Конспект занятия по развитию речи cтарший дошкольный возраст Тема: «Перелетные и зимующие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи
Старший дошкольный возраст 5-7 лет
Тема: «Перелетные и зимующие птицы»
Цели:
Образовательная: формирование представлений у детей о перелетных и зимующих птицах.
Развивающая: развивать речь детей, обогащать их словарь. Развивать мелкую и общую моторику.
- сформировать представление о зимующих и перелетных видах птиц.
Оборудование:
Иллюстрации перелетных и зимующих птиц; аудиозапись с пением птиц; 1 большой магнит; магниты по количеству детей; скрепки большие; раскраски с изображением птиц на каждого ребенка; семена подсолнечника, тыквы, мелкие игрушки, пробки; 2 контейнера; 4 миски; 2 условных знака ; перья птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_2.docx | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
Старший дошкольный возраст 5-7 лет
Тема: «Перелетные и зимующие птицы»
Цели:
Образовательная: формирование представлений у детей о перелетных и зимующих птицах.
Развивающая: развивать речь детей, обогащать их словарь. Развивать мелкую и общую моторику.
- сформировать представление о зимующих и перелетных видах птиц.
Оборудование:
Иллюстрации перелетных и зимующих птиц; аудиозапись с пением птиц; 1 большой магнит; магниты по количеству детей; скрепки большие; раскраски с изображением птиц на каждого ребенка; семена подсолнечника, тыквы, мелкие игрушки, пробки; 2 контейнера; 4 миски; 2 условных знака ; перья птиц.
Ход занятия:
Дети находятся в группе с воспитателем.
Организационный момент: (1 мин)
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Дайте руку другу справа
И скорей вставайте в круг!
Какой сегодня чудесный день!
Светит осеннее солнышко.
Давайте представим себя маленькими солнышками. Протянем вперед свои руки – лучики, соединим их вместе, как лучики солнца. Поделимся теплом с друзьями.
I. Введение в игровую ситуацию. (1мин)
- Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром, когда шла в садик
(демонстрирую детям перья различных птиц).
Дети: - Перья.
- Ребята, а чьи это перья?
Дети:- Птичьи.
- Верно. И мы сегодня поговорим о птицах, которые остаются с нами зимой, и вспомним тех, которые улетели.
Предлагаю сесть на стульчики.
II.Актуализация знаний. (8 мин)
- А как вы думаете, зачем птицам перья?
Ответы детей.
- (Обобщаю ответы) перья помогают сохранить тепло и придают птицам неповторимую окраску.
- Где же можно встретить птиц?
Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - повсюду)
- Расскажите, где живут птицы?
Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - строят гнезда)
2 слайд : дома птиц
-Кто скажет, чем похожи птицы?
Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - умеют летать, есть крылья)
- Уже скоро наступит зима, и многие птицы улетят в теплые края. Эти птицы называются….(перелетные)
Воспитатель: Молодцы! Каких перелетных птиц вы знаете?
Дети: Ласточка, цапля, журавль, жаворонок, утки, гуси, лебеди..
3 слайд: перелетные птицы.
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, каждая птичка сама по себе улетает в теплые края? Одна? А давайте, понаблюдаем, какие птицы и как улетают.
Дети: Да.
4 слайд: построение птиц в полете.
Воспитатель:
Журавли , лебеди клином впереди летит вожак, самый сильный и выносливый, затем по слабее и в конце летят самые слабые птицы.
Ласточки, грачи, скворцы – стаей
Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей
В одиночку улетают кукушки, орлы, ястребы.
- Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались)
Воспитатель:
Ребята, все птицы улетят в теплые края. Мы останемся совсем без птиц?
Дети: Нет, у нас останутся зимующие птицы.
Воспитатель: Назовите зимующих птиц.
Дети: Воробей, ворона, синица, сорока, голубь ,снегирь
5 слайд: зимующие птицы.
Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас я узнаю, как вы запомнили перелетных птиц и зимующих.
Д/и «Четвертый лишний» (слайды)
6 слайд Воробей– сорока – снегирь – утка
7 слайд Лебедь – голубь – ласточка – утка
8 слайд Цапля – журавль – синица – утка
9 слайд Ласточка – снегирь – клест – сорока
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Настало время поиграть и порезвиться.
Подвижная игра "Зимующие и перелетные птицы".
Детям раздаются картинки с изображением птиц: перелетных и зимующих. В группе на разных столах расположены изображения солнышка и снежинки. Дети, в роли птиц ходят под музыку:
После того как музыка заканчивается "перелетные птицы" должны собираться у солнышка, а "зимующие" - у снежинки. Игра повторяется два раза.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, а вы знаете, какие птицы от нас улетают последними?
Дети: Лебеди, гуси, утки.
Воспитатель: Правильно, ребята, поздней осенью, когда уже на землю ложится первый снег, лебеди собираются в стаи и красивым клином улетают в теплые страны до следующей весны. Все виды лебедей занесены в Красную Книгу и охота на этих величественных птиц строжайше запрещена.
Воспитатель:- Почему же птицы улетают на юг, как вы думаете?
