Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему: «Посуда»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель: активизация, расширение и уточнение словарного запаса детей по теме «Посуда».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_tema_posuda.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста на тему: «Посуда»
Цель: активизация, расширение и уточнение словарного запаса детей по теме «Посуда».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнять детей в образовании имён прилагательных от имён существительных;
- совершенствовать навык образования и употребления сложно-подчинённых предложений с союзом потому что;
- упражнять детей в образовании и правильном использовании существительных с помощью суффиксов -ниц-, -ник-, -ёнк-;
- закреплять употребление предлогов и существительных в различных падежах.
Коррекционно-развивающие:
- давать понятие о материалах, из которых изготавливают предметы посуды;
- развивать внимание, память, логическое мышление и связную речь;
- учить классифицировать предметы посуды по способу употребления в быту;
- совершенствовать навык координации речи с движениями.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей навыки самообслуживания и аккуратность при обращении с предметами посуды.
Оборудование:
- картинка с изображением сказочного самовара;
- предметные картинки с изображением различной посуды из различных материалов;
- мяч небольшого размера;
- большие картинки с изображением плиты, обеденного стола и буфета + маленькие предметные картинки с изображением предметов посуды;
- плакат для игры «Разложи продукты по своим местам» + маркер;
- стакан и ложка.
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед приветствует детей, показывает картинку с изображением самовара и спрашивает: «Ребята, скажите, пожалуйста, кто из вас знает, как называется этот предмет? (Самовар.) А почему он так называется? (Ответы детей.)»
Если дети затрудняются, ответ даёт сам логопед: «Слово самовар состоит из двух слов: сам и варит. Этот предмет сам кипятит воду для чая, поэтому так и называется».
II. Основная часть
1. Объявление темы
Логопед: «Ребята, сегодня Самовар Самоварыч пригласил нас в свою страну. А как вы думаете, кто там живёт? (Посуда.) Правильно, посуда. А чтобы убедиться, что это действительно так, я прочитаю вам письмо».
2. Вводная беседа
Логопед открывает конверт, на котором нарисован самовар, и зачитывает письмо от Самовара Самоварыча:
«Посудой люди пользовались с древних времён. Сначала её делали из глины и дерева. Потом появилась стеклянная, металлическая, фарфоровая посуда.
Фарфоровая посуда изготавливается из глины, но белого цвета. Она хрупкая, но красивая и лёгкая.
Широко используется в хозяйстве посуда из металлов. Сковородки из чугуна отличаются прочностью и стойкостью к высоким температурам. Алюминиевые кастрюли и ковшики лёгкие, дешёвые и прочные.
Из стекла на специальных стекольных заводах создают очень красивую посуду: кувшины, бокалы, стаканы.
Ещё один материал для изготовления посуды – это пластик. Из него делают одноразовую посуду и посуду для холодных продуктов.
Вы должны помогать маме ухаживать за предметами посуды: освободите тарелки и чашки от остатков пищи, затем вымойте горячей водой с моющим средством, тщательно ополосните её. Сухим полотенцем вытрите посуду и уберите её в шкаф (на полку). Если соблюдать эти простые правила, посуда прослужит вам долго и всегда будет красивой».
3. Игра «Что из чего сделано?»
Логопед: «В стране Самовара Самоварыча посуда сделана из разных материалов. Попробуйте догадаться, какая это посуда».
Игру можно провести с мячом: педагог бросает мяч и спрашивает, ребёнок отвечает и возвращает мяч.
Речевой материал:
стакан из стекла – стеклянный
чашка из фарфора – фарфоровая
кастрюля из металла – металлическая
сковорода из чугуна – чугунная
кувшин из глины – глиняный
тарелка из пластмассы – пластмассовая
бокал из хрусталя – хрустальный
ложка из дерева – деревянная
блюдце из керамики – керамическое
4. Игра «Что куда?»
Логопед вместе с детьми вспоминают, что посуда бывает разной в зависимости от того, как её используют в быту:
кухонная – это посуда нужна на кухне; в ней готовят пищу;
столовая – этой посудой пользуются за столом во время обеда;
чайная – эта посуда нужна для того, чтобы пить чай;
кофейная - эта посуда нужна, чтобы пить кофе.
