Интегрированное занятие по развитию речи (старший дошкольный возраст) Тема:«ПО СЛЕДАМ УХОДЯЩЕЙ ЗИМЫ»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Наталья Николаевна Скорнякова

Целью занятия  "По следам уходящей зимы" было поставлено формирование лексико-грамматических компонентов речи по темам «Дикие звери наших лесов», «Зима».

В ходе проведения занятия были реализованы следующие задачи:

Коррекционно - образовательные задачи:

Расширение и углубление представлений о диких животных наших лесов и зиме. Активизация предметного словаря и  словаря признаков по темам «Дикие животные наших лесов», «Зима». Развитие навыков словообразования и словоизменения; развитие навыков  определение однокоренных (родственных) слов, развитие грамматического строя речи. Закреплять умение решать  задачи на развитие пространственного мышления, использовать логику, внимание и память.

    Коррекционно-развивающие задачи:

 Развитие артикуляционной, пальчиковой моторики, речевого дыхания, слухового внимания, фонематических процессов, мимики, зрительного внимания, логического мышления, координации речи с движением. Закрепление  поставленных звуков в словах, развивать у детей умение  имитировать характерные действия персонажей, способствовать развитию диалогической речи. Делать умозаключения и выводы. Развивать самостоятельность.

      Воспитательные задачи:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитывать стремление оказывать помощь другим детям, которые оказались в трудной ситуации. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_integrirovannogo_zanyatiya.doc240.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного  занятия

(старший дошкольный возраст ТНР : ОНР )

Название:                               «ПО СЛЕДАМ УХОДЯЩЕЙ ЗИМЫ»

Цель: формирование лексико-грамматических компонентов речи по темам «Дикие звери наших лесов», «Зима».

Задачи:

Коррекционно - образовательные задачи:

Расширение и углубление представлений о диких животных наших лесов и зиме. Активизация предметного словаря и  словаря признаков по темам «Дикие животные наших лесов», «Зима». Развитие навыков словообразования и словоизменения; развитие навыков  определение однокоренных (родственных) слов, развитие грамматического строя речи. Закреплять умение решать  задачи на развитие пространственного мышления, использовать логику, внимание и память.

    Коррекционно-развивающие задачи:

 Развитие артикуляционной, пальчиковой моторики, речевого дыхания, слухового внимания, фонематических процессов, мимики, зрительного внимания, логического мышления, координации речи с движением. Закрепление  поставленных звуков в словах, развивать у детей умение  имитировать характерные действия персонажей, способствовать развитию диалогической речи. Делать умозаключения и выводы. Развивать самостоятельность.

      Воспитательные задачи:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитывать стремление оказывать помощь другим детям, которые оказались в трудной ситуации. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

  Материалы и оборудование к занятию:

Снежинки 6 шт,   материал для выкладывания снежинок (синильная проволока), раздаточный материал - наборы танграма и схем ёлочек, игра «Чей хвост», игра «Сундучок знаний»,  конверт с загадкой и снежинкой с посланием, загадки для викторины свернутые в трубочки, 2 пластиковые корзинки, упаковки от киндерсюрпризов, игрушки-сюрпризы.

Музыка вьюги на телефоне и музыка для фона во время выполнения заданий.

Интегрируемые образовательные области:

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

«Познавательное развитие (ФЭМП и Ознакомление с окружающим миром)»

Используемые технологии:

Здоровьесберегающая технология.

Педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии).

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (обучение в сотрудничестве).

Технология использования в обучении игровых методов (деловых, ролевых и других видов обучающих игр).

Технологии эффективной социализации (рефлексивный круг, свободная деятельность, вариативность деятельности и материалов).

Современные педагогические технологии.

Информационно-коммуникативные технологии.

Методические приемы:

Вопросы, проблемные ситуации, упражнения, игры, задания, загадки.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций диких животных, пейзажей зимнего леса и беседа по ним.

Рассказы: А.К.Толстой «Лиса Патрикеевна», Е. Чарушин «Волчишко»,  Н. Сладков «Лиса и еж», «Лиса и заяц», Г. Снегирев «Медвежонок».

 Сказки:  «Колобок», «Три медведя»  (Обр. Л. Толстого), «Маша и медведь» (Обр. М. Булатова),  «Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой» (Обр. М. Булатова),  Ш. Перро «Красная шапочка».

Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чей этот домик?», «Кто чем питается?», «Кто потерялся?», «Отгадай, чьё это?».

Игры - драматизации: Б. Заходер «Еж», С. Маршак «Еж и лиса».

Ход занятия:   I. Организационный момент

Логопед обращается к гостям:

Здравствуйте, гости дорогие!

Садитесь рядком, садитесь ладком

Тихонько посидите,

Да всё сами поглядите! (звучит музыка вьюги-метели)

Обращается к детям:

Ребята, вы слышите какая вьюга поднялась? Ой, смотрите, что это она нам принесла?

