, как он одет. Отвернитесь.
- Повернитесь. Что изменилось?
Дети составляют предложения:
Путаник снял с правой руки рукавицу, а тапки с ног.
Путаник снял с левой руки рукавицу, а кепку с головы.
Путаник взял в левую руку шарф, а кепку надел на голову.
Путаник шарф надел на шею, а тапки на ноги.
Путаник снял шарф с шеи, а снежинку взял в правую руку.
- Путаник, а откуда у тебя снежинка?
- А я сюрприз для ребят приготовил.
2. Дидактическая игра «Найди снежинку».
- Ребята, найдите остальные снежинки.
Дети собирают снежинки и встают полукругом.
- Скажите, где вы нашли свою снежинку?
Дети составляют предложения: «Я взяла снежинку со стола» (с пола, из-под стола, из коробки, из-под стула, с ковра).
Упражнение на дыхание «Вьюга».
- Возьмите снежинки за ниточку, по моему сигналу будем дуть на них. Упражнение называется «Вьюга». Если вьюга воет, то произносим звук -з-. А если вьюга стихнет, то произносим звук -с-. Вдох выполняем носом, выдох – ртом.
Старая, седая с ледяной клюкой вьюга ковыляет Бабой Ягой.
- Вдох, вьюга воет — выдох. — Вдох, вьюга стихла — выдох.
Повторить 2 раза.
- Когда вьюга выла, мы какой звук произносили?
- Придумайте предмет одежды со звуком -з-.
Блуза, рейтузы, комбинезон.
- Когда вьюга стихла, мы какой звук произносили?
- Придумайте предметы одежды с этим звуком.
Сарафан, свитер, носки, блузка.
- Молодцы. А сейчас немного отдохнём.
3. ФЗМ.
4. Игра-соревнование «Кто быстрее переложит бусинки».
- А сейчас садитесь за столы.
- Давайте Путанику на память подарим рисунки. Но сначала подготовим наши руки к работе. Одновременно двумя руками, сложенными крест-накрест, перекладывайте бусины.
- Кто быстрее переложит бусинки? Один, два, три – начали!
Подводится итог, называются победители.
- Возьмите лист бумаги и карандаш. Сядьте прямо. Нарисуйте квадрат в центре листа.
- Нарисуйте прямоугольник над квадратом.
- Где находится квадрат? Прямоугольник?
- Первый ряд превратит квадрат в предмет одежды, а второй – прямоугольник в предмет одежды.
- Что у вас получилось из квадрата? Из прямоугольника?
У меня шорты. И т.д.
Дидактическое упражнение «Составь предложение с заданным предлогом и словом».
На столах перед детьми лежат заранее приготовленные карточки с символами предлогов.
- А сейчас составьте предложения с предметом одежды, который вы придумали и символом предлога.
Дети составляют предложения: «Мама пришила пуговицы к рубашке». И т.д.
- Молодцы. Теперь можно дарить Путанику рисунки.
Дети подходят к столу, на котором разложены следующие предметы: коробка, газета, платок, папка, пакет, конверт, пакетик, сумка, носки.
Дидактическая игра «В чём ты подаришь рисунок?»
- Посмотрите на предметы, расположенные перед вами. Назовите их.
- Выбирайте предмет, в котором вы подарите Путанику свой рисунок и составьте предложение.
Дети составляют предложения: «Я подарю рисунок в папке». И т.д.
Путаник: — У меня и сундук есть, я в нём буду хранить ваши рисунки.
- Какой вы использовали предлог в предложении?
5. Дидактическое упражнение «Слушай внимательно».
- А ещё ребята выучили стихотворения о предметах одежды.
- Слушайте внимательно и назовите предлоги, которые вы услышите в стихотворении.
IV.Итог занятия.
- Путаник, научился ты правильно предлоги говорить?
- Конечно, у таких умных, да умелых ребят многому можно научиться.
- Сейчас мы тебя проверим.
Дидактическое упражнение «Составь предложение с заданным предлогом».
- Ребята, задавайте Путанику предлоги, а он будет составлять предложения.
Путаник несколько раз ошибается. Ребята его исправляют. Примерные варианты неправильно составленных предложений:
Я взял ручку в пенала. Книга лежит с полки. Машина выехала из угла. Книгу взяли из стула.
- Да, молодцы, ребята, научили Путаника правильно предлоги употреблять.
Путаник прощается с ребятами: «Спасибо, ребята, я больше не буду путать предлоги в речи, и за рисунки спасибо, вот вам от меня конфеты».
Путаник уходит.
- Ребята, о чём мы говорили на занятии?
- Какие задания вам понравилось выполнять?
- Сегодня на занятии все внимательно слушали и активно работали. Молодцы! Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт»
Конспект образовательной деятельности по формированию грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт» разработан с ...
Конспект занятия по развитию лексико -грамматической стороны речи у детей с ОНР в подготовительной группе по лексической теме: «Транспорт»
Конспект занятия по развитию лексико грамматической стороны речи у детей С ОНР в подготовительной группе .Лексическая тема "Транспорт"...
КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»
КОНСПЕКТ НОДПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНРПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ» Автор: Ломанова Ирина ...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языкаи развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНРпо лексической теме «Транспорт»...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."
Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Дикие животные».
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, по теме: « Покупка автомобиля» (на материале лексической темы «Транспорт».)
Цель: составление описательных рассказов о транспорте с использованием схемы...