Затем педагог выставляет на наборное полотно три большие картинки с изображением буфета, плиты и стола и предлагает помочь Самовар Самоварычу поставить посуду на место: кухонную – на плиту, столовую – на стол, чайную - в буфет. Дети по желанию выбирают предметные картинки с изображением предметов посуды и расставляют их по местам: «Я поставлю чайник на плиту, потому что это кухонная посуда».
5. Игра «Разложи продукты по своим местам»
Логопед вешает на доску большой плакат, на котором с правой стороны изображены продукты питания, а с левой - посуда для них. Затем педагог предлагает детям помочь Самовару Самоварычу навести порядок и разложить продукты по своим местам. Дети по очереди выходят к доске, рассказывают, что куда нужно положить и соединяют маркером соответствующие рисунки: «Хлеб я положу в хлебницу. Молоко я налью в молочник и т.д.»
Речевой материал: сахар – сахарница, сухарь – сухарница, хлеб – хлебница, суп – супница, конфеты – конфетница, селедка – селёдочница, салат – салатница, фрукты – фруктовница, перец – перечница, соль - солонка, соус - соусник, молоко - молочник, масло - маслёнка.
6. Физкульминутка «Самовар»
Выполнение движений по тексту стихотворения.
К самовару гости прибежали, | Дети стоят в кругу, один ребёнок посередине. |
Дружно чашки наполняли: | Идут к середине круга, здороваются. |
Вкусный чай у самовара, | Расходятся. |
Он с ромашковым отваром. | Идут по кругу друг за другом. |
7. Игра «Где ложка?»
(закрепление навыка правильного использования предлогов в речи)
Логопед: «Ребята, Самовар Самоварыч решил дать вам несколько заданий. Я буду потихоньку говорить кому-то из вас задание, вы его выполните, а остальные ребята расскажут, что вы сделали».
Дети по одному выходят к доске. Педагог шепотом говорит, какое действие нужно выполнить. Ребёнок выполняет, а остальные рассказывают, что он сделал.
Речевой материал:
Ложку положили в стакан.
Ложку положили на тарелку.
Коля взял ложку из стакана.
Ложка лежит под стаканом.
Ложка лежит за кастрюлей.
Ирина взяла ложку из-за кастрюли.
Света положила ложку между стаканом и тарелкой.
8. Игра «Четвёртый лишний»
Логопед называет четыре предмета посуды. Дети выделяют «лишний» предмет и объясняют свой выбор: "Лишняя кастрюля, потому что она сделана из металла, а остальные предметы посуды - из фарфора" или «Лишняя кастрюля, потому что это кухонная посуда, а все остальные предметы это чайная посуда».
Речевой материал:
Чашка, заварочный чайник, кастрюля, сахарница.
Сахарница, кофейник, чайник, чашка.
Кастрюля, чайник, банка, сковорода.
Стакан, банка, сковорода, бутылка.
Тёрка, кастрюля, сковорода, супница.
Миска, ложка, вилка, нож.
III. Итог занятия
Логопед спрашивает детей:
- Кто живёт в стране, которой руководит Самовар Самоварыч?
- Какие виды посуды вы можете назвать в зависимости от их применения в быту?
- Из каких материалов делают посуду?
- Как нужно обращаться с посудой, чтобы она долго прослужила?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (старшая//подготовительная группы) ТЕМА: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Занятие по развитию лексико-грамматических представлений в старшем дошкольном возрасте по лексической теме "Домашние животные"...
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран».
Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран»....
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе Тема: Дикие животные.
Формирование лексико-грамматических средств языка по теме « Дикие животные»Задачи:1. Коррекционно-образовательныеуточнение представлений о животных, уточнение, обогащение и активизация словаря по теме...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка. подготовительная группа. Тема Подбор родственных слов. Весна.
Представленный конспект пол теме "Подбор родственных слов.Весна" разработан на основе программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной "Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи". Турова Н.И. добави...
занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе Тема: «Падежные конструкции»
Тема: Падежные конструкции. Творительный падеж множественного числа.Цели:1. Учить детей употреблять существительные в Творительном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголами....
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в рамках лексической темы "Наш город"
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в рамках лексической темы "Наш город"...