ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (старшая//подготовительная группы) ТЕМА: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
план-конспект урока по развитию речи по теме

Алексеева Елена Евгеньевна

Занятие по развитию лексико-грамматических представлений в старшем дошкольном возрасте по лексической теме "Домашние животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lg.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИ

 (старшая//подготовительная группы)

ТЕМА: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

        Учитель-логопед:

                                                                                                                    Алексеева Елена Евгеньевна

                                                 

///Программное содержание (решаемые задачи) в тексте///

Дети стоят

  1. Ребята, сегодня к нам пришли гости, а кто они вы узнаете, отгадав мои загадки. Загадки:

1. Я большой и я красивый, я бегу - и вьется грива,

    Длинный шелковый хвосток и копытами ~ цок, цок.    (Конь)

2. Голодная мычит, сытая жует,

    Всем детям молока дает.    (Корова)

3. Идет, идет, бородой трясет, травки просит:

    «Ме-ме-ме, дайте вкусной мне».    (Козел)

4. С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком,

    А  хвост колечком.      (Собака)

5. Спереди - пятачок, сзади - крючок,

    Посредине - спинка, а на ней - щетинка.     (Свинья)

6. Мягкие лапки, а в лапках царапки.

   Все время умывается, а с водой не знается.     (Кошка)

Дети садятся за столы

  1. Молодцы, очень сообразительные ребята! Повторите, пожалуйста, каких животных мы только что отгадали? (припоминание и воспроизведение отгадок – развитие внимания и памяти). Перечисляют животных,  логопед одновременно выкладывает картинки с их изображением.
  2. Вы наверное догадались о ком мы с вами будем разговаривать… Все перечисленные животные – это какие животные: домашние. А как вы думаете, почему их так называют? Ответы детей.
  3. Ребята, но они с собой что-то принесли… Они все, оказывается, пришли с играми и хотят, чтобы мы с вами поиграли. Поиграем? Но для начала необходимо выбрать, кто же первый с нами будет играть? Дети выбирают животное любое и отвечают на вопросы (к каждой картинке с животными прилагается конверт с заданием):

  1. Стихотворение «У кого кто есть» (закрепление названий детенышей) – дети должны закончить строчку.

        

У верблюда есть горбатый …(верблюжонок).

У серой мышки – маленький … (мышонок).

У кошки – пушистые … (котята),

У белки – рыжие … (бельчата).

У крольчихи – пуховые … (крольчата),

У собаки – шаловливые … (щенята),

У коровы – ласковый … (теленок),

У свиньи – веселый … (поросенок),

У лошади есть … (жеребенок),

У козы – смешной … (козленок),

У овцы – кудрявые … (ягнята),

А у мамы – конопатые …(ребята).

2. «Путаница» (упражнение в употреблении родительного падежа множественного числа существительных со словом нет).

У кошек есть рога? – У кошек нет рогов.

У собак есть рога – У собак нет рогов.

У верблюдов есть рога? – У верблюдов нет рогов.

У свиней есть рога? – У свиней нет рогов.

У коров есть когти? – У коров нет когтей.

У коней есть рога? – У коней нет рогов.

У ослов есть когти? – У ослов нет когтей.

У коз есть когти? – У коз нет когтей.

У кошек есть копыта? – У кошек нет копыт.

У собак есть копыта? – У собак нет копыт.

У кроликов есть копыта? – У кроликов нет копыт.

3. «Составь предложение» (составление сложных предложений со значением противопоставления). Логопед произносит: «Мяу – мяу, хрю – хрю». Дети комментируют: «Кошка мяукает, свинья хрюкает».

Например:

«Гав – гав, му – му»;

«Мяу – мяу, гав – гав»;

«Иго-го, хрю – хрю»;

и т.п.

Дети стоят

  1. Ну, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Подойдите. Пожалуйста, к стенду и посмотрите здесь есть упражнения с пальчиками, которые похожи на наших с вами гостей. Давайте изобразим их. Пальчиковая гимнастика «Собака», «Кошка», «Коза» (изображают руками; гимнастика без словесного описания).
  2. У меня есть еще одна речевая подвижная игра «Котик и козлик». Импровизация движений.