(Открывает конверт с загадкой)

Когда приходят холода

Кружит она, летает.

Она красива, как звезда,

А на ладошке тает.

Дети: отвечают (снежинка)

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали (достает снежинку) А вы знаете ребята, на ней какое-то послание:

В лес сегодня на прогулку 
            Приглашаю вас пойти. 
            Интересней приключенья 
            Нам, ребята, не найти. 
            По дорожкам, по тропинкам, 
            По лесу гулять пойдем. 
            И лесных зверей мы с вами
            Обязательно найдем.

Укажу вам точно путь, только  выложить снежинку не забудь!!!!

-----------------------------------------Игра «Снежинка»-------------------------------------------------

(Ребятам предлагается выложить снежинку из подготовленных материалов)

За выполненное задание вы будите получать снежинки, ваша задача собрать все и вы сможете участвовать в  викторине подарков в новогоднем лесу, ведь скоро праздник волшебства «Новый Год». Получайте, свою первую снежинку 1.

II. Основная часть 

Логопед: Ох, и замерзли ваши ручки выкладывая холодные снежинки, давайте ребята погреемся вместе перед тем как отправиться в путь? Давайте погреем ручки, подуем на них теплым воздухом и сдуем все снежинки?!

--------------------------Дыхательная гимнастика-------------------------------------------------------

(дыхательная гимнастика: ребята сдувают снежинки)

Логопед: Расскажите ребята, кто знает какие могут быт снежинки ? Дети отвечают ( холодные, белые, пушистые, легкие, красивые, изумительные, удмвительные, новогодние...)

Какие вы молодцы, все снежинки сдули и согрелись, а еще заработали очередную снежинку, они вам скоро очень пригодятся (вручает снежинку 2 ), а сейчас нам надо торопиться в новогодний лес. А как вы думаете, ребята, каких деревьев больше всего в новогоднем лесу?

Дети: отвечают (ёлок, сосен....)

Воспитатель: Предлагаю устроить у нас тут настоящий еловый лес и выложить красивые ёлочки из танграма!

--------------------------Игра «Танграм»------------------------------------------------------------------

 (дети получают  наборы танграма со схемами ёлок  приложение 1 и выполняют задание) Какие вы молодцы и снова вы справились  получаете новую снежинку 3!

Логопед: Ребята, а вы знаете кто с нами тоже хочет  в лес на прогулку пойти - это наш веселый язычок, пойдемте с ним вместе!!!

-----------------------Артикуляционная гимнастика приложение 2--------------------------------

Вы отлично справились, получайте еще одну снежинку 4.

Воспитатель: Вот ребята, мы и в зимнем лесу, куда проводил нас наш веселый язычок.А знаете ли вы какие живут в лесу звери?

Дети: перечисляют поднимая руку, или поочереди. (белки, зайцы, медведи, волки, лисы, лоси, олени, кабаны, ежи, барсуки, еноты, бобры....)

Воспитатель: А найдете ли вы чей тут хвост?

------------------------------------Д/и «Чей хвост?»-------------------------------------------------------

(Раскладывается Д/и  и предлагается найти пары,  потом назвать кому что попалось)

Дети: Уши зайца - заячьи уши, хвост лисы - лисий хвост, хвост белки - беличий хвост и т.д.

Воспитатель: Вот это вы умнички какие, справились, ничего не перепутали и снова заработали снежинку 5.

Воспитатель: А теперь давайте немного разомнёмся!

--------------------------------Физкультминутка---------------------------------------------------------

Покажите, мне ребята, как в лесу живут зверята,

Как лисёнок просыпается, как бельчонок умывается,

Как зайчонок поскакал, как волчонок пробежал,

Только медвежонок спит, просыпаться не спешит.

Логопед: Ну,  а теперь последнее задание для дружной команды! (игра Сундучок знаний Приложение 3)

---------------------Д/И «Сундучок знаний» -----------------------------------------------------------

Логопед: Ребята, я вам сейчас покажу картинку, вы её в течении 10 секунд должны запомнить, а потом каждому из вас будет задан вопрос, при правильном ответе на который вы зарабатываете 1 балл в свою дружную команду, всего можно заработать 6 балов и получить 6ю снежинку, необходимую для участия в новогодней викторине.

(Ребята играют в игру  и отвечают на вопросы и получают снежинку 6)

Логопед: Язычок мы с вами размяли, ножки, ручки, тоже; глазки потренировали, осталось пальчики подготовить.

--------------------- Пальчиковая гимнастика-----------------------------------------------------------

Зайцы спрятались от волка (сжимать-разжимать пальцы обеих рук в кулаки)

Чья-то им досталась норка (прятать один кулак в ладонь руки поочерёдно)

Серый волк зубами щелк (сжатие-разжатие перекрещенных пальцев обеих рук)

Ах, какой зубастый волк (руки к щекам, качать головой)

Белочка в своём дупле, орешки щёлкает в тепле (щелчки пальцами)

А медведица в берлоге, медвежат считает чтобы...Раз, два, три, четыре, пять...