Ответы детей. (Обобщаю ответы - Потому, что наступают холода, птицы питаются насекомыми, зимой нет насекомых и им нечего есть)
III Затруднение ситуации (1 мин)
- Птиц ждет нелегкий путь на юг, но весной они возвратятся назад. Интересно, а как птицы находят дорогу на юг и обратно?
Ответы детей.
- Оказывается, они ориентируются днем по солнцу, а ночью по звездам и луне. А еще, ученые установили, что птицы чувствуют магнитные поля, которые окружают Землю. Хотите узнать, как это происходит?
IV Введение нового (1 мин)
Вместе с детьми передвигаемся к столу, на котором лежат магниты в коробочке и скрепки, рассыпанные по столу.
- Наша планета Земля – это огромный природный магнит. А магнит умеет притягивать.
- У меня есть магнит. (Показываю детям).
-Представим, что наш магнит - это Земля. А скрепки - птицы. Как вы думаете, что будет со скрепками, если поднести к ним магнит?
Дети предлагают разные варианты действия магнита.
- Давайте попробуем.
V Включение нового знания в систему знаний (10 мин)
Опыт с магнитом. Дети проверяют действие магнита. Объясняют увиденное.
-Видите, как скрепки тянутся к магниту. Так происходит действие магнитных сил Земли. Земля притягивает к себе птиц.
- А сейчас поиграем? Я буду называть птиц. Если вы услышите название перелетной птицы – машите руками, если я назову зимующую птицу – присядьте. Вставайте в рассыпную и будьте внимательны: ворона, снегирь, гуси, голубь, сорока, ласточка, синица, аист, журавль, утки, воробей.
- Здорово! Молодцы! Садитесь на стульчики.
- Поиграем?
Дидактическая игра «назови ласково».
- Я буду называть птицу, а вы называйте эту птицу ласково.
- Воробей. Дети: - Воробышек.
- Синица. Дети: - Синичка.
- Галка. Дети: - Галчонок, галочка.
- Журавль. Дети: - Журавушка. И
- Голубь . Дети :- Голубка, голубок
- Лебедь. Дети :- Лебедушка
- Гусь. Дети : - Гусек, гусенок
- Соловей. Дети : - Соловушка
- Аист. Дети : - Аистенок
- Утка. Дети : -Уточка,
- Снегирь. Дети:- Снегирек, снегирюшка, снегиречек . И т.д.
-Молодцы!
- А сейчас давайте сравним человека, животных и птиц.
-У человека дети, а у птиц? Дети: - Птенцы.
- У кошки шерсть, а у птиц? Дети: -Перья.
- У собаки нос, а у птиц? Дети: - Клюв.
- У человека руки, а у птиц? Дети: - Крылья.
- Заяц бегает, а птицы? Дети: - Летают.
- Корова мычит, а птицы?…..
Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»
Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы
Физкультминутка. (1 мин)
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки – на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
- Молодцы!
Работа в командах. (2 мин)
- Ребята, а вы знаете, что едят птицы?
Ответы детей.
- Правильно. Зимой птицам очень трудно находить корм, особенно во время снегопадов.
Мы с вами должны помогать пернатым друзьям пережить холодную зиму. А как мы можем помочь?
Ответы детей.
- Правильно, делать кормушки, насыпать в них корм. У меня есть угощение для птиц, но мне кажется, что ветерок подул и все перепутал. Давайте приготовим корм, который возьмем на прогулку и покормим птиц.
Дети вместе с воспитателем переходят на ковер.
- Вот задание 1 команде
- А вот задание 2 команде
Дети перебирают семена, камни, пуговицы и т.д. лакомство для птиц в одну миску, игрушки и другие предметы в другую миску.
- Молодцы, ребята. Птицам понравится ваше угощение.
Рефлексия. (3 мин)
- Еще у меня для вас есть раскраски. Рассаживайтесь за столы.
Раздаю детям раскраски. Дети раскрашивают птиц.
Работа индивидуально.
- Как называется твоя птица? (Угадай по контуру). Она перелетная или зимующая? Какого цвета карандаши тебе понадобятся?
V Осмысление (Итог) (1- 2 мин)
- Ребята, скажите, о чем мы сегодня беседовали? Что нового узнали? Кому помогли? (Дети осмысливают свои действия, фиксируют достижение цели.)
Ребят, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему Зимующие птицы
Образовательные задачи. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия “зимующие птицы”, познакомить детей с новой птицей- клестом, его внешним видом, повадкам...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Зимующие птицы»
конспект занятия...
План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Зимующие птицы»
Цели: формировать и расширить экологическую культуру у детей; прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи:• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребле...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: "Зимующие птицы"
Развитие связной речи у детей подготовительной группы....
КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Зимующие птицы"
Конспект занятия по развитию речи на тему:"Зимующие птицы" (средняя группа)...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе: «Перелетные и зимующие птицы».
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе:«Перелетные и зимующие птицы».Цель:Закреплять полученные знания по теме: «Перелётные и зимующие птицы»Задачи:Продолжать ра...
Конспект занятий по развитию речи в старшей группе. Тема НОД: «Зимующие Птицы»
Конспект занятий по развитию речи в старшей группе.Тема НОД: «Зимующие Птицы»...