Котик усатый по садику бродит,

А козлик рогатый за котиком ходит.

Лапкою котик помадит свой ротик,

А козлик седою трясет бородою.

  1. А теперь давайте поработаем язычком – поскачем, как лошадки…. И пойдем на свои места.

Садятся

  1. А сейчас мы с вами продолжим играть с нашими гостями… (продолжают открывать конвертики с заданиями):

4. «Кто кем будет?» (закрепление названий детенышей животных; развитие логического мышления; усвоение категории творительного падежа).

Щенок будет … (собакой).

Котенок будет … (собакой).

Жеребенок будет …(лошадью).

Ягненок будет … (овцой).

Козленок будет … (козой).

Теленок будет … (коровой).

Поросенок будет … (свиньей).

«Предложение договори и его ты повтори» (употребление глаголов в единственном и множественном числе: закрепление названий детенышей животных).

Котенок лакает, а котята … (лакают).

Теленок мычит, а телята … (мычат).

Щенок бежит, а щенята … (бегут).

Козленок скачет, а козлята … (скачут).

Поросенок ест, а поросята … (едят).

Жеребенок прыгает, а жеребята … (прыгают).

Ягненок жует, а ягнята … (жуют).

5. «Один – много» (образование множественного числа существительных).

Кошка – кошки

Собака – собаки

Котенок – котята

Жеребенок – жеребята

Овца – овцы

Конь – кони

Лошадь – лошади

Свинья – свиньи

Ягненок – ягнята

Корова – коровы

Бык – быки

Теленок – телята

Коза – козы

Козленок – козлята

Козел – козлы

Баран – бараны

Кот – коты

Пес – псы

Щенок – щенки

6. «Подбери признак» (обогащение словарного запаса прилагательными).

Кошка (какая?) - …, щенок (какой?) -…, козленок (какой?) - …, кони (какие?) - …, быки (какие?) - … и т. п.

«Назови ласково» (упражнение в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

Кошка – кошечка

Собака – собачка

Свинья – свинка

Кот – котик

Пес – песик

Козел – козлик

Коза – козочка

Жеребец – жеребеночек

Овца – овечка

И т.п.

  1. Вот мы и поиграли! Все наши игры закончились. Но что-то наши гости заскучали. А вы знаете почему? У каждого есть своя семья. Давайте, попробуем найти их детенышей? (логопед раздает данные картинки – «гостей») Дети ищут из предложенных картинок с животными их детенышей.

Встают у столов

  1. Молодцы, справились с заданием! А сейчас назовите детенышей (можно назвать всю семью).
  2. Вот наше занятие и подошло к концу – вы все, наверное, устали. Давайте наберем воздух в легкие  и вздохнем … Делают упражнение «Вдох – выдох».
  3. А в заключении, я хочу спросить: о ком было наше занятие? Какие это животные? Почему их так называют? Давайте, вспомним и перечислим животных, которые у нас на этой недели в гостях? С ними мы не прощаемся. Потому что нам еще предстоит общаться на других занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию лексико - грамматических категорий и обогащение словаря детей по теме “Животные”.

Данный материал представляе собой презентацию(из 3 частей), конспект занятия и раздаточный материал по по развитию лексико - грамматических категорий и обогащение словаря детей по теме “Животные”...

Конспект занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Развитие лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы "Домашние животные")

Программное содержание. Активизировать словарь детей по лексической теме. Закрепить обобщающее понятиее "Домашние животные". Развивать грамматический строй речи и фразовую речь. Развивать мышление, па...

Конспект занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Развитие лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы "Домашние животные")

Программное содержание. Активизировать словарь детей по лексической теме. Закрепить обобщающее понятиее "Домашние животные". Развивать грамматический строй речи и фразовую речь. Развивать мышление, па...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Домашние животные». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Дикие животные наших лесов». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе. Тема «Зима. Зимующие птицы».

Занятие поможет решить: коррекционно-образовательные,коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные цели. В основном игры направлены на развитие грамматического строя речи....