(соединять соответствующие пальцы рук друг с другом)

До весны всю зиму спать (хлопать в ладоши).

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, теперь вы все участники зимней викторины и можете своими знаниями заработать настоящие сюрпризы-подарки. Вытаскивайте поочереди по загадке, отгадывайте и выбирайте себе свою награду, удачи!!!

-------------------------------------Новогодняя викторина ----------------------------------------------

(Дети поочереди вытаскивают загадку, воспитатель и логопед их зачитывают и при правильном ответе ребёнку предлагается выбрать себе награду)

Обсуждение занятия в рефлексивном кругу.

Приложение 1. IMG_256

Приложение 2.

Артикуляционная гимнастика «Лесная прогулка весёлого язычка»

Проснулся язычок, выглянул из окошка, выглянул на улицу, подышал свежим воздухом, вот так. Посмотрел вверх, посмотрел вниз, посмотрел вверх, светит ли солнышко, посмотрел вниз - нет ли сугробов, и снова вверх и вниз. Отличная сегодня погодка для прогулки в лес. Вышел язычок на дорожку, широкая дорожка, вот такая, и потопал своими ножками вот так ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ. Сначала дорожка была широкая, вот такая, а потом стала узкая тропинка, постарайтесь сделать узенькую тропинку - молодцы!

В право-влево поворачивает тропинка, язычок по ней бежит, здорово у вас получается! Наконец прибежал язычок в лес. Ой, а кто это там за деревом спрятался? Зубы острые, вот такие вот, это же волк, покажите волка, щелкает зубами волк, хочет съесть нашего язычка, думает он вкусненький, вот так вот хотел съесть НЯ-НЯ-НЯ-НЯ-НЯ, а язычок у нас умный, он спрятался в чью то норку, вот так, попробуйте, выглянул снова - спрятался, выглянул, ест волк или нет - спрятался. Наконец ушел волк, не видно его, ура, пошел язычок дальше гулять.

Слышит, что за звуки такие? Стучит кто-то? Вот так ДДДДД, попробуйте, ДДДДД, громко- громко стучит ДДДДД. А, так это же дятел, догадался язычок, сидит на дереве и червячка хочет достать - ДДДДД. Пошел язычок дальше по тропинке.

И тут навстречу ему выходит большой, с большими рогами, кто это? Язычок не знал, но это был олень. Посмотрел олень на язычка и убежал цокая копытцами, вот так, ЦОК-ЦОК..., попробуйте поцокать язычком как копытцами олень, ЦОК-ЦОК..., у вас хорошо получается, пробуйте еще, ЦОК-ЦОК.... Устал язычок,   лег на снег отдохнуть, вот так. Пойду я наверное обратно домой, вышел он снова на узкую тропинку и пошел, тропинка снова превратилась в широкую дорожку, вот такую.

Пришел домой наш язычок, молодец, хорошо ты сегодня погулял, давайте его похвалим и погладим. Погладим еще разок нашего умницу.

Приложение 3.

Игра «Сундучок знаний»

IMG_256


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познанию с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Как звери готовятся к зиме?»

Задачи:Образовательная : систематизировать (расширять)  знания детей о жизни диких животных, их повадках и образе жизни. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные присп...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Тема "Составление рассказа на тему: "Зима".

Развитие связной речи детей является одной из основных задач. Так как от этого зависит, как ребенок будет учиться в школе.Необходимо совершенствовать грамматический строй речи и навыки предложно-падеж...

Конспект занятия по развитию речи cтарший дошкольный возраст Тема: «Перелетные и зимующие птицы»

Конспект занятия по развитию речиСтарший дошкольный возраст 5-7 летТема: «Перелетные и зимующие птицы»Цели:Образовательная: формирование представлений у детей о   перелетных и зи...

Интегрированное занятие по развитию речи во второй младшей группе Тема «Детские забавы зимой»

Данная работа представляет собой электронные документы, предназначенные для организации и проведения теоретических и практических занятий по развитию речи с детьми младшего дошкольного  возраста,...

Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста Тема «Как звери готовятся к зиме?

Расширять и углублять представления детей о подготовке диких животных к зиме. Учить устанавливать причинно-следственные связи изменения жизни животных с изменением времени года. Развивать логическое м...

Интегрированное занятие по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Птицы зимой»

Предлагаю вам конспект организованной учебной деятельности детей второй младшей группы по теме «Птицы зимой». На данном  занятии закрепляется  способность у детей к диалогич...

Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста Тема «Как дикие животные к зиме готовятся»

Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего дошкольного возрастаТема: «Как дикие животные к зиме готовятся»...