Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи на тему: "Звук и буква Т"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Занятие 11. Звук и буква Т.
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей со звуком и буквой Т;
- научить характеризовать звук Т по акустическим и артикуляционным признакам, анализировать прямые слоги.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей фонематические процессы;
- закреплять понятия: слог, слово, предложение;
- упражнять в выделении звука Т в конце и начале слов.
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу.
Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Т; буква Т, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, наборы для выкладывания слоговой схемы.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: вспомните слова, в которых есть звук Н.
2. Развитие общей моторики. «Подарки».
Пошла Маша на базар, | Дети ходят по кругу друг за другом. |
Принесла домой товар: | Останавливаются. |
Родной матушке платок, | Показывают. |
По середочке цветок; | Упражнение «Цветок» |
Братьям – соколам - | Делают повороты в стороны. Руки на поясе. |
По козловым сапогам; | Наклоняются, не сгибая коленей, касаясь пальцами рук носков ног. |
Сестрицам – лебедицам - | Сжимают и разжимают переплетённые пальцы рук. |
По белым руковицам. | Вращают ладонями с расставленными пальцами. |
3. Развитие мелкой моторики. «Штанишки для мишки».
Нитку тянем, отрываем | (Изобразить) |
И в иголку продеваем. | (Изобразить) |
Будем шить рубашку мишке | (Изобразить размашистые стежки) |
И сошьём ему штанишки. | (Встряхнуть кистями, как бы показывая готовую одежду) |
4. Массаж лица.
Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения (по общим правилам).
5. Развитие мимических мышц. Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль.
6. Развитие артикуляционной моторики.
- Спокойное открывание — закрывание рта.
- Удержание открытого рта под счет до пяти.
- Оттопыривание языком верхней губы, а затем нижней.
- «Болтушка» (языком).
7. Работа над развитием дыхания и голоса.
Вот мы шарик надуваем, А рукою проверяем. (Рука на диафрагме.)
Шарик лопнул — выдыхаем. Наши мышцы расслабляем. Глубоко вдохнуть и на выдохе произнести: «Ма-а-а».
8. Объявление темы занятия.
Логопед предлагает посмотреть на картинку для звукоподражания: кузнец кует подкову, ударяет сильно молотком и при этом слышится звук Т. Со звуком Т мы сегодня и познакомимся.
9. Акустико-артикуляционный образ звука.
Хоровое и индивидуальное произнесение звука Т с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы растянуты в улыбке, кончик языка касается верхних передних зубов. Воздух не выходит свободно, он встречает преграду: язык и верхние зубы. Значит, звук Т — согласный, обозначать мы его будем фишкой синего цвета. А теперь послушайте, как твердо я произношу звук Т: Т-т-т. Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Звук Т — согласный, твердый, обозначаем его фишкой синего цвета. Логопед выставляет на доску пособие «Согласный звук» и подтверждает свои слова показом. Далее дети прикладывают руку к горлышку: горлышко молчит, значит звук Т — глухой. Несколько детей повторяют полную характеристику звука Т.
10. Связь звука и буквы. Знакомство с буквой Т. Показ буквы. «Написать» букву Т в воздухе, а затем на столе пальчиками.
Предложить детям назвать предметы, на которые похожа буква Т.
11. Развитие фонематического слуха. Игра «Хлопай, не зевай!»
Дети должны хлопать в ладоши, когда услышат слоги со звуком Т, в ряду других слогов: на, му, ко, та, до, мы, ту и т.д.
Физкультминутка «Аист». Выполнение движений по тексту стихотворения.
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
— Топай правою ногой,
Топай левою ногой
— Вот тогда придешь домой.
И. Токмакова
12. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ слогов AT, УТ. Выкладывание цветной схемы. Затем логопед произносит утрированно слог ТА. Совместно с детьми производит подробный анализ данного слога. По следам анализа проводится игра «Живые слоги». Двое детей выходят к доске и становятся «живыми слогами»: логопед говорит, кто из них каким будет звуком, а дети выбирают соответствующее цветовое обозначение.
Логопед (ставит детей рядом и называет получившийся слог): Это слог ТА. Назовите, кто стал звуком А? (Оля.) А кто — звуком Т? (Ваня.) Или задание наоборот: Оля у нас какой звук? (Звук А.) А Ваня у нас какой звук? (Звук Т.) Аналогично проводится звуковой анализ слога ТУ (выходят другие дети).
13. Закрепление звука в словах. Определение места звука Т в словах: тарелка, туфли, тыква, Толя, рот, крот, плот. Деление слов на слоги.
14. Закрепление звука в предложениях. Логопед предлагает детям для анализа простые предложения, без предлогов. Дети подсчитывают количество слов в предложениях.
15. Закрепление звука в тексте. Отгадывание загадок и выделение из текста слов со звуком Т.
Летит — воет, а сядет землю роет. (Жук.)
Кто так заливисто поет
О том, что солнышко встает? (Петух.)
16. Итог занятия.
Логопед: С каким звуком познакомились? Какой это звук? Если слова дружат и рассказывают о чем-нибудь, то это называется...?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями.
Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями...
Конспект коррекционного логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР (IV уровень)
Конспект коррекционного логопедического занятияпо развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР (IV уровень) Тема: Звуки [Ф-В]. Цель: дать детям п...
Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи в общеразвивающей разновозрастной группе с интегрированной формой обучения лексическая тема "Дикие Животные"
Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи в общеразвивающей разновозрастной группе с интегрированной формой обучения лексическая тема "Дикие ж...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук [а], буква А.»
Тема: Звук [а], буква А.Цель: познакомить со звуком [а], с буквой А.Задачи:Коррекционно –образовательные:- познакомить со звуками [а], буквой А.- уточнить правильную артикуля...
Технологическая карта фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ТНР
Технологическая карта фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ТНР...
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему: "Весна"
Предназначено для детей 5-6 летнего возраста...
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе. Тема «Зима. Зимующие птицы».
Занятие поможет решить: коррекционно-образовательные,коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные цели. В основном игры направлены на развитие грамматического строя речи....